Российская традиция универсализма
21 веков.
1 сентября 2011 года в рамках реализации
Концепции государственной политики Российской
Федерации в области международного научно-технического
сотрудничества, в Национальной академии
права и общественных наук Аргентины состоялось
выступление директора Института российской
истории Российской академии наук Ю. А.
Петрова. На ученом собрании присутствовали
члены президиума Академии - академики
Эдуардо Агирре Обаррио (Dr. Eduardo Aguirre Obarrio),
Грегорио Бадени (Dr. Gregorio Badeni), Фернандо
Н. Баранкос и Ведиа (Dr. Fernando N. Barrancos y Vedia),
Роберто Э. Луки (Dr. Roberto E. Luqui), Хосе Д. Раи
(Dr. José D. Ray), Альберто Родригес Галан (Dr.
Alberto Rodríguez Galán), Хуан Р. Агирре Ланари (Dr.
Juan R. Aguirre Lanari), Хуан Карлос Кассане (Dr. Juan
Carlos Cassagne), Хорхе Р. Ваносси (Dr. Jorge R. Vanossi),
Эмилио Гекко (Dr. Emilio Gnecco).
Открывая мероприятие, президент Национальной
академии права и общественных наук Аргентины
Эдуардо Агирре Обаррио выразил слова
благодарности представительству за организацию
данного мероприятия и приветствовал
российского историка.
«Обмен мнениями между интеллектуалами
в самых различных сферах деятельности
- важный элемент «народной дипломатии»,
без которой трудно обеспечить авторитет
и влияние государства в эпоху глобализации.
Дом России в Буэнос-Айресе, идя в ногу
со временем, своей работой по развитию
двусторонних академических контактов
вносит существенный вклад в работу по
укреплению гуманитарного сотрудничества
между Россией и Аргентиной. Визит директора
Института российской истории РАН в Буэнос-Айрес
является важным с точки зрения возможности
получить информацию по истории развития
России во второй половине ХХ века - начале
ХХI века», - подчеркнул президент Академии.
В свою очередь руководитель представительства
Д.И. Кравцов поблагодарил руководство
Академии за сотрудничество и ознакомил
с планируемыми проектами в сфере развития
двусторонних научных связей на 2012 год.
Представляя свое сообщение, российский
ученый отметил, что российская государственность
и российская цивилизация изначально
несут в себе качество универсализма.
После Октябрьской революции Россия, как
субъект истории, была поглощена Советским
Союзом и постепенно потеряла свою национальную
и государственную идентичность. В этом
был программный смысл пролетарского
интернационализма. Во времена перестройки
накопленные национально-исторические
фобии привели к вполне естественному
взрыву. Период конца 1980-1990-х годов на пространстве
СССР - борьба за самостоятельность, суверенитет,
создание независимых национальных государств.
Отвечая на вопрос о национальной стратегии
России в постсоветский период, Юрий Петров
указал, что новая российская власть ставила
своей задачей консолидировать базовые
общенациональные ценности с целью формирования
приоритетов стратегического развития
страны. Результатом такой работы должна
была стать стратегия «гражданина новой
России», о чем в своё время говорил русский
философ Иван Ильин: «Призвание государства
состоит в том, чтобы при всяких условиях
обращаться с каждым гражданином как с
духовно свободным и творческим центром
сил, ибо труды и создания этих духовных
центров составляют живую ткань народной
и государственной жизни. Никто не должен
быть исключен из государственной системы
защиты, заботы, содействия; и в то же время
все должны иметь возможность работать
и творить по своей свободной творческой
инициативе. Государство может требовать
от граждан службы и жертв; но оно само
должно служить и жертвовать».
Рассуждая о перспективах развития административно-государственного
устройства России, российский историк
отметил, что страна всерьез приступила
к строительству демократического общества,
и ничто, кроме угрозы вторжения извне,
не может свернуть её с этого пути. Основной
вопрос для двух, как минимум, ближайших
поколений - создание прочного фундамента
под всем зданием российской демократии,
а именно: формирование действенной системы
местного самоуправления.
Завершая выступление ответами на вопросы,
Ю.А. Петров подчеркнул, что в последнее
десятилетие стремление общества к справедливости
обусловлено и открытостью информационного
пространства, и развитием таких гуманитарных
ценностей, как личность, здоровье, экологическая
чистота и бережное отношение к природе,
и гордостью культурным наследием, и растущим
стремлением получить качественное и
современное образование.
«Это адресует государству емкий запрос
на формирование в нашей стране справедливого
общественного порядка», - заключил директор
Института российской истории РАН.