Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 16:05, реферат
Период с февраля по октябрь 1917 года в истории России отмечен возникновением и развитием буржуазной государственности. Составными элементами этого процесса следует считать:
* стремление буржуазии сохранению аппарата управления царского правительства и приспособление его к новым условиям;
* создание новых органов управления буржуазным государством;
* разрушение революционными массами наиболее реакционных органов старого государственного аппарата управления.
Период с
февраля по октябрь 1917 года в истории
России отмечен возникновением и
развитием буржуазной государственности.
Составными элементами этого процесса
следует считать:
* стремление буржуазии
сохранению аппарата управления царского
правительства и приспособление его к
новым условиям;
* создание новых органов
управления буржуазным государством;
* разрушение революционными
массами наиболее реакционных органов
старого государственного аппарата управления.
2 марта 1917 года Николай
II отрекся от престола, а 3 марта Михаил
Александрович отказался от вступления
на престол. В течение 3-х дней (с 28 февраля
по 2 марта) роль правительственной власти
выполнял Временный комитет Государственной
Думы. 2 марта 1917 года Временный комитет
по соглашению с эсероменьшевистким руководством
Петроградского совета рабочих и солдатских
депутатов создал Временное правительство
под руководством князя Львова.
В ходе революции вновь
начали возникать Советы рабочих депутатов.
В Петрограде Совет рабочих
депутатов был избран 27 февраля 1917 года,
который 1 марта объединился с Советом
солдатских депутатов в единый орган -
Совет рабочих и солдатских депутатов.
Аналогичные органы власти стали возникать
по всей стране как носители новой революционной
власти.
В результате образовалось
двоевластие, выражавшее переходный момент
в развитии революции. Классовая сущность
двоевластия заключается в том, что временное
правительство являлось органом диктатуры
буржуазии и обуржуазившихся помещиков,
а Совет рабочих и солдатских депутатов
- органом революционно-демократической
диктатуры пролетариата и крестьянства.
Двоевластие продолжалось
до июля 1917 года. Временному правительству
удалось одержать верх в борьбе за ликвидацию
Советов.
Временное правительство
имело полномочие законодательного и
исполнительного органа. Оно формировалось
из представителей партии, состав его
никто не избирал. В мае 1917 года в правительстве
произошел рост представительства эсеров
и меньшевиков. Правительство постепенно
освободилось от опеки Временного комитета,
усиливало натиск на Советы, стало откровенно
бонапартистским.
В августе образовалась
внепартийная Директория ("Совет пяти")
во главе с Керенским, просуществовавшая
с 1 по 24 сентября. 24 сентября Керенский
сформировал правительство с участием
кадетов.
Из старых элементов государственного
аппарата продолжили функционировать:
* правительствующий сенат
- высший судебный орган страны;
* министерства: иностранных
и внутренних дел, военное, морское, торговли
и промышленности, финансов, юстиции, путей
сообщения, земледелия, народного просвещения,
государственного контроля;
* особые совещания по
топливу, оборонные, по перевозкам, по
продовольствию, по устройству беженцев.
Некоторые из них были
реорганизованы, но методы работы органов
не изменились.
Вместе с тем, был создан
ряд учреждений прежде всего, для дезориентации
народных масс и создание видимости реформ.
Правительство не могло игнорировать
вопросы упорядочения трудовых отношений
в интересах рабочего класса, разрешения
продовольственной проблемы обеспечения
национального равноправия.
Были образованы новые
Министерства: труда, продовольствия,
почт и телеграфов, исповеданий, общественного
призрения.
Для разработки земельной
реформы был образован Главный земельный
комитет при Министерстве земледелия,
а на местах - губернские, уездные и волостные
земельные комитеты, в которых большинство
принадлежало буржуазно-помещичьим элементам.
С целью создания видимости
борьбы с хозяйственной разрухой и отвлечения
масс от активной революционной борьбы
были учреждены экономический Совет и
Главный экономический комитет, которые
не смогли стать органами регулирования
экономической жизни.
Для разработки законопроектов,
обсуждения правовых вопросов и осуществления
работы по созыву Учредительного совещания
было сформировано Юридическое совещание
из представителей кадетов. Хотя в него
входили крупнейшие юристы России оно
не смогло подняться выше классовых интересов,
стремилось сохранить царские законы,
сословные привилегии.
Временное правительство
принимало меры к укреплению карательной
системы.
Оно сохранило основные
звенья царской судебной системы. Судебными
органами в России были: Сенат, судебные
палаты по уголовным и гражданским делам,
окружные суды и мировая юстиция. Временное
правительство упразднило лишь наиболее
ненавистные народу верховный уголовный
суд и и особое присутствие в Сената, а
в судебных палатах заменило сословных
представителей присяжными заседателями.
Под влиянием демократического
движения по приказу министерства юстиции
от 3 марта 1917 г. в Петроградской губернии
и во многих других городах были созданы
"временные суды" в составе мирового
судьи и двух заседателей от рабочих и
солдат. После июльских событий временные
суды были распущены. Для судебно-прокурорских
должностей устанавливался стаж рабочих
в судебном ведомстве от 4 до 10 лет, что
обусловило превращение судов в буржуазно-помещичьи
органы.
Постановлением Временного
правительства о введении смертной казни
и об учреждении "Военно-революционных
судов" (12 июля 1917 г.) были восстановлены
военно-полевые суды под названием "военно-революционные
суды", состоящие из офицеров. Они учреждались
в дивизиях с полномочиями рассмотрения
дел:
* о сопротивлении исполнению
боевых приказов и распоряжений начальников;
* об участии в восстании
и о подстрекательстве к нему;
* о военной и государственной
измене.
Они не были связаны с
действующим законодательством и получили
право назначения смертной казни. Приговоры
приводились в исполнение немедленно.
Административный суд
был создан для рассмотрения дел по конфликтам
между органами самоуправления и комиссарами
Временного правительства, а также жало
на должностных лиц. Назначенные в суды
старые судебные работники не разбирали
конфликт по существу, а проверяли лишь
законность действий должностных лиц.
Полиция после февральской
революции была реорганизована в земскую
и городскую милицию под общим руководством
Главного управления по делам милиции.
Практически Временное
правительство сохранило действие старого
законодательства. С окончанием двоевластия
оно начало репрессии против большевиков
на основе Уголовного уложения 1903 года,
в которое внесло дополнения. Дополнения
заключались в том, что к ответственности
привлекались не только посягнувшие на
свержение верховной власти, но и те, кто
лишал ее возможности осуществлять власть
(демонстрантов).
Например: участникам
июльской демонстрации предъявлялись
обвинения в государственной измене; 7
июля было подписано арестовать руководителей
партии большевиков, В.И. Ленина, хотя они
в демонстрации не принимали участия.
В тоже время по делу о
мятеже Корнилова военная прокуратура
сняла все обвинения, по которым могла
быть назначена смертная казнь, блокирую
работу судебных органов.
Таким образом, Государственный
аппарат временного правительства, в т.ч.
и суды, были в руках буржуазии орудием
давления на народные массы и расправы
над революционно настроенными рабочими
и солдатами.
Нормотворческая деятельность
временного правительства свелась к частным
поправкам старых царских Законов с целью
усиления борьбы с революционным движением.
В начале деятельности
Временное правительство под давлением
революционных масс предприняло меры
по смягчению политического режима.
"Декларацией Временного
правительства о его составе и задачах"
от 3 марта 1917 года была объявлена амнистия
по делам политическим и религиозным,
свобода слова, печати, союзов собраний
и стачек, отмены сословные, вероисповедные
и национальные ограничения, объявлена
подготовка Учредительного собрания и
т.д. 12 марта 1917 года отменена смертная
казнь как мера наказания с заменой на
срочную и бессрочную каторгу. 17 марта
отменены наказания розгами, наложение
актов и надевание смирительных рубашек
на ссыльных и арестованных. Отменены
наказания за оскорбление царя и членов
императорской фамилии.
Но в период нарастания
кризиса буржуазной власти и развитие
революционного движения, Временное правительство
проводило контрреволюционную политику.
В целях усиления борьбы с революцией
6 июля было принято постановление по которому
"виновный в публичном призыве к убийству,
разбою, грабежам, погромам и другим тяжким
преступлениям, а также к насилию над какой-нибудь
частью населения или публичном призыве
к неисполнению "законных распоряжений
властей" наказывался заключением в
крепость до 3-х лет или в тюрьму. Постановлением
от 30 мая и 6 июля строго наказывалось антивоенное
выступление армии. Виновных в призыве
во время войны офицеров, солдат и прочих
воинских чинов к неисполнению законов
и распоряжений воинских властей наказывали
как за государственную измену.
С 12 июня 1917 года была восстановлена
смертная казнь на фронте и создают "военно-революционные"
суды.
Эти меры были направлены,
прежде всего, против партии большевиков,
революционных масс и их организацией.
После июльских событий
военному министру было предоставлено
право не допускать в армию большевистские
газеты, а министру внутренних дел - закрывать
революционные газеты, выступающие против
Временного правительства.
Широко применялась внесудебная
расправа. 26 июля Министр внутренних дел
и военный министр получили право заключать
под стражу лиц, действие который представляется
им особо угрожающими внутренней безопасности
и обороне государства. Они имели право
без суда высылать лиц, действия которых
кажутся им или их представителям на местах
опасными.