Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:14, реферат
Тема реферата «Россия в XXI в.» выбрана не случайно, так как она очень важна для изучения современной России. Россия в настоящее время переживает не очень легкие времена, в связи, с чем огромную важность среди общества приобретает вопрос о будущем России. Об этом говорят и пишут эксперты, политики, руководители страны. Все мы понимаем, что Россия находится на развилке, что ей необходимо четко определить свои цели и сделать сознательный выбор всем обществом, чтобы пройти эту развилку в правильном направлении и без необратимых потерь. От сегодняшнего выбора зависит, удастся ли России, наконец, стать современной во всех отношениях страной. Перед нами снова угроза оказаться беспомощными свидетелями деградации великой державы. Россия не может позволить еще один период безвременья, после которого страна окончательно успокоится на задворках цивилизации.
Введение 3
1. Курс Президента В. В. Путина на консолидацию общества. 4
2. Внутренняя политика в начале XXI в. – восстановление государства. 8
2.1. Политическая реформа. 8
2.2. Налоговая реформа. 10
2.3. Судебная реформа. 11
2.4. Борьба с олигархами. 12
2.5. Борьба с терроризмом. 14
3. Курс российского государства на суверенную демократию. 16
3.1. Развитие экономики. 16
3.2. Реформа управления. 18
3.3. Политическая реформа. 19
3.4. Приоритетные национальные проекты. 20
3.5. Демографическая проблема. 21
4. Восстановление позиций России во внешней политике. 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Результатом политики США стали и так называемые цветные революции в странах СНГ: «оранжевая революция» на Украине, «революция роз» в Грузии, «революция тюльпанов» в Киргизии. В результате переворотов в Грузии и на Украине к власти пришли проамериканские правительства, что не могло не вызвать протестов и противодействия со стороны России.
Наиболее конфликтные отношения со странами постсоветского пространства сложились у Москвы с Тбилиси, а также с прибалтийскими государствами. Грузия в период правления там Э. Шеварднадзе являлась плацдармом для действий чеченских боевиков, что не могло не вызывать возмущение России. После свержения Шеварднадзе в конце 2003 г. и победы на президентских выборах в начале 2004 г. М. Саакашвили Грузия стала страной, полностью зависимой от США, постоянно занимала антироссийскую позицию. В 2006 г. Россия ввела против производителей ряда грузинских товаров санкции, связанные с низким качеством продукции, а также подняла цены на энергоносители, существенно приблизив их к общемировым и прекратив дотирование грузинской экономики. В Тбилиси это расценили как политическое давление.
В отношениях с прибалтийскими государствами основным фактором стало их вступление в НАТО в 2002 г. Правящие круги Эстонии, Латвии и Литвы постоянно выдвигают претензии к России за «оккупацию», под которой они подразумевают период нахождения Прибалтики в составе СССР. Наиболее остро этот вопрос был поставлен на праздновании 60-летия Победы 9 мая 2005 г. В Россию отказались приехать президенты Эстонии и Литвы. Москва не признает ни факта наличия каких-то претензий со стороны прибалтийских государств, ни их трактовки исторических событий.
Сложными в этот период были взаимоотношения России и Украины. Во время президентских выборов на Украине в 2004 г. Россия поддержала кандидатуру занимавшего тогда пост премьер-министра Украины В. Януковича. Он выступал с программой построения более тесных связей с Россией, предоставления русскому языку на Украине официального статуса. Основным его противником был В. Ющенко, известный антироссийскими инициативами (в частности, призывами вступить в НАТО). В. Янукович был единственным кандидатом, способным реально противостоять В. Ющенко. Поэтому выбор России был очевиден.
Во втором туре выборов, прошедших в ноябре 2004 г., победу с небольшим перевесом одержал В. Янукович. Однако В. Ющенко не признал результаты выборов, объявил их сфальсифицированными и призвал своих сторонников выйти на площадь Независимости в Киеве. Так на Украине началась «оранжевая революция».
После давления на действующего тогда президента Украины Л. Кучму со стороны Вашингтона, Брюсселя и Варшавы было принято решение о проведении третьего тура — так называемого «переголосования». Согласие Л. Кучмы на эту процедуру деморализовало сторонников В. Януковича, у которых отнимали победу, и демонстрировало силу В. Ющенко, что увеличивало ряды его приверженцев. В результате третьего тура победил В. Ющенко.
После победы В. Ющенко Украина проводила в отношении России непоследовательную политику. В конце 2005—начале 2006 г. произошло обострение российско-украинских отношений, связанное с нежеланием Украины платить за поставляемый из России газ по рыночной цене. В результате «газового кризиса» все же было достигнуто соглашение, в соответствии с которым Украина будет покупать российский газ по ценам, близким к общемировым. Также были достигнуты договоренности о фиксированной оплате транзита газа через Украину.
Свержение режима Шеварднадзе в Грузии, «оранжевая революция» на Украине, а также произошедший после парламентских выборов в марте 2005 г. переворот в Киргизии, в результате которого был свергнут президент этой республики А. Акаев, поставили перед Москвой задачу более активного взаимодействия с республиками СНГ и проведения более амбициозной внешней политики на постсоветском пространстве.
Отношения России с международными организациями строятся на конструктивной основе. Россия является последовательным сторонником укрепления роли ООН в международных делах. Обозначился новый этап в связях России с Евросоюзом. На саммите Россия —ЕС, прошедшем 10 мая 2005 г., были утверждены «дорожные карты» по четырем «общим пространствам» —экономическому; свободы, правосудия и безопасности; внешней безопасности; культуры и образования, включая науку. Идея четырех «общих пространств» возникла в мае 2003 г. на саммите Россия — ЕС в Санкт-Петербурге. Они призваны заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанное на Корфу в 1994 г. (срок его действия истекает в 2007 г.).
Россия активно участвует в работе такой организации, как Евразийское экономическое сообщество. ЕврАзЭС было учреждено в октябре 2000 г. в Астане с целью выработки единых подходов при интеграции в международную экономику, а также создания Таможенного союза Единого экономического пространства стран-участников. Среди основателей организации — Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Наблюдателями являются Украина, Молдавия и Армения. С января 2006 г. Узбекистан стал полноправным членом организации. Помимо ЕврАзЭС, действенной структурой на территории стран СНГ является Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Плодотворно развивается сотрудничество России с Китаем. 16 июля 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (так называемый «Большой договор»). Стороны обязались не участвовать в союзах или блоках, наносящих ущерб суверенитету, безопасности, территориальной целостности обеих стран. В договоре зафиксировано также отсутствие взаимных территориальных претензий. По результатам визита Владимира Путина в Китай в 2004 г. были подписаны соглашения о восточной части государственной границы. Россия уступила Китаю остров Тарабаров и половину острова Большой Уссурийский неподалеку от Хабаровска, а граница между Россией и Китаем была проведена по фарватеру реки Амур. Это окончательно урегулировало пограничные вопросы между двумя странами. Россия также добилась от Китая согласия на вступление нашей страны в ВТО.
Сотрудничество с Китаем развивается активно также в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединяющей Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Организация была создана 15 июня 2001 г. на базе неформального клуба лидеров России и азиатских стран «Шанхайская пятерка». ШОС — наиболее динамично развивающаяся на постсоветском пространстве организация. В настоящее время в организации состоят четыре наблюдателя — Индия, Иран, Монголия и Пакистан, работает контактная группа ШОС — Афганистан, налажены отношения сотрудничества с ООН, СНГ, Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии, Евразийским экономическим сообществом. Организация выступает с самостоятельных позиций, отстаивая интересы стран-членов. Летом 2005 г. после вмешательства США во внутриполитические дела Узбекистана и Киргизии организация выступила с предложением к США определиться со сроками вывода военных баз из этих государств.
«Энергетическая дипломатия» стала играть важную роль в российской политике. Хотя и здесь западные правительства пытаются применять свою политику двойных стандартов. Стремясь добиться наиболее благоприятных для себя условий поставки энергоносителей, безосновательно обвиняли Россию в использовании нефти и газа в качестве «политического оружия», выдвигали требования об ослаблении роли государства в контроле над энергоресурсами и широком допуске западных компаний в эту стратегическую среду.
Россия является серьезным партнером на международной арене, который открыто декларирует свои национальные интересы и стремится их отстаивать. Свидетельство этому — председательство в 2006 г. нашей страны в «Большой восьмерке» (сообщество наиболее развитых стран мира, в которое входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция, Япония). Сегодня все наблюдатели — кто с тревогой, кто с враждебностью, кто с надеждой — констатируют: Россия вернулась на авансцену мировой политики.
Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. Изучен курс Президента В.В. Путина на консолидацию общества, рассмотрена внутренняя политика в начале XXI в., проанализирован курс российского государства на современную демократию, исследовано восстановление позиций России во внешней политике.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о достигнутом единстве в понимании основных целей и задач государства между Президентом и законодателями, что стало залогом напряженной и эффективной реформаторской деятельности. В течение нескольких лет были завершены и систематизированы рыночные и демократические преобразования, начатые на рубеже 1980—1990-х гг.
Подводя итоги анализа внутренней политики в начале XXI в. можно отметить, что значение политических реформ состояло в том, что был приведен в соответствие с Конституцией России порядок формирования Совета Федерации; был создан Государственный совет; также были образованы 7 федеральных округов, благодаря чему региональным руководителям было предложено вплотную заниматься проблемами своих регионов.
Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.
В сфере судопроизводства Президентом России была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства. В России был введен институт мировых судей, реально заработал суд присяжных (хотя и не во всех регионах), был введен институт судебных приставов, изменился сам статус судей, существенно сокративший возможности для злоупотреблений, а также усиливший независимость судебного корпуса. Была также проведена реформа процессуального законодательства. Начиная с 2001 г. были приняты новые кодексы (Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, Земельный кодекс и третья часть Гражданского кодекса, Таможенный кодекс, Жилищный кодекс).
Резюмируя можно сказать, что в борьбе с олигархами Правительство России добилось того, что они полностью перестали контролировать российское государство.
Подводя итоги можно также сказать, что экономическая программа, которая стояла в России на повестке дня в начале ХХI в. была осуществлена, но не полностью, так как остались нерешенными некоторые проблемы – высокая инфляция, ставка по кредитам. Реформа управления также прошла успешно: это и отмена выборов депутатов Госдумы по одномандатным округам, и создание Общественной палаты Российской Федерации, и укрупнение регионов за счет присоединения экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям, и возникновение новой структуры федеральной исполнительной власти, состоящей из подразделений трех типов: министерств, служб и агентств.
В заключение отметим, что во внешней политике России удалось восстановить свои позиции. Россия является серьезным партнером на международной арене, который открыто декларирует свои национальные интересы и стремится их отстаивать