Россия в XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Первая половина XIX столетия — период кризиса феодально-крепостнических отношений в экономике России и одновременно эпоха усиления могущества абсолютистского государства, расширения его полицейских функций. Это время является периодом наивысшего подъема и международного авторитета России, ее внешнеполитической мощи. Этому во многом способствовала победа России в Отечественной войне 1812 г. и ее роль в освобождении стран Европы от наполеоновского господства. Особенностью дореформенного периода в истории России является появление первых революционных организаций. Их целью было уничтожение самодержавия и крепостного права. При изучении истории России первой половины XIX в. следует также помнить, что на это время приходится расцвет русской дворянской культуры, ее золотой век.

Содержание работы

Введение 2
Основные тенденции социально-экономического развития страны 3
Внутренняя политика Александра 1. 9
Внутренняя политика Николая 1. 12
Заключение 13
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.docx

— 39.82 Кб (Скачать файл)

Первый русский пароход  «Елизавета» был построен в Петербурге в 1815 г. В 1817—1821 гг. пароходы появились  на Волге и Каме. К сере­дине 30-х  гг. пароходное сообщение действовало  на Балтийском и Чер­ном морях, а  также на прилегающих к ним  реках. К концу 1860-х гг. число пароходов  значительно возросло. Центром строительства паровых речных судов становится Сормовский судостроительный завод, основанный в 1849 г.

В первой половине XIX в. начинается строительство шоссейных дорог, которые соединили Санкт-Петербург с Варшавой, Москву с Санкт-Петербургом, Варшавой и Нижним Новгородом. Для такой огромной страны, как Российская империя, этого было явно недостаточно.

В 1837 г. была окончена постройка  первой железной дороги Санкт-Петербург— Царское Село протяженностью 25 верст. В 1843—1851 гг.

осуществлялось строительство  Петербургско-Московской железной дороги. К концу 1850-х гг., после сооружения Варшавско-Венской железной дороги, железнодорожное сообщение связало Санкт-Петербург с европейскими государствами. Однако собственные железнодорожные магистрали протянулись в России на 1,5 тыс. верст. По этому показателю она значительно уступала многим странам Западной Европы.

Важным фактором развития внутреннего рынка являлись ярмарки, которые в первой половине XIX в. переживали время своего расцвета. Как правило, ярмарки собирались ежегодно, в определенные дни и были весьма продолжительными (от нескольких дней до нескольких месяцев). Самой известной ярмаркой была Нижегородская, оборот которой в на­чале XIX в. составлял  несколько десятков миллионов рублей. Второй по своему экономическому значению была Ростовская ярмарка в Ярославской губернии

К концу первой четверти XIX в. в европейской части России было зарегистрировано 76 крупных ярмарок с оборотом разнообразных товаров более чем на миллион рублей. Помимо ярмарок, в крупных городах и промышленных центрах развивалась постоянная торговля, центрами которой были гостиные дворы. Определенный подъем пере­живала торговля вразнос. Коробейники закупали на ярмарках товары широкого потребления и разъезжали с ними по всей стране. На внутреннем рынке преобладали такие товары, как хлеб, скот, изделия крестьянских промыслов, а также продукция легкой промышленности.

Развитие товарно-капиталистических  отношений способствовало втягиванию России в систему мирового рынка. На внешнем рынке Россия начинает играть все более заметную роль экспортера сельскохозяйственной продукции. Объем внешней торговли за 1801—1860 гг. увеличился более чем в три раза. Среднегодовой вывоз из России зерновых (пшеница, ячмень, овес) увеличился с 5120 тыс. пудов в 1806—1810 гг. до 69 254 тыс. в 1856—1860 гг. К середине XIX в. Россия заняла ведущие позиции среди крупнейших поставщиков хлеба на мировой рынок. Накануне крестьянской реформы 1861 г. стоимость вывозимого хлеба составляла 35% стоимости всего российского экспорта. Другими важными статьями отечественного экспорта были лен, пенька, сало, кожи, щетина, лес. Продовольственные товары и сырье составляли до 90% стоимости экспорта. Однако в Иран, Китай и Сред­нюю Азию Россия поставляла ряд промышленных товаров, среди которых преобладали изделия из металла и ткани.

Основная часть доходов  государственного бюджета приходилась  на подати (подушная, оброчная) и налоги (питейный, соляной, таможен­ный и  др.). Во второй половине 1850-х гг. значительную роль в формировании доходной части бюджета (около 30%) стал играть питейный сбор. С развитием капиталистических отношений возросло значение таких источников покрытия расходов, как выпуск ассигнаций, а также внутренние и внешние займы. Самой затратной статьей бюджета явля­лись расходы на содержание армии и флота, составлявшие более 50% бюджета.

Внутренняя политика Александра 1.

Недолгое царство­вание  Павла (1796—1801), ознаменовавшееся арестами, ссылками, усилением цензуры, введением палочной дисциплины в армии, закончилось дворцовым переворотом в ночь на 12 марта 1801 г. На престол вступил 23-летний Александр I.

Первые годы его правления  — «дней Александровых прекрасное начало» — оставили наилучшие воспоминания у современников. Открывались новые университеты, лицеи, гимназии, принимались меры по облегчению положения крестьян. По указу о вольных хлебопашцах (1803) помещики могли по желанию освобождать крестьян с землей за выкуп. В Негласном комитете (так назывался узкий круг друзей Александра) родилось предложение о запрещении продавать крестьян без земли, однако высшие чановники не позволили его осуществить.

К началу XIX в. система управления государством находилась в кризисном состоянии. Введенная Петром I коллегиальная форма центрального управления себя исчерпала. Положение дел можно было выразить одним словом — по Карамзину — «воруют». Еще Павел пытался бороться с казнокрадством и взяточничеством чиновников, но его меры — аресты и ссылки — не помогли. Александр начал с перестановок в системе: в 1802 г. вместо коллегий были введены министерства. Эта мера несколько укрепила центральное управление, однако старые пороки прижились и в новых органах. Открыто разоблачать взяточников значило подорвать авторитет Сената. Требовалось создать прин­ципиально новую систему государственной власти, которая способствовала бы развитию страны.

В 1807 г. в окружение царя вошел ^ М. М. Сперанский, человек, который  с пол­ным правом мог претендовать на роль рефор­матора. Его «Введение в уложение государственных законов», по существу, было проектом государственных преобразований. В основу Сперанский положил принцип разде­ления властей — законодательной, исполни тельной и судебной. Все власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Совета, утвержденное императором, становилось законом. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственном совете и Государственной думе. И хотя реальная законодательная власть оставалась в руках императора и высшей бюрократии, действия властей контролировались общественным мнением — Государственной думой, всероссийским пред­ставительным органом.

По проекту Сперанского  все граждане, владеющие землей или  капиталом, включая государственных  крестьян, пользовались из­бирательным правом; крепостные пользова­лись высшими  гражданскими правами, главное из которых  — «никто не может быть наказан  без судебного приговора».

Осуществление проекта началось в 1810 г. созданием Государственного совета, но дальше дело не пошло — Александр оказался «республиканцем на словах и самодержцем на деле». К тому же представители высшего дворянства, недовольные планами Сперанского, подрывающими крепостнический строй, объединились против него и добились в 1812 г. его ареста и ссылки в Нижний Нов­город.

Внутренняя политика Александра 1 после 1815г.

После победы над Наполеоном русские люди ожидали перемен  в своем отечестве. Александр 1 в  частных беседах говорил об отмене крепостного права. По его заданию, а иногда по частной инициативе стали составляться проекты освобождения крестьян. По одному из них, разработанному Аракчеевым, предполагалось ежегодно выделять пять миллионов рублей на покупку земли у собственников-помещиков и раздавать крестьянам наделы в две десятины. Такими темпами крепостное право исчезло бы примерно через 200 лет. В 1818 г. специальный комитет разработал еще один проект, не требовавший расходов, но рассчитанный на столь же долгий срок.

В марте 1818 г. на открытии польского  сейма Александр объявил о  своем намерении дать конституционное устройство всей России. К 1820 г. проект конституции был разработан Н. Н. Новосильцевым и П. А. Вяземским. «Государственная уставная грамота Российской империи» предполагала создание законосовещательного представительного органа, как Государственная дума в проекте Сперанского. Однако он должен был быть двухпалатным; Россия становилась федерацией, включающей 12 наместничеств, в каждом был свой представительный орган.

Огромная армия, способная  сокрушить Наполеона, являлась тяжелым  финансовым бременем для страны. Александр решил исправить это введением военных поселений, устройство которых было поручено Аракчееву. Военные поселения создавались так: в селе располагали семейных солдат, все жители переводились на военное положение. Жизнь и быт поселян были расписаны до мелочей. Заниматься хозяйством и ремеслами можно было только с разрешения начальства и даже жениться — по приказу. В результате в районах военных поселений сельское хозяйство приходило в упадок, прекращалась торговля; неоднократно вспыхивали восстания. Однако при всей своей абсурдности система военных поселений просуществовала до 1857 г.

Царствование Александра близилось к концу. Изменений  к лучшему, ожидавшихся обществом, не происходило. Государственные дела постепенно сосредоточивались в руках Аракчеева. Александр жил странной жизнью: ездил по Европе и России забавлялся парадами, пытался уйти в рели­гию... Его преследовали мысли о том, что его царствование не оправдывает убийства Павла, что против него самого зреют заговоры. 'В 1821 г., прочитав донос о существовании тайного общества, император заметил: «Не мне их карать».

 Внутренняя политика Николая I

 

Новый российский император  отвергал конституционные и либеральные идеи. Государство представлялось ему неким механизмом, где у каждого есть свои функции, подчиняющиеся общему заведенному порядку. Выступление декабристов, едва не нарушившее этот порядок, было подавлено, были казнены, более 200 че­ловек сослали на каторгу, на поселение в Сибирь, рядовыми на Кавказ. Николай, лично допрашивавший многих декабристов, считал, что разрушил звено тайной европейской организации революционеров, и был горд своей победой. Между тем суровым приговором он в самом начале своего царствования оттолкнул от себя часть общества, сочувство­вавшую декабристам.

Новое правительство предприняло  ряд мер для укрепления полицейского аппарата. Оно стало главным органом политического сыска имел громадную власть. В обществе выискивались малейшие проявления «крамолы». Заведенные дела раздувались до размеров «страшных заговоров», участники их жестоко наказывались. В 1826 г. был опубликован устав о цензуре, с помощью которой николаевские министры намеревались справиться с вредным влиянием Запада — его прозвали «чугунным». В 1828 г. устав заменили другим, более «мягким», но и по нему запрещалось обсуждать в печати монархический строй, сочувствовать революциям, высказывать «самочинные» предложения о государственных преобразованиях. Главный комитет бдительно следил за деятельностью цензоров.

Николаевское правительство  попыталось разработать собственную идеологию и внедрить ее в школы, университеты, печать. Главным идеологом самодержавия стал министр народного просвещения граф С. С. Уваров, выдвинувший теорию «официальной народности» («православие, самодержавие, народность»). По этой теории пассивность народа, наблюдавшаяся в первой половине XIX в., представлялась в качестве самобытных, исконных черт русского характера, а дворянско-интеллигентская революционность изображалась как испорченность образованной части общества влиянием чуждых России западных идей. В сочинениях официальных писателей восхвалялись существующие в России порядки, «самобытная» Россия противопоставлялась «растленному» Западу. Для многих здравомыслящих людей была очевидна надуманность казенной «теории», однако открыто об этом не говорили. Поэтому такое сильное впечатление произвело на современников опубликованное в 1836 г. в журнале «Телескоп» «Философиче­ское письмо» П. Я. Чаадаева, который с горечью и негодованием говорил об изоляции России от идейных течений Запада, о духовном застое, навязанном правительством. По распоряжению царя Чаадаев был объявлен сумасшедшим.

В царствование Николая сложился громадный бюрократический аппарат. Появлялись новые министерства, ведомства; к 1857 г. число чиновников выросло в пять раз по сравнению с началом века. Бюрократическое управление, отличающееся канцелярской волокитой и бумагомарательством, породило круговую безответственность за принятые решения: мелкие чиновники готовили доклады, начальники, не вникая, подписывали — в итоге никто ни за что не отвечал. При этом наука, культура и образование финансирова­лись крайне скудно. Предел всевластию бюрократии мог быть положен только введением подлинно конституционного строя.

Государственные преобразования. Показания декабристов, данные на следствии, открыли неприглядную картину российской жизни. Николай начал принимать меры для укрепления своей империи. В его окружении оказался ряд крупных государственных деятелей, с чьими именами связаны достижения николаевского царствования.

Министерство финансов к  началу царст­вования возглавлял опытный  и умелый экономист Е. Ф. Канкрин. Он реально оценивал возможности экономики России, стремился к ограничению государственных расходов, осторожно использовал кредиты, ввел высокие пошлины на ввозимые товары, что обеспечивало доход казне и защищало промышленность В результате денежной реформы выросла внутренняя и внешняя торговля и в целом упрочилась экономика России.

Введение в действие Свода  законов, реформа управления государственной  деревней и денежная реформа позволили  Николаю I к концу 30-х гг. стабилизировать  и укрепить свою империю.

Заключение

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в  том, чтобы сохранить существовавшую социально-политическую и экономическую систему, усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в. доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавление инакомыслия и предотвращение возможного революционного взрыва. Укрепление внутреннего положения способствовало внешнеполитическому усилению России, по праву занимавшей одно из ведущих мест среди европейских держав. Во внутренней политике России первой половины XIX в. было два важных рубежа: окончание Отечественной войны 1812 г. и 1825 г. — смена царствования и восстание декабристов. Эти события вызвали усиление консервативности и даже реакционности во внутриполитическом курсе. В центре внимания правительства стояли три важнейшие проблемы: административная — совершенствование государственного управления; социальная — аграрно-крестьянский вопрос; идеологическая — улучшение системы просвещения и образования. Решение первого вопроса правительство видело в дальнейшей централизации административного аппарата, в создании кадров образованных, профессионально грамотных чиновников, преданных лично императору и материально зависящих от получаемого жалованья. При решении крестьянского вопроса главное состояло в том, чтобы снять социальную напряженность в деревне, ликвидировать возможность крестьянских выступлений. Для этого необходимо было уничтожить наиболее уродливые проявления крепостничества, тормозившие экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовой общественности и позорившие Россию перед Западной Европой. О развитии образования правительство заботилось лишь постольку, поскольку это могло бы способствовать, во-первых, упрочению самодержавия и привилегированного положения дворянства, а во-вторых, модернизаци экономики, обеспечивавшей обороноспособность страны и возможность проведения активной внешней политики.

Информация о работе Россия в XVII века