Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:26, контрольная работа
Вначале 19 века со всей очевидностью проявляется кризис всей феодально-крепостной системы царской власти. Это вызвало попытку реформ социально-политического положения страны, внутренней политики, а также государственного аппарата, армии, судебной системы, то есть всех жизненно необходимых институтов страны. В жизнь вторгаются капиталистические отношения. Если в 17-18 веке шел экстенсивный путь развития народного хозяйства, то в начале 19 века этот путь стал недостаточным. Истощение почвы, вырубка лесов, обмеление рек требовало дополнительных затрат труда.
Введение........................................................................................................ 3
1.Экономика России в первой половине XIX века...................................... 4
2. Общественное и политическое развитие России в начале XIX века....... 7
2.1 Внутренняя политика ............................................................................. 7
2.2 Внешняя политика..................................................................................... 12
3. Движение декабристов................................................................................ 18
4. Культура России первой половины XIX века............................................ 21
Заключение....................................................................................................... 29
Список использованной литературы............................................................... 30
Цель общества состояла в ликвидации крепостного права и самодержавия, введении представительного правления и конституции. Добиться коренных преобразований члены Союза надеялись прежде всего за счет широкой пропаганды своих взглядов -- в печати, в салонных беседах, в проектах, предлагаемых на рассмотрение правительства. Кроме того, они вели филантропическую и просветительскую деятельность. В 1821 году радикально настроенные члены «Союза благоденствия» организуют его роспуск с тем, чтобы избавиться от случайных людей.
Южное и Северное общество.
В марте 1821 года были образованы Северное общество в Петербурге (основатели Н. М. Муравьев и Н. И. Тургенев) и южное общество на Украине (руководитель П. И. Пестель). П.И.Пестель). Северным обществом управляла дума из о человек, Южным -- Директория. Оба общества были взаимосвязаны и рассматривались как единая организация
Каждое общество имело свой программный документ. Северное -- "Конституцию, написанную Н.М.Муравьевым. Южное -- "Русскую правду", написанную П.И.Пестелем.
Оба программных документа выражали единую цель -- уничтожение крепостного права и ликвидацию самодержавного правления. Однако если по "Конституции" Россия объявлялась конституционной монархией с предоставлением законодательной власти двухпалатному парламенту -- Народному вече, то по "Русской правде" в России провозглашалась парламентская республика с президентской формой правления, где законодательным органом был парламент -- Народное вече, а исполнительным -- Державная Дума, состоящая из 5 человек.
Более радикально разрешала "Русская правда" и вопрос о наделении крестьян землей, и об избирательном праве. Если "Конституция" ограничивала избирательные права граждан 500-рублевым имущественным цензом, то по "Русской правде" предусматривалось участие в выборах всего мужского населения после 20-летнего возраста. "Конституция" провозглашала право частной собственности на землю священным. Это давало возможность помещикам сохранить свои усадьбы, крестьяне же получали только 2 десятины пахотной земли. По "Русской правде" часть помещичьей земли конфисковалась, крестьяне безвозмездно наделялись землей. В государстве должны были сочетаться формы собственности: частная и общественная.
Революционный
переворот заговорщики
Восстание 14 декабря 1825 года.
14 декабря 1825
года на Сенатскую площадь
пришел московский лейб-
Время шло, а руководители медлили с началом. Во-первых, Сенат, присягнув рано утром императору Николаю, разошелся еще до начала событий на площади и некому было предъявить Манифест; во-вторых, С.П.Трубецкой, диктатор восстания, на площадь не явился. Лишь к вечеру был избран новый руководитель -- Е.П.Оболенский. Но время было упущено. Войска, верные правительству, окружили площадь и начали обстрел. Ряды декабристов дрогнули и быстро растаяли. Восстание было подавлено. Начались аресты.
Южное общество декабристов решило поддержать выступление восставших в Петербурге, и 29 декабря 1825 г. С.И.Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин подняли на восстание Черниговский полк, к которому, по замыслу восставших, должны были присоединиться другие части. Но правительству удалось изолировать восставших, и 3 января 1826 г. восстание на юге было также подавлено.
4. Развитие культуры в первой половине XIX века
Просвещение.
Социально экономическое развитие страны выдвигало задачи создания единой системы народного образования. В связи с этим правительство вынуждено было приступить в начале XIX в. к реорганизации школьного дела.
Дети крестьян,
купцов и ремесленников получали
начальное образование в
Высшее образование давали университеты, количество которых увеличилось в первой половине века до 7. Кроме действовавшего -- Московского -- были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский. Петербургский, Киевский университеты.
Были открыты Институт инженеров путей сообщения в Петербурге. Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров.
Дети дворян
могли обучаться также в
Библиотеки. Музеи.
В развитии просвещения определенную роль стали играть библиотеки. В 1814 г. в Петербурге была открыта первая публичная библиотека в России, ставшая национальным книгохранилищем (ныне Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина), хотя ее богатейшее книжное собрание оставалось практически недоступным массовому читателю. В первой половине XIX в. уже было 39 публичных библиотек. В 30 --40-е годы на добровольные пожертвования библиотеки открываются в ряде губернских и в некоторых уездных городах. Появились и так называемые коммерческие (т. е. платные) библиотеки. Самой крупной из них была библиотека издателя А. Ф. Смирдина.
Просветительскую роль играли музеи. Создаваемые по инициативе научных и исторических обществ, они становятся не только местами хранения, но и центрами изучения вещественных памятников, представляющих историческую, культурную и художественную ценность. Создаются Феодосийский, Одесский, Керчинский музеи древностей.
Народное образование.
В 60-е годы было положено начало новому типу учебных заведений - воскресной школе для взрослых. За короткое время в Петербурге, Москве и других городах было открыто 300 воскресных школ. Ведущую роль в них играли революционные демократы, которые использовали эти школы для революционного воспитания народных масс. В 60-е годы появились средние женские учебные заведения, в которые допускались лица всех сословий. Возникли женские гимназии. В 70-е годы по частной инициативе начали образовываться высшие женские учебные заведения, высшие женские курсы были созданы во многих города страны.
Для детей из низших слоев населения доступной формой образования оставалась начальная школа: народные училища (городские, уездные, сельские), церковно-приходские школы-грамоты. Разветвленная сеть начальных школ была создана земствами. В 1870 году в стране действовало около 28 тыс. народных школ, в которых обучалось немногим более 830 тысяч человек. Основным типом средней школы были классические гимназии, с преподаванием латинского и греческого языков и реальные - без древних языков. В 70-е годы реальные гимназии были упразднены и заменены реальными училищами. Преобладающим типом высших общеобразовательных учебных заведений оставались университеты. Вместе с ними в стране действовали институты - Петербургский технологический, Горный, Путей сообщения, Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовское (ныне Тимирязевская), сельскохозяйственная академия, Рижский политехнический институт.
Литература и искусство
В начале XIX века в искусстве и литературе существовало три художественных направления классицизм, сентиментализм и романтизм. Определяющей чертой классицизма было обращение к античности, которое признавалось высшей нормой эстетического совершенства. Культ формы, гармония целого и частей, логическая ясность, простота и завершенность - характерные особенности классицизма. Принципы эстетики классицизма во многом обусловливались сословных характером дворянской культуры. Ориентируясь на возвышенное эстетические принципы классицизма противоречили общей тенденции русской жизни. В 20-х годах классицизм начинает переживать кризис, а к началу 30-х годов утрачивает свое значение.
Родоначальником
сентиментализма был Н. М. Карамзин.
Демократическое по своей направленности
искусство сентиментализма
В начале XIX века в русском искусстве, прежде всего в литературе, утверждается романтизм, который наивысшего расцвета достиг в середине 20-х годов. Это течение, возникшее под влиянием европейского романтизма в России имело свою национальную основу. Романтизм в России вырастал на почве недовольства окружающей действительностью, глубокого расхождения между идеалом и мрачной атмосферой всеобщей подавленности и угнетения в крепостнической стране.
Ведущим жанром литературы первых десятилетий была поэзия. В произведениях декабристов в «Думах» К. Ф. Рылеева в стихах А. И. Одоевского, В. Ф. Раевского, А. А. Бестужева-Мардинского и других представителей романтизма звучал пафос высокой гражданственности, поднимались патриотические темы родины и служения обществу. Декабристы были авторами многих революционных стихов, которые распространялись тайно.
В лучших романтических
произведениях развивались
Большую роль в развитии литературы начинает играть критика. Основоположник революционно-демократической эстетики В. Г. Белинский выдвинул новые принципы критики, способствовавшие познанию общих закономерностей литературного процесса и исключавшие субъективные оценки. Главными чертами ее были правда жизни, идейность и народность.
В начале XIX века в репертуаре драматического театра занимала трагедия, построенная по законам классицизма. С большим успехом шли трагедии В. А. Озерова написанные на историческом материале. Создается немало пьес и в комедийном жанре, развивавших идейно-художественные принципы Д. И. Фонвизина. Ярким представителем сатирической был И. А. Крылов. В репертуаре 30-30-х годов господствующее положение занимали переводные мелодрамы и водевили, привлекавшие в основном внимание купечества, мещанства, разночинцев. Крупным событием общественно-культурной жизни России 30-х годов стала постановка пьесы Н. В. гоголя «Ревизор» в Петербурге. В 40-г как драматург выступил И. С. Тургенев. Его пьесы заложили основы нового жанра - лирико-психологической драмы.
Развитие музыкальной культуры первой половины XIX века опиралось на традиции конца прошлого века. Большое развитие получило камерно-вокальная музыка, где ведущее место занимал лирический романс. Лучшие романсы, созданные А. А. Алябьевым, П. П. Булаховым, Н. А. Титовым живут и в наши дни. В начале века оперный репертуар русских театров состоял главным образом из произведений французских и итальянских композиторов. Русская опера развивается как жанр преимущественно сказочного, былинного и комического характера. Лучшие оперы первой трети XIX века принадлежат композитору А. Н. Верстовскому (опера «Аскольдова могила»). Вершиной развития русского музыкального искусства первой половины XIX века явилось творчество И. И. Глинки (1804-1857) - основоположника русской классической музыки.
В 30-х годах в изобразительном искусстве возрастает роль бытового жанра, в котором проявляются элементы демократизма и реализма. Это характерно для портретного творчества В. А. Тропинина (1776-1857): художник показывает человека в непринужденной, будничной обстановке («Кружевница», «Гитарист», портрет А. С. Пушкина). Еще большей естественной простотой отличаются жанровые картины и портреты А. Г. Венецианова (1780-1847) («На пашне», «Захарка»).
Большую роль в развитии изобразительного искусства XIX века принадлежит скульптуре. На рубеже XVIII-XIX вв. переживает высокий подъем монументальная скульптура представленная творчеством Ф. Ф. Щедрина, М. И. Козловского и П. Мартоса. В 1818 г. По проекту Мартоса был воздвигнут первый в Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому. Принципиально новым для скульптуры того времени была трактовка героев отечественной войны 1812 года как реальных исторических личностей. Эта особенность отличает памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, созданные Б. И. Орловским. И. П. Витали принадлежат скульптурные портреты - бюсты А. С. Пушкина, К. П. Брюллова, монументальные скульптуры фонтанов на театральной площади в Москве.
Первая половина XIX века отмечена интенсивным обновлением городов. Размах строительства в Петербурге, Москве и в провинции был вызван, с одной стороны ростом капиталистических отношений и хозяйственных связей, а с другой - потребностями в сооружении казенных, общественных и административных зданий. В первой трети XIX века окончательно складывается система ансамблевой застройки городов, наиболее ярко воплотившаяся в планировке и сооружениях Петербурга. В центре Петербурга в единый комплекс оформляются дворцы, связанные с ними постройки и сама Дворцовая площадь. В эти же годы усиленно застраивается Москва. Главными представителями классицизма в Москве были архитекторы О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев, произведения которых в немалой степени определяли архитектурный вид послепожарной Москвы. Архитектор О. Бове оформляет архитектурный фасад торговых рядов, Д. Жилярди перестраивает старое, пострадавшее от пожара 1812 года, здание Московского университета. Д. Жилярди и архитектору А. Григорьеву принадлежит замечательное произведение в стиле ампир - здание опекунского совета. В 1821-1824 гг. по проекту архитектора А. А. Михайлова, переработанному О. Бове был выстроен Большой театр.
Заключение
Для России начало XIX века - величайшая переломная эпоха. Следы этой эпохи грандиозны в судьбе российской империи. С одной стороны это - пожизненная тюрьма для большинства ее граждан, где народ находился в нищете, а 80% населения оставалось неграмотным.