Российское государство в ХVI в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 12:33, реферат

Описание работы

Российское государство особо развивается в период правления Ивана IV Грозного. Перед Иваном IV стояли большие задачи: Необходимо было создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами. Первое, что сделал царь – это укрепил и расширил органы управления. Царь создал совет, в который вошли близкие царю люди ( А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь Курбский, Макарий) Этот совет стал называться Избранная рада. Царь и избранная Рада задумали провести в стране реформы.
Цель настоящей работы – изучить развитие Российского государства в период правления Ивана IV Грозного.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……..3-4
1. Программа реформ…………………………………………………..4-6
2. Реформы Ивана IV……………………………………………………6-7
3. Опричнина и ее последствия………………………………………..8-10
4. Внешняя политика Ивана IV………………………………………10-15
Заключение…………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………….17

Файлы: 1 файл

реф.ист.рос.docx

— 53.97 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

Контрольная работа по истории

 

 
Российское государство в ХVI в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение…………………………………………………………….……..3-4

  1. Программа реформ…………………………………………………..4-6
  2. Реформы Ивана IV……………………………………………………6-7
  3. Опричнина и ее последствия………………………………………..8-10
  4. Внешняя политика Ивана IV………………………………………10-15

Заключение…………………………………………………………………16

Список использованной литературы…………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как и в Западной Европе после периода феодальной раздробленности, на Руси в XIV – XV вв. наступает время формирования единого российского государства.

Давая объяснение этому явлению, большинство историков склоняются к мнению, что решающий стимул к объединению русских земель был следующим: в этот период наиболее остро встал вопрос о выживании русского государства, сохранении самобытности русского народа с его культурой и религией. В противостоянии Востоку (Золотой Орде) и Западу (Литовское княжество) закладывались основы единого российского государства.

Российское государство особо развивается в период правления Ивана IV Грозного. Перед Иваном IV стояли большие задачи: Необходимо было создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами. Первое, что сделал царь – это укрепил и расширил органы управления. Царь создал совет, в который вошли близкие царю люди ( А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь Курбский, Макарий) Этот совет стал называться Избранная рада. Царь и избранная Рада задумали провести в стране реформы.

Цель настоящей работы – изучить развитие Российского государства в период правления Ивана IV Грозного.

 

СТАНОВЛЕНИЕ ИВАНА

25 августа 1530г. на свет появился Иван Васильевич. Легенда гласит, что в час рождения  младенца во всем царстве разразилась  страшная гроза…. После смерти  матери следующие пять лет  прошли в непрерывной борьбе  между Шуйским и Белинским, которые  были назначены опекунами при  царевиче. Эта обстановка самым  серьезным образом повлияла на  характер Ивана Васильевича. Мальчик  был представлен сам себе, никто  не заботился его образование  и воспитании. Когда он не нужен  был для официальных церемоний  в качестве символа, его иной  раз даже забывали накормить. Казалось, управлять нервным, впечатлительным  и необузданным юношей будет  не трудно. Однако рядом с юным  великим князем были не только  льстецы и интриганы. С1540-х годов  в его окружение вошел митрополит  Макарий, который стал духовным наставником Ивана Васильевича. Под его руководством государь много читал, был широко знаком с русскими летописями, со священной, церковной и римской историей. По книгам Иван составил представления об особом, священном характере царской власти.

ЦАРСКИЙ ВЕНЕЦ

16 января 1547г. в Успенском соборе московского  Кремля Иван IV торжественно венчался  на царство, Отныне великий князь  Иван Васильевич именовался «царем  и великим князем всея Руси». Через две недели царь женился  на Анастасии Романовне Захарьиной-Кошкиной. Тогда же вокруг царь стал складывать кружок из честных и свободных людей, получивший названия «Избранной рады». Эти люди понимали, что без глубоких реформ своевольные князья снова и снова будут растаскивать Русь на уделы. К активной деятельности их подтолкнули восстание, потрясшее Москву летом 1547г.

Всю весну столица горела. Нужно было положить конец боярской вольнице и превратить Русь в настоящее царство, где государь правил бы самодержавно. Эти стремления горячо поддерживали служилые люди того времени – дворяне. В отличие от князей и бояр они не могли полностью распоряжаться своей землей – поместье, а пользовались ей лишь до тех пор, пока несли службу. Не могли дворяне рассчитывать и ан высшие государственные должности. Положение человека определялось тогда в первую очередь родословной, с не послужным списком. Поэтому человек способный, но не родовитый мог обрести влияние лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств. Эта система называлась местничеством.

Служилые люди получили свой шанс в 1549г. когда царь, потрясенный московским пожаром и бунтом, созвал так называемый «Собор примирения». На него съехались представители со всех концов русской земли. Восемнадцатилетний государь осудил «неправды» боярского правления и объявил, что сам будет всем «судьею и обороною». Именно к этому времени относится начало активной деятельности «Избранной рады» - фактически неофициального правительства Руси.

1. ПРОГРАММА РЕФОРМ

Особенно государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Важнейшей чертой политической истории Русского государства 50-х годов являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства.

Общей чертой реформ 50-х годов является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления, укрепить экономические и политические позиции. Тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось - дворян, помещиков и верхи посада. При этом есть основание говорить о наличии у правительства Ивана IV целого плана реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутренней политики и включавших в себя мероприятия в области землевладения, и финансовые реформы, и, наконец, реформы церковные.

Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно с “освященным собором” (т. е. высшими представителями церкви). Эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства; давалась резко отрицательная оценка боярского правления как времени. Основной вопрос, рассматриваемый в декларации Ивана IV, - это вопрос о боярских детях и их интересах. Дети боярские занимают центральное место в декларации Ивана IV, все три пункта которой посвящены им: сначала оценке положения детей боярских в прошлом, во время боярского правления, затем требованию о недопустимости продолжения “сил”, “обид” и “продаж” и формулировке санкций в случае, если они все же будут иметь место.

В прямо противоположном плане трактуется вопрос о боярах. Бояре рассматриваются как основной источник насилия, “обид” и “продаж”, причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. Поэтому обращение Ивана IV ко “всем боярам” носило характер ультимативного требования о прекращении таких актов насилия со стороны бояр в отношении детей боярских под угрозой опал и “казни” для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия.

В тот же день, 27 февраля 1549 года, состоялось другое выступление Ивана IV. По своему значению оно представляло как бы повторение правительственной декларации, но только не перед боярами, против которых было направлено острие политики, провозглашенной в декларации Ивана IV, а перед детьми боярскими и дворянами, чьи интересы отражала и защищала декларация правительства.

Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 года, представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях Ивана IV от 27 февраля. Закон 28 февраля был принят без участия “всех бояр”: добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение “всех бояр” текст нового закона и он был принят на заседании “ближней думы” с участием митрополита Макария.

Рассмотрение материалов, связанных с февральской декларацией Ивана IV, показывает, что к этому времени политика правительства уже определилась как политика защиты интересов помещиков (детей боярских) и борьбы за ликвидацию последствий боярского произвола времен боярского правления. А. Е. Пресняков писал: “выступление царя защитником интересов “детей боярских”, будущего дворянства, несомненно, начало политики, достигшей полного развития в эпоху опричнины”.

Правительство Ивана IV, выступая против бояр и в защиту детей боярских - помещиков, стремилось представить себя защитником также и “всех крестьян царствия своего”. Очевидна цель, состоящая в том, чтобы заявлениями о защите всех “крестьян” прикрыть классовый характер политики Ивана IV как органа власти господствующего класса феодалов-крепостников. Особенно ярко тенденция изобразить политику правительства Ивана IV как имеющую “всенародный” характер выступает в речи Ивана IV на Стоглавом соборе 1551 года. Царь выносил на рассмотрение освященного собора и “всех бояр” следующие вопросы (“Царские вопросы”):

О борьбе с местничеством.

О монастырских, княжеских и боярских слободах.

О пересмотре вотчин, поместий и кормлений.

О ликвидации мытов.

О ликвидации корчем.

О пошлинах за перевоз через реку и за проезд по мосту.

О заставах по рубежам.

Об упорядочении дела раздачи поместий.

Об установлении вотчинных книг и о регламентации службы с вотчин

О всеобщей переписи земель.

О порядке надзора за ногайскими послами и гостями.

О порядке обеспечения вдов боярских детей.

Главное место в программе правительственных мероприятий занимает земельный вопрос. Удельный вес земельного вопроса в разработанном правительством Ивана IV плане реформ выступает уже в том факте, что из 12-ти пунктов, из которых состоят “Царские вопросы”, пять, посвящены земельным делам. План правительства намечал общий пересмотр земель, находящихся во владении служилых людей. Необходимость этого мероприятия мотивировалась тем, что годы боярского правления привели к крупнейшим переменам в области землевладения, выражаемых в сосредоточении огромного количества земель, в сравнению с времена до смерти Василия III, в руках одних и в столь же больших масштабах обезземеления других. Задача, стоявшая перед правительством, заключалась в том, чтобы пожаловать “недостаточного” за счет “лишков” земель, выявленных у тех, кто увеличил свои владения в годы правления бояр.

2. РЕФОРМЫ ИВАНА ГРОЗНОГО

Во главе приказа стоял боярин или дьяк крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Ко времени петровских преобразований в начале XVTII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

Стала складываться единая система управления на местах. Ранее там сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были фактическими правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх Необходимых податей в казну, т.е. они "кормились" за счет управления землями. В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост из числа зажиточных слоев черносошного населения там, где не было дворянского землевладения, городовых приказчиков или излюбленных голов в городах. Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

Судебник 1550 г. Общая тенденция к централизации страны вызвала необходимость издания нового свода законов Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за "пожилое". Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих.

Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа , по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400-600 десятин земли.

Военная реформа . Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. Впервые было составлено «Уложение о службе». Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружино».

Стоглавый собор. В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список.

Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось создавать новые произведения, следуя утвержденным образцам. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении утвердилась линия на его ограничение и контроль со стороны царя.

Реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны

Информация о работе Российское государство в ХVI в.