Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:27, контрольная работа
Эпоха Петра I в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием, как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке.
Изучение этой эпохи имеет богатую традицию - ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку.
Введение…………………………………………………………………………...3
Предпосылки, условия и характер преобразований Петра I…………….4
Основные направления внутренних реформ и утверждение императорского абсолютизма……………………………………………………7
Основные направления внешней политики и национальные геополитические интересы России……………………………………………..15
Историческое значение петровских преобразований в истории России…………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемых источников……………………………………………..21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………………………..
Введение.
Эпоха Петра I в истории России,
личность этого выдающегося государственного
деятеля, полководца, дипломата пользуется
вниманием, как в отечественной, так и
в зарубежной исторической науке.
Изучение этой эпохи имеет богатую традицию
- ведь началось оно еще при жизни самого
великого реформатора; сейчас же литература
о Петре Великом и его времени может составить
целую библиотеку.
Большие достижения во многих областях
общественной и государственной жизни,
превращение России из расположенной
на задворках Европы страны в великую
мировую державу, ставшее своего рода
феноменом истории
Центральное место в истории России первой половины XVIII в. занимают петровские преобразования. Преобразования не ломали сложившегося социально-экономического строя страны; напротив, они еще более усилили крепостную неволю и упрочили господство дворянства, подняв одновременно значение купечества. Вместе с тем реформы, осуществленные Петром I, оказали глубокое влияние на последующее развитие России. Российская империя первой половины XVIII в. существенно отличалась от отсталой в хозяйственном, военном и культурном отношении России XVII столетия наличием более развитой промышленности, централизованными и упорядоченными административными учреждениями, первоклассными армией и флотом, светскими школами и общим подъемом науки и культуры.
1. Предпосылки, условия
и характер преобразований
Непосредственная государственная деятельность Петра началась с организации в 1695 г. первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 г. взять Азов.
Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того, он организовал в 1697 г. “Великое посольство” в Европу. Целями посольства являлись укрепление и расширение антитурецкого союза; приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения; личное ознакомление Петра с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы.
Конец XVII – первая четверть XVIII вв. – эпоха петровских преобразований, которые охватили все сферы жизни страны: экономику, социальный и политический строй, быт и культуру.
В исторической науке весь спектр неоднозначных оценок содержания и результатов петровских реформ располагается между полярно-противоположными выводами: от тезиса об «исторической неоправданности» действий Петра I, который слепо переносил опыт Западной Европы на российскую почву и тем нарушил самобытное, органичное развитие страны, до восхваления деятельности Петра I за приобщение к европейской цивилизации, что и обеспечило дальнейшее прогрессивное развитие России.
С точки зрения модернизационного подхода к истории России петровские преобразования – первая масштабная модернизация страны с использованием западноевропейского опыта. В XVII – XVIII вв. в Западной Европе начинается переход от традиционного (феодального) общества к индустриальному (капиталистическому). В России модернизационный процесс начинается значительно позже и имеет существенные отличия.
Началу государственной деятельности Петра I предшествовали затяжной политический кризис после смерти царя Федора Алексеевича и правление царевны Софьи.
Насущная необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов.
Нарастало экономическое, а следовательно, и военное отставание России от европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.
Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах. “Бунташный” характер ХVII в., социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии. Для преодоления отсталости и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов страны.
Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры, призванных, с одной стороны, вернуть Россию в лоно европейской цивилизации, а с другой - укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества.
Сама возможность преобразований создавалась в результате изменений, происходивших в стране в течение ХVII в. В экономической сфере - это развитие ремесел, появление первых мануфактур, развитие внешней торговли и политика протекционизма. В социальной сфере отчетливо наблюдались сближение поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, увеличение числа служилых людей, происходящее за счет укрепления системы крепостничества.
В развитие политической системы явственно проявились черты абсолютистской монархии. Внешняя политика характеризовалась присоединением Левобережной Украины и преодолением дипломатической изоляции (вхождение России в Священную лигу). В культуре начался процесс обмирщения, своеобразный первый опыт преобразований, притом в самой консервативной области жизни- религиозно-церковной. Произошли изменения в быту части верхов общества, связанные с его европеизацией.
Одним из условий начала реформ стала сама личность царя-преобразователя, сложившаяся в исторических условиях конца ХVII в. Петр I осознал необходимость изменений и вложил всю силу своего недюжинного ума и железной воли в обновление страны.
2. Основные направления внутренних реформ и утверждение императорского абсолютизма.
Систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Абсолютная монархия - форма правления, при которой законодательная, исполнительная и судебная власть в стране принадлежит всецело главе государства — императору. Власть царя никем и ничем не ограничена. Монарх правит, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию, ему подчиняется церковь как идеологическая сила в обществе. Абсолютизм - общеевропейская форма, но в каждой стране наблюдалась своя специфика. Абсолютизм в России формировался на базе господства феодально-крепостнической системы.
Итак, отметим отличительные черты российского абсолютизма. Во-первых, особая расстановка сил в господствующем классе (боярство и дворянство); во-вторых, сложная внешнеполитическая обстановка; в-третьих, обострившиеся социальные отношения; в-четвертых, сложность управления государством на обширных территориях. И, наконец, Россия использовала уже готовый опыт и пример развития Западной Европы.
Абсолютизм зарождается в России во второй половине XVII века, когда наметилась тенденция к эволюции сословно-представительной монархии в абсолютную, в связи с падением роли Боярской думы и Земских соборов.
Основоположником идей абсолютизма в России считают Феофана Прокоповича. Он писал: «Народ должен повиноваться государю, трудиться на него». Принято считать, что социальной опорой абсолютизма стало дворянство, но развитие этой социальной группы начинается только с 30-х годов XVIII века. Политику, которую Петр I проводил в отношении дворян, более правильно характеризовать как «закрепощение дворянства» - «Указ о единонаследии», Табель о рангах, Воинский устав и т.д.
Подводя итог периоду правления Петра Т, следует отметить, что в первой четверти XVIII в. в России окончательно оформился режим абсолютной монархии. Мощное воздействие российских условий (многовековой традиции коллективного противостояния внешней опасности, выработанного стереотипа дворянской "службы", необычных для Европы авторитета и власти монарха) в сочетании с размахом петровских преобразований сформировали особый тип абсолютизма, во многом отличный от европейского. Важнейшими чертами российского абсолютизма были: предельная концентрация законодательной, исполнительной и судебной власти в стране в руках монарха, практически бесконтрольное использование материальных и финансовых ресурсов, находившихся в ведении государства, проведение жесткой фискальной политики, формирование регулярных вооруженных сил, органов полиции и сыска, складывание централизованного и жестко регламентированного бюрократического аппарата.
При Петре I развитие абсолютизма достигло вершины - дальше начинался неизбежный процесс установления "равновесия" и сочетания интересов власти и ее социальной опоры в системе абсолютной монархии.
Модернизационные изменения, начатые Петром I, способствовали превращению нашего государства в ведущую мировую державу. Процессы, инициированные Петром I, ознаменовали начало перехода России от аграрного общества к индустриальному.
Реформы органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.
Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.
Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.
Военная реформа
В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки
Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов.
В начале XVIII в. впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.
Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами, перед другими имевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна была военная или гражданская служба.
Социально-экономические преобразования.
В хозяйственный оборот вводились новые земли южных уездов - Поволжья, Сибири. Благодаря вмешательству государства расширились посевы технических культур (льна, пеньки, конопли, табака), насаждались новые породы овец-мериносов (для производства качественного сукна), развивалось коневодство (для нужд кавалерии).
Информация о работе Россия в конце 17-первой четверти 18века