Российское государство при первых Романовых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 15:26, реферат

Описание работы

Россия начала ХVII века – централизованное феодальное государство.
Основой хозяйства осталось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. К концу XVI века происходит значительное расширение посевных площадей, связанное с колонизацией русскими людьми южных районов страны.
Господствующей формой землевладения было феодальное поместное землевладение. Укреплялась и расширялась феодальная собственность на землю, происходило дальнейшее закрепощение крестьян.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Земский собор 1613 года. Воцарение Романовых. Внутренняя и внешняя политика Михаила Романова…………………………………...5
3. Правление Алексея Михайловича. Соборное уложение 1649 года.……9
4. Характеристика деятельности Петра I…………………………………..13
5. Дело патриарха Никона. Раскол в русской православной церкви…….19
6. Заключение………………………………………………………………..21
7. Литература………………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

История реферат..doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

В эпоху Петра I изменениям подверглась не только церковь, но и все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников.

В основу Петровских преобразований в сфере культуры, быта и нравов были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

Дело патриарха Никона. Раскол в русской православной церкви.

В то время, как в Европе политическая и социально-экономическая деятельность были свободны от регламентирующего влияния религии, Россия продолжала оставаться глубоко религиозным обществом – влияние религии, церкви сказывалось даже в мелочах. Причем русская православная церковь проявляла особое упорство в противостоянии изменениям.

В соответствии с Флорентийской унией православная и католическая церкви должны были руководствоваться единым вероучением. А русская церковь продолжала ориентироваться на символ веры, сформулированный еще в IV–V вв. Она оказалась изолированной не только от католичества и протестантства, но и от европейского православия.

Явственно чувствовалась необходимость реформы церкви. В ней было заинтересовано и государство. Претензии на главенство церковной организации над государственной составляли определенную угрозу царской власти, ее неограниченности. Это происходило в правление Михаила Федоровича. Патриарх Филарет, пользуясь положением отца царя, стремился подчинить государство церкви, порой его даже величали «великим государем» наряду с царем.

Во второй половине XVII в. произошло столкновение церкви и государства. К реформе духовной сферы приступил патриарх Никон, который имел устойчивые представления о превосходстве церковной власти над государственной. Никон ставил своей целью победу над светским мировоззрением, которое постепенно утверждалось, мечтая превратить Московское государство в центр христианского мира. Таким образом, в деятельности Никона переплелись в единый клубок интересы государства, потребности церкви и личные амбиции властолюбивого патриарха.

Сама реформа Никона была очень умеренной. Она устраняла различия в богослужебной практике между русской и греческой церковью, вводила единообразие в церковной службе по всей России. Реформа не касалась основ вероучения, роли церкви в жизни общества. Но даже эти умеренные реформы привели к расколу на сторонников Никона и ревнителей старой веры (староверов).

Яростная борьба в обществе заставила Никона сложить полномочия патриарха в 1658 г. и удалиться в монастырь. Главные события в церковной реформе произошли после его удаления. Царь Алексей Михайлович в государственных интересах приветствовал преобразования в церковной обрядности и взял дело церковной реформы в свои руки. В 1667 г. он созвал в Москве церковный собор, на котором обсуждался важный вопрос об отношении духовной власти и светской. После борьбы собор признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх – в делах церковных.

Таким образом, церковь пришла к выводу о необходимости разделения светской и духовной сфер деятельности. Собор осудил Никона за чрезмерные претензии на власть, лишил его звания патриарха. Но одновременно – собор признал православными всех греческих патриархов и разрешил все греческие богослужебные книги. Это означало, что русская православная церковь сблизилась с христианским миром. Старообрядчество было решительно осуждено. Несогласные поднимали восстания, уходили в леса. Самосожжением покончили жизнь около 20 тысяч человек. Церковная реформа воспринималась обществом как прозападная, поскольку ее сторонники, по сути, призывали воссоединиться на духовной основе с Европой, освободить государственную жизнь от регламентации церкви.

В целом для культуры XVII- н. XVIII вв. характерно развитие устного народного творчества, рост грамотности населения, возникновение светской школы, крупные достижения в области естественных наук и технических знаний, а также кардинальные изменения в быту.

 

 

 

 

Заключение.

Проанализировав все важные моменты в правлении Михаила Федоровича,Алексея Михайловича и Петра Алексеевича,я пришла к следующим выводам, которые считаю целесообразным сформулировать ниже.

Воцарению Михаила Федоровича предшествовали события Смутного времени, последствия которой ощущались во всех сферах жизни и требовали решения многих проблем. Историческая заслуга Романовых заключается в том, что они смогли увидеть основные внутренние и внешние проблемы России и решить их.

В эпоху правления первых Романовых произошли такие важные события,как принятие первого печатного законника России (Соборное Уложение 1649 г.,завершившее в основном процесс юридического закрепощения крестьянства в России), церковная реформа и множество других преобразований.Наблюдается преемственность реформ Петра с деятельностью царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

За время правления первых Романовых выросло количество мануфактур и городов, начал складываться всероссийский национальный рынок, зарождались капиталистические отношения.Благодаря усилиям Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, к концу ХVII в. Россия достигла политической стабильности,определённого экономического благосостояния,а Петровские реформы значительно усилили становление абсолютной монархии.

Многое изменилось и во внешнеполитическом положении страны. Иностранная интервенция со стороны Польши и Швеции была преодолена.Территория России значительно расширилась за счет присоединения Украины, а также за счет колонизации Сибири и Дальнего востока. При Петре был получен долгожданный выход к Балтийскому морю.

Первые Романовы смогли укрепиться на престоле и положили начало второй правящей династии в России – династии Романовых.

Список литературы:

1. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. – Л., 1989.

2. Валишевский К. Первые Романовы. – М.: ИКПА, 1989.

3. Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский  А.А. Первые Романовы на российском  престоле. – Ин-т рос. истории. - М., 1996.

4. Павленко Н. И. и др. История  России с древнейших времен  до 1861 года». – М.: Изд-во «Высшая школа, 1996.

5. Платонов С. Ф. Учебник русской  истории.- СПб.: Изд-во «Наука», 1993.

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Российское государство при первых Романовых