Россия на рубеже XVI – XVII вв. Смутное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

В декабре 2004 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года. Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
1. Правление царя Федора Ивановича…………………………………….3
а) Роль Бориса Годунова при дворе царя Федора………………………4
б) Внешняя и внутренняя политика…………………………………….4
2. Избрание на царство и правление Бориса Годунова………………….5
3. Появление Лжедмитрия I и его поход на Москву…………………......7
4. Правление Лжедмитрия I ………………………………………………9
5. Возведение на престол и правление Василия Шуйского………….....10
6. Восстание Ивана Болотникова………………………………………...12
7. Появление Лжедмитрия II …………………………………………….13
8. Семибоярщина………………………………………………………….15
9. Первое и второе народное ополчение………………………………....15
10. Избрание на царство Михаила Романова…………………………….17
Заключение………………………………………………………………....18
Примечания………………………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Россия на рубеже XVI.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

Россия на рубеже XVI – XVII вв. Смутное время.

План.  Введение……………………………………………………………………2

1. Правление царя Федора Ивановича…………………………………….3

а) Роль Бориса Годунова при дворе царя Федора………………………4

б)  Внешняя и внутренняя политика…………………………………….4

2. Избрание  на царство и правление   Бориса Годунова………………….5

3. Появление Лжедмитрия I и его поход на Москву…………………......7

4. Правление  Лжедмитрия I ………………………………………………9

5. Возведение на престол и правление Василия Шуйского………….....10

6. Восстание  Ивана Болотникова………………………………………...12

7. Появление  Лжедмитрия II …………………………………………….13

8. Семибоярщина………………………………………………………….15

9. Первое и  второе народное ополчение………………………………....15

10. Избрание  на царство Михаила Романова…………………………….17

Заключение………………………………………………………………....18

Примечания………………………………………………………………...19

Список литературы………………………………………………………...20

 

 

 

Введение.

В декабре 2004 года  президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем  народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.       Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время – период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства».          Историки по-разному объясняли причины и характер событий конца XVI- начала XVII в. Н.М. Карамзин: политический кризис, вызванный пресечением династии и ослаблением монархии. С. М. Соловьев: борьба государственного начала с анархией, представленной казачеством. С.Ф. Платонов: сложное переплетение устремлений различных политических сил и социальных групп, а также личных интересов и страстей, осложненных вмешательством внешних сил1. В советской исторической науке понятие «смута» отвергалось, а события начала XVII в. характеризовались как первая крестьянская война, имеющая антикрепостническую направленность, осложненная внутриполитической борьбой феодальных группировок за власть и польско-шведской интервенцией.           Фактически события начала XVII в. представляли собой гражданскую войну, в которой одна часть общества, достаточно разнородная  по своему социальному составу (служилые люди «по отечеству» и «по прибору» южных и юго-западных районов, посадские, казачество, беглые холопы, крестьяне и даже представители боярства), выступила против другой, не менее пестрой в социальном отношении, населявшей центральные и северные уезды.         Причины смуты: а) обострение социально-экономических и политических противоречий на рубеже веков; б) экономический кризис; в) государственно-династический кризис; г) вмешательство внешних сил.       

Иван Грозный умер в  марте  1584 г. Своего старшего сына,  царевича Ивана, он убил (в 1581 г.) в припадке гнева, и наследником престола стал второй его сын, Федор, слабый, болезненный, запуганный отцовским террором, находивший себе поддержку и утешение только в молитве и в постоянных хождениях и поездках в церкви и в монастыри на богомолье. Таким полумонахом, «избывающим мирской докуки», он остался и на царском престоле2. Как всегда в подобных случаях, между приближенными к престолу началась борьба за власть и за влияние на слабого царя. После смерти (1586 г.) царского дяди по матери боярина Никиты Романовича (Захарьина) на первое место выдвигается царский шурин Борис Федорович Годунов — умный, способный, энергичный и честолюбивый боярин. Он происходил из второстепенного боярского рода, и потому представители старых княжеских и боярских фамилий относились к нему с недоброжелательством и с завистью. При Грозном он упрочил свое положение женитьбой на дочери любимого царского опричника Малюты Скуратова-Бельского, а потом царевич Федор женился на его сестре Ирине,  и он стал таким образом близким к царской семье человеком. Преодолев сопротивление старой  знати (во главе с князьями  Шуйскими), Борис становится при царе Федоре правителем  государства.  Внешняя политика государства при царе Федоре была успешна. После кратковременной войны со Швецией Россия возвратила южное побережье Финского залива, потерянное Грозным, и заключила со Швецией «вечный мир» (1595 г.). Нападение Крымского хана было успешно отражено. В Сибири с успехом продолжалось покорение и колонизация страны (были построены Тюмень, Тобольск (1589 г.) и ряд других городов, служивших опорными пунктами русской колонизации).     Важным фактом внутренней истории было учреждение в Москве патриаршества (1589 г). С согласия православных восточных патриархов московский митрополит Иов был возведен в сан патриарха Московского и всея Руси; этим Московская церковь была поставлена не только фактически, но и формально наравне с восточными церквами, как особый и независимый патриархат.          Политика Годунова при царе Федоре была направлена на экономическую поддержку средних и мелких землевладельцев, дворян. Политика централизации проводилась без массовых казней и репрессий. Годунов издал указы о запрете переходов крестьян в Юрьев день, указ об «урочных летах» (1597г.).  Также он провел так называемое «посадское строение». Черные посадские тяглецы,  заложившиеся  в «белые слободы», насильственно возвращались в «государево тягло»3 . В1597 году был издан указ о кабальных холопах. С этого времени, уплатив долг, холопы не получали свободу, а оставались ими до смерти своего владельца.  
 В 1591 г. трагически погиб царевич Дмитрий, сосланный Годуновым в г. Углич вместе с матерью. Опекунский совет при царе Федоре признал Дмитрия законным сыном Ивана IV. Сразу после известия о гибели царевича по стране пополз слух о том , что Дмитрий убит людьми Годунова, который тем самым расчистил себе дорогу к трону. К этому слуху добавился новый слух о чудесном спасении царевича. Но Годунов сохранял в своих руках реальную власть. Он четко контролировал деятельность администрации, твердо проводил внешнюю политику, его поддерживал патриарх.         В 1598 г. бездетный царь Фёдор Иоаннович умер. Наследников у Ивана Грозного больше не было. Династия Рюриковичей, правившая Русью с 862 г., прервалась. Возник династический кризис. После этого в России последовали драматические события, которые продолжались 15 лет (1598 - 1613 гг.) и получили название "Смута", "Смутное время".     По смерти царя Федора Иоановича  Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась в монашество. Когда Москва вдруг осталась без царя, взоры всех обратились на правителя Бориса Годунова. Его кандидатуру на престол усиленно и настойчиво проводил патриарх Иов, но Борис долго отказывался, уверяя, что ему никогда и на ум не приходило вступить на высочайший престол Российского государства. Был созван Земской собор из представителей всяких чинов всех городов Московского государства, и собор единодушно избрал на царство Бориса Федоровича.      Избрание Годунова царем не сняло социальной напряженности в стране. Недовольство в народе усиливалось. От возраставших налогов и повинностей  люди бежали на Дон, Волгу, в южные районы страны.   Правительство Бориса Годунова активно содействовало развитию внутренней и особенно внешней торговли как по традиционным направлениям ( через Крым и по Волге), так и по сравнительно новым (через Архангельск и Колу с Англией, Голландией, Францией)4.

Годунов достиг некоторых внешнеполитических успехов. В 1600г. Годунову удалось добиться успехов во взаимоотношениях с Речью Посполитой. Оба государства имели друг к другу территориальные претензии. Россия добилась в 1600г.  заключения перемирных лет (20лет) с Речью Посполитой.

Развивались отношения с Англией, Голландией, Данией, Священной Римской империей; установились прочные политические и торговые связи с Персией; укрепились позиции Русского государства на Северном Кавказе и в Закавказье, что, однако, обострило отношения с Османской империей и ее вассалом Крымским ханством, но не привело к конфликту с ними5. Однако в самой России положение оставалось непрочным. Крестьянские и посадские люди были недовольны закрепостительной политикой государства, ростом государственного тягла, которыми государство пыталось решить свои проблемы и защитить интересы провинциальных дворян центральных районов, болезненно реагировавших на крестьянские переходы, принимавшие характер переманивания крестьян со стороны крупных светских и церковных феодалов.          Обострились противоречия между столичным и провинциальным дворянством. Политическая напряженность была усугублена династическим кризисом, отнюдь не завершившимся избранием на царство Годунова. Социальная и политическая напряженность переросла в полномасштабный структурный кризис в начале XVII в., когда в стране разразился страшный трехлетний голод. В 1601—1602 гг. Годунов издал указы, разрешавшие помещичьим крестьянам, спасаясь от голода, уходить в Юрьев день от своих владельцев. Эта мера не касалась вотчин знати и монастырей, но имение они начали переманивать крестьян и вывозить их из поместий служилых дворян, что вызвало их недовольство этой мерой Годунова. Правительство начало раздачу «в милостыню» хлеба из государственных амбаров, усилило репрессии по «татебным и разбойным» делам6. Холопам было разрешено уходить от своих хозяев, если те не могли их прокормить. Однако эти меры успеха не имели. Недовольство людей Годуновым усиливалось. В разных местах страны вспыхивали народные бунты. В 1603—1604 гг. вспыхнуло восстание холопов под предводительством Хлопка, охватившее все Подмосковье. Восстание было подавлено, Хлопка казнили в Москве. Церковь усиленно проповедовала, что бедствия, свалившиеся на страну, не что иное, как божье наказание за грехи, за Годунова, получившего царство не от Бога. Среди народа, разочаровавшегося в Годунове окончательно, начались поиски «законного наследника престола». В народе упорно усиливались и муссировались слухи о царевиче-избавителе Дмитрии и его чудесном спасении. Социальный, экономический и политический кризисы в стране ослабляли власть, привели к возникновению самозванщины.  Самозванство сыграло заметную роль в русской истории. Начало его связано с появлением на исторической арене Лжедмитрия I. «По преданию, под личиной самозванца скрывался Отрепьев. Предание оказало сильное влияние на историографическую традицию. Н.И. Костомаров первым подверг его всесторонней критике. Однако в защиту традиционной версии вскоре выступил П.О. Пирлинг»7 .     Объявился  Лжедмитрий I  в 1602 г. в Речи Посполитой, где ослаблением России желали воспользоваться активизировавшиеся сторонники агрессивной политики по отношению к ней. Эти планы даже стали принимать форму «крестового похода» против православных, которые небыли «подлинными христианами». Активно эти силы в Речи Посполитой поддерживал Ватикан и папский нунций в Варшаве. Появившийся в Речи Посполитой русский самозванец объявил себя «чудесно спасшимся» царевичем Димитрием.       Отрепьев был образованным, умным, непомерно честолюбивым человеком, склонным к разного рода авантюрам. В этот момент он оказался нужен знати России и Речи Посполитой. Русская знать, недовольная Годуновым и стремившаяся свергнуть его, решила сделать ставку на «царевича Дмитрия», что еще больше усилило в народе веру в скорый приход царевича-избавителя и сделало его союзником знати в борьбе с Годуновым. Отрепьев стал нужен для магнатов и шляхты Речи Посполитой. Польско-литовские феодалы решили осуществить свои захватнические планы под знаменем поддержки «законного царя». Лжедмитрий тайно принял католичество, за что ему была обещана поддержка Ватикана и короля Сигизмунда III. Польский король скрыто поддерживал авантюриста. Лжедмитрий I много обещал полякам и папскому нунцию в Варшаве: помощь Польше в войне со Швецией, Северскую землю, Псков, Новгород, половину Смоленских земель, большие суммы денег Юрию Мнишеку, отцу своей невесты Марины Мнишек. Он заверил Ватикан, что, став царем, распространит католицизм в России. магнаты помогали Лжедмитрию готовить поход на Москву. В октябре 1604 г. Лжедмитрий I с отрядом в 4 тыс. человек, куда входили наемники-поляки, русские дворяне-эмигранты, донские и запорожские казаки, двинулся на Москву. Он шел через охваченные волнениями беглых крестьян, холопов, казаков и провинциальных дворян Северские земли, где нашел полную поддержку. К началу 1605 г. у самозванца было уже войско в 20 тыс. человек. В январе 1605 г. под Добрыничами самозванец потерпел поражение от правительственных войск, но Лжедмитрия укрыли жители Путивля. Поляки оставили его. Под давлением населения южных районов, считавших самозванца законным наследником престола, Лжедмитрий продолжил борьбу. В столице народ ждал прихода самозванца. Правительству в борьбе с ним не помогали даже самые жестокие репрессии против его сторонников. В апреле 1605 г. умер Борис Годунов. По мнению современников, Годунов обладал большим опытом и несомненными способностями в делах государственного управления, талантом публичного оратора и тонкого политика. После смерти Бориса Годунова царем стал его сын Федор, 16 лет от роду. Но знать не признала его. Он был свергнут с престола и задушен. Вся семья Годунова была  уничтожена.     В июне 1605 г. Лжедмитрий вошел в Москву. 3 июня 1605 г. все присягнули Лжедмитрию. 21 июня 1605 г. после «признания» бывшей царицы Марии в Лжедмитрии своего сына, состоялись пышные торжества и самозванец оказался на троне.      Став царем, Лжедмитрий I не торопился выполнять обещания, данные Речи Посполитой, так как это могло вызвать недовольство тех сил, которые поддерживали его в России.Отказ от выполнения обещаний, данных им польско-литовским феодалам и Ватикану, лишил самозванца их поддержки. Едва Лжедмитрий воцарился, как против него сложился заговор во главе с Василием Шуйским. Но Лжедмитрий сумел на какое-то время примириться со знатью. Однако сроднится с аристократией и вжиться в ее среду самозванец так и не сумел. Стараясь быть в глазах людей добрым и справедливым, Лжедмитрий I запретил брать взятки в приказах. Приказных людей, уличенных в лихоимстве и мздоимстве, публично били палками. Но людей настораживали приверженность царя к некоторым польским обычаям и манерам, то, что достаточно легко преступал сложившиеся и чтимые православные традиции. Поначалу власть самозванца была довольно прочной, его поддерживали пришедшие с ним в Москву повстанческие отряды. Однако вскоре они были выдворены из Москвы. Отныне он опирался на военные отряды иностранцев-наемников из немцев и поляков. Лжедмитрий искал опоры для удержания трона. Он дал некоторые льготы поддержавшим его горожанам и крестьянам южных районов, что вызвало недовольство дворянства центральных районов. Тогда Лжедмитрий повысил дворянам оклады, раздавал земли в поместья за счет конфискаций земель некоторых монастырей, что вызывало недовольство церкви.  В правление Лжедмитрия I была предпринята попытка создания нового Судебника, где бы разрешался переход крестьян, но довести дело до конца не удалось. Боярская дума, взяв царя под свою плотную опеку и жесткий контроль, гасила его реформаторский пыл.         Политика Лжедмитрия вызывала всеобщее недовольство. Крестьяне и посадские люди не получили того, чего ожидали от царя-избавителя. Его законодательство не разрушало основ крепостничества, налоги стали еще больше, а не меньше, как хотелось и ожидалось. Милости царя населению Северской земли тяжелым бременем ложились на население центра, севера и запада страны. Дворянство продолжало выражать недовольство всесилием и произволом знати. Углублялись противоречия между дворянскими корпорациями юга и центра страны. Казачество не желало заниматься производительной деятельностью, жило за счет грабежей, разбоя и стремилось получить статус привилегированного сословия, чего власть делать не хотела. Знать была недовольна продворянской политикой, боялась возвращения к «опричным временам», так как самозванец собирался «извести» бояр-вотчинников в государстве. Церковь выступала против обложения монастырей налогами, конфискациями у них земель. Ее настораживало «западничество» во взглядах и поведении царя. Все слои русского общества удивляли, вызывали недовольство и непонимание неординарность царя и нарушение им традиционных норм поведения. Лжедмитрий I свободно ходил по улицам, разговаривал с людьми, принимал у них жалобы, не выполнял церковных ритуалов.   Среди простых людей стали ходить слухи, что царь — вовсе не настоящий царевич, а подмененный. Настоящий царевич Дмитрий все еще скрывается, но обязательно вскоре откроется и придет в Москву. Бояре пытались использовать народное недовольство, думали о замене Лжедмитрия.           Боярский заговор против самозванца сложился в Москве весной 1606 года, возглавили его Шуйские. Василий Шуйский разослал грамоты по всему государству, в которых «обличал самозванца и «еретика» «Расстригу», который-де воцарился «бесовскою помощию», «прельстив»(т. е. обманул) русский народ своим колдовством («чернокнижеством»)8. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала женитьба Лжедмитрия на Марине Мнишек. Помпезные торжества по польскому обряду, невеста-католичка в атласном французском платье, бесцеремонное поведение наемников Лжедмитрия и польско-литовских магнатов и шляхты, приехавших на свадьбу, вызвали взрыв возмущения жителей Москвы. Шуйские инспирировали восстание 17 мая 1606 г. Заговорщики ворвались в Кремль и убили самозванца.           19 мая 1606 г. на Красной площади в Москве бояре и служилые люди перед толпой объявили царем Василия Шуйского. Ни авторитетом народа, ни его любовью новоявленный царь не пользовался. Бояре, провозгласившие Шуйского царем, взяли с него крестоцеловальную  запись (грамоту), в которой он обязывался не налагать опалы, не казнить без приговора Боярской думы, не отнимать имущества у родственников осужденных, не слушать доносчиков, тщательно рассматривать и проверять все доносы. Это распространялось не только на бояр и служилых людей, но и на крестьян, и на посадских людей. Однако многие люди восприняли царя В. Шуйского как узурпатора власти, а его воцарение - как «измену». Новому царю было противопоставлено имя вновь чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Все, кто был недоволен его правлением, объединились в борьбе против изменников бояр за законные права царевича.         При Василии Шуйском правили в основном царские любимцы. Крестьяне и посадские люди не получили облегчения своего положения. Наоборот, увеличились налоги, повинности, барщина. В ответ на это усилилось бегство крестьян и холопов. Районы Северской «украины» стали местом, куда стекались все недовольные В. Шуйским и изменниками-боярами, окружавшими его. К ним относились не только крестьяне, холопы, посадские люди, служилые люди по прибору, но и провинциальное дворянство южных уездов. Активно против Шуйского была настроена корпорация рязанских дворян во главе с Ляпуновыми  и Сумбуловыми. Рост протеста против правителей страны привел к восстанию под руководством боевого холопа князя А. Телятевского Ивана Болотникова, начавшееся в районе Путивля в 1606 г. Болотников обратился к населению с призывом выступить в защиту царя Дмитрия, обещая всем, кто пойдет с ним, богатства и почести. Под знамена Болотникова собрались крестьяне, холопы, посадские люди, казаки, стрельцы, народы Поволжья. В сентябре 1606 года к Болотникову присоединились отряды рязанских дворян во главе с Прокопием Ляпуновым, а в начале октября к Болотникову пришел отряд дворян, предводительствуемых Истомой Пашковым. Но в конце ноября 1606 г., уже во время осады Москвы восставшими, убоявшись их необузданности и проклятий в их адрес патриарха Гермогена, дворянские отряды перешли на сторону В. Шуйского.    Болотников как «большой воевода царя Дмитрия» рассылал по России своих гонцов с «прелестными листами», где звал крестьян и холопов уничтожать бояр и дворян, отбирать у них вотчины и поместья. 70 русских городов поддержали Болотникова. В августе 1606 г. Болотников выступил из Путивля и 7 октября подошел к Москве и осадил ее. Известный полководец  М. В. Скопин-Шуйский привел к Москве отборные войска и 2 декабря 1606 г. под деревней Котлы нанес поражение Болотникову. Повстанцы отступил к Калуге. На помощь им к Калуге двигался отряд еще одного самозванца терского казака Ильи Горчакова, выдававшего себя за несуществующего сына царя Федора — Петра Федоровича. В мае 1607 г. на реке Пчелке он разгромил царские войска, дав Болотникову возможность укрыться в Туле. Там восставшие были осаждены правительственными войсками. Болотников 4 месяца держался в Туле. Шуйскому не помогла даже устроенная плотина на реке Упе, которая позволила затопить город .Тогда он пообещал сохранить жизнь восставшим, если они сложат оружие. 10 октября 1607 г. ворота Тулы были открыты. Шуйский не сдержал своего слова. Началась жестокая расправа с восставшими. В. Шуйский отправил Болотникова на север в г. Каргополь, где его ослепили и утопили в проруби.           Народные восстания продолжались и после движения Болотникова вплоть до 1615 г. В советской исторической науке в отношении восстания Болотникова имелись две точки зрения. Одни исследователи считали, что восстание под предводительством И. С. Болотникова было апогеем первой в России крестьянской войны, которая проходила в России первые полтора десятка лет начала XVII в. Другие исследователи полагали, что только восстание Болотникова следует рассматривать как крестьянскую войну в России в начале XVII в.       Подавление восстания Болотникова отнюдь не сделало более прочными позиции Василия Шуйского. Ситуация в стране обострялась, кризис продолжал развиваться. Россия ждала царевича-избавителя. И он появился 3 мая 1607 г. в Стародубе. Кем по своему происхождению был Лжедмитрий II, не ясно до сих пор.        Лжедмитрий II был ставленником Речи Посполитой. Польско-литовские магнаты, шляхта и католическая церковь не оставляли надежд извлечь выгоды из обостренной до предела обстановки в России. К Лжедмитрию II присоединились отряды польской шляхты, казацкие отряды И. М. Заруцкого, которого Лжедмитрий II пожаловал боярским чином. Лжедмитрия поддержали южные города Путивль, Чернигов, Новгород-Северский. Летом 1608 г., собрав силы, Лжедмитрий II двинулся на Москву. Москву ему взять не удалось. Лжедмитрий II вынуж ден был разбить свой лагерь в Тушине, получив прозвище Тушинского вора. Польские отряды бросились грабить Замосковный край.    В Тушине при самозванце образовалась Боярская дума, правительство, которое возглавил Филарет (в миру Федор Романов), возведенный самозванцем в сан патриарха. В России появились две столицы, два царя, два патриарха. Лжедмитрий подчинил себе огромную часть страны. В тушинский лагерь пришло из Москвы немало московских князей и бояр, хотя они знали, конечно, что идут «целовать крест» и служить явному обманщику и самозванцу. Это печальное время прославилось знаменитыми тушинскими «перелетами», которые переходили, иногда по несколько раз, от одного «царя» к другому и от каждого получали награды.         Лжедмитрий II раздавал своим приверженцам вотчины и поместья с крестьянами. Поэтому русские бояре и дворяне переходили к самозванцу. В. Шуйский обратился за помощью к шведскому королю Карлу IX. Шведы согласились на участие в русских делах при условии, что Россия будет содержать шведские войска, откажется от побережья Балтики, возвращенного в 1595 г. Годуновым, и в стране будет свободно обращаться шведская монета. В 1609 г. русские войска князя Скопина-Шуйского вместе со шведами нанесли поражение Лжедмитрию II. Он бежал в Калугу. Дальше шведы воевать отказались, так как им не уплатили требуемых денег. Договор со Швецией фактически развязал шведам руки для открытой интервенции. Швеция захватила Новгородскую землю. Появление шведских войск в России позволило Сигизмунду III начать открытую интервенцию в России.    Летом 1609 г. польский король двинул свои войска на Смоленск. Малочисленный гарнизон Смоленска под командованием воеводы М. Б. Шеина надолго задержал продвижение поляков. В 1610 г., нанеся поражение Лжедмитрию II, в Москву торжественно вошел М. В. Скопин-Шуйский. Но энергичный и талантливый полководец был отравлен в Москве. Бездарный в военном отношении брат царя Дмитрий Шуйский у деревни Клушино в июне 1610 г. потерпел сокрушительное поражение от гетмана Жолкевского. После этого недовольство царем в стране усилилось еще больше.

В июле 1610г. дворяне во главе с Захаром Ляпуновым при поддержке московского посада принудили В. Шуйского отказаться от царской власти. Он был пострижен в монахи. В сентябре 1610 г. его выдали гетману Жолкевскому, который отправил Шуйского в Польшу, где тот и умер.  После свержения Шуйского в Москве наступило междуцарствие. Результатом переворота воспользовались бояре во главе с Ф. И. Мстиславским, образовавшие правительство во главе с ним (Семибоярщина). Велись переговоры о призвании королевича Владислава на русский престол при условии принятия им православия. 17 августа 1610 г. Договор был подписан. Русские бояре надеялись, что воцарение Владислава снимет противоречия Москвы с тушинцами и напряжение в стране. 21 сентября 1610 г. по заключенному договору Семибоярщина впустила поляков в Москву. Лжедмитрий II вновь отошел в Калугу, где был убит Петром Урусовым. Россия оказалась на краю гибели. В полной мере встал вопрос о сохранении ее национальной независимости и государственности. В это трагическое время важную роль в деле сплочения национальных сил для спасения России сыграла церковь в лице патриарха Гермогена и Дионисия — настоятеля Троице-Сергиева монастыря, призвавших русских людей к всеобщему сопротивлению. Была провозглашена идея  спасения православного царства, которая превратилась в общенациональную идею. Не меньшую роль в деле организации отпора врагу сыграла земщина. Земщина выступила организующей и консолидирующей всех людей силой, призывавшей «стояти заодно». Она материально обеспечила военные силы, выступившие против интервентов. Особую роль сыграли Земские соборы. В1610 – 1612 гг. они стали органами законодательной и исполнительной власти.          Надвигавшаяся национальная трагедия сплотила людей вокруг идеи спасения России, монархии в ее самодержавной форме. В декабре 1610 г. казачьи отряды Заруцкого и князя Д. Трубецкого соединились с отрядами Прокопия Ляпунова и образовали в Рязанской земле первое народное ополчение. Возглавил ополченцев Прокопий Ляпунов, который фактичеси встал во главе «земского правительства».       Весной 1611 г. ополчение подошло к Москве, где в марте вспыхнуло восстание. Поляки по наущению изменников-бояр подожгли город Сгорела значительная часть посада. Ополчение стояло под Москвой. Был создан «Совет всея земли». Но его раздирали внутренние противоречия. Чтобы их преодолеть, П. Ляпунов подготовил «Приговор всей земли» принятый 30 июня 1611 г. В нем говорилось о выводе казаков из городов, запрещалось им грабить население. Отдавалось распоряжение о розыске беглых крестьян и холопов и возвращении их прежним владельцам. Это вызвало сильное недовольство казаков и холопов. Казаки призвали на казачий «круг» П. Ляпунова 22 июля 1611 г. и там убили его. После этого ополчение распалось, не выполнив своей задачи.      Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде началось формирование нового ополчения. Во главе его встали земский староста Кузьма Минин и стольник князь Дмитрий Пожарский, отличившийся в московском восстании в марте 1611 г. Хозяйственную и финансовую часть взял на себя Кузьма Минин. По инициативе Минина горожане и крестьяне в пользу ополчения собрали экстраординарный налог. Велась активная переписка с советами регионов и уездов России.          Весной 1612 г. ополчение выступило из Нижнего Новгорода к пошло вверх по Волге в сторону Ярославля. В Ярославле ополчение пробыло несколько месяцев. Это время прошло в напряженной работе над восстановлением порядка в стране; над созданием центральных правительственных учреждений, над собиранием сил и средств для самого ополчения. Вокруг ополчения объединилось больше половины России; в городах работали местные советы из представителей всех слоев населения, а из Ярославля назначали в города воевод.        К полякам в Москве двигалась армия гетмана Ходкевича. Это вынудило руководителей ополчения поспешить с выходом в поход на Москву. В конце июня 1612 г. ополчение подошло к Москве. В августе в решающих сражениях интервенты потерпели поражение. Польский гарнизон, находившийся в Москве, укрылся в Кремле. Оставшиеся без. продовольствия, боевых припасов поляки не выдержали длительной осады и 27 октября 1612 г. сложили оружие. Москва была освобождена.   С целью избрания царя в январе 1613 г. начал работу Земский собор. В истории страны это был самый представительный собор. Вокруг кандидатур на царский престол развернулась борьба.    Были отвергнуты кандидатуры королевича Владислава, сына шведского короля Карла — Филиппа, Ивана — сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II. Не прошли кандидаты от многих знатных боярских фамилий. Сошлись на кандидатуре 16-летнего Михаила Федоровича Романова, родственника первой жены Ивана Грозного, что связывало его с прервавшейся династией. Он был относительно нейтральной, устраивавшей всех фигурой, с ним связывали надежды на преодоление смутных времен. В избирательной грамоте было сказано , что его пожелали на царство «все православные хрестьяне всего Московского государства», а с другой стороны были указаны его родственные связи с прежней царской династией: новый царь – сын двоюродного брата царя Федора Ивановича, Федора Никитича Романова-Юрьева, а царю Федору Ивановичу – племянник9.           В 1617 г. между Россией и Швецией был заключен Столбовский мир. Шведы возвращали России Новгородскую землю, но оставляли за собой Балтийское побережье, города Ям, Орешек, Копорье и Корела. Россия выплачивала Швеции большую денежную компенсацию.    Поляки отказались признать Михаила царем, и королевич Владислав, ссылаясь на договор 1610 г., решил вернуть себе похищенный унего Михаилом престол. Он совершил поход на Москву, но взять ее не смог. Поляки вынуждены были пойти на перемирие сроком на 14,5 года, которое было подписано в деревне Деулино в 1618 г. Россия отдавала Польше Смоленскую, Черниговскую и Северскую земли.      В первые годы правления Михаила его влияние на дела почти не ощущалось. Царь был слаб и малоинициативен. Он не был государственным деятелем.

Заключение.           Отстоять свою независимость и государственность России удалось,  но очень тяжелой ценой. Страна вышла из Смуты крайне разоренной. Она понесла огромные территориальные и людские потери. Преодолеть хозяйственную разруху, сделать Россию мощным государством можно было в то время, лишь идя по пути усиления самодержавия. Именно ничем не ограниченная монархия, стоявшая над всеми социальными группами, была идеалом власти для русских людей того времени, типом такого государства, которое могло объединить людей для решения общегосударственных задач.  Смута усилила монархическую идею в России. Но усиление самодержавия впоследствии свело на нет возросшую во время Смуты и после нее роль сословно-представительных органов. В стране в XVII в. будут укрепляться феодально-крепостнические порядки, расти значение православных ценностей, настроения изоляционизма, неприятия всего иноземного. Россия все больше будет отставать в своем развитии от европейских стран.

 

 

 

 

 

 

Прмечания.

1.В.Н.Шевелев. История России. Конспект лекций. Ростов-на-Дону . Изд-во «Феникс», 2009.С. 46.

2.С.Г. Пушкарев. Обзор русской  истории. Ставрополь. Изд-во «Кавказский край», 1993.С. 159.

3.В.И. Моряков, В.А. Федоров,  Ю.А. Щетинов. История России для поступающих в вузы. М., изд-во «Проспект», 2006. С. 56

4. Большая российская энциклопедия. М.: научное изд. « Большая российская  энциклопедия»; IV т., 2006.С. 45

5. Там же. С.46

6. В.И. Моряков, В.А. Федоров, Ю.А.Щетинов. Указ.соч. С.58.

7. Р.Г. Скрынников. Россия в начале XVIIв. «Смута». М.: Изд-во «Мысль»,1988.С. 79.

8. С.Г. Пушкарев. Указ. соч. С.167.

9. Там же. С.176.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Большая российская  энциклопедия. М.: научное изд. «  Большая российская энциклопедия»; IV т., 2006.-750с.

2.  Моряков  В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А.  История России для поступающих  в вузы. М., изд-во «Проспект»,2006. -464с. 

3. Пушкарев  С. Г. Обзор русской истории.  Ставрополь. Изд-во «Кавказский край», 1993.-416с.

4. Скрынников  Р.Г. Россия в начале XVIIв. «Смута». М.: Изд-во «Мысль»,1988.-283с.

5. Шевелев В.Н. История России. Конспект лекций. Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 2009.- 219с.

 


Информация о работе Россия на рубеже XVI – XVII вв. Смутное время