Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 14:41, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть проблемы взаимодействия России и ВТО.
Для решения данной цели, были поставлены следующие задачи:
определить, каким образом проходили переговоры на протяжении всех этапов;
выявить, какие экономические позиции вызывают наибольшие противоречия сторон;
рассмотреть положительные и отрицательные моменты вступления России в ВТО.
Введение……………………………………………………………...…………… 3.
1. Россия и ВТО: проблемы взаимодействия и перспективы
Этапы переговоров России и ВТО…………………………………………5.
Информационно-ознакомительный этап 1995 – 1998 гг…………………6.
1.1.2. Переговорный этап 1998 – 1999 гг………………………………………….7.
1.1.3. Этап полномасштабных систематических переговоров 2000 – 2006 гг…..8.
1.1.4. Этап рассмотрения частных вопросов присоединения 2007 – настоящее время.…………………………………………………………………….…………10.
Оценка позитивных и негативных последствий …………………………13.
Заключение…………………………………………………………………………18.
Список использованных источников………………………………………..……20.
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Кафедра |
|||||
Специальность |
|||||
Факультет |
|||||
| |||||
Курс |
Группа |
Реферат
Тема |
|||
Студента (ки) |
|||
Руководитель |
Работа защищена ______________200__
Оценка _______________________
Подпись _______________________
Волгоград 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Россия и ВТО: проблемы взаимодействия и перспективы
1.1.2. Переговорный этап 1998 – 1999 гг………………………………………….7.
1.1.3. Этап полномасштабных систематических переговоров 2000 – 2006 гг…..8.
1.1.4. Этап рассмотрения частных вопросов
присоединения 2007 – настоящее время.………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..……
Введение
Вопрос о присоединении России к Всемирной торговой организации имеет довольно сложную историю. СССР, после завершения Второй Мировой войны, активно участвовал в создании основ политической и экономической организации мира. В качестве наблюдателя присутствовал на Международной конференции по торговле и занятости в 1948 г. на Кубе, на которой было принято решение о создании новой международной организации. Но осуществить планы не удалось, вместо нее было создано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), в котором СССР отказалось участвовать. В конце 70-х годов советское руководство приняло решение о сближении с ГАТТ и о получении статуса наблюдателя. Однако жесткое сопротивление со стороны США помешало этому и статус был получен СССР только в конце 1990 г. 1.
Российская федерация, получив в наследие проблемы и достижения предыдущего периода, продолжила политику, заявив о своем желании присоединиться к этой организации. Так как в современном мире, представляющим собой сложную систему различных политических, экономических объединений, международные организации играют важную роль и дают широкие привилегии и возможности своим участникам. Но получение членства связано с рядом проблем. Предъявляемые требования не всегда отвечают интересам страны, желающей получить эти блага и преимущества.
На сегодняшний день Всемирная торговая организации, как наследник ГАТТ, представляет собой одну из важных экономических составляющих мировой торговли. Россия стремиться войти в систему, при этом получить гарантии своих прав и развития отечественной экономики. Актуальность данной темы заключается в том, что проблема вступления в ВТО решается в настоящее время. Среди предпринимателей и населения есть беспокойство, касательно изменений торговых отношений с мировым сообществом, положению отечественных производителей, потребителей. Изучение данного вопроса поможет понять, насколько страхи обоснованы, и спрогнозировать, каким образом завершение процессов переговоров прямым образом окажет влияние на российскую экономику в целом и положение россиян в частности.
Цель работы: рассмотреть проблемы взаимодействия России и ВТО.
Для решения данной цели, были поставлены следующие задачи:
В 1993 г. Россия начала процесс присоединения к ГАТТ. Однако в связи с созданием ВТО в заявление России было переоформлено на просьбу о присоединении к этой организации. В апреле 1995 г. в Госдуме прошли слушания по этому вопросу, и было получено одобрение, а в сентябре состоялось заседание правительства России, на котором были рассмотрены вопросы, связанные с ходом присоединения и обозначены меры по проведению переговоров2.
В соответствии с процедурой ВТО была создана Рабочая группа по присоединению России. Председателем группы стал представитель Швейцарии в ВТО У. Росье. Мандат Рабочей группы носил стандартный характер – изучить торговый режим России и выработать условия участия России в ВТО.
Стандартная процедура проведения переговоров предусматривает формирование пакета документов, который должен включать протокол о присоединении, констатирующего завершение переговоров и содержащего рекомендации принять кандидата и приложений к протоколу, включающих:
1. Доклад Рабочей группы. В нем содержатся описание торгово-политического режима присоединяющейся страны, ее законодательство в сфере внешней торговли товарами и услугами, обязательства, которые кандидат будет выполнять после присоединения. Стандартной формы таких обязательств нет. Каждая страна, присоединяясь к ВТО, фиксирует их с учетом требований членов и собственных приоритетов.
2. Обязательства по доступу на рынок товаров, которые включают максимальный уровень импортного тарифа по каждому наименованию, причем в этом документе фиксируется начальный уровень таможенного тарифа, от которого присоединяющаяся страна ведет отсчет снижения уровня таможенного обложения, и конечный уровень, на котором сниженная ставка таможенного тарифа на каждый товар останавливается. Так же определяется время переходного периода, в течение которого будет происходить снижение ставок таможенного тарифа.
3. Обязательства в области сельского хозяйства, фиксирующие максимальный объем государственной поддержки, которая может быть предоставлена производителям сельскохозяйственных продуктов, и максимальный уровень экспортных субсидий, которые могут предоставляться для поддержки сельскохозяйственного экспорта.
4. Обязательства по доступу на рынок услуг. Этот документ содержит перечень ограничений, которые могут применяться для регулирования доступа на рынки конкретных видов услуг, изъятия из национального режима, а также перечень изъятий из режима наибольшего благоприятствования, которые могут применяться в отношении отдельных членов ВТО.
После получения всех этих документов, они должны быть направлены на рассмотрение Правительством России и ратифицированы Государственной Думой. Кроме того, Россия, по правилам, должна подписать более 60 двухсторонних соглашений по торговле товарами и услугами. После чего переговоры будут считаться завершенными, а Россия станет членом ВТО3.
Процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. и сразу приобрел крупномасштабный характер. В переговоры были втянуты более 40 ведомств России, представители деловых кругов и научных учреждений.
Данный этап заключался в ознакомлении стран-участниц с системой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы, имеющими значение для присоединения к ВТО. Формально Россия должна вести переговоры со всеми участниками, число которых в то время составляло 1442. Однако реально участие в заседании Рабочей группы принимали от 40 до 50 стран. Ведущую роль в переговорах играли крупнейшие торговые партнеры России, в первую очередь США, страны Евросоюза, Япония4.
В ходе переговоров делегация России ответила почти на 4000 вопросов, касавшихся внешнеторгового режима, экономической ситуации. Помимо этого, Россия предоставила сотни законодательных и нормативных актов, на английском языке.
1.1.2. Переговорный этап 1998 – 1999 гг.
В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна определить конкретные условия своего присоединения к ВТО.
Основным объектом переговоров стали условия доступа на российские рынки товаров и услуг. О сложности этой фазы говорят следующие цифры. Россия должна была представить свои первоначальные тарифные предложения по максимально допустимым с момента присоединения к ВТО уровням ставок импортных таможенных пошлин по 11 000 товарных позиций, обсудить их с заинтересованными странами и договориться о размерах, которые станут обязательствами России и войдут в ее тарифный протокол.
Кроме того, Россия должна была представить первоначальные предложения в области сельского хозяйства, которые, помимо ставок таможенных тарифов, включали первоначальные предложения по уровню внутренней поддержки производства сельхозпродукции и субсидированию ее экспорта. Предложения по торговле услугами, представленные в 1999 г., включали перечни обязательств России5.
В завершении этого периода, членам была передана первая редакция перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования6.
1.1.3 Этап полномасштабных систематических переговоров 2000 – 2006 гг.
Председатель с 2003 г. рабочей группы по присоединению России стал постоянный представитель Исландии при ВТО Сефан Йоханессон. В её состав до 2006 г. входили 58 стран-участников, при этом страны Евросоюза (ЕС) рассматриваться как один член. В начале 2007 г. Вьетнам, Камбоджа и Саудовская Аравия заявили желание вести двусторонние переговоры с Россией, и число возросло до 61. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено свыше 50 челнов, по рынкам услуг – около 30. Обсуждения проводились в секретариате ВТО, а также в рамках двусторонних соглашений в столицах стран-партнеров7.
В 2002 г. в Женеве началось рассмотрение итогового Доклада рабочей группы и обсуждение его разделов. Основными направлениями стали четыре: доступ на рынок услуг, товаров, сельское хозяйство и системные вопросы. Касательно рынка товаров следует упомянуть, что по базовому законодательству ВТО ни одна тарифная позиция в момент присоединения не должна быть ниже действующих, чтобы не было обвального увеличения импорта. В тарифных переговорах был достигнут наибольший прогресс – согласовано 85% позиции, из 11 тысяч8.
А вот уровень поддержки сельского хозяйства вызвал несогласие – заявленная РФ сумма в 16, 2 млрд. долл. в год не отражает реальный размер помощи в пределах 1 – 2 млрд. долл. В связи с этим главным требованием стало обоснование Россией запрашиваемых объемов и объяснения механизма распределения средств. В 2003 г. российская сторона пошла на снижение господдержки примерно на треть, но этот показатель не устроил членов ВТО. В переговорах по услугам самым сложным вопросом стал доступ на рынок финансовых и телекоммуникационных услуг. В сфере финансов от России требовали отмены квот иностранного присутствия на рынках банковских и страховых услуг, снятий ограничений для иностранных страховщиков, допуска филиалов иностранных компаний по всем видам финансов. Россия выступала против полного открытия, настаивая на зарезервировании за российскими поставщиками определенной части и поэтапных изменениях9.
Россия заявила об открытии рынка телекоммуникационных услуг с просьбой предоставления переходного периода сроком на шесть лет для «Ростелекома», в течение которых за ним будет зарезервирована роль поставщика услуг междугородней и междугородней связи. В целом, с этим пунктом согласились.
Серьезной проблемой на переговорах о присоединении из-за позиции Евросоюза стали тарифы на российские энергоносители, в первую очередь, на газ. Экспорт которого на 5-6 раз превосходит внутренний. Партнеры требовали выравнивания цен, на что РФ отвечает принципиальным несогласием, так как данный вопрос не регулируется правилами ВТО, а является требованием конкретных участников. Еще одно требование, которое не выдвигалось к другим странам, это Соглашения ВТО о гражданской авиатехнике из-за привлекательности российского рынка10.
С апреля по ноябрь 2004 г. прошли три заседания, на которых об обсуждались десять разделов итогового доклада Рабочей группы. В доклад были включены такие важные для России вопросы, как технические барьеры в торговле, ветеринарно-санитарный контроль, меры защиты внутреннего рынка и различные аспекты торгового и таможенного законодательств. Состоялись также многосторонние переговоры по сельскому хозяйству и тарифным квотам. Поднимались вопросы защиты интеллектуальной собственности в России.
18 ноября 2004 г. на двадцать пятом заседании рабочей группы по присоединению России к ВТО, рассматривалась третья редакция итогового доклада присоединении РФ, но результатов оно не принесло. Замечания и комментарии к нему были рассмотрены в начале 2005 г. на Двадцать шестом официальном заседании. Последующие заседания (включая Двадцать девятое) продолжали рассматривать комментарии к третьей редакции. В рамках очередного раунда переговоров 14-21 числах октября 2005 г. российская делегация, провела двусторонние переговоры о доступе на рынки товаров и услуг с представителями США, Австралии, Канады и Бразилии. Одновременно в Женеве состоялись заседания рабочих групп по системным вопросам, таким как сельское хозяйство, ветеринарные и фитосанитарные меры. Главным итогом раунда стало завершение переговоров с Бразилией и Аргентиной11.
Информация о работе Россия и ВТО: проблемы взаимодействия и перспективы