Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:23, контрольная работа
Первая половина XIX столетия - период кризиса феодально-крепостнических отношений в экономике России и одновременно эпоха усиления могущества абсолютистского государства, расширения его полицейских функций. Это время является периодом наивысшего подъема и международного авторитета России, ее внешнеполитической мощи. Этому во многом способствовала победа России в Отечественной войне 1812 года и ее роль в освобождении стран Европы от наполеоновского господства. Своеобразный блеск российскому самодержавию придавали успехи во внешней политике
1. Вступление
2. Основные тенденции социально-экономического развития страны
3. Внутренняя политика Александра I
4. Внутренняя политика Николая I
5. Заключение
6. Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: история
по теме: Россия в первой половине XIX века
Исполнитель: студент
Специальность Управление качеством
Группа _____
Ф.И.О ___________________
________________________
Пермь
2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вступление
2. Основные тенденции социально-экономического развития страны
3. Внутренняя политика Александра I
4. Внутренняя политика Николая I
5. Заключение
6. Список литературы
ВСТУПЛЕНИЕ
Первая половина XIX столетия
- период кризиса феодально-
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
К первой половине ХIХ века многонациональная Российская империя являлась одним из крупнейших государств планеты. За полвека развития население империи возросло с 36 до 74 млн. человек. К середине ХIХ века в России насчитывалось около 700 городов, более 60 губерний и областей, имелось 16 экономических районов, ведущими из которых считались Северо-Западный, Центрально-промышленный и Южный. Следует отметить рост городов и увеличение их численности. В первой половине ХIХ века в России продолжались миграционные процессы (особенно среди крестьян). Переселенцам в Малороссию и Сибирь власти предоставляли определённые льготы.
Социальная структура населения, по сравнению с таковой в последние десятилетия ХVIII века не претерпела больших изменений. В рассматриваемый период привилегированными слоями русского общества оставались дворянство и духовенство. Только эти сословия имели право владеть имениями, населенными крепостными крестьянами. Купеческое сословие росло за счет выкупавшихся на волю крестьян-промышленников и крепостных торгующих крестьян. Подавляющее большинство населения (до 90%) составляли крестьяне, делившиеся на государственных, помещичьих и удельных. Особым сословием в стране являлись казаки. Казачество не относилось к числу привилегированных сословий, но ввиду особого его значения для обороны страны имело некоторые льготы. Главное, что требовалось от казака - в нужный момент явиться на службу со своей строевой лошадью, обмундированием и холодным оружием. Однако в городах (численность жителей которых росла медленно – от4 до 8%), помимо традиционных социальных групп (купцы, ремесленники, мещане и т. д.), к середине ХIХ века появляются первые представители новых общественных классов - пролетариата и промышленной буржуазии. Сословная принадлежность передавалась по наследству. Переход из низших сословий в высшие был затруднен. Отсутствие мобильности - признак застойности общественного устройства. Крепостная Россия отличалась замедленной мобильностью населения. Основными формами эксплуатации крестьян оставались барщина и оброк. На более плодородных землях (Юг, Черноземье) крестьяне отбывали барщину, в большинстве нечернозёмных губерний - отрабатывали оброк. Социальное и экономическое положение большинства русских крестьян было очень тяжёлым; их труд был, как правило, малоэффективен.
Наметившийся кризис
феодально-крепостнической
Увеличение производства сельскохозяйственной продукции происходило в основном экстенсивным путём - за счёт освоения новых территорий и расширения барской запашки. Под давлением новых капиталистических отношений возрастала потребность в производстве товарного (продававшегося на рынке) хлеба. Внедрение новых, импортных сельскохозяйственных машин шло медленным темпом, но в тех хозяйствах, где агротехника использовалась, урожайность была выше в четыре раза. Передовых помещичьих хозяйств было не более 4% от их общего числа. В данный период постоянно расширялось использование наёмного труда в сельскохозяйственном секторе. Сотни тысяч человек покидали свои деревни, временно уходя на заработки.
Зримым свидетельством развития товарно-денежных отношений был рост торговых оборотов. Основную роль в оптовой торговле занимали ярмарки. В Петербурге, Москве и крупных губернских городах в дореформенное время росла магазинная торговля. Строились большие гостиные дворы, где купцы торговали круглый год. Развитие рынка было тесно связано с развитием всей экономики страны, особенно с развитием промышленности, транспорта, ростом отходничества огромных масс крестьянства.
Несмотря на известное увеличение
товарности в аграрном секторе России
основная масса помещиков-
В первой половине ХIХ века российская промышленность развивалась более быстрыми темпами, чем в предшествовавший период. Если в 1804 г. в империи насчитывалось свыше 2400 мануфактур с числом работавших на них около 100 тыс. человек, то к концу правления Николая I в России имелось 11,5 тыс. предприятий, на которых трудились около 520 тыс. рабочих. В 1835 - 1845 годах появились первые законы, регулирующие отношения между предпринимателями и рабочими.
С 30-х гг. XIX века России начинается длительный процесс промышленного переворота (он завершился лишь в 70-е - 80-е гг.), то есть перехода от использовавшей преимущественно ручной труд мануфактуры к фабрике, базирующейся на машинной технике.
Большое значение в рассматриваемый период приобретает развитие транспорта. В 1815 году был построен первый пароход, в 1837 году - первая железная дорога между столицей и Царским Селом. В 1851 году завершено строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Но в целом в первой половине ХIХ века система транспорта в России была развита довольно слабо.
Финансовая система в это время также находились в расстроенном состоянии. Госбюджет ежегодно исполнялся с дефицитом. Основные расходы относились к содержанию армии, полиции, аппарата управления. Дефицит бюджета покрывался за счёт выпуска ассигнаций - бумажных денег. Финансовая система страдала от инфляции. Окончательно решить острые финансовые проблемы не удалось ни при Александре I, ни при Николае I.
Таким образом, экономическое развитие России в первой половине ХIХ века происходило на фоне углубляющегося кризиса феодально-крепостнической системы и усиливающегося отставания страны от ведущих держав Запада.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I
Недолгое царствование Павла (1796-1801), ознаменовавшееся арестами, ссылками, усилением цензуры, введением палочной дисциплины в армии, закончилось дворцовым переворотом в ночь на 12 марта 1801 года. На престол вступил 23-летний Александр I.
Внутриполитическая деятельность Александра I (1801-1825) отличалась противоречивостью, особенно до войны 1812 года. Он пришел к власти в результате дворцового переворота, после убийства его отца Павла I. Жесткой казарменной политикой Павел вызвал острое недовольство дворянства. Столичные высшие круги, обеспечившие Александру трон, желали бы более лояльного царя, ни в чем не задевавшего дворянских привилегий. Став монархом, Александр I обещал править “по закону и сердцу” Екатерины II. С детства вынужденный лавировать между отцом и бабкой, он оказался хитрым и изворотливым политиком, умеющим находить выгодные компромиссы. Либеральное влияние на царя оказал его воспитатель - писатель Лагарп. Начало царствования характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству. Однако эти начинания Александра ни в чем не коснулись устоев государства - самодержавия и крепостного права. В 1803 г. он издал указ “О вольных хлебопашцах”, который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землей за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения, хотя правительство признало им принципиальную возможность освобождений крестьян, законодательно определило условия этого освобождения и права освобожденных. Александр создал Негласный комитет по реформам, состоявший из либерально настроенных дворян и прозванный реакционерами “якобинской шайкой'. Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание министерств вместо старых петровских коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах. Это позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Министры подчинялись непосредственно императору. Сенат стал высшим судебным органом империи. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов. В 1810г. учрежден Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников. Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти.
Прогрессивным характером отличалась политика с области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт) и близкие к ним по программе лицеи. Некоторое время на Александра заметно влиял реформатор М. М Сперанский - сын сельского священника, без протекции достигший высокого поста государственного секретаря. Но Сперанский вызвал острое недовольство сановной знати. Против него начинаются интриги, и он отстраняется от дел. В конечном итоге, помимо учреждения министерств, никаких реформ проведено не было. Они были признаны преждевременными, в частности, из-за сложной международной обстановки. В Европе развёртывались одна за другой наполеоновские войны.
Внутренняя политика Александра I в 1812-1825 гг. После Отечественной войны 1812г. внутренняя политика Александра I потеряла прежний либеральный налет. По его инициативе создается “Священный союз”, объединивший европейских монархов для борьбы с революционным движением в Европе. В стране установился режим аракчеевщины. Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось крепостничество. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнева - военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу, одновременно занимаясь сельским хозяйством, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. Но это вызвало усиленное сопротивление; произошло несколько восстаний военных поселян. Самое известное из них было в 1819г. в г.Чугуеве. Волнения наблюдались к с. армии, к примеру, восстание солдат Семёновского гвардейского полка (1820). Внутренняя политика Александра I, сначала либеральная, затем реакционная, направленная на укрепление самодержавия и крепостного права, объективно способствовала активизации дворянского революционного движения в России - декабризма.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I
После смерти Александра I, междуцарствия и жестокой расправы с декабристами на российский престол вступил брат Александра Николай. Годы царствования Николая I расцениваются как "апогей самодержавия". Правительство активно боролось с революционным движением в России и Западной Европе, массовыми народными волнениями, расправлялось с передовыми и прогрессивными идеями и людьми. Главной целью внутренней политики императора стало укрепление и охранение существующего строя. Программа его деятельности определялась фразой, произнесенной им при вступлении на престол: "Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в неё, пока во мне сохраниться дыхание жизни". Понимая, необходимость широких преобразований и опасаясь нового революционного всплеска, император провел ряд реформ, которые не затронули основ государственного устройства. Отсюда противоречивость и двойственность политики Николая I: с одной стороны, широкая политическая реакция, с другой - осознание необходимости уступок "духу времени". В целом же, политика Николая I носила консервативный характер на протяжении всего царствования. Главными направлениями деятельности стали: укрепление самодержавной власти; дальнейшая бюрократизация и централизация страны; работа, направленная на создание полицейского государства. Ключевой проблемой оставался крестьянский вопрос. Понимая необходимость отмены крепостного права, Николай не ставил перед собой задачи его ликвидации.