Россия во второй половине XVIII века. Екатерина II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 09:18, контрольная работа

Описание работы

Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Ее царствование – одно из замечательнейших в русской истории; светлые и темные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведенные Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром ее назвали Екатериной Великой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Социально - экономическое развитие России во второй половине XVIII века: новые тенденции в экономике России……………………………………………4
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Различные точки зрения на данную проблему в исторической литературе…………………………………...7
Заключение…………………………………………………………………………12Список использованных источников……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Социально.docx

— 35.00 Кб (Скачать файл)

         Эта политика была характерна  для стран со сравнительно  медленным развитием капиталистических  отношений, где дворянство сохраняло  свои политические права и  экономические привилегии. Временем просвещенного абсолютизма называют обычно несколько десятилетий европейской истории перед Французской революцией 1789 г.

         Самым крупным мероприятием просвещенного абсолютизма явился созыв в 1767 г. комиссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комиссия). Созыву уложенной комиссии предшествовали ознакомительные поездки Екатерины II по России.

        Екатерина II решила дать России законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых современной эпохой Просвещения.

       В качестве руководящего документа комиссии императрица подготовила «Наказ», который состоял из 22 глав и был разбит на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье «О духе законов»; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях». Почти четверть текста «Наказа» составляли цитаты из сочинений просветителей (Беккиара, Бильфельда, Монтескье, Юсти). Эти цитаты были тщательно подобраны, и «Наказ», таким образом, представлял собой цельное произведение, в котором доказывалось необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества.

          «Наказ» торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, «чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра».

          Значительно решительнее императрица  высказалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в  исключительных случаях допускала  смертную казнь, предлагала отделить  судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями  Екатерина провозглашала: «Гораздо  лучше предупреждать преступления, нежели наказывать».

         Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять. А крестьян в должном им повиновении содержать». Указы в 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.

         В духе «Наказа» проходило  и его обсуждение. Еще в период  работы над ним Екатерина показывала  свое произведение сподвижникам  и под влиянием их замечаний  сожгла добрую половину написанного.  Однако главное обсуждение этого  документа намечалось на заседании  специальной Комиссии для кодификации  законов.

         Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. «Наказ» был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая и Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: «Ответствую, на Великая – о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая – никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества – любить Богом врученных мне поданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание». Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть ее «Великой».

         При Екатерине полностью изменилась  судебная система. Она была  построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд – в уездных. Горожан – соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян – верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты – гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

             Стремясь создать наиболее реальные  гарантии просвещенной монархии, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковались), а также право судиться только равными (т. е. дворянами), вести торговлю, «иметь фабрику и заводы по деревням». Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал – губернаторов.

             Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалось умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

          Ряд мероприятий эпохи «просвещенного абсолютизма» имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 г. Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757 г. начала обучение Академия художеств. Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы во дворне и насильственных браков.

           Итоги царствования Екатерины II.

  1. Имперские мероприятия во внешней и внутренней политике.
  2. Укрепление абсолютизма путем реформирование правительственных учреждений и нового административного устройства государства, защита монархии от любых посягательств.
  3. Социально – экономические мероприятия по дальнейшей «европеизации» страны и окончательному оформлению и усилению дворян.
  4. Либерально – просветительские начинания, попечение об образовании, литературе и искусствах.
  5. Неготовность российского общества не только к отмене крепостного права, но даже и к более умеренным реформам.

       По мнению С. В. Бушуева, в правлении Екатерины II произошло «…несоответствие привносимых «сверху внешних форм и внутренних условий», «души» и тела» России, а отсюда все противоречия XVIII в.: раскол нации, раскол народа и власти, власти и созданной ею интеллигенции,

раскол культуры на народную и «официальную», неразрешимая дилемма Пушкина о «просвещении» и «рабстве». Все это имеет отношение к Екатерине, потому что объясняет глубинные причины ее впечатляющих успехов, когда она по – петровски действовало «сверху», и ее поразительного бессилия, как только она по – европейски пыталась получить поддержку «снизу». (Уложенная комиссия).

       Екатерина  начинала понимать, но не в  силах разрешить их, вынуждена  была притворяться и лицемерить: просвещенная государыня – и  первая помещица, корреспондент  Вольтера – и неограниченная  властительница, сторонник гуманности – и восстановитель смертной казни… Одним словом, по пушкинскому определению, «Тартюф в юбке и короне». Но ложь здесь скорее всего не для обмана как такового, а для самозащиты, не столько для других, сколько для себя самой, желающей совместить «просвещение» и «рабство».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

          К концу правления Екатерины Россия уже 52 губернии, учреждено свыше 150 новых городов, ставших губернскими и уездными центрами. Для каждого были разработаны новые штаты, типовые генеральные планы развития. Все это происходило под личным контролем Екатерины II.

          За период царствования Екатерина  внесла много законов, которые  после ее кончины долго служили  России. Екатерина внесла неоценимый  вклад в развитии и укреплении  России.

         Чтобы написать все дела совершенные Екатериной II потребовалась бы написать целую книгу. Но и перечисленные деяния Екатерины, ставят ее в ряд великих правителей, которых за всю историю страны было не так уж много.

                

                 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Борзаковский П. «Императрица Екатерина Вторая Великая», М., 1991 г.
  2. Брикнер А. «История Екатерины Второй», М., 1991 г.
  3. Платонов С. Ф. «Лекции по русской истории», М., 1993 г.
  4. Каменский А. Б. «Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой», М., 1997 г.

 


Информация о работе Россия во второй половине XVIII века. Екатерина II