Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 09:18, контрольная работа
Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Ее царствование – одно из замечательнейших в русской истории; светлые и темные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведенные Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром ее назвали Екатериной Великой.
Введение…………………………………………………………………………….3
Социально - экономическое развитие России во второй половине XVIII века: новые тенденции в экономике России……………………………………………4
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Различные точки зрения на данную проблему в исторической литературе…………………………………...7
Заключение…………………………………………………………………………12Список использованных источников……………………………………………..
Эта политика была характерна
для стран со сравнительно
медленным развитием
Самым крупным мероприятием просвещенного абсолютизма явился созыв в 1767 г. комиссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комиссия). Созыву уложенной комиссии предшествовали ознакомительные поездки Екатерины II по России.
Екатерина II решила дать России законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых современной эпохой Просвещения.
В качестве руководящего документа комиссии императрица подготовила «Наказ», который состоял из 22 глав и был разбит на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье «О духе законов»; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях». Почти четверть текста «Наказа» составляли цитаты из сочинений просветителей (Беккиара, Бильфельда, Монтескье, Юсти). Эти цитаты были тщательно подобраны, и «Наказ», таким образом, представлял собой цельное произведение, в котором доказывалось необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества.
«Наказ» торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, «чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра».
Значительно решительнее
Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять. А крестьян в должном им повиновении содержать». Указы в 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.
В духе «Наказа» проходило
и его обсуждение. Еще в период
работы над ним Екатерина
Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. «Наказ» был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая и Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: «Ответствую, на Великая – о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая – никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества – любить Богом врученных мне поданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание». Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть ее «Великой».
При Екатерине полностью
Стремясь создать наиболее
Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалось умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.
Ряд мероприятий эпохи «просвещенного абсолютизма» имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 г. Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757 г. начала обучение Академия художеств. Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы во дворне и насильственных браков.
Итоги царствования Екатерины II.
По мнению С. В. Бушуева, в правлении Екатерины II произошло «…несоответствие привносимых «сверху внешних форм и внутренних условий», «души» и тела» России, а отсюда все противоречия XVIII в.: раскол нации, раскол народа и власти, власти и созданной ею интеллигенции,
раскол культуры на народную и «официальную», неразрешимая дилемма Пушкина о «просвещении» и «рабстве». Все это имеет отношение к Екатерине, потому что объясняет глубинные причины ее впечатляющих успехов, когда она по – петровски действовало «сверху», и ее поразительного бессилия, как только она по – европейски пыталась получить поддержку «снизу». (Уложенная комиссия).
Екатерина
начинала понимать, но не в
силах разрешить их, вынуждена
была притворяться и
Заключение
К концу правления Екатерины Россия уже 52 губернии, учреждено свыше 150 новых городов, ставших губернскими и уездными центрами. Для каждого были разработаны новые штаты, типовые генеральные планы развития. Все это происходило под личным контролем Екатерины II.
За период царствования
Чтобы написать все дела совершенные Екатериной II потребовалась бы написать целую книгу. Но и перечисленные деяния Екатерины, ставят ее в ряд великих правителей, которых за всю историю страны было не так уж много.
Список использованных источников
Информация о работе Россия во второй половине XVIII века. Екатерина II