Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:48, контрольная работа
Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в первой половине XIX в. (или, как принято говорить, в пред реформенные годы) являлся прогрессирующий процесс разложения феодально-крепостнической системы. Начало этого процесса можно отмести ко второй половине XVIII в., более отчетливо он стал проявляться в последнее его тридцатилетие. В 30-50-е годы XIX в. противоречия между старыми феодальными производственными отношениями и развивающимися производственными силами общества достигают степени конфликта, т.е. перерастают в кризис феодального способа производства.
1.Основные тенденции социально-экономического развития страны……3
1.Сельское хозяйство……………………………………………………..3
2.Промышленность……………………………………………………….5
3.Транспорт………………………………………………………………..6
4.Торговля.………………………………………………………………...6
2.Внутренняя политика Александра I………………………………………8
3.Внутренняя политика Николая I…………………………………………13
Заключение …………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………..21
Поселенные войска образовали Отдельный
корпус военных поселений, которым командовал
А.А. Аракчеев. Жизнь поселян была настоящей
каторгой. Они не имели права уходить на
заработки, заниматься торговлей или промыслом.
Военные поселяне испытывали на себе двойные
тяготы - солдатской и крестьянской жизни.
Их дети с 12 лет отбирались от
родителей и переводились в разряд кантонистов
(солдатских детей), а с 18 лет считались
находящимися на действительной военной
службе. Вся жизнь военных поселян подчинялась
жесткому казарменному распорядку и строжайше
регламентировалась. В поселениях царил
произвол
начальства, существовала система бесчеловечных
наказаний. Военные поселения не оправдали
тех надежд, которые с ними связывали правящие
круги. Однако Александр I, убежденный
в целесообразности "поселения" армии,
с упорством, достойным лучшего применения,
отстаивал взятый курс, заявив как-то,
что военные поселения "будут, во что
бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить
трупами дорогу от Петербурга до Чудова".
Наступление реакции проявилось и в политике
правительства в области образования.
В 1817 г. Министерство народного просвещения
было преобразовано в Министерство духовных
дел и народного просвещения. В нем сосредоточивалось
управление и церковными делами, и вопросами
народного образования. Влияние религии
на культурную жизнь страны
возросло. Сразу же началась атака на университеты.
В 1819 г. настоящему разгрому подвергся
Казанский университет, признанный рассадником
вольнодумства. 11 профессоров было уволено
за неблагонадежность.
Преподавание всех предметов перестраивалось
в духе христианского вероучения, понимаемого
весьма примитивно, что никак не могло
способствовать развитию религиозного
чувства. Поведение студентов ставилось
под мелочную и жесткую административную
опеку.
В 1821 г. началось наступление на только
что учрежденный
Петербургский университет. Виднейшие
ученые - М.А. Балугьянский, К.И. Арсеньев,
К.Ф. Герман и другие были изгнаны оттуда
по обвинению в пропаганде идей Французской
революции. Значительно ужесточалась
цензура, которая не пропускала в печать
даже рецензии на игру актеров
императорских театров, поскольку актеры
находились, на казенной службе и их
критику можно было расценивать как критику
правительства. Активную деятельность
развернули различные кружки религиозного,
мистического характера.
Особенно выделялось в этом отношении
основанное еще в 1812
г. Библейское общество. Оно стремилось
объединить представителей различных
христианских исповеданий для борьбы
с интернациональными идеями прогресса
и революции, противопоставив им космополитические
религиозные начала.
Впрочем, проявлявшаяся в деятельности
и Библейского общества и Министерства
духовных дел и народного просвещения
тенденция к известному уравнению православия
с другими исповеданиями вызвала недовольство
православного духовенства, не желавшего
поступаться своим
привилегированным статусом. В итоге Библейское
общество оказалось в опале, а в 1824 г. был
восстановлен прежний порядок заведования
делами православной церкви и народного
образования, которые снова перешли соответственно
в компетенцию двух независимых друг от
друга инстанций -
Синода и Министерства народного просвещения.
Консервативно-охранительные начала воплотились и в практических мерах, принимавшихся самодержавием в отношении крестьянства. Так, до 1815 г. формально сохранял силу закон, в соответствии с которым только крестьяне, записанные за помещиками по первым двум ревизиям, не могли "отыскивать вольность". Теперь этого права лишились и все остальные категории помещичьего крестьянства.
Усиление реакции с начала 20-х годов XIX
в. Ярко проявилось, опять-таки, в мерах,
направленных на укрепление власти помещиков
над крестьянами. В 1822 г.
Александр I утвердил решение Государственного
совета "Об
отсылке крепостных людей за дурные проступки
в Сибирь на поселение". Этим актом восстанавливалось
отмененное царем в 1809 г. право помещиков
ссылать крестьян в Сибирь. Единственное
отличие между прежним, существовавшим
до 1809 г., и новым, введенным в 1822 г., порядком
заключалось в том, что ранее помещики
могли отправлять крепостных на
каторжные работы, в теперь - на поселение.
В соответствии с разъяснением, последовавшим
в 1823 г., судебные инстанции не должны были
заниматься делами ссылаемых на поселение
крестьян. Таким образом, даже те ничтожные
уступки крепостным, на которые Александр
I пошел в начальный период своего правления,
существенно урезались.
Изменения претерпела с начала 20-х годов
XIX в. и политика Александра I в отношении
Польши. Сейм второго созыва оказался
непослушным. Большинством голосов он
отверг в 1820 г. представленные на его утверждение
законопроекты, как нарушающие конституцию,
После этого Александр I вообще не собирал
сейм в течение двух сроков, предусмотренных
конституцией. Таким образом, в итоге не
порядки, установленные в Польше, распространялись
на Россию, а, напротив, в Польше постепенно
утверждались абсолютистские принципы,
господствовавшие во всех прочих частях
империи.
В обстановке дальнейшего наступления
реакции Александр I
умер в Таганроге в ноябре 1825 г.
Восстание декабристов оказало большое
влияние на правительственную политику.
Активная и целеустремленная борьба с
любыми проявлениями общественного недовольства
стала важнейшей составной частью внутриполитического
курса нового монарха - Николая I (1796-1855).
"Революция на пороге России, - сказал
Николай I после восстания декабристов,
- но, клянусь, она не проникнет в нее, пока
во мне сохранится дыхание жизни...".
В течение своего тридцатилетнего царствования
Николай I сделал все, чтобы сдержать эту
клятву.
Необходимым условием упрочения существующего
строя император считал усиление личного
контроля монарха за работой государственного
аппарата. Николаевское царствование
- время предельной централизации управления
империей, апогей самодержавия. Все рычаги,
приводившие в
движение сложную государственную машину,
находились в руках монарха. Резко возросло
в этой связи значение царского секретариата
- Собственной его императорского величества
канцелярии, с помощью которой Николай
I
осуществлял управление колоссальной
державой.
Стремясь предотвратить революцию в России,
особое внимание
император уделял укреплению репрессивного
аппарата.
Существовавшая в стране в первой четверти
XIX в. Система политического сыска нуждалась,
как показало восстание декабристов, в
реорганизации. С 1826 г. Обеспечивать "безопасность
престола и спокойствие в государстве"
стало III отделение Собственной его императорского
величества канцелярии. Исполнительным
органом III отделения был корпус жандармов,
образованный в 1827 г. Страна делилась
на жандармские округа, возглавлявшийся
жандармскими генералами. В каждой губернии
вопросами охраны государственной безопасности
ведал специально назначенный штаб-офицер
(старший офицер) жандармерии. Общая численность
Корпуса была, впрочем, невелика. В 1850 г.
в
его составе насчитывалось 210 офицеров
и более 5 тыс. нижних чинов. Это, однако,
не мешало III отделению развернуть чрезвычайно
активную деятельность по защите существующего
строя. Оно располагало обширной сетью
тайной агентуры, организовывало секретный
надзор за частными
лицами, правительственными учреждениями,
литературой и т.п. Любые проблески свободомыслия,
оппозиционности привлекали внимание
жандармского ведомства, стремившегося
держать под своим контролем всю жизнь
русского общества.
Предметом особых забот Николая I были
печать и образование. Именно здесь, по
его мнению, укоренилась "революционная
зараза". В 1826 г. был издан новый цензурный
устав, получивший у современников название
"чугунного устава". Действительно
своими жесткими нормами он наложил весьма
тяжкое бремя на издателей и авторов.
Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил
крайности своего "чугунного" предшественника.
Тем не менее мелочный и жесткий надзор
за печатью сохранялся.
Столь же педантичному контролю подвергались
и учебные заведения. Николай I стремился
сделать школу сословной, а преподавание,
в целях пресечения малейшего свободомыслия,
вести в строгом православно-монархическом
духе.
Рескриптом, изданным в 1827 г., царь запретил
допускать крепостных крестьян в средние
и высшие учебные заведения.
В 1828 г. появился новый школьный устав,
перестроивший средние и низшие звенья
народного образования. Между существовавшими
типами школ (одно классное приходское
училище, трехклассное уездное училище,
семиклассная гимназия) какая-либо преемственная
связь уничтожалась,
поскольку в каждом из них могли обучаться
лишь выходцы из соответствующих сословий.
Так, гимназия предназначалась для детей
дворян. Средняя и низшая школа, а также
частные учебные заведения находились
под жестким надзором
Министерства народного просвещения.
Пристальное внимание правящие круги
уделяли университетам, которые и высшая
бюрократия, и сам царь не без оснований
считали рассадником "своеволия и вольнодумства".
Устав 1835 г. лишил университеты значительной
части их прав и внутренней самостоятельности.
Целям идеологической борьбы со
свободомыслием служила сформулированная
в 1833 г. министром народного просвещения
С.С. Уваровым теория официальной народности,
базировавшейся на трех принципах: православие,
самодержавие и народность. В духе этой
теории, обосновывавшей соответствие
существующих порядков русской национальной
традиции, строилось преподавание в учебных
заведениях. Теория официальной народности
активно пропагандировалась в прессе
и литературе.
Следует отметить, что, взяв на вооружение
теорию официальной народности, Николай
I решительно боролся с любыми отклонениями
от православия. Весьма крутые меры принимались
против старообрядцев, у которых отбирались
молитвенные здания, недвижимость и т.п.
Дети
"раскольников" насильственно зачислялись
в школы кантонистов. Такая "защита"
интересов официального православия не
шла, однако, последнему на пользу.
Православная церковь при Николае I окончательно
превратилась в составную часть бюрократической
машины.
Синод все больше становился "ведомством
православного исповедания", управлявшимся
светским должностным лицом - обер-прокурором.
Все это не могло не подрывать авторитета
церкви.
Добиваясь укрепления существующего строя,
Николай I не был
уверен в его долговечности. Царь очень
хорошо видел пороки возглавлявшийся
им системы управления. Часть высших сановников,
полагала необходимым учитывать во внутриполитическом
курсе требования времени, пойти на постепенное
смягчение крепостного права и, не посягая
на
прерогативы, короны, принять меры, обеспечивающие
законность в Стране. 6 декабря 1826 г. Николай
I образовал специальный секретный комитет,
призванный рассмотреть ситуацию в государстве
и разработать программу необходимых
реформ. "Комитет 6 декабря 1826 г." действовал
в течение
трех лет. Им была намечена довольно обширная
программа преобразований, предусматривавшая,
в частности, некоторое ограничение помещичьей
власти над крестьянами, перестройку центральной
и местной администрации в духе принципа
разделения властей и т.п. Крайне консервативные
круги
выступили против этих планов. Восстание
в Польше,
"холерные бунты" 1830-1831 гг. окончательно
похоронили большинство начинаний этого
Комитета. Для обеспечения законности
известное значение должна была иметь
кодификация законов, завершенная к 1833
г. Результатом
этой обширной работы по систематизации
законов, появившихся после Соборного
уложения 1649 г., стало издание "Полного
собрания законов Российской империи"
и "Свода законов Российской империи".
Впрочем, значение, которое имели все эти
упорядочившие законодательство меры,
было небольшим, поскольку чиновничество
действовало, абсолютно не считаясь с
какими-либо правовыми нормами.
В последующие годы своего царствования
Николай I неоднократно возвращался к
мысли о необходимости урегулирования
вопроса о крепостном праве. Различные
варианты решения этой проблемы разрабатывались
в 8 секретных комитетах, которые буквально
один за другим создавались императором.
Позиция самого Николая I в
крестьянском вопросе была весьма противоречивой.
"Нет сомнения, что крепостное право
в нынешнем его положении у нас есть зло...
- заявил царь однажды, - но прикасаться
к нему теперь было бы делом еще более
гибельным". В этих условиях практические
результаты работы упомянутых
комитетов оказались ничтожными. Ни на
какие меры, сколько-нибудь существенно
менявшие положение крепостных, Николай
I не пошел. Неутешительные результаты
дала и проводившаяся в жизнь с середины
30-х годов XIX в. Реформа управления государственными
крестьянами. Призванная улучшить их положение
и реализовавшаяся одним из наиболее
просвещенных и способных сановников
николаевского царствования П.Д. Киселевым,
эта реформа обернулась для казенной деревни
усилением административной опеки со
стороны коррумпированного чиновничества,
ростом произвола начальства. Бюрократический
аппарат действовал сам по себе и вопреки
воле самодержца, руководствуясь собственными
интересами. В конечном счете, поэтому
на реформу П.Д. Киселева крестьянство
ответило вспышкой серьезных волнений.
Николай I уделял большое внимание вопросам
укрепления позиций первого сословия
империи - дворянства как важнейшей опоры
трона. Процесс постепенного экономического
оскудения дворянства давал себя знать
по мере разложения крепостнической системы.
В этой связи самодержавие стремилось
упрочить положение высших и средних слоев
помещиков, жертвуя интересами слабевших
экономически, а потому казавшихся и политически
ненадежными представителей дворянства.
Манифест 6 декабря 1831 г. допускал к участию
в выборах на дворянские общественные
должности только тех помещиков, которые
имели в пределах губернии не менее 100
душ крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной
земли. Для того чтобы затруднить проникновение
в дворянскую среду
выходцев из "податных состояний",
в 1845 г. был издан закон, в соответствии
с которым на военной службе потомственное
дворянство приобреталось лишь по достижении
старшего офицерского чина, а на гражданской
- чина V, а не VIII класса, как это практиковалось
раньше. Своеобразную
преграду возраставшим домогательствам
на дворянское звание соорудил Манифест
10 апреля 1832 г. Им были созданы институты
"потомственных почетных граждан"
(к ним относились крупные предприниматели,
ученые, дети личных дворян и т.п.) и "почетных
граждан" (низшие чиновники,
выпускники высших учебных заведений).
Все они получали некоторую часть дворянских
привилегий - свободу от телесных наказаний
и др. Это, по мысли правящих кругов, должно
было уменьшить желание "неблагородных"
элементов добиваться получения дворянства.
Для укрепления материальной базы первого
сословия в 1845 г. Николай I создал институт
заповедных наследственных имений (майоратов).
Они не подлежали дроблению и, составляя
собственность дворянского рода, переходили
по наследству к
старшему сыну.
В своей экономической политике Николай
I в известной степени учитывал интересы
нарождавшейся буржуазии, потребности
промышленного развития страны. Эта линия
нашла свое отражение в покровительственных
таможенных тарифах, организации промышленных
выставок, железнодорожном строительстве.
Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила
устойчивость рубля и позитивно сказалась
на развитии
отечественной торговли и промышленности.
Волнения рабочих на предприятиях вынудили
самодержавие в 30 - 4О-е годы XIX в, издать
законы, регулировавшие трудовые отношения
в промышленности и несколько ограничивавшие
произвол работодателей.
Охранительные начала в правительственной
политике резко усилились в последние
годы царствования Николая I.
Революция 1848-1849 гг. в Европе испугала
правящие круги Российской империи. Начались
гонения на печать и школу.
Для усиления действующей цензуры были
образованы специальные комитеты (под
руководством А.С. Меншикова – для наблюдения
за журналами и Д.П. Бутурлина - для надзора
за "духом и направлением всех произведений...
книгопечатания"). На литераторов, чьи
произведения вызывали недовольство властей,
обрушивались кары. Один из лидеров славянофильства
Ю.Ф. Самарин был заключен в
Петропавловскую крепость за сочинение,
направленное против
прибалтийских немцев, которое прочитало
всего 13 близких знакомых автора. За свои
произведения поплатились ссылками М.Е.
Салтыков-Щедрин и И.С. Тургенев. В высших
учебных заведениях свертывалось преподавание
философии, ограничивался прием в университеты,
которые Николай I
вообще был не прочь закрыть. Резко усилился
надзор над профессорами и студентами.
Борьба с "революционной заразой"
активизировалась. Сильное впечатление
на общество произвел разгром кружка петрашевцев.