Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 16:54, контрольная работа
Описание работы
Целью моей работы будет изучение России в тот период. Я постараюсь узнать, как же жили люди в те далёкие времена, какие интриги плелись ради завоевания трона, какие цели преследовали правители, принимая то или иное решение.
Содержание работы
Введение 3 1.Россия в XVI – начале XVII веков. 4 1.1.Реформы Ивана Грозного. 4 1.2.Политика опричнины, её цели и последствия. 7 1.3.Основные направления внешней политики России в XVI веке. Ливонская война. 9 2.«Смутное» время на Руси: причины, суть, последствия. 12 Заключение 16 Список литературы 18
Тема моей контрольной работы
– «Россия на рубеже XVI – XVII вв. Смутное
время». Целью моей работы будет изучение
России в тот период. Я постараюсь узнать,
как же жили люди в те далёкие времена,
какие интриги плелись ради завоевания
трона, какие цели преследовали правители,
принимая то или иное решение.
Для того чтобы раскрыть тему
моей работы, я ставлю перед собой следующие
задачи:
Прежде всего, мне необходимо
будет изучить и описать реформы Ивана
Грозного, который тогда был на престоле.
Так же мне нужно будет изучить
опричнину, её политику, цели и последствия.
Я должна буду рассмотреть основные
направления внешней политики России
в то время.
Безусловно, мне нужно будет
изучить ход Ливонской войны, которая
длилась 25 лет, её причины и последствия.
Ну и, конечно же, я буду изучать
«смутное время» на Руси, его причины,
суть и последствия.
Изучение истории страны это
важнейший компонент оценки современного
Российского общества, ведь события, произошедшие
в древности накладывают отпечаток на
все дальнейшее развитие. Например, события
смутного времени, в частности борьба
с польскими интервентами и объединение
всего русского народа проявилось в нашей
стране и в годы Великой Отечественной
Войны в столкновении с фашистко-немецкими
захватчиками, и проявится снова, если
этого потребует время, под сильной рукой
таких людей как Минин, Пожарский, Сталин
память о которых останется в веках. Не
стоит забывать и о такой значимой личности
как Иван IV Грозный, который, несмотря
на промахи и ошибки в основном во внутренней
политике (опричнина) сделал для нашей
родины и ни мало хорошего (например, подчинение
наследников Орды).
Также знание и понимание событий
данного периода может помочь нам не совершить
тех ошибок, последствия которых стали
настолько страшными для нашей страны.
Например, мы видим из тех событий, что
отсутствие мудрого и авторитетного человека
у власти может привести к событиям 16-17
веков, названными в народе смутным временем.
Именно поэтому моя работа является актуальной.
1.Россия в XVI – начале XVII веков.
1.1.Реформы Ивана Грозного.
Иван Грозный был сыном Василия
III и Елены Глинской, дочери выходца из
Литвы князя Василия Глинского. Великий
князь Василий III умер, когда сыну было
три года. После смерти матери, великой
княгини Елены (по одной из версий – её
отравили), Иван, которому исполнилось
тогда восемь лет, остался круглым сиротой.
Страной управляла Боярская дума. Наступила
эпоха боярского правления, период беззакония,
насилия, вражды и борьбы за власть – преимущественно
между двумя наиболее знатными боярскими
семьями – князьями Шуйскими и Бельскими.
ТО одна, то другая партия захватывала
власть и преследовала побеждённых противников.
В результате многолетних кровавых распрей
верх одержали родственники покойной
Великой княгини Елены – Глинские. Иван,
от природы умный, живой, впечатлительный
и наблюдательный, рос в обстановке заброшенности
и пренебрежения. Родственники-бояре не
только не заботились о его образовании
и воспитании, но даже плохо одевали и
кормили его и младшего брата Юрия, а иногда
и прямо обижали и оскорбляли Ивана.
Великому князю не было ещё
и полных 17 лет, когда 16 января 1547 года
он был торжественно коронован как царь
всея Руси. При участии Макария в окружении
молодого царя оказались те лица, которым
суждено было в глазах современников символизировать
новое правительство – «Избранную раду».
«Избранная рада» была органом, который
осуществлял непосредственную исполнительную
власть, формировал новый приказной аппарат
и руководил им. Ей были проведены наиболее
важные реформы. Наиболее авторитетными
политиками нового правительства стали
Адашев и Сильвестр.
При «Избранной раде» было завершено
оформление центральных органов
государственного управления – приказов
(до середины 60-х годов их называли «избами»).
Одним из первых приказов была Челобитная
изба, которую возглавил Адашев. Главной
функцией этого учреждения был приём челобитных
(жалоб) на имя государя и проведение по
ним расследования. Таким образом, Челобитная
изба фактически становилась высшим контрольным
органом. Руководство этим приказом давало
Адашеву огромную власть и авторитет.
Главой Посольского приказа (ведомства
иностранных дел) стал дьяк Иван Михайлович
Висковатый, который около 20 лет руководил
русской внешней политикой, пока не был
казнён в годы опричнины. Поместный приказ
занимался распределением поместий и
вотчин между служилыми людьми. Разрядный
приказ функционировал в качестве штаба
Вооружённых Сил: то есть определял, сколько
служилых людей и из каких уездов должно
выйти в полки. Разбойный приказ вёл борьбу
против «разбоев» и «лихих людей». Земский
приказ ведал порядком в Москве.
Реформы коснулись и организации
верхнего эшелона управления. В частности,
было несколько ограничено местничество.
Суть данного порядка заключалась в том,
что при назначении служилых людей на
те или иные должности учитывалась, прежде
всего, их «порода» - происхождение, а не
личные заслуги. Потомки должны были находиться
друг с другом в тех же служебных отношениях
– начальствования, равенства, подчинения
– что и предки.
Указ 1550 г. ввёл два ограничения
местничества. Первое касалось молодых
аристократов. Их нельзя было в 15-18 лет
(а с 15 лет начинали службу) назначать воеводами,
дать низкое назначение тоже было невозможно:
«поруха» чести. Было решено, что служба
молодых людей на невысоких должностях
не считается прецедентом. Произошло явное
«огосударствление» местничества.
Реформа местного
управления. Укрепление государства (монархии)
требовало решительной замены неэффективного
в условиях централизованного государства
аппарата местной власти, сложившегося
при боярском правлении. Первостепенной
задачей являлось создание аппарата чиновников.
В соответствии с проведёнными преобразованиями
устанавливался порядок, согласно которому
сами подданные избирали чиновников для
несения государственных функций. Выбранные
в городах и волостях целовальники и старосты
становились «чиноначальными людьми»
государства. Выборность и сменяемость
этих лиц ставила их деятельность (в пользу
государства и контролируемую государством)
так же и под контроль подданных. Власть
на местах издавна принадлежала наместникам
(в уездах) и волостелям (в волостях). Они
получали эти территории в «кормление».
В пользу кормленщика шли судебные пошлины.
Кормления были системой вознаграждения
за службу: должности наместников и волостелей
на определённый срок получали вознаграждение
за участие в военных действиях. Неэффективность
данной системы повлекла за собой её отмену.
Что же касается денег, которые ранее шли
кормленщикам, то их отныне взимало государство
в качестве налога. Из этого централизованного
фонда можно было платить «помогу» (заработную
плату) служилым людям.
Уложение о службе. В 1555-1556 годах было принято
Уложение о службе. Им определялось, с
какого количества земли должен выходить
вооружённый воин на коне; если вотчины
или поместья феодалов были большими,
то владелец обязывался выводить с собой
вооружённых холопов.
Судебная реформа. В 1550 г. был принят новый судебник.
Судебник закреплял создание в Московском
государстве «праведного» (справедливого)
суда, контролируемого «лучшими людьми»
из данного сословия на местах. Однако
до создания постоянных верховных сословно-представительных
учреждений дело не дошло.
Целям укрепления государственной
власти должна была служить реформа церкви.
Царь хотел получить санкцию церкви на
государственные преобразования и в то
же время применять меры к подчинению
церкви, ограничению её привилегий и земельных
ресурсов.
Общерусская церковная реформа
была проведена на Стоглавом соборе, названном
так по сборнику его постановлений, состоявшему
из ста глав («Стоглав»). На открывшемся
23 февраля 1551 года Соборе присутствовали
помимо высших духовных чинов сам царь,
бояре и думные дьяки.
Собору предстояло заняться
самыми различными сторонами церковной
жизни – обсудить меры по укреплению дисциплины
среди духовенства, провести унификацию
обрядов, улучшить моральное состояние
служителей церкви, решить проблему церковного
землевладения и привилегий церкви.
Собор унифицировал церковные
обряды. Так, он официально узаконил под
страхом анафемы двуперстное сложение
при совершении крёстного знамения и «сугубую
аллилуйю». Продажа церковных должностей,
взяточничество, ложные доносы, вымогательства
стали столь распространёнными в церковных
кругах, что Стоглавный собор вынужден
был принять ряд постановлений, несколько
ограничивающих произвол как высших иерархов
по отношению к рядовому духовенству,
так и последнего по отношению к мирянам.
Пошлина с церквей отныне должна была
собираться не десятниками, злоупотребляющими
своим положением, а земскими старостами
и десятскими священниками, назначаемыми
в сельских местностях.
Таким образом, система реформ,
предпринятых фактическим правительством
в конце 40-50-х годов XVI века, по самой своей
сути была изначально связана с идеей
ограничения царской власти «мудрым советом»,
то есть той или иной формой представительства,
выражающей, в отличие от кастовой Боярской
думы, интересы служилой массы и верхов
посада. Реформы «Избранной рады» привели
к крупным военным и внешнеполитическим
успехам русского государства.
Однако уже в 1560 году произошёл
разрыв между царём и его советниками
Адашевым и Сильвестром. Иван IV обвинил
их в сговоре с целью утвердить в государстве
ограниченную монархию, где царь «почтён
лишь председателем», обладает номинальной
властью, в то время как реальная власть
находится в руках его советников. Итогом
данного противостояния стало падение
правительства «Избранной рады», начало
эпохи самодержавного царского правления.
1.2.Политика опричнины, её цели и последствия.
Центральным событием истории
XVI века являлась опричнина. В
течение семи лет, с 1565 по 1572 г., в Московском
государстве разгорелся и пылал, по образному
выражению современника этих событий
князя Андрея Курбского, «пожар лютости»,
унесший десятки тысяч человеческих жизней.
В середине 60-х годов произошло резкое
обострение внутриполитических противоречий
в стране: ситуация становилась тревожной.
В апреле из Юрьева Ливонского (ныне
г.Тарту) бежал в Великое княжество Литовское
опытный и видный воевода князь Андрей
Михайлович Курбский. Беглый боярин прислал
из-за рубежа краткое послание своему
бывшему монарху, в котором гневно обвинил
царя в тирании, казнях невинных людей.
3 декабря 1564 года царь
с семьёй и приближёнными выехал
на богомолье в Троице-Сергиев
монастырь. К концу декабря он
добрался до Александровской
слободы – села, где не раз
отдыхал отец Ивана IV. Оттуда 3
января 1565 года в Москву приехал гонец,
который привёз две грамоты.
В первой, адресованной митрополиту
Афанасию, сообщалось, что «государь положил
свой гнев на всех епископов и настоятелей
монастырей, а опалу – на всех служилых
людей, от бояр до рядовых дворян, поскольку
служилые люди плохо служат, а церковные
иерархи их покрывают». Поэтому он, «от
великие жалости сердца, не хотя их изменных
дел терпети, оставил своё государство
и поехал, где вселится, иде же его государя
бог настовит».
Вторая грамота была адресована
всему посадскому населению Москвы, в
ней царь заверял простой московский люд,
чтобы «они никакого сомнения не имели,
гнева и опалы у царя на них нет».
Московские люди, выслушав царские
грамоты, решительно потребовали, чтобы
бояре упросили вернуться царя на государство.
Уже через два дня депутация духовенства
и бояр была в Александровской слободе.
Царь смилостивился и согласился возвратиться,
но при двух условиях: «изменников … на
тех опала своя класти, а иных казнити»,
а во-вторых, «учинить ему на своём государстве
себе опричнину».
Слово «опричнина» употреблялось
лет за сто до Ивана IV. Происходит оно от
слова «опричь», являвшегося в древнерусском
языке синонимом слова «кроме». После
смерти или гибели воина на поле боя поместье,
пожалованное ему за службу Великим князем,
забиралось в казну, опричь (кроме) небольшого
участка земли – своеобразного пенсионного
фонда, который отдавали его вдове и детям.
Этот остаток поместья и назывался «опричниной».
Таким образом, Иван Грозный назвал опричниной
небольшой «пенсионный» удел, в который
он «удалялся от царствования». Вся страна
– «земщина» - оставалась, согласно его
уверениям, в управлении Боярской думы.
Фактически введение опричнины
свелось к кровавой полосе бессмысленных
убийств, свершавшихся по велению царя.
Царский указ одинаково сгонял с земли
и удельного князя, владельца наследственной
территории, и мелкого служилого человека.
Власть, по мнению царя, должна была внушать
всем страх. Иван IV был убеждён в христианском
долге его подданных (включая родственников)
– служить царю. Государь и считал-то их
не подданными, а рабами, холопами, которых
волен казнить или жаловать: «А жаловати
есмя своих холопей вольны, а и казнити
вольны же». В этих словах Ивана IV выражена
сама суть его правления.
Царь всячески старается обеспечить
всенародную, всесословную поддержку
его политики. Видимо, с этой целью указ
о введении опричнины был представлен
на утверждение Земского собора в феврале
1565 года.
Долгое время в литературе было
распространено мнение: опричнина – дело
исторически необходимое, поскольку России,
чтобы выжить, нужна была централизация,
а бояре вроде бы были её противниками,
поэтому и приходилось их уничтожать.
Ныне состав жертв опричного террора изучен.
На каждого боярина или дворянина приходилось,
по меньшей мере, 3-4 рядовых служилых земледельца,
а на каждого последнего – по десятку
лиц из низших слоёв населения.
Осенью 1572 года государь опричнину
«отставил», а всё связанное с ней было
предано забвению. Наказанию кнутом подлежал
тот, кто только осмеливался произнести
это слово. Отмена опричнины, однако, не
прекратила террора. Он продолжался, но
в меньших масштабах.
Последствия опричнины. После опричнины в стране разразился
тяжелейший экономический кризис – деревни
и сёла Центра и Северо-Запада (Новгородские
земли) запустели. По прочтении писцовых
книг конца XVI века возникает впечатление,
будто страна пережила вражеское нашествие.
Необработанными оказались до 90% земли.
К тому же в 1570-1571 годах дополнение ко всем
бедам на Россию обрушилась эпидемия чумы.
Крайнее истощение страны, как
следствие опричнины, отразилось на её
внешней политике.
1.3.Основные направления внешней политики
России в XVI веке. Ливонская война.
К числу важнейших задач, стоявших
перед Россией в области внешней политики
в середине XVI века, можно отнести:
Овладение Волжским торговым
путём в целях развития торговли со странами
Востока;
Открытие возможности для беспрепятственного
продвижения на Восток – в Приуралье и
на Урал;