Россия и страны СНГ. Интеграция на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:13, реферат

Описание работы

Распад СССР. Реформы федеративного устройства полиэтнической России.
Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике(народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфереСоветского Союза, приведшие к прекращению существования СССР в конце 1991 года. 25 декабря 1991 — Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям»; 26 декабря Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращении существования СССР

Файлы: 1 файл

История (распечатать).docx

— 30.51 Кб (Скачать файл)

Россия и  страны СНГ.

 Интеграция  на постсоветском пространстве.

 

  1. Распад СССР. Реформы федеративного устройства полиэтнической России.
  2. Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике(народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфереСоветского Союза, приведшие к прекращению существования СССР в конце 1991 года. 25 декабря 1991 — Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям»; 26 декабря Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращении существования СССР.

Распад СССР привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их как самостоятельных государств. 

  1. Полиэтнический (многонациональный) характер постсоветской России был одним из важнейших факторов общего развития страны в условиях экономических, политических, федеративных реформ и культурных трансформаций общества в 1992-2009 гг.

 

   Межнациональные отношения. Во многом вся история национальных отношений в это время была обусловлена тем наследством, какое получила Россия от Советского Союза. Советский Союз сложился как объединение титульных наций (народов). (Под титульной понимается нация, народ, этническая группа, название которой определяет официальное наименование территории.) Это отражалось в иерархической соподчиненности союзных и автономных республик. Титульные этносы республик далеко не во всех случаях были доминирующими: в 53 республиканских и автономных образованиях бывшего СССР лишь 10 народов насчитывали, по данным переписи 1989 г.. две трети и более от общей численности населения своих образований.

 

  1. Формирование нового политического режима в РФ.

 

Распад  СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были:

  1. в политической области — запрет КПСС и КПРСФСР (ноябрь 1991 года);
  2. ликвидация системы Советов народных депутатов(21 сентября — 4 октября 1993 года).
  3. в экономической области — либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом «шоковой терапии»;

Реформа советской политической системы  зародилась на представлениях реформаторов о необеспеченности экономических преобразований кадрами, способными эффективно организовать процесс перестройки. В основу реформы были положены основополагающие либерально-демократические принципы: разделение властей, парламентаризм, правовое государство, гражданские и политические права человека.   

  • Демократизация общественной жизни. Исходя из представлений о недемократическом характере существующей в СССР избирательной системы, реформаторы во главе с М. С. Горбачевым с конца 1986 г. начали разрабатывать идеи о прямых и альтернативных выборах коммунистами своих лидеров — от секретаря первичной партийной организации до первого секретаря обкома и республики.
  • Десталинизация и рождение оппозиции. В сентябре 1987 г. была создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Деятельность комиссии имела политическое значение, так как публичное признание незаконности сталинских репрессий, десталинизация, ставили под сомнение и саму идею социализма. Вопрос об отношении к сталинизму оказался тесно связанным с восприятием каждым советским человеком социализма как политической системы. Осуждение сталинизма означало курс на глубокие системные преобразования. Тогда и начала складываться политическая оппозиция к курсу М. С. Горбачева. 
  • Изменения в Конституции СССР. 
  • Радикализация общества. Главная политическая перемена заключалась в том, что раскол лагеря сторонников перестройки теперь охватил широкие слои населения.

 

  1. Экономические реформы в России (1992-2011 гг.). Этапы и итоги приватизации.

Реформы:

  • декабрь 1991 — указ о свободе торговли
  • январь 1992 — либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации
  • июль-сентябрь 1993 — падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).
  • 1 января 1998 — 1000-кратная деноминация рубля
  • с 17 августа 1998 — экономический кризис, угроза дефолта, четырехкратный обвал курса рубля
  • Российские деньги 1992 г. Гиперинфляция: сравнение номиналов советских денег 1961 г. и российских денег 1992 г.
  • В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января вступил в силу указ президента о либерализации цен. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.
  • Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991-1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20% , уровень жизни большинства населения резко снизился, а средний класс составил 15-20% населения к 1997-1998 гг.

Приватизация

 
Приватизация в России — приватизация, которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов (после распада  СССР). Приватизацию обычно связывают  с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время  ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть гос. имущества России перешла в частную собственность. Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация».

С другой стороны, приватизация проводилась  в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с  Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство  испытывало сильное лоббистское  давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство  было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация —  захват контроля над предприятиями  их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение  прибылей.

Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики  за счет создания института частной  собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что приватизированные предприятия  переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль —  а в перспективе и в собственность  — их директоров.

  1. Образование СНГ. Проблемы и противоречия стратегического партнерства.

СНГ – Содружество  Независимых Государств.

    1. СНГ - это объединение суверенных государств с широкой сферой совместной деятельности и определенной организационной структурой. Договорную основу СНГ составляют Устав и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), в том числе Соглашение о создание СНГ от 8 декабря 1991 года (г.Минск), подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г.), в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия.3

Соглашение  о координационных институтах СНГ  от 21 декабря 1991 года была определена структура  Содружества. Высшими органами СНГ  являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП), что закреплено в Уставе СНГ, принятом 22 января 1993 года. В сентябре того же года в Москве был учрежден Совет  министров иностранных дел (СМИД). Ключевая организационная роль в деле формирования единого экономического пространства государств-участников СНГ отводилась созданному 21 октября 1994 г. в Москве Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза (МЭК).

На  основе подписанных в рамках СНГ  документов были созданы другие органы сотрудничества, призванные содействовать  интеграционному сотрудничеству стран  СНГ.

Самая важная задача, которая была поставлена перед СНГ – это всестороннее и сбалансированное экономическое  и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и всесторонняя интеграция, оказание взаимной правовой помощи.

Международная правосубъектность СНГ существенным образом отличается от правосубъектности учредивших его суверенных стран. Правосубъектность Содружества носит вторичный, производный по отношению к правам и обязанностям государств характер. При этом признание за СНГ статуса субъекта международного права вовсе не обязательно влечет за собой наделение руководящих органов Содружества какими-либо наднациональными функциями.4

На  настоящий момент Содружество стало  неотъемлемым элементом евразийской  политической системы, реальностью, которая  существует независимо от того или  иного субъективного отношения  к ней. СНГ обеспечивает институционально-организационную  и, в определенной степени, нормативно-правовую общность государств постсоветского пространства. Очевидно, что Содружество выполняет  функции элементарного структурирования пространства бывшего СССР.

  1. Многие политики и эксперты обращают внимание на низкую эффективность деятельности СНГ во многом определяется слабостью институционального и правового механизма сотрудничества. В документах Содружества многие положения соглашений и договоров носят общий и декларативный характер, большинство из которых не выполняется. Органами Содружества не обеспечен контроль за реализацией договоренностей.

Серьезным просчетом в деятельности СНГ  на протяжении двенадцати лет было чрезмерное увлечение интеграцией  на межгосударственном и межотраслевом  уровнях без должного внимания развитию объединительных связей на микроуровне. Предпринимательские и банковские структуры, являющиеся в рыночных условиях главными экономическими операторами, слабо вовлечены в интеграционную деятельность. Не созданы экономические и правовые условия, которые обеспечили бы их заинтересованность в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной поддержки такой деятельности, включая предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов, скидки в налогообложении и т.д.

Сложность и противоречивость развития СНГ  требует внимательного и всестороннего  анализа пройденного пути. От объективной  оценки неудач первых лет интеграции и накопленного позитивного опыта, правильного выбора дальнейшей стратегии  хозяйственного и политического  развития стран Содружества будет  зависеть их экономическое положение  и роль на мировой арене в будущем. Если не будут внесены серьезные  коррективы, то в условиях накопления существующих в настоящее время  между странами СНГ негативных моментов и противоречий, Содружество может  расколоться на ряд конкурирующих  субрегиональных блоков, а страны, входящие в них, - стать сырьевыми  придатками промышленно развитых держав.5

Другая  альтернатива связана с движением  по пути реальной интеграции, которая  в состоянии помочь государствам СНГ стать важными центрами высокоразвитой экономики, современных технологий, развивать самые передовые отрасли  производства, быть равноправными партнерами в мировом хозяйстве.

  1. Региональные интеграционные процессы в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстан.

Вообще политическая составляющая играет очень большую роль в принятии и выполнении любых решений на пространстве СНГ. Политическая воля руководителей  государств является необходимым импульсом  и для экономического сотрудничества. Налаживание экономического взаимодействия привело к созданию Евразийского экономического сообщества. Начало экономической  интеграции было положено подписанием  Договора о создании Экономического союза СНГ , в основе которого была идея углубления экономического взаимодействия в соответствии с этапами развертывания экономической интеграции (зона свободной торговли, таможенный союз, общее экономического пространство и т. д). Однако двигаться в одном ритме все страны, по разным причинам, не смогли. 26 февраля 1999 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В мае следующего года Межгосударственный совет «пятерки» принял решение по формированию на базе Таможенного союза международной экономической организации, наделенной функциями, связанными со вступлением во Всемирную торговую организацию, а в октябре 2000 г. было учреждено Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) . Согласно Договору, организация создавалась для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Активность в формировании Таможенного  союза ЕврАзЭС в соответствии с «принципом домино» послужила активизации и процессов в СНГ.

Информация о работе Россия и страны СНГ. Интеграция на постсоветском пространстве