Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:57, контрольная работа
Основным содержанием экономического развития России в первой половине XIX в. было углубляющееся разложение феодальных и расширяющееся развитие капиталистических отношений. Рост производительных сил, развитие товарно-денежных отношений не только подрывали основы феодально-крепостнической системы хозяйства, но и создавали предпосылки для утверждения в стране капиталистических отношений. Этот процесс тормозился господством в стране крепостничества. Поэтому по мере развития капитализма обострялись противоречия между старым и новым, а на определённой стадии новое вступало в непримиримый конфликт со старым и требовало его ликвидации.
Введение.
1.Основные тенденции социально-экономического развития страны.
2.Внутренняя политика Александра I.
3.Внутренняя политика Николая I.
Заключение.
Были
упорядочены законы. С помощью
М. Сперанского к 1833 г. был подготовлен
“Свод действующих законов
Николай I немало сделал для поддержки имущих классов империи и прежде всего дворянства, в том числе и личного. В 1832 г. в городах было учреждено сословие “почетных граждан”, куда зачислялись дети личных дворян, купцы, ученые и т. д. Все они освобождались от подушной подати. В 1845 г. вышел указ о майоратах, запрещавший дробить крупные дворянские имения. Тогда же, во имя борьбы с “засорением” дворянского сословия, были произведены изменения в Табели о рангах, согласно которым звание потомственного дворянина чиновники могли теперь получать не с 7-го, а с 5-го класса, а личного дворянина - не с 12-го, а с 9-го.
Довольно важное значение отводилось во время правления Николая I крестьянскому вопросу. Уже в первые годы его царствования разрабатывались проекты по ограничению крепостного права. В николаевское время было принято немало законов и указов, объективно улучшавших положение крепостных крестьян. Так, в конце 20-х гг. было запрещено отдавать крепостных на заводы, ограничена их ссылка в Сибирь. В 1833 г. было запрещено продавать крестьян в розницу, а беспоместным дворянам запрещалось покупать крестьян без земли. В 40-е гг. помещики получили право отпускать своих крестьян на волю без земли, определялись нормы наказания крестьян, им было предоставлено право выхода на волю с землей при продаже дворянских имений за долги.
Большую роль в разработке крестьянских реформ сыграл граф П. Киселев, возглавивший в 1837 г. министерство государственных имуществ. В конце 30-х - начале 40-х гг. ХIХ в. под руководством П. Киселева была проведена реформа управления государственными крестьянами, которых к тому времени насчитывалось более 16 млн. человек. Реализация данной реформы привела к относительно равномерному наделению семей государственных крестьян землей, переводу их исключительно на денежный оброк, созданию на основе общины органов местного крестьянского самоуправления. Кроме того, стали вкладываться более крупные суммы денег в создание новых школ, больниц в деревнях, подотчетных министерству государственных имуществ. Благосостояние государственных крестьян от этих преобразований выросло, увеличились и государственные доходы от казенных крестьян. В то же время, конкретная реализация реформы проходила противоречиво, о чем свидетельствовали частые волнения в 40-е гг. среди государственных крестьян, так и не получивших реальной свободы.
Именно П. Киселев был автором указа от 2 февраля 1842 г. “Об обязанных крестьянах”. Этот документ реформировал указ Александра I “О вольных хлебопашцах”. Указ предоставлял помещикам право по собственной инициативе освобождать крепостных крестьян, предоставляя им в постоянное наследственное пользование (за выполнение определенных обязанностей) земельный надел. Однако вплоть до конца своей жизни Николай I оставался сторонником сохранения крепостного права и крестьянский вопрос не мог быть решен при его царствовании.
Экономическая политика Николая I была направлена на развитие отечественной промышленности. Контроль за развитием русской индустрии осуществлял основанный в 1828 г. Мануфактурный совет. Николай был сторонником установления высоких протекционистских пошлин на ввозимые из-за границы товары. В 20 - 40-е гг. таможенный доход приносил империи ежегодный доход в 25 млн. рублей.
Насущной необходимостью во 2-й четверти ХIХ в. стало упорядочение финансовой системы. В 1837-1843 гг. министр финансов Е. Канкрин провел финансовую реформу, благодаря которой было повышено доверие населения к бумажным деньгам: был установлен обязательный фиксированный курс между бумажным и серебряным рублем. Однако стабилизировать финансовую систему удалось лишь на время (вплоть до Крымской войны).
Цензурная политика Николая I носила довольно консервативный характер. Царский аппарат бдительно следил за деятельностью журналов. Запрещалась публикация антиправительственных статей, не разрешалось обсуждение в печати проектов усовершенствования государственного строя. .
Подводя итоги внутренней политики Николая I, можно отметить, что приоритетом для императора являлось укрепление самодержавия и сохранение крепостного строя. Все его социальные и экономические шаги были направлены на решение этой задачи.
Меры,
осуществляемые правительством при
Николае I, оказались недостаточными
для того, чтобы преодолеть растущее
технико-экономическое
Заключение.
Век занимает особое место в истории России. Сформировалась территория России в основном за счет Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии. В три раза за сто лет выросло население. Произошли кардинальные изменения в социальной сфере Российского общества. Политическую жизнь России традиционно делят на эпохи реформ и периоды реакции, связывая с доминированием политических личностей. Все значительно сложнее, деятельность либералов Александра I и Александра II во многом определялось соотношением сил дворянства, чиновничества и теми объективными изменениями, которые произошли в истории в результате развития производительных сил.
Александр I вступая на престол
после убийства отца, издал манифест,
в котором отменял