Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:04, реферат
Меркантилизм — система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XV—XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном, в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и т. д. Термин был предложен Адамом Смитом.
Введение 3
1. Особенности формирования и развития меркантилизма в России 5
2. Развитие меркантилизма во взглядах российских государственных деятелей и мыслителей XVII века 8
2.1. А.Л. Ордин-Нащокин 8
2.2. Ю. Крижанич 10
3. Развитие меркантилизма во взглядах российских государственных деятелей и мыслителей XVIII века 12
3.1. И.Т. Посошков 12
3.2. В.Н. Татищев 14
3.3. М.В. Ломоносов 16
4. Меркантилизм в государственной политике Петра I 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Оглавление
Введение 3
1. Особенности формирования и развития меркантилизма в России 5
2. Развитие меркантилизма во взглядах российских государственных деятелей и мыслителей XVII века 8
2.1. А.Л. Ордин-Нащокин 8
2.2. Ю. Крижанич 10
3. Развитие меркантилизма во взглядах российских государственных деятелей и мыслителей XVIII века 12
3.1. И.Т. Посошков 12
3.2. В.Н. Татищев 14
3.3. М.В. Ломоносов 16
4. Меркантилизм в государственной политике Петра I 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Введение
В эпоху
дорыночной экономики экономическая
мысль носила фрагментарный характер
и была неотделима от общественной
мысли и экономической
Происходит
становление и развитие мирового
рынка, и рост международной торговли.
Все это также привлекало внимание
к исследованию закономерностей
в сфере торгово-денежного
Меркантилизм — система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XV—XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном, в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и т. д. Термин был предложен Адамом Смитом.
Меркантилизм
как экономическая школа
следующими чертами:
• макроэкономический подход к анализу экономики: меркантилисты искали источники обогащения страны;
• предмет исследования — преимущественно сфера обращения;
• основной формой богатства признаются деньги (золото и серебро);
• накопление богатства происходит преимущественно в форме прибыли торговли (прежде всего внешней) или в ходе добычи благородных металлов, соответственно, производительным признается только труд по добыче золота и серебра;
• требование активного вмешательства государства в экономику.
В XVII веке веяния меркантилизма проникли в Россию. Следует отметить, что это было не слепое копирование модных западных идей. Русские мыслители своим путем подходили к анализу хозяйственных процессов, которые переживала Россия в то время. Социально-политические особенности нашей страны, ее исторический опыт и традиции, российский менталитет изменяют любое европейское учение, порой делая его совершенно отличным от оригинала. Исходя из этого, изучение российского меркантилизма столь актуально на современном этапе развития экономической науки.
Цель данной работы: выявление особенностей формирования и развития российского меркантилизма.
Задачи:
Русский меркантилизм возник гораздо позднее, чем в Западной Европе и соответственно имел свои особенности. Первоначальное накопление капитала в России началось в XVII в. и происходило это в основном за счет внутренних источников. В этот период формируется всероссийский внутренний рынок, возникают первые промышленные мануфактуры. Российские экономисты начинают предлагать государям проекты переустройства общества.
В XVII в. Россия вступила в новую полосу своего развития: были ликвидированы остатки прежней обособленности, укреплялось Русское централизованное государство, политика закрепощения крестьян получила своё завершение в Соборном уложении 1649 г. Характерным для данного периода явилось зарождение внутри общества новых явлений: формирование всероссийского рынка, связанное с ростом общественного разделения труда, и выделение в среде городского населения новой социальной силы - купцов. В промышленности появляется крупное производство в форме мануфактуры, которые были немногочисленны; господствующим же оставалось мелкое производство. Зарождение всероссийского рынка означало развитие торговых связей. Возникли крупные торговые центры, быстро росла и развивалась внешняя торговля России.
Русские мыслители своим путем
подходили к анализу
Конечно, в процессе развития русского меркантилизма очень большую роль сыграла и специфика хозяйства крепостнической России. С одной стороны, новые хозяйственные процессы происходили во время господства крепостничества. Поэтому важное место в теоретическом анализе помимо торговли занимает аграрный вопрос и положение крестьянства. С другой стороны, Россия была фактически исключена из системы мировой торговли, да и собственных выходов к морю. Россия не имела, хотя и предпринимала попытки к этому. Поэтому в рассмотрениях важное место занимает не только внешняя, но и внутренняя торговля.
Все это оказало влияние на развитие русской экономической мысли рассматриваемого периода. Путь ликвидации экономической отсталости страны меркантилисты видели в создании крупной отечественной промышленности, развитии внутренней и внешней торговли, создании в стране собственного флота, путей сообщения, развитии сельскохозяйственного производства, реорганизации финансовой системы. Всё это носило прогрессивный характер и отвечало назревшим потребностям общественной жизни Русского государства.
В отличие от стран Западной Европы, где важную роль в переходе к капитализму играла внешняя торговля, в России последняя почти исключительно в руках иностранных купцов, так и имела для развития экономики значительно меньшее значение. Россия не имела своего торгового флота, была отрезана от берегов Балтийского и Черного морей.
Своеобразие меркантилизма в России состоит в том, что там не было чистого монетаризма, его элементы перемешивались с более зрелыми принципами торгового баланса: с одной стороны, меркантилизм в Росси отображал преимущественно интересы купечества, а с другой - был принципиально отличным от западного европейского меркантилизма. Если представители последним источником богатства считали внешнюю торговлю, то в центре внимания российских меркантилистов было развитие производителей страны. Еще они выдвинули широкую программу развития мануфактурной промышленности, но и не отождествляли балансов с деньгами, и благородными металлами. Хотя российские меркантилисты и считали необходимости развитие внешней торговли, в центре их внимания было развитее отечественного производства, расширение внутренней торговли. По своему содержанию российский меркантилизм отличается от западноевропейского и тем, что затронул еще и аграрный вопрос. Проблемы колоний в нем не заняли того места, какое они занимали в западной Европе. Однако экономическую роль государства российские ученые-экономисты трактовали значительно шире, хотя одновременно в России достаточно сильно проявилась дворянская ограниченность практического меркантилизма.
Главными представителями меркантилизма в России были А.Л. Ордин-Нащокин, Ю. Крижанич, И.Т. Посошкова, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов,
Петр I.
2. Развитие меркантилизма во взглядах российских государственных деятелей и мыслителей XVII века
2.1. А.Л. Ордин-Нащокиным
Впервые идеи меркантилизма высказывались
в России выдающимся дипломатом 60-х годов
XVII в. Афанасием Лаврентьевичем
Ордин-Нащокиным (рис. 1) (1605—1680). Он
был псковским дворянином, крупным землевладельцем,
и этим определялась классовая позиция
первого русского меркантилиста, верно
служившего абсолютизму.
Ордин-Нащокин был высокого мнения о торговле,
считая ее «положительным делом», благородным.
Подчеркивая важность перемирия с Польшей
(1667), он писал, что в договоре предусмотрена
статья о торговле, от которой России «прибытки
неоценные будут». Речь шла о внешней торговле.
Ордин-Нащокин полагал, что «торговыми
промыслами государства богатеют». Став
в 1665 г. воеводой Пскова, он предложил ввести
купеческое самоуправление в этом городе,
оставив за воеводой лишь функции общего
надзора. Купцы освобождались, по проекту,
от других «градских служб» и обязанностей
по финансовому ведомству. Ордин-Нащокин
предлагал установить две ярмарки в Пскове
(январскую и майскую), во время которых
торговля с иностранцами могла бы контролироваться
надлежащим образом и вестись только в
это время. Иноземцы обязывались платить
1/3 цены закупленных ими товаров в казну,
и непременно серебром, в иностранной
валюте. Ставилась задача перевести мелких
скупщиков, заготовлявших товары для иностранцев,
на службу русским купцам (оптовикам),
дабы только с ними имели дело иностранцы.
Правда, реформа полностью не была реализована.
В 1667 г. Ордин-Нащокин составил Новоторговый
устав, согласно которому иностранцы должны
были платить пошлину в размере 6% продажной
цены и проезжую пошлину в размере 10%. Некоторые
товары (предметы роскоши) облагались
еще выше (с вина 15%). Поскольку пошлинное
серебро взималось по заниженной цене,
то в целом платежи иностранцев оказывались
на уровне 20%. Между тем с русских купцов
взималась лишь «рублевая пошлина» в размере
5%. Розничная торговля иностранцам запрещалась.
Не могли они торговать и между собой.
Определялись места их оптовой торговли
(Архангельск, Новгород, Псков). Лишь по
специальным разрешениям допускались
поездки иноземцев за пределы этих городов.
Платить пошлины следовало серебряными
ефимками-монета (64 коп.). Русские купцы
одобрили устав и поставили свои подписи.
Вместе с тем, выступая за развитие торговли
и кредитных отношений, Ордин-Нащокин
обращал внимание на развитие отечественной
промышленности. Он принимал активное
участие в организации различных мануфактур:
бумажных, стекольных, кожевенных, а также
в создании металлургических и металлообрабатывающих
предприятий. Однако если западноевропейские
меркантилисты рассматривали национальную
промышленность только точки зрения экспорта,
то Ордин-Нащокин связывал развитие промышленности
с удовлетворением потребностей населения
собственной страны, с уменьшением импорта
товаров из-за границы. В стремлении расширить
торговый оборот главным образом внутри
страны — особенность идей его меркантилизма.
2.2. Ю. Крижанич
Юрий Крижанич (рис. 2) (около 1618, близ Горицы, - 12.9.1683, близ Вены) - представитель научной и общественно-политической мысли славян XVII в, писатель. По национальности хорват. Получил богословское образование. Был священником-миссионером. Много путешествовал по Европе. Пропагандировал идею «славянского единства». Главную роль в сплочении славян отводил Русскому государству, которое посетил впервые в 1647. Прибыв в Москву в 1659, по неизвестной причине был сослан в 1661 в Тобольск. В 1676 получил разрешение выехать из России. Крижанич обладал энциклопедическими знаниями: его сочинения включают трактаты по философии, политэкономии, истории, музыке. Крижанич объяснял развитие общества с позиций провиденциализма, полагая, однако, что божественный промысел определяет лишь коренные повороты в истории. Всемирную историю понимал как процесс, в ходе которого одни народы приходят в упадок, а другие достигают расцвета. В отличие от меркантилистов, видел богатство государства в общественном производстве и его продуктах, а не в деньгах. Он предпринял попытку создания «общеславянского языка» и использовал его в своих книгах. В сочинениях, написанных в ссылке, - «Политика» (1663-1666), «Об божием смотрению» (1666-1667), «Толкование исторических пророчеств» (1674) - подвергнуты критике различные стороны жизни современного русского общества и выдвинута программа преобразований в Московском государстве, основанная на анализе экономического положения и внутренней политической обстановки. Для усиления могущества России Крижанич считал необходимым укрепить централизованный государственный аппарат, реформировать армию, законодательно закрепить права всех сословий русского общества, освоить новые виды сельского хозяйства и промышленного производства, перестроить организацию внешней и внутренней торговли. Исходя из намеченной программы возрождения славянства, Крижанич требовал усиления активности России на юго-западных рубежах, выступал против её борьбы за выход к Балтийскому морю. В целом программа Крижанича была направлена на укрепление абсолютной монархии и соответствовала интересам служилого дворянства. Идеологической оболочкой классовых требований дворянства являлся также и декларированный принцип «всеобщего блага» и «всеобщей справедливости». Крижанич находил Московское царство бедным, прежде всего потому, что оно хотя и «безмерно велико», но со всех сторон закрыто для морской торговли. Неблагоприятны условия и для внутренней торговли: «мучительные пути» из-за болот, лесов и разбойных нападений. Со свойственной меркантилистам решительностью Крижанич призывал московского царя не только к завоеванию «Перекопской державы» (Крыма), но и к переносу русской столицы на Таврический полуостров, советовал «наполнить кораблями» и взять под контроль Каспийское море, искать северо-восточного морского торгового пути от заполярной Мангазеи до Индии. Сетуя на скудость русских промышленных умений и скрупулезно перечисляя природные ресурсы, которых в России нет, Крижанич рекомендовал «накрепко установить, чтобы за рубеж не вывозилось никакого сырого материала», и, напротив, дозволять чужеземным торговцам свободно приходить и торговать в России лишь при условии, если «на каждом возу и на каждой ладье сверх иных товаров привезут и немного какой-нибудь руды (серебра, меди, олова, свинца, хорошего железа)».
3.1. И.Т. Посошков
Особого внимания заслуживает анализ
экономических взглядов «купецкого
человека» Ивана Тихоновича
Посошкова (рис. 3) (около 1652—1726). Основное
произведение И.Т. Посошкова —«Книга о
скудости и богатстве» (1724) —предназначалось
для Петра I. Но неизвестно, получил ли
он ее и читал или нет. На беду сочинителя
царь умер в январе 1725 г., а через полгода
Посошков был арестован и заключен в Петропавловскую
крепость, где и скончался.
В трактовке денег во внутреннем обращении
автор был близок к монетаристам. Однако
Посошков видел, что во внешней торговле
деньги должны быть полноценными. В отношении
этих денег он придерживался товарно-металлистической
концепции, характерной для позднего меркантилизма.
Меркантилизм Посошкова отчетливо проявлялся
при характеристике торговли. Он полагал,
что «торг — великое дело!», ибо «купечеством
всякое царство богатитца», а без него
и «малое государство быть не может», прославлял
любую торговлю, в том числе и внутреннюю.
Для ее упорядочения предлагалось устанавливать
твердые и единые цены на товары, контролировать
ход торговли, освободить ее от множества
внутренних пошлин (5%), а взимать одну пошлину
«по гривне с рубля» (10%). Высказываясь
против конкуренции, в том числе сословной,
Посошков предлагал запретить торговлю
дворянам и крестьянам. Он явно защищал
специфические интересы купечества. Речь
шла о его монополии на торговлю. Посошков
предлагал регламентировать и внешнюю
торговлю, повышать экспортные цены, ограничивать
операции иностранцев лишь рядом портов,
запрещать ввоз предметов роскоши (вина,
шелка и т. д.), ибо они влекут «здравию
повреждения» и мешают приросту богатства.
Ставился вопрос о запрете импорта товаров,
которые уже изготовляются в России, а
также регламентации одежды для людей
каждого «чина». Вместо вывоза льна и пеньки
он рекомендовал «на всю Европу полотен
наготовить» и экспортировать.
В своем сочинении Посошков говорит о
том, что нельзя считать богатым государство,
если там любыми средствами деньги собираются
в казну. Необходимо, чтобы народ его был
богатым. «В коем царстве люди богаты,
то и царство то богато, а в коем царстве
будут люди убоги, то и царству тому не
можно слыть богатому». В отличие от западноевропейских
меркантилистов у Посошкова богатство
не отождествлялось с деньгами. Он считал
более полезным увеличение материальных
благ, чем денег.
Заслуга Посошкова состояла в том, что
источник национального богатства он
по существу видел в труде, при этом у него
и сельскохозяйственный и промышленный
труд одинаково важен. Ему было чуждо пренебрежение
к сельскому хозяйству, характерное для
большинства меркантилистов Запада. Посошков
общественное значение труда видел в том,
чтобы давать «прибыток». Фактически у
него прибыль представляет собой разницу
между ценой и издержками производства,
к которым он относит расходы на содержание
рабочих и покупку сырья. Если западноевропейские
меркантилисты связывали величину прибыли
с неэквивалентным обменом, то Посошков
ставил ее в зависимость от уровня заработной
платы. По его мнению, более производительным
является наемный труд, чем груд, затрачиваемый
в порядке отбывания феодальных повинностей.