Россия в XVII веке. « Бунташный век»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

В смуте ясно различаются три периода. Первый может быть назван династическим, второй – социальным и третий – национальным. Первый охватывает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобной борьбою общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты охватывает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства .

Файлы: 1 файл

Контрольная,17 век.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

14

монастырь, потом перевели в Кирилло-Белозерскую обитель, где он и скончался в 1681 году .В этом же году окончил свой земной путь и Аввакум, его фанатичный противник. Церковный собор 1666-1667 годах проклял всех противников реформы, начатой Никоном и продолженной никонианами, в том числе и царём Алексеем. То же собор приговорил отдать сторонников Аввакума в руки “градских властей”, то есть мирских начальников, и судить их по Уложению. Аввакума и других подвижников сожгли на костре в 1681 году.  

В 1662 году вновь произошло крупное восстание в Москве, вошедшее в историю как "Медный бунт". Он был вызван попыткой правительства пополнить казну, опустошенную тяжёлой длительной войной с Польшей (1654-1667 годах) и Швецией (1656-1658 годах). Дабы компенсировать огромные затраты, правительство выпустило в оборот медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. При этом налоги собирались серебряной монетой, а товары предписывалось продавать на медные деньги. Жалованье служилым людям также платилось медью. Доверием медные деньги не пользовались, тем более , что их часто подделывали. Не желая торговать на медные деньги, крестьяне перестали привозить в Москву продовольствие, что вызвало взлёт цен. Медные деньги обесценивались.25 июля 1662 года последовал бунт. Часть горожан бросилась громить боярские усадьбы, а другие двинулись в подмосковное село Коломенское, где находился в эти дни царь. Алексей Михайлович обещал мятежникам приехать в Москву и разобраться. Казалось, толпа успокоилась. Но тем временем в Коломенское явились новые группы восставших – те, кто ранее разбивал дворы бояр в столице. У царя потребовали выдачи наиболее ненавистных народу бояр .Однако за время переговоров в Коломенское уже прибыли вызванные царём стрельцы, которые обрушились на безоружную толпу и погнали её к реке. Свыше 100 человек утонули, многие были изрублены или схвачены, а остальные разбежались. По царскому приказу 150 бунтовщиков были повешены, остальных били кнутом и клеймили железом.

Крупнейшее народное выступление второй половины XVII века произошло на Дону и Волге. Население Дона составляло казачество. Земледелием казаки не занимались. Их основными занятиями были охота, рыбная ловля, скотоводство и набеги на владения соседних Турции, Крыма и Персии. За сторожевую службу по охране южных рубежей государства казаки получали царское жалованье хлебом, деньгами и порохом. Правительство также мирилось с тем, что на Дону находили приют беглые крестьяне и посадские. Действовал принцип «с Дону выдачи нет». В середине XVII века в казачьей среде уже не существовало равенства. Выделялась верхушка зажиточных казаков, владевших лучшими рыбными промыслами, табунами коней, получавших лучшую долю в добыче и царском жаловании. Бедные  казаки работали на богатых. В 40-х годах XVII века казачество лишилось выхода в Азовское и Черное моря, так как турки укрепили крепость Азов. Это побудило казаков перенести свои походы за добычей на Волгу и Каспийское море. Грабёж русских и персидских купеческих караванов наносил большой ущерб торговле с Персией и всему хозяйству Нижнего Поволжья. Одновременно с притоком беглых из России росла и враждебность казаков к московским боярам и приказным людям. В 1667 году отряд в тысячу казаков отправился на Каспийское море в поход «за зипунами»,

15

то есть за добычей. Во главе этого отряда стоял атаман Степан Тимофеевич Разин – выходец из домовитого казачества, волевой, умный и беспощадно жестокий. Отряд Разина на протяжении 1667-1669 года грабил русские и персидские купеческие караваны, нападал на прибрежные персидские города. С богатой добычей разинцы вернулись в Астрахань, а оттуда – на Дон. «Поход за зипунами» был чисто грабительским. Однако значение его шире. Именно в этом походе сформировалось ядро разинского войска, а щедрая раздача милостыни простому люду принесла атаману неслыханную популярность. Весной 1670 года Разин начал новый поход. На сей раз он решил идти против «бояр-изменников». Без сопротивления был захвачен Царицын, жители которого с радостью открыли казакам ворота. Посланные против Разина из Астрахани стрельцы перешли на его сторону. Их примеру последовал и остальной астраханский гарнизон. Сопротивлявшиеся воевода и астраханские дворяне были перебиты. После этого Разин направился вверх по Волге. По пути он рассылал «прелестные письма», призывая простонародье бить бояр, воевод, дворян и приказных. Для привлечения сторонников Разин распустил слух о том, что в его войске находятся царевич Алексей Алексеевич (на самом деле уже умерший) и патриарх Никон. Основными участниками восстания являлись казаки, крестьяне, холопы, посадские и работные люди. Города Поволжья сдавались без сопротивления. Во всех захваченных городах Разин вводил управление по образцу казачьего круга. Неудача поджидала Разина лишь под Симбирском, осада которого затянулась. Между тем правительство направило для подавления восстания 60-тысячное войско. 3 октября 1670 года под Симбирском правительственное войско под командованием воеводы Юрия Барятинского нанесли разинцам жестокое поражение. Разин был ранен и бежал на Дон, в Кагальницкий городок, из которого год назад начал свой поход. Он рассчитывал вновь собрать своих сторонников. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на все казачество, схватили его и выдали правительственным воеводам. Разина пытали и летом 1671 года казнили на Болотной площади в Москве вместе с братом Фролом. Участники восстания были подвергнуты жестоким преследованиям и казням.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

Введение.

На рубеже XVI и XVII веков Московское государство переживало тяжелый и сложный морально-политический и социально-экономический кризис, который особенно проявлялся в положении центральных областей государства. С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных прoстранств среднего и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от государева и помещичьего «тягла», и эта утечка рабочей силы повела к недостатку  рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давило государственное помещичье тягло на оставшихся. Рост поместного землевладения отдавал всё большее количество крестьян под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности и стремиться всеми способами закрепить за собой наличное крестьянское население своих имений. Положение холопов «полных» и «кабальных» всегда было достаточно тяжелым, а в конце XVI века число кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода.

Во второй половине XVI века особые обстоятельства, внешние и внутренние, способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Тяжелая Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет и кончившаяся полной неудачей, потребовала от населения огромных жертв людьми и материальными средствами. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571 году значительно увеличили жертвы и потери. Опричнина царя Ивана Грозного, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения, усиливала общий разлад и деморализацию; в царствование Грозного водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего .

Пока на Московском престоле были государи старой привычной династии, население  в огромном большинстве своем безропотно и беспрекословно подчинялось своим «природным государям». Но когда династии прекратились и государство оказалось «ничьим», земля растерялась и пришла в брожение.

Высший слой московского  населения, боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало смуту борьбой за власть.

3

 

Заключение.

В смуте ясно различаются  три периода. Первый может быть назван династическим, второй – социальным и третий – национальным. Первый охватывает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобной борьбою общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты охватывает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства .

Борьба за власть и  за царский престол, начатая московским боярством, привела впоследствии к полному крушению государственного порядка, к междоусобной «борьбе всех против всех » и к страшной деморализации, и в диких и зверствах и насилиях над мирным населением, которые совершали шайки «воровских людей».

Нет сомнения, что в  середине Смутного времени (начиная  с 1606 года) мы наблюдаем элементы «классовой борьбы», или восстания бедных против богатых, но в большей мере это была всеобщая междоусобица. Тушинский лагерь второго Лжедмитрия считается характерным «воровским» лагерем, а между тем «у вора были представители очень высоких слоев московской знати». «Воровские люди» – это была отнюдь не экономическая, но морально-психологическая категория – люди без всяких морально-религиозных устоев и правовых принципов, а таковых нашлось немало во всех классах общества, но все же они составляли меньшинство населения. А кто были те «земские люди», которые поднялись против домашних «воров» и иноземных неприятелей и восстановили разрушенное «ворами» и внешними врагами национальное государство? Это были монахи, посадские и деревенские, торговые и пашенные мужики центральных и северных областей, средние служилые люди и значительная часть донских казаков, - союз весьма пестрый в классовом отношении.

В период так называемого междуцарствия (1610-1613 годов) положение Московского государства казалось совершенно безвыходным. Поляки занимали Москву и Смоленск, шведы – Великий Новгород; шайки иноземных авантюристов  и «своих воров» разоряли несчастную страну, убивали и грабили мирное население. Когда земля осталась «без государя», политические связи между отдельными

17

 областями порвались,  но все же общество не распалось:  его спасли связи

национальные и религиозные. Смутное время было тяжелым потрясением  жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне «сбежали» или «сошли безвестно куда», или же были побиты «литовскими людьми» и «воровскими людьми». В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено.

В отношении политическом смутное время – когда Земля, собравшись с силами, сама восстановила разрушенное государство, - показало воочию, что государство Московское не было созданием и «вотчиною» своего «хозяина» – государя, но было общим делом и общим созданием «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………3

1. «Смута» в начале XVII века…………………………………………………………....4

2. Освободительная борьба русского народа…………………………………..………..9

3.Правление Алексея Михайловича…………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………………..17

Список использованной литературы………………………………………………........19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Список использованной литературы.

 

  1. Булганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. – М., 1989.
  2. Зимин А.А. В конце великих потрясений. М., Наука,1986.
  3. Исаев И.А. История государства и права России. – М.,1995.
  4. Кобрин В.Б. Смутное время – Утраченные возможности// История Отечества: Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XX века. – М., 1991.
  5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Вып. П. – М.,1991.
  6. Краснов Ю.К. История государства и права России. – М.,1997.
  7. Морозова Л.Е. Михаил Фёдорович//Вопросы истории.- 1992.-№1
  8. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII века. «Смута».- М., 1988.
  9. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. – Новосибирск, 1990.
  10. Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович// Вопросы истории. – 1992. - №4/5.
  11. Тихомиров М.А. Российское государство XV-XVII веков. – М., 1978.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19


Информация о работе Россия в XVII веке. « Бунташный век»