Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:24, реферат
В данном реферате рассматривается модернизация России на рубеже VXII – VXIII в.в. Этот важнейший этап развития и преобразования государства связан с первым императором Петром I Великим (1682-1725гг.). поэтому реформы I четверти VXIII века вошли в историю под названием Петровских реформ.
Введение
3
Личность Петра Великого.
4
Необходимость реформ в России на рубеже VXII – VXIII в.в.
6
Цели и задачи реформ.
7
Реформы Петра I.
9
Итоги реформ Петра I. Цена петровской модернизации.
17
Оценка петровских реформ в истории.
19
Заключение.
20
Список используемой литературы.
21
Металлургический факультет СПиГН
Реферат по Отечественной истории
На тему:
«Россия на путях модернизации. Петр I »
Выполнила: студентка группы ЗВ-167
Лапина Наталья
Проверил: доцент Журавлева В.А.
Златоуст
2007г.
Содержание
Введение |
3 |
|
4 |
|
6 |
|
7 |
|
9 |
|
17 |
|
19 |
Заключение. |
20 |
Список используемой литературы. |
21 |
Введение.
В данном реферате рассматривается модернизация России на рубеже VXII – VXIII в.в. Этот важнейший этап развития и преобразования государства связан с первым императором Петром I Великим (1682-1725гг.). поэтому реформы I четверти VXIII века вошли в историю под названием Петровских реформ.
Петр I родился 30 мая 1672 г. в Москве, и умер в 1725г. Он был четырнадцатым ребенком многодетного царя Алексея Михайловича и первым ребенком от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. С детства Петр рос любознательным, подвижным мальчиком. И на протяжении всей жизни Царя отличала многосторонность его дарований. (Рисунок 1). Он был талантливым мужественным полководцем и принципиальным дипломатом, одаренным публицистом и незаурядным законодателем. Великолепным кораблестроителем, человеком постигавшим многие науки и фортификационное мастерство. Мы знаем Петра Великого как человека, способного работать с неутомимой энергией на самых различных поприщах: и с топором плотника, и на токарном станке, и в кузнице, и на верфи, и с пером историка в руке.
Эта его неуемная деятельность дала повод А.С. Пушкину сказать о Петре:
То академик, то герой
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющий рукой
На троне вечный был работник.
Таким же многообразием отличались свойства натуры Петра I. Он бывал жестоким и нежным, щедрым и скупым до скаредности, буйным и выдержанным в проявлении страстей, простым и надменным в общении. Однако наиболее примечательной чертой его характера была настойчивость в достижении поставленной цели.
В 1695г. Петр I, которому было всего 23 года, писал «Замыслы наши, может быть великие… Мы моря хотим воевать… Полагаем счастье нашей страны в успехах мировой торговли».
Рисунок 1 – Петр I.
Заслуга Петра Великого состояла в том, что он правильно понимал стоявшие перед страной задачи и упорно их осуществлял, не жалея сил. Не жалел он и людей. Не случайно в историю России Петр I вошел и как великий преобразователь, и как суровый правитель.
Россия, как и другие страны Европы XVII века, встала на путь модернизации.
Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.
Каковы же были предпосылки петровских реформ?
Главной целью реформ Петра I было создание сильного европейского государства, обладающего современной армией и флотом, имеющего выходы в соседние страны и Мировой океан.
Основным инструментом проведения реформ было законодательное регулирование всех сторон жизни государства и общества.
Начиналось с малого. Петр I приказал по-европейски брить бороды и носить короткие кафтаны, курить, танцевать и веселиться на ассамблеях. В 1700 году он перенес празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Построение рационально управляемого государства путем реформ было несомненно, осознанной целью Петра I. Поэтому нельзя говорить о бессистемности реформ, о проведении их лишь под влиянием военной необходимости.
Некоторые исследователи сравнивают действия Петра I с утопистами, мечтавшими создать современный город, регламентируя до мелочей жизнь его обитателей. Царь лично руководил проектированием и строительством Санкт - Петербурга, в котором он видел «Северную Венецию». (Рисунок 2). Петр I хотел создать процветающее, рациональное, или по его выражению, «регулярное», обороноспособное государство, с которым должны были считаться ведущие европейские страны. И в этом государстве должны были действовать хорошо продуманные законы, обеспечивающие бесперебойное функционирование всего механизма управления.
В качестве прообраза идеального государства Петр I видел военный корабль – наивысшее достижение науки и техники своего времени. В нем все продумано до мелочей и управляется он по воле первого человека-капитана.
Петр I придавал огромное значение роли государства в жизни российского общества. Он искренне верил в то, что «правильный» закон, вовремя изданный и последовательно осуществленный, может сделать почти все, начиная со снабжения народа хлебом и кончая исправлением нравов.
Рисунок 3 – Собор святых апостолов Петра и Павла.
При этом себя он считал слугой Отечества и получал жалование в зависимости от воинского звания, которое ему присвоил Сенат. Не случайно преобразования Петра Великого сравнивали со школой, где человек воспитывался для общественной деятельности, посредством которой общество получает способность воспитывать человека. Идея государственного блага лежала в основе петровского законодательства, которое охватило все стороны общественной жизни: экономику, политику, культуру, социальные отношения. Эти преобразования диктовались тремя важнейшими обстоятельствами:
Главным в модернизации России Петр I считал внедрение в стране рыночных отношений, предпринимательства, соответствующей им светской культуры и образования. При этом в проведении реформ он опирался не столько на инициативу людей, сколько на государственный механизм, что усиливало централизацию, крепостной гнет и укрепляло абсолютную власть монарха.
Все преобразования Петра I можно разделить на несколько категорий:
Как известно, Северная война началась неудачно для России. В ноябре 1700 года русская армия потерпела крупное поражение под Нарвой. С этого времени началась бурная деятельность по созданию нового типа армии – регулярной. Армия начала комплектоваться путем рекрутских наборов: с определенного числа крестьянских дворов брался один рекрут, который обязан был в качестве рядового нести службу, пока позволяло здоровье. Позже срок службы был ограничен 25 годами. К 1715 году Сенат установил норму наборов: один рекрут с 75 дворов. Офицерский состав комплектовался из дворян. Все дворяне обязаны были находиться на военной или гражданской службе. Содержание офицеров и солдат государство полностью взяло на себя. Таким образом армия стала профессиональной, состоящей из 210 тысяч человек: воинская служба была теперь единственным занятием для солдат и офицеров. Кроме того у государства появился флот. К концу царствования Петра I во флоте насчитывалось 46 линейных кораблей, 787 галер и мелких судов (построенных на собственных верфях и купленных за границей). Также благодаря созданного мощному военно-морскому флоту на Балтийском море была достигнута победа в Северной войне.
Для победы в войне со Швецией необходимо было реформировать не только армию, но и огромную государственную машину. Петр мечтал создать такой государственный аппарат, который бы работал четко, «Регулярно», как часы. В силу ряда обстоятельств, господствующих в европейских странах умонастроений, с которыми он познакомился в двух зарубежных поездках и тесном общении с иностранцами кукуевой слободы, авторитарной традиции власти в России, а также рационалистического склада своего ума, Петр верил в огромные возможности государственного аппарата. Ему казалось, измени он деятельность государственной аппарата, и изменится жизнь всего общества. В 1711 году был создан высший орган государственной власти – Сенат, заменивший Боярскую Думу. Сенаторы назначались царем. Во главе Сената стоял генерал-прокурор. В 1718-1721гг. были ликвидированы приказы, а вместо них учреждены коллегии. Основной особенностью системы управления через коллегии состояла в четком разделении между ними функций. Порядок работы коллегий определялся специальными регламентами, а общие принципы работы органов центральной власти излагались в Генеральном регламенте. Все коллегии подчинялись Сенату. Были учреждены такие коллегии: Иностранных дел, Военная Адмиралтейская – морская, Штатс-коллегия (ведомство доходов), Юстиц-коллегия (судебная), Ревизион-коллегия (финансовый контроль), коммерц-коллегия (торговая), Мануфактур-коллегия (промышленность), Берг-коллегия (горное дело), Вотчинная коллегия (охрана прав землевладельцев) и Главный магистрат (городское управление).
В 1708-1710гг. в России создано новое административное деление. Вся страна была поделена на восемь губерний, во главе которых стояли губернаторы, обладающие полной исполнительной и судебной власти на местах. Восемь губерний: Московская, Петербургская, Киевская, Архангелогородская, Смоленская, Казанская, Азовская и Сибирская. В 1719 году их число увеличилось до двенадцати.
Содержание регулярной
армии и разросшегося государственного
аппарата требовало гигантских средств.
Одним из способов этих средств рассматривалась налого
В допетровские времена налогами облагался двор, равное количество налога платили и 10 и 20 обитателей двора. Петр ввел подушный налог – теперь взимался с одного человека (души) мужского пола. Для учета налогоплательщиков была проведена подушная перепись, а затем ее развитие. С тех пор периодические переписи (ревизии) стали нормой российской жизни.
3) Существенной значение для духовной жизни России имела Реформы церковного управления. Эта проблема затрагивает очень чувствительные стороны российской жизни и потому проводилась постепенно. В 1700году умер патриарх Андриан. Петр I решил повременить с выбором нового патриарха, а управление церковными делами в соответствии с «Духовным регламентом» в 1721 году была создана государственная коллегия – Святейший Синод. Таким образом, патриаршество фактически было ликвидировано (хотя официально такого решения не принималось). Начался синодальный период деятельности церкви, который продолжался до августа 1917 года. Синод занимался имущественными делами церкви, назначением должностных лиц – епархиальных архиереев, выполнял координирующие функции в области религиозного и нравственного образования и воспитания. Создание Святейшего Синода означало полное подчинение духовной власти светской, церковь превратилась в одно из государственных учреждений и должна была напрямую обслуживать государственные интересы. Это отрицательно сказалось на духовной жизни российского общества. Православная церковь была административно ограничена и законсервирована и смирилась со своим положение служителя режиму. В отличие от Запада, где католическая церковь играла самостоятельную политическую роль, и более того, диктовала свою волю политическим режимам. Например, католическая церковь оказывала решающее влияние на формирование политической власти. Поэтому русские священнослужители никогда не выступали в роли духовных вождей, которые вели бы общество вперед. Наоборот, церковь активно выступала против всех нововведений.
4) Реформа, касающаяся сословного деления.
Важным итогом реформ государственного аппарата Петра I явился Табель о рангах (1722г.) – свод законов о порядке государственной службы: вместо принципа происхождения, знатности. (Таблица 1). Рода был положен принцип служебной годности.