Россия в конце 19 - начале 20 в.: особенности развития и проблемы модернизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 20:37, лекция

Описание работы

1. Специфика буржуазной модернизации России в пореформенный период.
2. Реформы С. Ю. Витте - начало индустриализации «сверху».
3. Программа реформ П. А. Столыпина и её судьба.

Файлы: 1 файл

Лекция по истории Россия в конце 19-начале 20 в..doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Россия в  конце 19 - начале 20 в.:

особенности развития и проблемы модернизации

 

План

  1. Специфика буржуазной модернизации России в пореформенный период.
  2. Реформы С. Ю. Витте - начало индустриализации «сверху».
  3. Программа реформ П. А. Столыпина и её судьба.

 

Специфика буржуазной модернизации России в пореформенный период

 

После отмены крепостного  права и других реформ 1860-1870-х  гг. экономическое развитие  России заметно ускорилось. На протяжении последних десятилетий 19 в. страна переживала промышленный подъём благодаря бурному развитию предпринимательства, торговли, расширению рынка свободных рабочих рук. Однако характер российской экономики имел существенные отличия от экономики ведущих мировых держав.

Существует «эшелонная теория» развития капитализма (К.Н. Тарновский), которая подразделяет все страны с буржуазным типом экономики на три группы.

1) Страны первого эшелона:  Великобритания, Франция, США и  др. Для них было характерно  раннее, органичное вызревание буржуазных  отношений (в европейских странах  - с конца 15 в.), когда последовательно сменяли друг друга все стадии этого процесса. К началу 20 в. эти страны отличались экономической мощью и достаточной внутренней стабильностью: эпоха революций там уже миновала, естественные противоречия разрешались мирным путём.

2) Страны второго эшелона:  Германия, Россия, Италия, Австро-Венгрия,  Япония. Здесь буржуазные отношения активно внедрялись государством в ходе различных реформ и весьма болезненно воспринимались обществом, потому что вызывали новые социальные противоречия на фоне сохранения старых. К началу 20 в. эти страны демонстрировали высокие темпы развития, по некоторым показателям приближались к странам первого эшелона, поэтому их называют странами догоняющей модернизации. Но при этом они отличались высокой внутренней конфликтностью, не случайно именно здесь в начале 20 в. произойдут революции (в 1905 и 1917 г. - в России, в 1918 г. - в Германии и Австро-Венгрии).

3) Страны третьего  эшелона: Китай, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Бразилия и др. В  этих странах буржуазные отношения начали развиваться уже после Второй мировой войны и при активном участии иностранного капитала.

 

Россия  как страна второго эшелона имела на рубеже 19-20 вв. следующие особенности.

- Сохранялись неэкономические препятствия для поступательного развития экономики: скованность крестьян общиной, затруднявшая развитие частного хозяйства; антидемократический политический режим, который не позволял предпринимателям участвовать в принятии законов.

- Экономика сохраняла  экстенсивный характер, то есть развивалась преимущественно за счёт строительства новых предприятий и вовлечения новой рабочей силы, а не за счёт перехода на новые технологии и роста производительности труда.

- Промышленность развивалась  очень неравномерно в территориальном и инфраструктурном отношении. На огромной территории России сформировалось всего несколько крупных промышленных центров: Центральный, Северо-Западный, Уральский, Южный, Донбасс. Здесь наблюдалась самая высокая в мире концентрация производства, то есть были предприятия, количество работников на которых исчислялось несколькими тысячами. Но за пределами этих промышленных центров существовали лишь кустарные мастерские и небольшие мануфактуры. Так же неравномерно была развита и инфраструктура (транспортное сообщение, средства связи, социальная сфера).

- В последние десятилетия 19 века Россия демонстрировала очень высокие темпы промышленного развития. Поэтому сословие наемных рабочих (пролетариат) сформировалось намного быстрее, чем в западных странах, и не сложился слой так называемой «рабочей аристократии» – квалифицированных, высокооплачиваемых, как правило, потомственных рабочих. По этой причине рабочие на российских фабриках и заводах были очень сплочены, забастовки приобретали массовый характер.

- Российская экономика была очень привлекательна для иностранного капитала обилием природных ресурсов и дешевизной рабочей силы. В 1890 г. четверть всего акционерного российского капитала принадлежала иностранным предпринимателям. Начиная с 1893 г., ежегодно в России открывалось в среднем 20 иностранных компаний с капиталом 36 млн. рублей. Самым крупным инвестором в российскую промышленность была Франция (примерно 31% всех капиталовложений), за ней следовали Англия, Германия, Бельгия. Иностранные инвесторы имели ярко выраженные отраслевые предпочтения: немецкие предприниматели вкладывали капиталы преимущественно в электротехническую и химическую промышленность, бельгийские – в металлургию и машиностроение, английские – в нефтяную промышленность, французские – в железнодорожное строительство.

 

Таким образом, российская экономика имела очень  значительный потенциал, но нуждалась в модернизации. Учитывая традицию активного государственного вмешательства в экономику и наличие мощного государственного сектора экономики, правительству необходимо было выработать правильную стратегию экономического развития.

 

  1. Реформы С. Ю. Витте - начало индустриализации «сверху»

 

На протяжении 1890-х гг. (при императорах  Александре III и Николае II) в российском правительстве шли дискуссии по вопросу выработки экономической стратегии между представителями консервативной и либеральной группировок. Консервативно настроенные политики (К. П. Победоносцев, Д. И. Сипягин, В. К. Плеве и др.) настаивали на том, что государство должно поддерживать инвестициями аграрный сектор (в первую очередь крупное помещичье хозяйство), от которого зависит и экспорт, и сохранение внутренней стабильности. Промышленность, по их мнению, сама регулируется законами рынка, и со стороны государства вполне достаточно политики протекционизма. Либеральная группировка (С. Ю. Витте, А. С. Ермолов, А. А. Половцев, Д. И. Менделеев и др.), напротив, приоритетом считала промышленность и железнодорожный транспорт, которые могут вывести Россию на принципиально новый экономический уровень. Они не отрицали того, что и сельское хозяйство требует финансовых вливаний, но считали нецелесообразным распылять казённые средства. По их мнению, именно создание современной промышленности сможет помочь модернизации сельского хозяйства: появится отечественная сельскохозяйственная техника, более доступная крестьянам, нежели импортная.

В итоге дискуссий император  Александр III поддержал концепцию министра финансов С. Ю. Витте и его сторонников,  Николай II сохранил эту стратегию. Таким образом, во второй половине 1890-х гг. в России осуществлялась программа промышленной модернизации, которую по-другому называют «индустриализацией сверху», так как инициатива в данном случае принадлежала государству.

Общая цель всех проводимых реформ заключалась  в том, чтобы в течение короткого времени привлечь значительные средства для инвестирования их в промышленность и железнодорожный транспорт. Для этого были предприняты следующие меры.

- Установлена государственная  монополия на производство спиртных  напитков.

- Повышены акцизы на товары массового повседневного спроса: спички, керосин, табак, сахар.

- Проведена финансовая реформа  (1897 г.), в ходе которой было  введено золотое обеспечение  рубля вместо серебряного.

- Предоставлены привилегии иностранным  инвесторам, в частности, им было разрешено приобретать в собственность землю под предприятиями и недвижимость.

Благодаря этим действиям главная цель реформ была достигнута, и российская промышленность получила значительные капиталовложения. Эти средства были получены частично из государственного бюджета, частично – за счет иностранных инвестиций. Большую роль в привлечении иностранных капиталов сыграло укрепление российского рубля. В 1900 г. доля иностранных инвестиций составляла 70% в горной промышленности, 72% – в машиностроении и металлообработке, 31% – в химической промышленности. Из 18 металлургических заводов на юге России 14 принадлежало иностранным предпринимателям.

Всего в 1900 г. в России действовало 14500 крупных промышленных предприятий, 40% из них возникло именно в 1890-е гг. Большие капиталовложения были сделаны в железнодорожное строительство. Началось строительство Транссибирской магистрали, имевшей колоссальное экономические значение. По протяженности железных дорог Россия вышла на второе место в мире после США, но пока еще сильно отставала по показателю насыщенности железными дорогами 1 тыс. кв. км территории: он был в 53 раза ниже, чем в Германии, и в 66 раз ниже, чем в Англии. По объему производства в основных отраслях тяжелой промышленности Россия вошла в пятерку мировых экономических лидеров.

Очень важно отметить, что в 1897 г. рабочий день в промышленности был законодательно ограничен 11,5 часами, а в 1903 г. признана ответственность владельцев предприятий за производственные травмы их работников.

Однако российская экономика значительно отставала от передовых западных стран по таким показателям, как производство товаров на душу населения, энерговооруженность труда, темпы обновления основных фондов, размер заработной платы.

 

  1. Программа реформ П. А. Столыпина и её судьба

 

Резко контрастировало  с бурным индустриальным развитием  страны состояние сельского хозяйства, в котором господствовал тяжелый  ручной труд. При этом социальная структура  страны не соответствовала индустриальному  обществу. По данным первой Всероссийской  переписи населения 1897 г., все население страны составляло 125 млн. человек, из них лишь 1,5 млн. являлись предпринимателями (буржуазией), всего 3 млн. составлял промышленный пролетариат. Основная масса населения – крестьянство – постоянно была занята тяжелым физическим трудом, по-прежнему зависела от общины и все так же была обременена выкупными платежами за землю. Крестьянство черноземных губерний страдало еще и от нехватки земли. В правительстве было понимание того, что сельское хозяйство требует не меньшего внимания, чем промышленность, однако средств на все не хватало, и решение аграрных проблем откладывалось.

Тем не менее, уже в  начале 20 в. были созданы две комиссии для разработки основных направлений  аграрной реформы: Особое совещание  о нуждах сельскохозяйственной промышленности  во главе с С. Ю. Витте и Редакционная комиссия по вопросам крестьянского законодательства во главе с В. И. Гурко. Воплощению этих планов в жизнь помешал сначала мировой экономический кризис 1900 – 1903 гг., в который Россия оказалась вовлечена, а затем война с Японией 1904-1905 гг.

Началась аграрная реформа только осенью 1906 г. в условиях первой российской революции (1905–1907), когда большинство европейских губерний охватили крестьянские волнения, и медлить было уже невозможно. Основные направления реформы были разработаны П. А. Столыпиным, который вначале занимал пост министра внутренних дел, а затем стал главой правительства.  Аграрная реформа преследовала сразу несколько целей, причём не только экономических:

- повысить эффективность сельскохозяйственного производства;

- превратить крестьян в частных собственников земли;

- освоить пригодные для ведения сельского хозяйства территории Урала, Западной и Южной Сибири;

- решить проблему малоземелья крестьян в черноземных районах;

- снять социальную  напряжённость в деревне;

- создать в лице крестьян-собственников надёжную опору власти (человек, имеющий собственное хозяйство, всегда заинтересован в сохранении стабильности в стране и не будет поддаваться на призывы к мятежам и революции).

Основные направления аграрной реформы.

  1. Отменялся закон 1893 г. о неприкосновенности общины. Все общины разделили на две категории: беспередельные (в которых за годы после отмены крепостного права не происходило переделов земли) и передельные (в которых периодически проводилось перераспределение наделов). Крестьяне беспередельных общин сразу объявлялись собственниками земли, независимо от их желания. В передельных общинах (таких было 75% от общего количества) нужно было получить согласие 2/3 крестьянских дворов на ликвидацию общины, после чего домохозяева становились частными собственниками земли. Таким образом, вместо  общинной и семейной собственности на землю утверждалась частная.
  2. Крестьяне получили право свободного выхода из общины. При этом они могли создать собственные хозяйства в двух формах: отруб и хутор. Если крестьянин не хотел покидать деревню, он мог получить с согласия 1/5 домохозяев вместо разрозненных участков земли в разных полях и угодьях один равноценный по размеру участок в одном месте, - отруб. Если же крестьянин переселялся на свой отдельный участок со всем хозяйством, то это землевладение называлось хутором.
  3. В Крестьянском поземельном банке крестьяне могли получить ссуду на покупку земли под невысокие проценты на 55,5 лет.
  4. Государство поощряло переселение желающих крестьян на новые земли, пригодные для занятий сельским хозяйством: на Урал, в Западную и Южную Сибирь, Среднюю Азию, на Алтай и Дальний Восток. Переселенцам предоставлялись существенные льготы: они могли приобрести железнодорожные билеты по низким ценам, получить в пути горячее питание и медицинскую помощь, для них были сконструированы специальные железнодорожные вагоны, в которых можно было перевозить домашний скот. Помимо этого, с них списывались все недоимки, они освобождались на 5 лет от налогов, получали беспроцентные ссуды в размере 100-400 рублей на подъём хозяйства.
  5. На земства была возложена обязанность вести среди крестьян разъяснительную работу, пропагандировать новую агротехнологию, помогать создавать кооперативные объединения для приобретения сельскохозяйственной техники.

Реформа осуществлялась в течение примерно 10 лет (1906–1916). Официально она была отменена декретом Временного правительства в июне 1917 г. За годы реформы из общин вышло, по разным подсчетам, от 22% до 26% домохозяев. Но примерно половина из них сразу же продала выделенную из общины землю и переселилась в города. И только около 16% выделенных из общины крестьянских хозяйств превратилось в хутора, то есть в фермерские хозяйства.

В переселенческом движении, финансируемом государством, приняло участие более 3,5 млн. человек, однако примерно 16% из них не смогло прижиться на новом месте, возвратилось обратно, и их материальное положение оказалось еще худшим, чем до отъезда.

Крестьянским поземельным банком было выдано кредитов более, чем на 1 млрд. рублей. Однако удачно воспользоваться этими кредитами смогли в основном те крестьяне, которые перешли на отруба и хутора, поскольку у них были наибольшие льготы по кредитам. Примерно 20% крестьян, взявших кредит, не смогло в конечном счете по нему рассчитаться.

В ходе аграрной реформы  получили распространение различные  виды доступного крестьянам кредита: агрокультурный, землеустроительный, мелиоративный. Началось развитие крестьянской кооперации: кредитной, сбытовой, потребительской, производственной. В новых аграрных районах прокладывались железные дороги, за счет государства выкапывались колодцы.

Наиболее очевидными были успехи в освоении новых земель: посевные площади за Уралом увеличились  в 2 раза, Сибирь стала вывозить на внутренний и внешний рынок до 800 тыс. тонн зерна ежегодно, в 1910 г. Столыпин подчёркивал: «Весь наш экспорт масла на внешние рынки целиком основан на росте сибирского маслоделия, которое даёт золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность».

Таким образом, результаты реформы не могут быть оценены  однозначно. Определенного успеха они, безусловно, достигли, но Столыпин рассчитывал  на большее. Фермерское хозяйство не заняло ведущих позиций в деревне. Даже богатые крестьяне – кулаки, на которых особенно рассчитывал Столыпин, не всегда стремились к выходу из общины. Многих устраивала возможность использовать даровой труд увязших в долгах соседей – бедняков. Применение сельскохозяйственной техники так и не стало массовым явлением в крестьянских хозяйствах. Российские заводы выпускали мало этой продукции, а дорогая заграничная техника основной массе крестьян была совершенно недоступна.

Относительная неудача  реформы объяснялась многими  причинами. Реформа проводилась поспешно, не могла быть в полной мере обеспечена финансами, не имела необходимой организационной подготовки. Именно из-за этого так печально для многих крестьян закончилась попытка переселения на новые земли. Не были в должной мере учтены и особенности менталитета крестьян, их вековая привычка жить в общине, страх перед самостоятельным ведением хозяйства. Одного десятилетия было просто недостаточно для того, чтобы произошел перелом в жизни российской деревни.

Информация о работе Россия в конце 19 - начале 20 в.: особенности развития и проблемы модернизации