Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:22, доклад
В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Но суровые условия Великой Отечественной войны вызвали к жизни создание и специальных чрезвычайных органов, наделенных особыми полномочиями. Таким высшим чрезвычайным органом в стране был Государственный Комитет Обороны СССР, образованный 30 июня 1941 г. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б)
Доклад по истории отечественного государства и права.
На тему: «Российское право в годы ВОВ»
На рассвете 22 июня 1941 г. войска нацистской Германии и ее союзников вторглись на территорию нашей страны. Чтобы как-то объяснить своему народу эти действия, нацистское руководство придумало сказку о превентивной войне: якобы СССР собирался напасть на Германию, а она лишь опередила его. В действительности, ничего подобного, конечно, не было. Советский Союз не намеревался ни на кого нападать, хотя бы уже потому, что не был готов к войне. Это было обусловлено целым комплексом объективных и субъективных факторов. Среди них следует назвать, конечно, и массовые репрессии, выбившие не только из строя, но и из жизни большую часть высшего командного состава армии и военной промышленности, а также просчет И.В. Сталина, не ожидавшего нападения Германии уже в 1941 г.
Трудности и неудачи начального периода войны не сломили патриотический дух советского народа, его верность Отчизне. Развернулась борьба за перестройку всей жизни нашей страны на военный лад, за укрепление советских вооруженных сил. "Все для фронта! Все для Победы!" - этому лозунгу подчинили свою деятельность все народы нашего Отечества.
В новой обстановке была проведена серьезная перестройка государственного аппарата. В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Но суровые условия Великой Отечественной войны вызвали к жизни создание и специальных чрезвычайных органов, наделенных особыми полномочиями. Таким высшим чрезвычайным органом в стране был Государственный Комитет Обороны СССР, образованный 30 июня 1941 г. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б).
В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в государстве. Все организации и лица были обязаны неукоснительно выполнять постановления и распоряжения ГКО. Своего большого аппарата сам ГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы и общественные организации.
В годы войны для решения конкретных задач создавались и узкоспециальные чрезвычайные органы. Таким органом, например, являлась Чрезвычайная Государственная Комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР, созданная в начале ноября 1942 г. Были образованы аналогичные комиссии в республиках, областях (краях) и городах.
Летом 1941 г. Началась эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Для этой работы при ГКО были созданы комитеты по эвакуации населения и продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Эти органы функционировали до конца декабря
1941 г., когда вместо них
при СНК СССР было создано Упра
эвакуации, на железных дорогах — эвакуационные пункты.
В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд
новых наркоматов: в сентябре 1941 г. — Наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 г. — Наркомат минометного вооружения. Была
проведена перестройка структуры и работы Наркомата путей сообщения,
Наркомата связи.
Военное строительство в годы войны
проходило особенно интенсивно. В первый
день войны была объявлена
мобилизация 14 возрастов (от 19 до 55 лет).
Были отменены отсрочки по призыву
для студентов вузов и
С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии действовал институт военных
комиссаров и политруков (на уровне роты). С осени 1942 г. он заменялся
институтом заместителей командиров по политчасти, продолжавших осуществлять идеологические контроль и воспитание.
Высшее военное руководство стала осуществлять Ставка Верховного Главного командования, в которую входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны.
Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения. С июля 1943 г. вводилось деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет, были введены новые знаки различия.
Судебная система в годы войны не претерпела принципиальных изменений. Однако усилилась роль военных трибуналов. Они, как и прежде, рассматривали дела о воинских преступлениях и обо всех других преступлениях, совершенных военнослужащими. Однако в местностях, объявленных на военном положении, с самого начала войны трибуналам были переданы и многие дела, входившие в компетенцию общих судов: хищения социалистической собственности, грабежи, разбои, бандитизм, умышленные убийства и некоторые другие. Военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах, флотах и армиях, при корпусах и иных соединениях, а также на железных дорогах, в морских и речных бассейнах. Вся система военных трибуналов возглавлялась Верховным Судом СССР, в составе которого действовали Военная, Военно-железнодорожная и Военная воднотранспортная коллегии.
До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения дел были предельно коротки; приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию (пересматривались только в порядке надзора); дела слушались в закрытом процессе.
Командующие армиями и
округами, военные советы могли приостанавливать
исполнение смертных приговоров, остальные
приговоры исполнялись
Общие суды рассматривали дела о некоторых преступлениях, входящих в подсудность и военных трибуналов (хищении, грабеже, разбое, убийстве), но совершенных в местностях, не объявленных на военном положении, а также все другие дела, не отнесенные к подсудности военных трибуналов.
. Не прекращалось в годы войны рассмотрение народными судами и гражданских дел. В Москве даже тогда, когда было объявлено осадное положение и городской суд был преобразован в военный трибунал, в каждом районе города для рассмотрения гражданских дел был сохранен народный суд. Но в целом число гражданских дел в судах в этот период резко сократилось. Оно выросло после освобождения нашей территории от захватчиков.
В военное время надзор за законностью наряду с территориальными прокурорскими органами возлагается на военную прокуратуру. Военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором осуществляла высший надзор за точным исполнением законов в вооруженных силах.
Советское право в целом не претерпело во время войны коренных изменений. Тем не менее военная обстановка заставила внести в него определенные конкретные коррективы
Гражданское и хозяйственное право. Советское гражданское право с его акцентом на приоритет права социалистической собственности, на защиту имущественных интересов государства в годы войны оказалось в значительной части вполне приспособленным для решения особых задач военного времени. Больше того, некоторые принципы гражданского и хозяйственного права именно в условиях войны помогли обеспечить налаживание военной экономики, мобилизацию всех средств на разгром врага. Весьма важную роль здесь сыграл такой принцип советского права, как принцип единства государственной собственности - ведущей формы собственности в СССР.
Правовой механизм передачи продукции в собственность потребителя основывался, как и ранее, на плановых актах и договорах. Но в годы войны формы планирования изменились, и, как уже указывалось, главной формой планирования стали квартальные, месячные и декадные планы. Хозяйственные связи регулировало в основном оперативное, текущее планирование.
Там, где действовали договорные связи, условия войны требовали их строжайшего соблюдения, твердой договорной дисциплины. Но и четко выраженной была тенденция к сокращению гражданско-правовых договорных отношений в пользу отношений властных, административно-правовых. Это было особенно заметно в случаях передачи военной продукции, стратегических материалов - металла, угля, сланцев, нефти и т.п. Такого рода передача оформлялась не договорами, а плановыми заданиями и другими административными актами.
Не забывались и гражданско-правовые методы защиты прав и законных интересов советских граждан. Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и членов их семей. За всеми военнослужащими сохранялась жилая площадь, квартирная плата с них не взималась. Для членов их семей был установлен льготный размер квартирной платы. Особый жилищно-правовой статус имели рабочие и служащие предприятий, эвакуированных во время войны на восток. Они получали здесь новую жилую площадь.
Во время войны были усовершенствованы нормы советского наследственного права. Каждый гражданин мог завещать свое имущество, как все, так и часть его, одному или нескольким лицам из числа наследников по закону, а также государственным органам и общественным организациям. При этом завещатель не мог лишить своих несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано любому лицу.
Семейное право. Самым значительным актом в области семейного права, изданным в годы войны, явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства".
Принципиальные изменения касались института брака и развода. Согласно Указу от 8 июля 1944 г. только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Фактические брачные отношения потеряли юридическую силу, вследствие чего суды перестали принимать иски об установлении отцовства в отношении детей, родившихся вне зарегистрированного брака, а также иски о разделе имущества, нажитого в период фактических брачных отношений. Признание законным только зарегистрированного брака создало новый правовой институт - так называемых одиноких матерей, т.е. женщин, родивших вне брака.
Значительные изменения вносились и в законодательство о разводе. В отличие от прежнего порядка Указом от 8 июля 1944 г. устанавливался судебный порядок расторжения брака, причем народный суд был обязан приложить все усилия к примирению супругов, расторгать же брак имел право лишь суд вышестоящего звена. Увеличивались размеры пошлин, взыскиваемых при оформлении развода: при подаче заявления взималось 100 руб., а при выписке свидетельства о разводе - от 500 до 2 тыс. руб., даже если это был первый развод. Следуя курсу, взятому еще в предвоенные годы, Указ от 8 июля 1944 г. намечает меры, стимулирующие повышение рождаемости. Теперь единовременное пособие выдается при рождении не седьмого, а уже третьего и каждого последующего ребенка.
Предусматривались и ежемесячные пособия матерям, имевшим трех и более детей. Устанавливалось ежемесячное пособие одиноким матерям в размере: 100 руб. - на одного ребенка, 150 руб. - на двух и 200 руб. - на трех и более детей. Пособия выплачивались до достижения детьми 12 лет, причем при вступлении одинокой матери в брак пособие сохранялось.
На экономическое стимулирование рождаемости были направлены нормы о налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Впервые такой налог был введен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. Указом от 8 июля 1944 г. значительно расширился круг лиц, подлежащих обложению налогом, и увеличивался его размер. От обложения освобождались определенные категории военнослужащих, граждане, у которых дети погибли или без вести пропали на фронтах Отечественной войны, и некоторые другие категории населения.
Трудовое право. Война поставила перед правовым регулированием труда ряд сложных проблем. В связи с призывом многих миллионов людей в ряды армии и флота особенно острой стала проблема рабочих рук в промышленности, на транспорте, в строительстве и на селе. Хотя, как общее правило, и сохранился порядок добровольного вступления в трудовые отношения, Советское государство было вынуждено обратиться к таким правовым формам обеспечения народного хозяйства кадрами, как трудовая мобилизация и трудовая повинность.
Мобилизация для работы на производстве распространялась на трудоспособное население, не занятое в учреждениях и на предприятиях. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. уклонение от мобилизации влекло за собой уголовное наказание. На основе Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. было разрешено также в напряженные периоды сельскохозяйственных работ проводить мобилизацию трудоспособного населения городских и сельских местностей для труда в колхозах, совхозах.
По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. и на основе Постановления СНК СССР от 10 августа 1942 г. допускалось применение в особо установленном порядке и на срок до двух месяцев трудовой повинности для выполнения различных оборонных работ, заготовки топлива, охраны важнейших объектов и др. Привлекать к трудовой мобилизации или трудовой повинности можно было мужчин в возрасте от 16 до 55 лет, а женщин - с 16 до 50. Наряду с этим широко известно массовое добровольное участие подростков и молодежи в труде на благо Отчизны.
В конце 1941 г. были объявлены мобилизованными на период войны рабочие и служащие предприятий военной промышленности.
Самовольный уход их с работы приравнивался к дезертирству и наказывался лишением свободы на срок от пяти до восьми лет. Причем такие дела были отнесены к компетенции трибуналов.