Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:14, реферат
Взаимная непримиримость властей и революционных групп проявилась еще в годы правления Александра II. Он был убит террористами, когда оставались считанные дни до провозглашения конституции. Александр III после убийства своего отца свернул политические реформы и усилил централизацию власти. В ответ на действия радикалов были созданы охранные отделения. Это не остановило террор. В чем видели его смысл сами подпольщики ? Характерно высказывание одного из них: "Мы надеемся террором пробудить в массах интерес к внутренней политике".
1.Историографические подходы к теме. 2. Государственное и общественное развитие. 3. Экономика и социальный строй 4. Россия и мир 5. Культура и быт
2. Государственное и общественное развитие.
Россия в начале 20 века
1.Историографические подходы к теме. 2. Государственное и общественное развитие. 3. Экономика и социальный строй 4. Россия и мир 5. Культура и быт
2. Государственное и общественное развитие.
В начале XX века в России усилилось
противостояние между царским правительствам
и радикальной оппозицией. Общественная
атмосфера накалялась.
Взаимная непримиримость властей и революционных
групп проявилась еще в годы правления
Александра II. Он был убит террористами, когда оставались
считанные дни до провозглашения конституции. Александр III после убийства своего
отца свернул политические реформы и усилил
централизацию власти. В ответ на действия
радикалов были созданы охранные отделения.
Это не остановило террор. В чем видели
его смысл сами подпольщики ? Характерно
высказывание одного из них: "Мы надеемся
террором пробудить в массах интерес к
внутренней политике".
В конце XIX века конфликт между властью
и революционным подпольем протекал на
фоне лояльности к правительству со стороны
широких масс (казачество. посадские, крестьянство
-особенно в регионах, не знавших крепостничества).
В то же время либеральная интеллигенция
отказывала правительству в поддержке.
Либеральное движение не было однородным.
Часть его представляли земцы, основной
целью которых было развитие общественного
самоуправления. В русском обществе неплохо
знали исторические труды С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Б.Н. Чичерина. были осведомлены о роли земств в допетровской
России, о том, что абсолютизм Петра пришел
на смену монархо - эемскому строю. Земцы
были единственным (кроме чиновничества)
слоем, имевшим опыт управления. Они хорошо
чувствовали российскую специфику.
Но в либеральном движении земцы-практики
не имели большинства и в нем преобладали
люди, у которых интересы реального дела
вытеснялись политическими лозунгами
и призывами. К тому же Николай II после принятия престола в 1894 году был
настроен на копирование политики Александра
III, хотя к тому мало располагали и общественная
обстановка и сама личность нового императора.
На стремление земцев к сотрудничеству
с государственной властью Николай II ответил:
"...в земских собраниях увлеклись бессмысленными
мечтаниями об участии представителей
земства в делах внутреннего управления.
Я буду охранять начала самодержавия так
же твердо и неуклонно, как охранял его
мой незабвенный родитель". Тем самым
царь способствовал отходу земцев к оппозиции
и радикализации либерального движения,
поддержавшего лозунг революционеров
"Долой самодержавие".
Действия левых отличались беспощадностью.
В 1901 - 1904 годах были убиты министр просвещения
Н.П. Боголепов, министры внутренних дел
Д.С. Сипягин и В.К. Плеве, другие высшие
чиновники. Террор разжигали эсеровские
боевики. Их фанатизм уходил корнями к С. Г. Нечаеву, провозгласившему еще в 1869 году: "...
не признавая другой какой-либо деятельности,
кроме дела истребления, мы соглашается,
что формы этой деятельности могут быть
чрезвычайно разнообразны. Яд, нож, петля
и т.п. Революция все равно освящает в этой
борьбе... Вопли страха раздадутся в обществе,
тряпичные литераторы будут испускать
лирические стони... Мы должны оставаться
глубоко равнодушными ко всем этим завываниям
и не входить ни в какие компромиссы с
обреченными на гибель".
Революционерам удалось всколыхнуть
массовое движение в некоторых городах
и регионах. В 1902 - 1903 годах произошли крестьянские
волнения в Полтавской и Харьковской губерниях,
состоялись стачки и демонстрации рабочих
в Златоусте, Одессе, Киеве и др. Положение
правительства ухудшила неудача в русско-японской
войне.
Брожение усиливалось, принимая формы
организованной антиправительственной
борьбы. Общество раскалывалось. Стали
возникать политические партии различной
направленности. Они и стали двигателем
политической борьбы в стране, нередко
выступая с защитой не столько общенациональных
интересов. сколько узкопартийных платформ.
Наиболее крупными партиями являлись эсеровская (социалисты революционеры), кадетская (конституционно-
Численно самой крупной была партия социалистов-революционеров
(эсеров). По некоторым данным, количество
ее членов в 1905 - 1907 годах достигало полумиллиона.
Стратегической целью эсеры провозглашали
социализм, понимая его как "обобществление
труда, собственности и хозяйства, уничтожение
вместе с частой собственностью самого
деления общества на классы, уничтожение
репрессивно-принудительного характера
общественных учреждений". Эсеры признавали
классовую природу борьбы за социализм,
но при этом классовые антагонизмы не
абсолютизировали, говорили о важности
нравственно-этической стороны социализма.
На своем первом съезде они говорили, что
некоторые элементы социализации - кооперативное
движение, страхование от безработицы,
прогрессивный налог на наследство и т.п.
- можно и нужно вводить в существующий
строй.
Все общество эсеры разделяли на тех,
кто живет на заработанные своим трудом
средства, и тех, кто пользуется нетрудовыми
доходами. В отличие от марксистов, включавших
в понятие "рабочий класс" только
промышленный пролетариат, эсеры объединяли
под этим понятием крестьянство, наемных
рабочих, интеллигенцию. Главными противоречиями
времени они считали противоречия между
властью и обществам, между крестьянской
массой и крупными землевладельцами. Центральным
пунктом аграрной программы эсеров было
требование "социализации" земли,
что означало ликвидацию частной собственности
на селе и передачу земли "бессословным
сельским и городским общинам". В основу
пользования землей, по мнению эсеров,
долен был лечь уравнительно-трудовой
принцип.
Лидерами эсеров были В.М. Чернов, Н.Д.
Авксентьев, А.Р. Гоц. В.М. Зензинов, М.В.Спиридонова и др. В эсеровской тактике сочетались
массовая агитация с систематическим
террором. В глазах властей эсеры были
самым опасным противником. Эсеровская
боевая организация фактически находилась
вне контроля ЦК партии. В 1905- 1907 годах
эсеры совершили множество терактов. Боевиков
возглавляли Е.Ф. Азеф, Г.Н .Гершуни, Б.В.Савинков.
Азеф и некоторые другие активисты ПСР
оказались провокаторами, агентами охранки.
Эсеровский террор с 1902 по 1911 годы унес
жизни более 200 человек - министров, губернаторов,
полицмейстеров и т.д. Неизбежно вставал
вопрос о моральной стороне эсеровской
тактики, разлагающе влияющей на общественное
сознание. В рядах эсеров усиливалось
крыло, призывающее к свертыванию террористической
деятельности.
Большевики, как и эсеры, допускали крайности
при выборе методов - они ориентировались
прежде всего на экспроприации. Ими занималась
созданная в 1905 году боевая группа под
руководством Л.Б. Красина. Наиболее крупными
акциями были ограбления банков в Тифлисе,
Варшаве, Гельсинфорсе, в Прибалтике и
на Урале. Организаторами налетов были
Бобис. Тер-Петросян и др. Меньшевики, представляя
более умеренное крыло РСДРП, к уголовным
формам политической активности относились
сдержанно.
Социал-демократы (и большевики и меньшевики)
события 1905-1907 годов квалифицировали как
буржуазно-демократическую революцию.
Согласно большевистским воззрениям,
она должна была перерасти в социалистическую.
Меньшевики считали, что до социализма
Россия обязана "дорасти" в процессе
многосложных реформ. Теоретические расхождения
вели к различиям во взглядах на оргструктуру
партии. Ленин выдвинул тезис о жестко
централизованной "партии авангардного
типа" как организации военизированного
образца, служащей достижении не только
тактических, но и стратегических целей
(победа пролетарской революции во всемирном
масштабе, упразднение государства, товарно-денежных
отношений и т.п.). Лидер меньшевиков Г.В. Плеханов в полемике с Лениным говорил, что "нужна дисциплина сознательности,
а не дисциплина повиновения".
Социал-демократы - в силу малой численности
и незначительного влияния - стремились
поддерживать организационное единство.
При этом попытки руководить из одного
центра национальной социал-демократией
С Бундом, социал-демократией Польши, Литвы,
Армении, Грузии) часто терпели неудачу.
Первоначально РСДРП была сугубо интеллигентской
организацией. Когда стали создаваться
партячейки на заводах, рабочие были далеки
от теоретических дебатов между Лениным
и Плехановым. Троцким, Мартовым, жившими за границей. В 1905
- 1907 годах социал-демократы сотрудничали
с эсерами и анархистами.
Стоявшие на крайне левом фланге политического
спектра анархисты отрицали всякую государственную
власть. проповедовали ничем не ограниченную
свободу каждой отдельной личности, активно
использовали экстремистские способы
противостояния властям.
На левоцентристских позициях находились
энесы (народные социалисты, выделившиеся
из эсеровской партии) и кадеты. В 1905 году
кадетам были присущи резко оппозиционные
настроения в отношении царя. И в дальнейшем
они постоянно балансировали между либерализмом
и радикализмом. Их программа строилась
на западных образцах, была безрелигиозной
и рационалистической. Она была принята в конце 1905 года и зафиксировала требования конституционного
строя, обеспечения свободы слова, совести
собраний, передвижения, неприкосновенности
жилища, законодательного регулирования
вопросов найма рабочей силы. Особое внимание
уделяли кадеты развитию местного самоуправления.
Основными пунктами их национальной программы
провозглашалась свобода языков и право
нацменьшинств на культурно-национальную
автономию при единстве территории страны.
В аграрном вопросе они избегали категоричности
и однозначных решений.
Либеральная интеллигенция считала кадетскую
партию своей, 9 ее истоков стояли известный
экономист П.Б. Струве, писатель В.Г. Короленко,
в состав руководства входил ученый В.И.
Вернадский. Лидером партии был профессор
русской истории П.Н. Милюков. Кадеты владели обширной прессой, обслуживаемой
квалифицированными журналистами.
В 1905 - 1907 годах конституционно-демократическая
- партия насчитывала 70-100 тыс. членов. Прием
в нее был предельно упрощенным, что вело
к определенной размытости ее оргструктуры.
Осенью 1904 года организационно оформился
"Союз 17 октября". Название этой партии
отражало ее удовлетворенность уступками
царского правительства, зафиксированными
в Манифесте от 17 октября 1905 года. Либеральная программа октябристов
была направлена на установление конституционной
монархии, проведение законодательных
реформ, отрицала революционное насилие.
В аграрном вопросе октябристы, обходя
экономическую сторону, делали упор на
увеличение гражданских прав крестьян
и ликвидацию общей круговой поруки. В
рабочем вопросе они признавали право
на стачки, на организацию профсоюзов,
делая оговорку в отношении железнодорожного
транспорта, оборонных предприятий. Национальный
вопрос октябристы связывали с лозунгом
неделимого государства. считая, что все
народы в нем могут быть "оплавлены"
в единую нацию.
Численность "Союза 17 октября" в
1907 году достигала 60 тыс. членов.
Социальный состав был неоднородным: в
него входили промышленники, банкиры,
торговцы, чиновники. помещики, преподаватели,
врачи, священники, крестьяне. В Питере,
Сормове и некоторых других городах были
созданы рабочие организации "Союза
17 октября". Однако верхушка партии
принадлежала к наиболее богатым слоям
российского общества. Ее руководителями
были крупный московский предприниматель
А.И. Гучков и М.В. Родзянко. крупный землевладелец
екатеринославской губернии.
К кадетам и октябристам близко примыкали
по программным установкам "прогрессисты",
партия мирного обновления и партия демократических
реформ. Особым влиянием они не пользовались.
Из монархических и правых организаций
самой влиятельной был Союз русского народа,
основанный в октябре 1905 года и имевший
националистическую окраску. Программа
СРН включала в себя такие пункты, как
единство империи, неограниченная монархия,
удаление с государственной службы противников
монархии, особый подход к еврейскому
вопросу. "Союз" допускал реформы
с оговоркой, что они не будут противоречить
государственным интересам. В аграрном
вопросе СРН поддерживал Столыпина, в
рабочем - призывал к сокращению рабочего
дня, государственному страхованию, упорядочению
условий труда. В программе говорилось
об ограничении крупной собственности,
связывая его с идеей "национального
согласия".
Кроме Союза русского народа к правым
организациям относились Союз истинно
русских людей. Палата Михаила Архангела,
партия националистов и другие. К концу
1907 года в организациях, названных "черносотенными",
было зарегистрировано 410 тыс. человек.
В стране выходило больше количество правой
литературы и прессы, подвергавшей острой
критике бюрократии и либеральную интеллигенцию.
С враждебностью эта пресса отзывалась
и о "новой" буржуазии. "Буржуазия...
угрожает государственной власти, трудовому
мелкому, частному мещанскому сословию
и крестьянству. Конечно, этим пользуются
масоны и евреи, дабы использовать для
своих целей русскую буржуазию - буржуазию,
быть может. самую наглую и низкую из всех
буржуазии... Наша доморощенная буржуазия
... не национальна, и родилась-то она с
испорченною сердцевиною. Русская буржуазия,
не имея свежести самобытной, заразилась
гнилью Запада... Наша буржуазия всегда
останется чуждой народу". Правые организации
создавали боевые дружины, в событиях
1905- 1907 годов активно действовавшие на
стороне правительства в Питере, Москве,
Архангельске, Гомеле, Костроме, Нижнем
Новгороде, Одессе, Тифлисе и др. городах.
В противостоянии с оппозицией правительство
немалые надежды возлагало на поддержку
православной церкви. Она была влиятельной
силой: в 1905 году в России действовало
48375 православных церквей, а численность
духовенства превышала 123 тысячи человек.
Синод призывал православных: "Станьте
крепкой, несокрушимой стеной за нашего
царя, за землю русскую, за ее старинный
христианский уклад жизни". Значительная
часть духовенства выступала за прекращение
беспорядков и неповиновения властям"
напоминала об обязанностях верующих
по отношению к царю - единовластителю.
Однако в церкви прослеживались и иные
тенденции. Духовенство по социально-имущественному
положению было расслоенным. Верхушка
церковной иерархии вела очень обеспеченный
образ жизни, часто отрываясь от забот
и интересов паствы. Рядовые же священники
- особенно сельские - были небогаты, а
иногда и просто бедны, находились в среде,
где прихожане влияли на их настроение.
Часть священников оказалась вовлеченной
в общий поток крестьянского движения.
Некоторые открыто сотрудничали с левыми
партиями.
Церковная проповедь во многих местах
была официально-формальной или вялой,
безынтересной, отвлеченной от реальной
жизни. Влияние церкви на многие сферы
общественного бытия к началу XX века было
ослаблено. Единение верующих оказывалось
не столько действительным, сколько желаемым.
С антирелигиозной пропагандой выступали
революционеры. По поводу социальных противоречий
проявились разногласия внутри самой
церковной организации: весной 1905 года
возник Союз ревнителей церковного обновления
(численно небольшой). В целом все же, несмотря
на разноречивые тенденции в духовной
и церковной жизни, православная традиция
оставалась довольно сильной - в немалой
степени щ благодаря именно ей удалось
восстановить общественную стабильность
после событий 1905 года.
В 1905 году проходили массовые антибуржуазные
стачки рабочих, волна их захлестнула
многие регионы. Забастовочное движение
с разной амплитудой держалось до конца
1905 года. Пиком его стала октябрьская стачка,
грозившая приобрести всероссийский характер.
Активными были крестьянские выступления
против помещиков, волнения в национальных
районах. Финалом 1905 года были декабрьские
столкновения между противниками и сторонниками
власти в Москве, переросшие в баррикадные
бои.
Революционные события 1905 года заставили царское правительство внести
серьезные коррективы в свою политику. Большинство политических партий (кроме
большевиков, эсеров-максималистов) оценивало
революцию как результативную. Правительство
предоставило возможность для легальной
деятельности партий, созвало Государственную
Думу - выборный законодательный орган,
провозгласило демократические свободы
издало законы, дававшие рабочим гарантии
социальной защиты, начало подготовку
аграрной реформы.
К 1907 году в России были созданы новые
государственные структуры, объективно
способствовавшие развитию парламентаризма,
хотя и по-прежнему сильна была роль исполнительных
органов. И исполнительные (Совет министров,
императорская канцелярия), и законодательные
органы (Государственная Дума и Государственный
Совет) подчинялись императору, олицетворявшему
верховную власть. При этом Совету Министров
дополнительно к исполнительным придавались
еще и законосовещательные функции. Императору
подчинялись также Правительствующий
Сенат (высший орган суда и надзора) и Святейший
Синод (высший орган управления православной
церковью).
В созданной государственной системе
централизация превалировала. В отличие
от Западной Европы, где парламентские
традиции складывались веками, российский
парламент в 1906 году начинал накапливать
опыт фактически с нулевой отметки. Нужен
был некоторый срок для выработки политической
культуры как депутатов, так и избирателей.
Дума решала немало важных вопросов, принимала
новые законы и утверждала госбюджет страны,
часто выступала с законодательной инициативой.
Однако несовершенство законодательно
- процедурных механизмов, пестрота состава,
психологический настрой депутатов не
позволяли Думе быть лидером процесса
государственного строительства. Она
стала ареной межпартийной полемики, нередко
принимавшей форму взаимообвинений и
взаиморазоблачений. Некоторые партии
были изначально настроены против конструктивной
работы. Максималисты и анархисты не признавали
парламента вообще. большевики, объявив
байкот I Думе, заявили при выборах во II
Думу. что участие в ней будут использовать
только для "разоблачения мерзостей
контрреволюционного лагеря". Критические
мотивы были сильны у эсеров - централистов
и у кадетов. Пример кадетов был особенно
показательным: сразу после октябрьского
Манифеста в 1905 году они были приглашены
премьером С Ю. Витте в формируемое им правительство. Кадеты
отказались от участия в делах реальной
власти, в повседневной рутинной работе,
предпочтя роль "независимой критической
оппозиции".
Государственная дума не сумела возродить
государственно-земской строй, восстановить
историческую традицию Земских cоборов.
Она не могла послужить скреплению общественных
сил, наладить дружную работу - и левые,
и либералы отрицали многие исконно русские
нравственные ценности, негативистски
относились к русской истории. Механически
копируя западноевропейские общественные
модели и образцы, базировавшиеся на ином
менталитете, либералы не утруждали себя
глубоким анализом того, как эти модели
лягут на российскую почву.
Царская власть, проявившая после поражения
в японской войне неуверенность себе,
сумела в 1906 - 1907 годах забрать инициативу
в решении внутриполитических проблем,
а в последующие годы относительно стабилизировала
политическую ситуацию в стране. Благодаря
сочетанию уступок и жестких мер со стороны
правительства заметно снизились возможности
политических потрясений в стране. После
1905 -1907 годов эсеры, социал-демократы, кадеты
переживали трудности, ставившие их на
грань организационного и идейного кризиса.
Общественный организм начал выздоравливать.
Возглавивший правительства П.А. Столыпин
хорошо понимал необходимость хозяйственных
реформ, призванных вывести страну на
ведущие позиции в мире и высоко поднять
благосостояние ее населения. Но эти реформы
могли быть успешными только в условиях
внутриполитической стабильности. Столыпин
заявлял, обращаясь к левым: "Вам нужны
великие потрясения, нам нужна великая
Россия". Определяя подходы к достижении
цели, он добавлял: " Сначала - успокоение,
потом - реформы". Курс Столыпина по
всем признакам себя оправдывал, однако
начавшаяся в августе 1914 года мировая
война лишила Россию возможности реализовать
его.
4. Россия и мир
Николай II ориентировал русское
правительство на продолжение внешней
политики своего отца - Александра III. Своеобразие
политической стратегии Александра "Миротворца"
заключалось в стремлении избежать каких-либо
военных конфликтов с другими державами
- с тем, чтобы сконцентрировать усилий
и средства на решении внутриполитических
и экономических проблем. Необходимость
сохранять корректность внешнеполитических
отношений хорошо осознавалась и ближайшим
окружением Николая II, в котором тон задавали
люди. работавшие еще с Александром III.
По мысли одного из них - С.Ю. Витте, чем дольше продлиться период внешней
стабильности, тем большее могущества
приобретет Россия за счет ее самого динамичного
в мире развития. Отмечая в представленной
цари в ноябре 1906 года записке важность
поддержания статус-кво и выигрыша времени,
Витте утверждал: "Лучший и верный союзник
России есть время. Каждый год. прожитый
спокойно Вашим народом, равносилен выигрышу
хорошего и полезного сражения".
В рамках определившихся внешнеполитических
задач Россия взяла на себя инициативу
по созыву международной конференции
по вопросам войны и мира. Она состоялась
в Гааге в 1899 году и приняла ряд важных
деклараций по вопросу возможных в будущем
войн: о запрете ядовитых газов и разрывных
пуль.
В начале XX века, однако, обнаружилось,
что тактика и практическое
выполнение внешнеполитической стратегии
не имели достаточной четкости. Министру
иностранных дел графу Ламздорфу приходилось
сталкиваться с разнохарактерными влияниями,
исходившими из царского окружения. С
одной стороны, был закреплен союз с Францией
как одна из основ европейской политики
России. С другой при царском дворе сильна
была прогерманская ориентация. Имелся
также проект, пытавшийся примирить эти
две позиции: Витте выступал за российско
- французско - германский единый блок.
мощь которого должна была противодействовать
постоянно нарастающей геополитической
алчности США.
Внешнеполитическая линия России испытала
в то время ряд зигзагов. Едва оправившись
от острой "таможенной войны" в 1890-х
годах , Германия и Россия предприняли
шаги для взаимосближения. Германский
император Вильгельм II, будучи кузеном
Николая, настойчиво разыгрывал "родственную
карту". Германский МИД стремился отвлечь
Россию от европейских вопросов, направить
ее усилия на Дальний Восток" тонко
лавировал в период русско-японской войны
и подписания мира после нее. В июле 1905
года Вильгельм II Николай в Бьерке подписали
союзный договор. Поскольку такой же договор
Россия заключила еще в 1892 году с Францией,
то формально возникал вопрос о том, чтобы
"замкнуть треугольник". Однако противоречия
между Францией и Германией были чрезвычайно
глубоки. Суть проблемы упиралась в растущую
агрессивность Германии и ее основного
союзника Австро-Венгрии, недовольных
своей малой долей в "колониальном пироге".
Обе монархии меньше всех были заинтересованы
в сохранении международной стабильности,
лихорадочно готовились к вооруженному
переделу мира. При этом Германия готовилась
использовать России в будущей войне в
качестве сырьевой базы и поставщика людских
ресурсов.
В 1894 - 1895 годах Япония начала, а в 1897 году
Германия продолжала территориальные
захваты в Китае, что послужило сигналом
для англичан, французов, португальцев,
занявших ряд портов на китайском берегу.
Не осталась в стороне и Россия, но она
- в отличие от других - делала упор не на
военные, а на ж политические методы. Воспользовавшись
заключенным в 1896 году с Китаем договором
о дружбе, давшим России право на строительство
Китайской восточной железной дороги,
она добилась аренды Порт-Артура и Дальнего.
Это вызвало резкую реакцию со стороны
Японии Пользуясь сложностями в англо-русских
отношениях, Япония заключила союз с Англией,
начала военные приготовления. В январе
1904 года японцы без объявления войны атаковали
русскую эскадру под Порт - Артуром.
Целый ряд неблагоприятных факторов (недооценка
военной силы противника, внезапность
первого удара, со стороны Японии, растянутость
русских коммуникаций, незаконченное
перевооружение армии, серьезные оперативно-тактические
промахи командования российских войск
и т.п.) привел к поражению России в войне.
В августе 1905 года был подписан Портсмутский
мир. по которому Японии отошли от России
Южный Сахалин, аренда Ляодунского полуострова. Южно - Манчжурская железная дорога.
После неудачи в японской
войне российское
С назначением в 1906 году на пост министра
иностранных дел и. П. Извольского приоритетными
для внешней политики России становятся
отношения с европейскими странами. Извольский
провозглашал "концепцию равновесия",
при этом с трудом удерживая в тайне личные
симпатии к Англии и Франции. Проводить
прежний курс "равноудаленности"
от Лондона и Берлина становилось все
сложнее: Россия не могла сохранить полный
нейтралитет в условиях перегруппировки
сил вокруг главных соперников - Англии
и Германии.
Экономическая экспансия Германии на
ближнем и Среднем Востоке затрагивала
интересы как России, так и Англии. К тому
же обе страны были связаны политическими
договорами с Францией. Все это заставляло
решать вопрос о регулировании русско-английских
противоречий. В 1907 году Россия и Англия
подписали соглашение о решении спорных
вопросов в Иране, Афганистане и Тибете.
Это соглашение приглушило на время соперничество
между двумя странами (хотя снять его окончательно
было не в силах).
В 1908 году с обострением балканского вопроса
усилилось напряжение в отношениях между
Россией и Австро-Венгрией. В национально-освободительной
борьбе славянских и православных народов
против турецкого и австрийского владычества
Россия выступила их естественным союзником.
Агрессивные устремления австрийцев против
Сербии, Боснии и Герцеговины базировались
на их уверенности в поддержке со стороны
Германии, аннексия Австрией Боснии и
Герцеговины резко ухудшила отношения
России с австро-германским блоком. Политика
"равновесия", отстаиваемая И.П. Извольским,
потерпела крах - логикой событий Россия
оказалась "привязанной" к Антанте.
В 1910 году министром иностранных дел России
стал С.Д. Сазонов При нем была усилена
поддержка освободительного движения
балканских народов. Россия способствовала
создании и укреплению их национальной
государственности, сдерживании османской
агрессии. При этом возрастала роль России
как арбитра в балканских делах. С такой
ее ролью не хотели согласиться ни Германия
ни Автро - Венгрия, ни Англия. Своим вмешательством
во внутрибалканские дела они до предела
запутывали все противоречия между странами
региона. Эта запутанность влекла угрозу
глобального конфликта, который становился
неизбежным из-за бескомпромиссной позиции
лидеров противоборствующих блоков - Англии
и Германии.
Мир неуклонно скатывался к военной катастрофе.
Прежде всего это связывалось с нарастающей
агрессивностью Германии и Австрии. В
Германии не смолкали разговоры о необходимости
передела мира, бешенными темпами росло
вооружение: если в 1913 году в сравнении
с 1900 годом английский военно-морской
бюджет увеличился на 186 процентов, французский
- на 175 7., то германский поднялся на 375 процентов.
В 1912 году военный министр Германии Фалькенгейм
открыто провозгласил, что "историческая
задача немецкой нации - мировое господство
- может быть разрешено только мечом".
Мало освещена в литературе роль США в
развязывании войны. Есть масса данных
для предположения, что их роль была решающей.
Американский капитал исподволь расчетливо
предпринимал усилия для организации
столкновения европейских держав - с тем,
чтобы, гигантски усилившись за счет военно-промышленных
поставок воюющим сторонам, в нужный момент
предстать перед ослабевшими конкурентами
в качестве "главного рапорядителя"
в решении международных вопросов. При
этом и Германия, и Англия, и США желали
всяческого ослабления одного из самых
перспективных конкурентов - России.
В конце июля 1914 года Австрия начала военные
действия против Сербии. Связанная с Сербией
союзническим долгом и историческими
обязательствами Россия не могла остаться
в стороне - Николай II издал указ о всеобщей мобилизации.
5. Культура и быт
Динамический рост
российской экономики в начале
XX века вел к заметному
Совершенствование образовательной системы
шло параллельно с развитием российской
науки. Начало XX века было временем важных
научных и технических открытий, крупных
достижений в области математики, физики,
химии, биологии, геологии. Россия дала
миру обширную плеяду выдающихся ученых
, поднявших практические и теоретические
знания на качественно новый уровень:
математиков П.Л Чебышева и С. А. Чаплыгина,
химиков Д.И. Менделеева, И.А. Каблукова и Н.Д. Зеленского, физиков
и механиков П. Н Лебедева, П.Н. Яблочкова,
А.Н. Лодыгина, А.С. Попова, К.Э. Циолковского,
Н.Е. Жуковского, биологов И. М. Сеченова,
И. И. Мечникова, К .А Тимиряэева, И.В. Мичурина,
А. О. Ковалевского, И.П. Павлова, геолога А.П. Карпинского и др.
В начале XX века продолжались географические
открытия. П.К. Козлов исследовал Центральную
Азию и Тибет. Отец и сын Семеновы провели
экспедиции на Алтай, Тянь-Шань, в Закаспий,
на Урал и Приуралье, дав обширнейший материал
для изучения России. Выдающимся русским
путешественником являлся Г.Я. Седов, исследовавший
Арктику и совершивший поход к Северному
Полюсу.
Изменения, происходившие в социально-политической
сфере, давали сильный импульс развитию
общественной мысли. Резко увеличилось
количество трудов по экономической. философской,
исторической проблематике. Они отражали
весь спектр мировоззренческих взглядов,
партийно-политических направлений и
пристрастий, представленных либералами.
марксистами, народниками, консерваторами.
Плодотворно в 1900 - 1914 годах работали экономисты
М. И. Туган - Барановский, П.Б. Струве, историки В.0. Ключевский (скончался в 1911 году), С.Ф. Платонов, Н.П. Павлов - Сильванский, философы В.В.
Розанов, братья Трубецкие, С.Л. Франк,
С.Н. Булгаков, П.П. Кропоткин и др. В 1909 году заметный резонанс в российском
обществе был вызван изданием публицистического
сборника "Вехи" , в котором группой
мыслителей были представлены статьи
о российской интеллигенции и ее ответственности
за революционные события 1905 - 1907 годов.
Основными мотивами "Вех" была самокритика
("покаяние"), признание ошибок, связанных
с оторванностью радикальной и либеральной
интеллигенции от народной почвы, поиск
морально-этических ценностей, способных
сблизить "мыслящий слой" с историческими
традициями русского народа. Выход "Вех"
был обусловлен сознанием порочности
некоторых интеллигентских стереотипов,
вылившихся в доктринерства и максимализм.
"Вехи" получили крайне противоречивые
оценки. Их авторам (Н. Бердяеву. С. Булгакову,
М. Гершензону, Б. Кистяковскому, П. Струве,
С. Франку, А. Изгоеву) пришлось услышать
в свой адрес и голоса одобрения (В. Розанов,
П. Столыпин, А. Белый и др.), и мощную критику:
лидер народных социалистов А. Пешехонов
квалифицировал "веховских" авторов
как "перешедших границы искренности". Ленин назвал "Вехи" "энциклопедией
либерального ренегатства", писателю
Дм. Мережковскому не импонировало "богоискательство
безбожников". Несмотря на разные оценки
"Вех", они имели особое значение,
поскольку стали показателем неспособности
западного либерализма утвердиться на
российской почве.
Широкий разброс идеологических установок
сказывался и на состоянии российской
литературы. Разнонаправленность творческих
поисков писателей и поэтов проявлялась
в разнообразных литературных течениях.
Поэтические течения -символизм, иманжизм.
акмеизм, футуризм и др. - были представлены
литературными группировками, основной
упор делавшими на особую новизну в области
форм и стиля. Модернистские по сути, эти
группировки азартно соперничали за первенство
"на поэтическом Олимпе". В их соперничестве
было немало сиюминутного и преходящего,
но все они дали немало крупных имен. обогативших
и украсивших русский язык: С. Есенин, А. Блок, В. Маяковский, А. Ахматова, Н. Гумилев, И. Клюев и др.
Из прозаиков, работавших в начале века,
традиции реализма поддерживали Л. Толстой,
А. Чехов, М. Горький, Л. Андреев, В. Короленко, Д. Мамин - Сибиряк,
А. Куприн, И. Бунин и др. Отпечаток мистицизма и декадентской
утонченности принимало творчество Д.
Мережковского, Ф. Сологуба, А. Белого и
др. Появлялось также немало аморалистских.
порнографических писаний. Это был период
"литературного бума", когда свобода
творчества способствовала появлению
и подлинных шедевров, и массовых литературных
поделок, рассчитанных на низкие литературные
вкусы.
Начало XX века было временем дальнейшего
расцвета российского сценического искусства.
Развил свои деятельность Московский
Художественный театр, основанный К. С.
Станиславским и В.И. Немировичем - Данченко.
В драматических постановках московских
и петербургских театров проявился талант
русских актеров В. Качалова, И. Москвина,
М. Ермоловой, В. Комиссаржевской и др.
Огромную одаренность вокалиста сочетал
с выразительным актерским мастерством
Ф.И. Шаляпин. Получили известность певцы
Большого театра Л. Собинов, Нежданова,
мастера балета В. Нижинский, Н. Павлова,
Т. Карсавина. Продолжалось обогащение
русской музыкальной культуры, особый
вклад в который внесли композиторы М.
Н. Балакирев, Н. Римский - Корсаков, С.В.
Рахманинов. А.К. Глазунов, А.С. Аренский,
С. И Танеев, А.Н. Скрябин.
Развивались традиции русской живописи
и скульптуры. Силой одухотворенности
были отмечены полотна И. Репина, В. Сурикова,
И. Шишкина, А. Куинджи, И. Грабаря, В. Серова.
В. Васнецова. В. Кустодиева, И. Билибина.
Творческих успехов добились скульптуры
М. Антокольский, П. Трубецкой. С. Коненков.
На рубеже XIX - XX веков в России появился
кинематограф. открывались "электротеатры",
"иллюзионы", снимались игровые и
документальные фильмы. Кино в то время
называли "великим немым": киноленты
не озвучивались, сопровождались музыкальным
аккомпанементом непосредственно при
демонстрации.
Значительно разнообразились интересы
и увлечения российских граждан - прежде
всего в крупных городах. Развивалось
библиотечное дело, возникали общества
любителей старины. кружки краеведения.
Получила распространение фотография.
С первыми шагами автостроения в столичных
центрах появились первые общества авто-,
вело-, мотолюбителей. Настоящий бум среди
жителей Москвы" Петербурга. Одессы
вызвали первые показательные авиаполеты"
С 1910 года стали проводится авиасоревнования,
собиравшие сотни тысяч зрителей. Кумирами
столичной публики были летчики М. Ефимов
С. Уточкин. Л. Мациевич. Идеи, связанные
с воздухоплаванием. реализовывались
в многочисленных запусках воздушных
шаров и аэростатов.
Массовым увлечением становился спорт.
Если в XIX веке физкультура была уделом
избранных (фехтование и верховая езда
как часть военного и аристократического
образования, силовые номера в цирках),
то в начале XX века она превратилась в
повсеместную моду. Особой популярностью
пользовались коньки, тенис и французская
борьба. развивались легкая и тяжелая
атлетика, гимнастика, футбол, бокс. Поклонники
тех или иных видов спорта объединялись
в любительские клубы для совместных тренировок
и организации показательных выступлений
перед публикой.
В жизнь городских жителей входили электричество.
Бурно развивалась сфера услуг - росла
сеть медицинских клиник. аптек, парикмахерских,
общественных бань (появились целые оздоровительно
- банные комплексы типа знаменитых "Сандунов"
в Москве), различных магазинов, лавок,
булочных, пельменных. блинных, чайных,
трактиров, ресторанов (изобильный выбор
трактирно - ресторанных блюд того времени
ярко описан известным бытописателем
В.А. Гиляровским в его книгах).
Своеобразной чертой общественной атмосферы
в тот период был высокий престиж среди
россиян государственной службы. Серьезный
конкурсный отбор проводился не только
для работы в органах управления, но и
для службы в полиции, в пожарных частях
и даже в тюремной охране. В сознании людей
государственная служба означала служение
обществу. связывалась с требованиями
самоотдачи и ответственности.
Быт россиян подвергался новым влияниям,
но традиции продолжали играть определенную
роль. Подавляющее большинство являлись
жителями провинции. Бытовая сторона жизни
для этого большинства базировалась на
уважении принятого порядка вещей, на
почтении к устоям семейной и общественной
жизни, нормам и обычаям, уходившими корнями
к Домострою - "уставу русского быта".
В то же время на быт русских людей неизбежно
влияла сословность. Она была характерной
чертой российской общественной жизни.
В быту соприкосновение между миром дворянским
и миром купеческим или крестьянским было
незначительным. Почти не было случаев
общения между семьями различных сословий
- настолько и для дворян и для купцов был
привычен круг сложившихся внутрисословных
связей. Редкими были и межсословные браки.
В начале XX века только стали появляться
признаки стирания различий между жизненными
укладами дворянства и купечества: богатые
семьи из обоих сословий не обходились
без гувернеров (часто из иностранцев),
нянек, слуг, кормилиц, возниц ( в основном
из простонародья).
Дворяне при устройстве своего быта заимствовали
многие западноевропейские стандарты.
Обязательным считалось знание нескольких
иностранных языков. Многие дворяне имели
и городские апартаменты, и усадьбы в сельской
местности. Привилегия дворянства при
устройстве на государственную и военную
службу, его связь с царским двором определяли
подготовку и воспитание дворянской молодежи.
Она обучалась в элитных учебных заведениях,
определявших заранее характер будущей
карьеры. При обучении мальчиков - будь
то кадеты, пажи, лицеисты или правоведы
- много внимания уделялось светским манерам
и знанию придворного этикета. В неменьшей
степени это касалось иных дворянок - воспитанниц
Смольного института, которых учили еще
и рукоделию, музицированию, кулинарии,
уходу за детьми - из них готовили не просто
фрейлин, а жен будущих гвардейских офицеров
и министерских чиновников. В уставах
элитных учебных заведений действовал
пункт, лишавший родителей права требовать
своих детей назад до полного окончания
учебного курса. Это придавало обучению
дворян особый общественный статус, формировало
у него осознание сословной значимости.
Многие дворяне оказались оторванными
от народной культуры, народного менталитета
-особенно крестьянского.
Так же как и дворянам, устойчивость внутрисословных
правил и норм была присуща купцам. Купеческий
быт сохранял черты патриархальности.
В семьях наблюдались иерархичность и
непререкаемый авторитет старших: хлебосольство,
широта, известное добродушие - но до определенного
предела, после которого проступали жестокость
и непримиримость к расхлябанности. Внутри
сословия остро ставились вопросы"
касавшиеся личной репутации. В неписанной
купеческой иерархии особым уважением
пользовались промышленники, после них
стояли купцы-торговцы. Мало почтения
заслуживали отдававшие деньги в рост
- их называли "процентщиками". "Старое",
гильдейское купечество не скрывало низкого
мнения о "новых" буржуа, для которых
прибыль нередко являлась единственным
приоритетом. В рамках старокупеческой
традиции с детства внушалось: главное
- "дело", "служение делу", а не
нажива. Многие купеческие семьи были
глубоко религиозны, считали благотворительность
своей важной обязанностью. Некоторые
из них вели настоящее соревнование в
строительстве церквей, богаделен, больниц,
недорогих столовых. В 1900 - 1914 годах своей
благотворительностью особенно выделялся
род Морозовых, род Бахрушиных. Солодовниковы,
Боевы и др. Среди купцов бытовала назидательная
формула: "Богатство обязывает".
Многие, кроме основных занятий, имели
какие-либо привязанности и увлечения,
называвшиеся в то время "любительством".
Представитель
знаменитой "льняной династии" П.М.
Третьяков основал картинную галерею
в Москве. Уникальным собранием картин
французских мастеров XIX - XX веков (Матисс,
Сезанн и др.) обдал С.И. Щукин. Его брат
П.И. Щукин создал музей русской старины.
Ценнейшие коллекции русских икон были
собраны Е.Е. Егоровым, К.Т. Солдатенковым,
С.П. Рябушинским. И.С. Остроуховым и др.
Интересные библиотеки не были редкостью
в купеческих домах. Издательской деятельность
по "идейным" мотивам, а не для наживы
занимались К.Т. Солдатенков, семья Сабашниковых.
Н.П. Рябушинский издавал журнал "Золотое
Руно", который в 1906-1909 годах был центром
объединения художников и писателей "серебряного
века". Многие купцы были заядлыми театралами.
Среди театральных меценатов виднейшее
место принадлежало С.И. Мамонтову. И.С.
Станиславский (настоящая фамилия - Алексеев)
был выходцем из богатого купеческого
рода.
Известно немало примеров купеческого
покровительства российской науке. Д.П.
Рябушинский основал первую в мире аэродинамическую
лабораторию. Его братья финансировали
географические экспедиции на Камчатки
и в Монголию. Щукины предоставляли средства
для открытия психологического факультета
при МГУ, а И.С. Вишняков - Московского коммерческого
института. Многие общественно полезные
начинания финансировались купцами сообща.
Лучших представителей купечества роднила
с крестьянами единая православная культура,
общая трудовая этика. Труд рассматривался
как нравственное деяние, как богоугодное
дело. Попытки кого-либо урвать незаслуженные
блага в среде крестьянства вызывали огромную
неприязнь. Традиции "Домостроя"
, прочно вошедшие в ткань крестьянского
быта, несли в себе требование "праведного
труда", добросовестности, аккуратности
и бережливости. В крестьянских семьях
детей с 5 -б, лет приучали к регулярной
трудовой деятельности, воспитывали презрение
к паразитизму и стяжательству.
Важнейшей чертой крестьянской жизни
была общинность. Столыпинские реформы,
внося изменения в землепользование. не
посягали на общинную психологии крестьянства.
Совместные жатва или сенокос, взаимопомощь
при постройке жилья были типичными явлениями
для деревенского быта. Среди крестьян
в то время говорилось: "На Руси никто
с голоду не умирал" - имелось в виду,
что община всегда помогала человеку,
попавшему в беду. Отражением общинного
быта была артельность, распространенная
среди сельских промысловиков и ремесленников,
среди крестьян, уходивших в город на заработки.
Артели использовались и при организации
промышленного производства - на заводах,
в строительстве, на транспорте, в сырьевых
отраслях.
Частная жизнь крестьян была тесно связана
с сельским миром. Каждый член общества
зависел от коллективного мнения, проводившего
границу между грехом и праведностью.
Сознание крестьян традицию ставило выше
закона, именно она регулировала сельскую
жизнь (отсюда - довольно распространенная
практика крестьянских самосудов над
пойманными преступниками). Общинных дух
выражался и в совместно отмечаемых праздниках,
именинах и свадьбах. Все участвовали
в похоронах односельчан. Общей была церковно-приходская
жизнь крестьян.
Однако волна социально-экономических
перемен, докатываясь до деревни, приносила
туда элементы городской культуры"
новые товары, потребности и понятия. Исподволь
шло расслоение крестьянства, община смягчала
этот процесс, но не в силах была его остановить.
Между общинниками все чаще пробегал холодок
взаимного отчуждения. Крепким хозяевам
приходилось сосуществовать с люмпенами,
пьяницами, людьми остывшими к традиционному
трудовому укладу. Именно на деклассированных,
оторванных от корней людей делала ставку
значительная часть революционной интеллигенции.
Левацкие стереотипы отвергали традиции.
В то же время русские мыслители (В.И. Вернадский, Д.И. Менделеев, писатель Г. Успенский и др.) предупреждали,
что "расстроить деревню" - значит
расстроить всю Россию.
Характерно, что крестьянство плохо понимало
интеллигентско - западнический смысл
и категории "прогресса". Либеральная
трактовка "прогресса" подразумевала
однонаправленно - линейное движение общественных
процессов, количественное накопление
материальных благ. Крестьянский менталитет
был связан с цикличностью, т.е. регулярной
повторяемостью стадий, что было плодом
многовековой земледельческой практики.
Крестьяне жили по календарю, в котором
из года в год повторялись не только циклы
сельхозработ (пахота, сев, прополка, сбор
урожая, но и праздники: Христианские,
внутриобщинные - приуроченные, как правило,
к окончанию или началу очередного трудового
цикла. Проводились также ежегодные трудовые
ярмарки, становившиеся крупными событиями
в довольно однообразной крестьянской
жизни. К праздникам, особенно к Рождеству,
Пасхе, Троице, к ярмаркам люди готовились
заранее. Их значение в народном мнении
определялось словами: "Мы целый год
трудимся для праздника". В праздничные
дни запрещалась любая работа, крестьяне
устраивали совместные застолья - "братчины".
ходили друг к другу в гости, устраивали
песнопения. Отказ от празднества у взрослых
считался грехом. Молодежь устраивала
хороводы и игрища.
Крестьянство было не склонным к переменам
в вековом укладе своего быта. Традиции
связывались в сознании с сохранением
духовных и этических норм, сформированных
православием, а частично уходящих корнями
в дохристианский период. Сельский мир
хранил старину. И если для крестьянства
она была освящена многовековым опытом,
то для либеральной интеллигенции служила
лишь доказательством "отсталости.
реакционности и косности" российского
крестьянина. Среди радикальной части
интеллигентов, в свою очередь, широкое
хождение получили идеи о "реорганизации
человеческого материала" - подразумевалось,
что главным объектом этих "реорганизаций"
и "переделок" должна стать прежде
всего крестьянская масса. Применяя к
России мерки западного прогресса" Л. Троцкий заявлял: "Россия приговорена своей
природой на долгую отсталость". По
его мнению, ее нужно было строить заново,
очистив от всякого "исторического
хлама", называемого некоторыми "культурно
историческим наследием". Плоды теорий,
связанным с социальным эксперементированием.
российские крестьяне через несколько
лет после 1914 года познали в полной мере.
2. Россия в первой мировой войне. Падение монархии (1914 - 1917 гг.)
К началу мировой
войны в стране наблюдался
значительный экономический подъем, охвативший
все отрасли народного хозяйства. Его
следствием стало определенное повышение
жизненного уровня населения страны, За
20 лет, с 1894 по 1913 годы, вклады населения
в государственных сберегательных кассах
увеличились с 300 до 2000 млн. рублей. Были
достигнуты успехи в культурной жизни.
В стране насчитывалось 124 тыс. студентов.
Высшая школа была автономна и по уровню
своего развития не уступала передовым
странам Европы. Созданы предпосылки для
качественного улучшения народного образования,
Расходы на него возросли с 43 в 1904 до 143
млн. рублей в 1913 году, а число учащихся
увеличилось в два раза. В Думе специально
рассматривался вопрос о введение всеобщего
начального образования. Реализация проекта
была от отложена в связи с началом первой
мировой войны.
Гордостью нации являлась отечественная
наука и техника. Она представлена именами И.П. Павлова, К.А. Тимирязева и др. И.П. Павлов -- первый
из русских ученых -- удостоен Нобелевской
премии.
Изменения в экономике обусловили изменения
и в социальной сфере,
отражением данного процесса стало увеличение
численности рабочего класса, Однако в
стране по-прежнему 75 % населения составляли
крестьяне. В политической области Россия
оставалась думской монархией.
1 августа 1914 года Германия объявила России
войну, вскоре превратившуюся в мировую.
В противоборстве государств Россия объединилась
с Англией и Францией (Антанта). Им противостояли
Германия, Австро-Венгрия, Италия (Тройственный
союз ). Тогда никто не мог знать продолжительности,
масштабов и последствий, которые были
поистине грандиозны.
Выступление России на стороне Антанты
многие десятилетия рассматривалось в
рамках концепции "зависимости России
от иностранного капитала", нашедшей
определенное выражение в работах советского
историка М.Н. Покровского, Отсюда им делается вывод о том, что
октябрьская революция "спасла" Россию
от утери ею государственности, Не оспаривая
данный подход, обратим внимание на другую
точку зрения, авторы которой указывают
на "идейную" близость русской буржуазной
оппозиции передовым (по сравнению с Россией)
демократиям Запада. Общий смысл данного
подхода сводится к тому, что участие в
войне на стороне западных демократий
могло привести к серьезным изменениям
в политическом строе России.
Тот факт, что Германия первой объявила
войну, в значительной степени обусловил
рост патриотических настроений в России
и осознание необходимости дать отпор
противнику, Рабочие забастовки практически прекратились.
Успешно прошла мобилизация в армию, На
заседании Государственной Думы 9 августа
1914 года обнаружилось почти полное единение
правительства и Думы. Она, за исключением
представителей социал-демократии, голосовала
за военные кредиты. Местные органы самоуправления
взяли на себя обязательство помогать
армии в санитарном обеспечении.
4 августа 1914 года, в связи с успешным наступлением
немецких армий в Северной Франции правительство
последней обратилось к России с просьбой
об ускорении сроков наступления русских
армий. Русское командование, спасая союзников,
бросило в наступление в Восточной Пруссии
два корпуса под командованием генерала
А.В. Самсонова и П.К. Ренненкампфа.
Первоначально наступление российских
войск развивалось успешно. Для его отражения
Германия вынуждена была снять часть корпусов
с Западного фронта, Сосредоточив значительные
силы, противник смог разбить корпус Самсонова
и районе Грюнвальда, но это поражение
позволило французской армии выиграть
битву на реке Марна. более успешно боевые
действия проходили на русско-австрийском
фронте, Здесь к концу 1914 года российские
армии взяли Львов, крепость Перемышль,
вышли к предгорьям Карпат. Противник
потерял почти половину своих войск, Австро-Венгрия
в последующем не смогла оправиться от
поражения и удерживала фронт благодаря
прямой поддержке Германии.
Итоги 1914 года показали, что Антанте удалось
сорвать германские планы ведения войны,
заставить воевать ее на два фронта, Но
большего она достичь не смогла. В России
уже первые месяцы войны выявили недостаточную
подготовку страны к крупномасштабным
действиям на фронтах. В армии остро ощущалась
нехватка боеприпасов, снаряжения и тяжелой
артиллерии.
Сложившаяся ситуация потребовала осмысления
и поиска оптимального способа ведения
войны. Германия нашла выход -- в течении
1915 года нанести российской армии решающее
поражение и вывести страну из войны. Во
второй половине апреля началось наступление
австро-германских войск, тщательно подготовленное
и спланированное. Несмотря на героизм
российских воинов и неоднократные попытки
перехода в наступление, начался тяжелый
отход армий на восток. К осени 1915 года
были потеряны Польша, Литва, почти вся
Галиция, часть Волыни. Потери убитыми,
раненными, пленными составили более 2
млн. человек.
Как бы не были велики военные успехи
Германии, добиться главного --
капитуляции русской армии -- она не смогла,
Однако военные неудачи имели свои последствия
для внутреннего развития России. Миллионы
беженцев, хлынувших на Восток, увеличили
продовольственные и транспортные затруднения,
создали социальную напряженность в обществе.
Возросло недовольство руководством страны,
усилилась тревога за ее будущее.