Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 17:42, реферат
Мной была выбрана данная тема для написания реферата потому, что личность Императора Петра I весьма неоднозначна и интересна лично для меня. Те успехи, которые были достигнуты благодаря совместному труду его и народа в прошлом имеют прямой отклик в настоящем. Актуальна ли тема Петровских преобразований сегодня? Безоговорочно, да. Исторические события, личности хоть и являются фактами, тем не менее, имеют совершенно разную трактовку со стороны мыслителей, философов, политиков и всех, кто просто интересуется историей России.
Введение 3
1 Краткая биография 5
2 Великое посольство 1697-1698 6
3 Законотворчество в Петровскую эпоху 7
4 Военная реформа 8
5 Городская реформа 10
6 Административная реформа 11
7 Развитие наук и образования 12
8 Литература публицистика и театр 13
9 Изобразительное искусство и архитектура 15
10 Быт Петровской эпохи 16
Заключение 19
Список использованных источников 20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет»
Факультет Кадастра и строительства
Кафедра «Строительство и Архитектура»
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине «История»
Российская империя при Петре I: политические, социальные, экономические и культурные преобразования
Студентка группы 3 ДСб-1 М. С. Погодаева
Преподаватель
2013
Содержание
Введение
«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы»
Пётр Великий
«Все видят, как этот неутомимый труженик, сам одетый в скромный сюртук военного покроя, с утра до вечера отдаёт приказания и учит, как надо их выполнять; он кузнец, столяр, инженер, архитектор и штурман. Его видят везде, без свиты разве только с адъютантом, возвышающегося над толпой благодаря своему росту»
Герцен, 1850
«Он, подобно служилому князю древней Руси, всё делал сам, подобно любимому богатырю народного эпоса, видел в избытке силы и избыток обязанности, а это-то и не могло, несмотря на всю грозность Петра, не действовать обаятельно на народ. Пётр, употребляя выражение эпическое, царём на Руси служил, служил верой и правдой, бодро тянул тягло заодно с народом»
Миллер, 1873
Мной была выбрана данная тема для написания реферата потому, что личность Императора Петра I весьма неоднозначна и интересна лично для меня. Те успехи, которые были достигнуты благодаря совместному труду его и народа в прошлом имеют прямой отклик в настоящем. Актуальна ли тема Петровских преобразований сегодня? Безоговорочно, да. Исторические события, личности хоть и являются фактами, тем не менее, имеют совершенно разную трактовку со стороны мыслителей, философов, политиков и всех, кто просто интересуется историей России.
Взгляды имеют полярную окраску: А. И. Герцен считал Петра антипатриотом и деспотом; А. С. Пушкин называл его гением; И. С. Аксаков палачом.
На мой взгляд, каждый из них прав. Невозможно было быть добродушным правителем и поднять Россию на тот уровень, которого она достигла, благодаря невероятным усилиям Петра Великого.
Целью данного реферата является изучение преобразований во всех сферах жизни населения во время царствования Императора Петра I. А также анализ проведённых реформ.
Для достижения поставленной цели необходимо исследовать его реформы касательно устройства государственного аппарата, армии, т. е. городскую, административную и военную реформы.
Следует изучить преобразования в культурной сфере жизни общества, а точнее затронуть вопросы о литературе, театре, публицистике, изобразительном искусстве и литературе.
Нельзя забывать о том, что и быт того времени существенно отличался от предшествующего ему.
Безусловно, разобраться в вопросах о преобразованиях конца XVII – начала XVIII вв. поможет также и некоторые сведения из биографии Великого Реформатора.
Во время работы над рефератом были использованы следующие книги:
«Эпоха Петра I». - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», М. Н. Дёмкина, 2008. – 240 с.: ил.; цв. вкл. 16. С. – (История России);
«Пётр Великий: pro et contra» / Предисл. Д. К. Бурлаки, Л. В. Полякова, послесл. А. А. Кара-Мурзы, библиогр. Указ. К. Е. Нетужилова. _ Сб.: РХГИ, 2001. - 760 с. – (Русский путь).
А также следующие сайты:
http://www.encyclopaedia-
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
http://www.mega-stars.ru/
http://interpretive.ru/
http://to-name.ru/biography/
Все это позволило всесторонне рассмотреть изучаемые вопросы, сделать развернутые выводы.
1 Краткая биография
Пётр Первый (1672 – 1725) – Московский царь из династии Романовых (с 1682 года) и первый император всероссийский (с 1721 года). Один из наиболее выдающихся государственных деятелей в российской историографии, определивший направление развития России в XVIII веке.
Пётр – младший сын Алексея Михайловича Романова от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Он лишился отца в 1676 г., и до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата Фёдора Алексеевича, выбравшего для него в учителя подьячего Никиту Зотова, который обучал мальчика грамоте. Когда в 1682 г. умер Фёдор Алексеевич, на престол должен был взойти Иван Алексеевич, чего не случилось по причине его слабого здоровья. Поэтому благодаря стараниям сторонников Нарышкиных царём провозгласили Петра. Однако родственники первой жены Алексея Михайловича Милославские не желали с этим смириться, в результате чего был спровоцирован Стрелецкий бунт, во время которого, будучи ребёнком, Пётр был свидетелем жестокой расправы с его близкими. Данные события существенно повлияли на психическое здоровье и мировоззрение ребёнка, что в будущем повлечёт жестокое отношение с подданными, но зато великие реформы для государства.
В результате бунта, трон был разделён между Иваном и Петром, но официальной правительницей стала Софья Алексеевна. Пётр участвовал лишь в официальных церемониях, отношения с сестрой становились всё враждебнее. Ни светского, ни церковного систематического образования будущий царь не получил, будучи предоставленный самому себе. Подвижный и энергичный он много времени проводил в играх со сверстниками. Позднее ему было позволен создать собственные «потешные» полки, с которыми он разыгрывал сражения и манёвры, которые впоследствии стали основой русской регулярной армии.
Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него в 1698 году Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Он начинал свои преобразования не на пустом месте: их предпосылки созрели в предшествующем XVI столетии. Однако направление реформ, их последовательность были заданы лично Петром. Очевидно, что необходимость форсирования реформ диктовалась как внутренними, так и внешними обстоятельствами того времени.
2 Великое посольство 1697-1698
В марте 1697 года в Западную Европу было отправлено Великое посольство, состоящее из 250 человек, во главе с Петром Первым.
Были посещены Рига, Кёнигсберг, Бранденбург, Голландия, Англия, Австрия. Был намечен визит в Венецию и к Папе Римскому.
Посольство завербовало в Россию несколько сотен специалистов по корабельному делу, закупило военное и прочее оборудование.
Помимо переговоров, Пётр немало времени посвятил изучению кораблестроения, военного, плотнического дела и других наук. Посетил в Англии литейный завод, арсенал, парламент, Оксфордский университет, Монетный двор, Гринвичскую обсерваторию. Его интересовали главным образом технические достижения западных государств, но также Пётр обратил внимание на правовую систему.
По окончании Великого посольства и возвращении домой, Пётр начал свою преобразовательную деятельность, направленную сперва на изменение внешних признаков, отличающих старославянский уклад жизни от западноевропейского.
3 Законотворчество в Петровскую эпоху
Правление Петра Первого характеризовалось активным законотворчеством, которое охватывало практически все сферы жизни населения. Новые законы регулировали отношения между подданными и государством, права и обязанности представителей отдельных сословий. Генеральный регламент, вступивший в действие в 1720 году, определял права и обязанности всей иерархии чинов и служителей.
Каждое учреждение руководствовалось собственным регламентом (инструкцией), который определял права и обязанности по управлению конкретной отраслью хозяйства и отдельной категорией населения. Большинство из царских указов носили публицистический характер и были обращены непосредственно к подданным, которые предписывались определённые нормы поведения хозяйственной, духовной и семейной жизни. Таким образом, государство имело право вторгаться в частную жизнь.
Все указы Петра I состояли из трёх частей. В первой царь разъяснял подданным разумность и полезность вводимой нормы. Вторая часть указа излагала суть самой нормы. В третьей части перечислялись меры наказания для нарушителей закона.
Идея всемогущества государства и его полиции наиболее полно выразилась в регламенте Главного министра: «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобства». Законодательство пропагандировало идею «всеобщего блага», заботу о «благе подданных», о «всенародной пользе». Подданным настойчиво внушалась мысль о государстве, в одинаковой мере заботящемся обо всём населении страны.
4 Военная реформа
Реализация военной реформы началась в 1698-1699 гг.
Первой задачей была замены стрелецких полков, не справлявшихся с обороной страны, новыми военными частями.
Начало создания регулярной российской армии можно считать ноябрь 1699 г., а юридической основой – царские указы от 8 и 17 ноября, в которых были предопределены источники комплектования новых полков. Предполагалось, что в первую очередь армия будет формироваться из «охочих людей» - свободных подданных разных званий, во вторую – из «даточных людей» (с 1705 г. – рекруты).
Село Преображенское стало местом проведения набора и комплектования частей, местом обучения новобранцев военному делу. Там же была учреждена особая комиссия – «Генеральный двор». Комиссию возглавил Фёдор Головин и Адам Аейде. Всего в штате «Генеральского двора» числилось 76 дьяков и подьячих. В результате были сформированы 29 полков, из которых были 27 пехотных и 2 драгунских. Полки были, в свою очередь, сведены в три дивизии. Армия составляла 32 тыс. человек.
В дальнейшем рекрутские наборы не были регулярны, а проводились по мере необходимости. О проведении набора и количестве набираемых рекрутов объявлялось специальными указами. Также была введена новая система комплектования армии. В частности, воинская повинность была распространена и на крестьянство. Служба в армии стала пожизненной.
В 1716 г. все уставные документы были переработаны и сведены в «Устав Воинский». В 1722 г. Петром были лично составлены к нему дополнения. Усовершенствованный устав требовал от солдат и офицеров умения принимать нешаблонные решения, если этого требует ситуация.
Старослужащих и новобранцев обучали отдельно, так как реальные способности их значительно отличались. И это было предусмотрено инструкцией «Учреждение к бою».
К офицерам предъявлялись высокие требования. Свой боевой опыт они должны были постоянно дополнять изучением военной науки.
В России были открыты несколько военных школ: в 1700 г. при Преображенском полку была учреждена первая военная школа, где обучались артиллерии, правилам стрельбы, начальной математике, фортификации; в январе следующего года – в Москве была основана школа математических и навигационных наук, а в 1715 г. – военно-морская академия в Петербурге.
Российская армия состояла из трёх родов войск – пехоты, кавалерии и артиллерии. Главная роль отводилась пехоте, которая в свою очередь подразделялась на гвардейскую, гренадёрскую и линейную. Первоначально каждый пехотный полк состоял из 10 фузилерных (стрелковых) рот, сведённых в 2 батальона. В каждой роте было 4 плутонга (взвода). Полковник командовал полком, батальоном – майор, ротой – капитан, а плутонгом – капрал. Помощниками капитана были капитан-поручик (штабс-капитан), поручик и прапорщик (также он был знаменосцем).
Военная реформа в корне изменила подход к обороне страны.
С целью упорядочения различных видов службы Петр I приказала составить Табель о рангах, которая была введена в 1722г. Вся служба в государстве разделялась на военную, статскую и придворную. Каждой из трёх категорий предусматривались 14 рангов (чинов). Гражданин, который имел самый низкий ранг, уже получал дворянство. Таким образом, начиная с 8-го чина, служащий имел право на потомственное дворянство.
Так Пётр закрепил на практике свой принцип: «Если дворянин обязательно должен быть офицер, то и любой офицер – дворянин».
5 Городская реформа
В результате Азовских походов, строительства флота бюджет государства пребывал в дефиците. С целью попытки её ликвидации, была предпринята городская реформа. Суть, которой состояла в том, чтобы в городах появилось местное самоуправление при условии, что будет производиться плата в казну в виде двойного налога.
Энтузиазма относительно данного предложения у населения не было, поэтому правительство объявило реформу обязательной. В результате проведения реформы, казна теряла необходимость финансирования аппарата, взимавшего налог (обязанность по сбору налогов перекладывалась на земские избы, подчинявшиеся московской Ратуше), получая при этом своевременное поступление налогов.
Тем не менее, городская реформа не решила финансовых проблем в государстве. Вследствие чего, правительством были установлены новые налоги. В 1699 году был издан указ о введении гербовой бумаги: отныне челобитные разрешалось подавать только на бумаге с изображением российского герба (двуглавого орла). Данная бумага была значительно дороже обыкновенной. Также были увеличены налоги с бань, рыбной ловли, лавок; стали взиматься налоги с постоялых дворов и мельниц.