Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:13, реферат
Распад СССР. Реформы федеративного устройства полиэтнической России.
Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике(народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфереСоветского Союза, приведшие к прекращению существования СССР в конце 1991 года. 25 декабря 1991 — Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям»; 26 декабря Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращении существования СССР
Россия и страны СНГ.
Интеграция на постсоветском пространстве.
Распад СССР привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их как самостоятельных государств.
Межнациональные отношения. Во многом вся история национальных отношений в это время была обусловлена тем наследством, какое получила Россия от Советского Союза. Советский Союз сложился как объединение титульных наций (народов). (Под титульной понимается нация, народ, этническая группа, название которой определяет официальное наименование территории.) Это отражалось в иерархической соподчиненности союзных и автономных республик. Титульные этносы республик далеко не во всех случаях были доминирующими: в 53 республиканских и автономных образованиях бывшего СССР лишь 10 народов насчитывали, по данным переписи 1989 г.. две трети и более от общей численности населения своих образований.
Распад
СССР привёл к практически немедленному
началу Ельциным и его сторонниками
широкой программы
Реформа советской политической системы зародилась на представлениях реформаторов о необеспеченности экономических преобразований кадрами, способными эффективно организовать процесс перестройки. В основу реформы были положены основополагающие либерально-демократические принципы: разделение властей, парламентаризм, правовое государство, гражданские и политические права человека.
Реформы:
Приватизация
Приватизация в России — приватизация,
которая осуществлялась в России
с начала 1990-х годов (после распада
СССР). Приватизацию обычно связывают
с именами Е. Т. Гайдара и А.
Б. Чубайса, занимавшими в то время
ключевые позиции в правительстве.
В результате приватизации значительная
часть гос. имущества России перешла
в частную собственность. Приватизация
часто подвергается резкой критике. Утверждается,
что новые обладатели собственности получили
её не по заслугам, а за счёт личных связей
и неформальных отношений с первыми лицами
государства и их родственниками. С приватизацией
связывают появление в России олигархов,
слишком сильное и несправедливое экономическое
расслоение населения России. Значительная
часть населения России воспринимает
приватизацию 90-х как аморальную, преступную.
В народе даже её стали называть «прихватизация».
С другой стороны, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей.
Главной
экономической задачей
СНГ – Содружество Независимых Государств.
Соглашение о координационных институтах СНГ от 21 декабря 1991 года была определена структура Содружества. Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП), что закреплено в Уставе СНГ, принятом 22 января 1993 года. В сентябре того же года в Москве был учрежден Совет министров иностранных дел (СМИД). Ключевая организационная роль в деле формирования единого экономического пространства государств-участников СНГ отводилась созданному 21 октября 1994 г. в Москве Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза (МЭК).
На основе подписанных в рамках СНГ документов были созданы другие органы сотрудничества, призванные содействовать интеграционному сотрудничеству стран СНГ.
Самая важная задача, которая была поставлена перед СНГ – это всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и всесторонняя интеграция, оказание взаимной правовой помощи.
Международная правосубъектность СНГ существенным образом отличается от правосубъектности учредивших его суверенных стран. Правосубъектность Содружества носит вторичный, производный по отношению к правам и обязанностям государств характер. При этом признание за СНГ статуса субъекта международного права вовсе не обязательно влечет за собой наделение руководящих органов Содружества какими-либо наднациональными функциями.4
На
настоящий момент Содружество стало
неотъемлемым элементом евразийской
политической системы, реальностью, которая
существует независимо от того или
иного субъективного отношения
к ней. СНГ обеспечивает институционально-
Серьезным просчетом в деятельности СНГ на протяжении двенадцати лет было чрезмерное увлечение интеграцией на межгосударственном и межотраслевом уровнях без должного внимания развитию объединительных связей на микроуровне. Предпринимательские и банковские структуры, являющиеся в рыночных условиях главными экономическими операторами, слабо вовлечены в интеграционную деятельность. Не созданы экономические и правовые условия, которые обеспечили бы их заинтересованность в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной поддержки такой деятельности, включая предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов, скидки в налогообложении и т.д.
Сложность
и противоречивость развития СНГ
требует внимательного и
Другая
альтернатива связана с движением
по пути реальной интеграции, которая
в состоянии помочь государствам
СНГ стать важными центрами высокоразвитой
экономики, современных технологий,
развивать самые передовые
Вообще политическая составляющая играет очень большую роль в принятии и выполнении любых решений на пространстве СНГ. Политическая воля руководителей государств является необходимым импульсом и для экономического сотрудничества. Налаживание экономического взаимодействия привело к созданию Евразийского экономического сообщества. Начало экономической интеграции было положено подписанием Договора о создании Экономического союза СНГ , в основе которого была идея углубления экономического взаимодействия в соответствии с этапами развертывания экономической интеграции (зона свободной торговли, таможенный союз, общее экономического пространство и т. д). Однако двигаться в одном ритме все страны, по разным причинам, не смогли. 26 февраля 1999 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В мае следующего года Межгосударственный совет «пятерки» принял решение по формированию на базе Таможенного союза международной экономической организации, наделенной функциями, связанными со вступлением во Всемирную торговую организацию, а в октябре 2000 г. было учреждено Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) . Согласно Договору, организация создавалась для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Активность в формировании Таможенного союза ЕврАзЭС в соответствии с «принципом домино» послужила активизации и процессов в СНГ.
Информация о работе Россия и страны СНГ. Интеграция на постсоветском пространстве