Россия XVIII века - период просвещенного абсолютизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:46, реферат

Описание работы

Время правления Екатерины II(1162-1796) в истории называется веком "просвещенного абсолютизма". Это было время законодательного закрепощения крестьян, усиления привилегий дворянства, резкого несоответствия между официальной либеральной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой. На политико-правовые учения России сильное влияние оказывали идеи Просвещения Франции.

Екатерина II начала свою деятельность с разработки новой официальной идеологии, призванной обосновать просвещенный абсолютизм в России. С этой целью была создана Уложенная комиссия, состоящая из представителей всех сословий (кроме крестьян).

Файлы: 1 файл

Время правления Екатерины II.docx

— 21.43 Кб (Скачать файл)

Время правления Екатерины II(1162-1796) в истории называется веком "просвещенного абсолютизма". Это было время законодательного закрепощения крестьян, усиления привилегий дворянства, резкого несоответствия между официальной либеральной  идеологией и реакционной феодально-крепостнической  политикой. На политико-правовые учения России сильное влияние оказывали  идеи Просвещения Франции.  
 
Екатерина II начала свою деятельность с разработки новой официальной идеологии, призванной обосновать просвещенный абсолютизм в России. С этой целью была создана Уложенная комиссия, состоящая из представителей всех сословий (кроме крестьян). Для обеспечения ее работы Екатерина подготовила "Наказ", в котором содержались положения о равенстве граждан (подчинении всех законам), о свободе (зависимости только от закона), об ограничении государственной власти (границы определялись императрицей), о безопасности граждан, о власти законов и другие, носившие чисто декларативный характер. Все это должно было свидетельствовать о "просвещенности" российской власти и способствовать приобщению России к ведущим цивилизациям Запада. В духе идей Просвещения Екатерина обосновывает самодержавное правление ссылкой на географическое положение. Цель самодержавия - "слава граждан, государства и государя".  
 
Всеми этими либеральными мерами, в том числе и выкупом крепостных крестьян, наделением их землей, Екатерина преследовала цель узнать образ мыслей и настроение дворянства. В окончательном тексте крепостное право - факт, не подлежащий обсуждению. Более того, власть помещиков над крестьянами обосновывается тем положением, что дворяне заставляют крестьян прилежнее работать, помогают государству и поэтому могут не служить. А так как дворяне были категорически против всяких мер по освобождению крестьян, то деятельность Уложенной комиссии была прекращена: судьба правовой реформы была предрешена - она была признана ненужной. "Пока новые законы поспеют - будем жить, как отцы наши жили", - подвела итог Екатерина II.  
 
Таким образом, если официальной доктриной "просвещенного абсолютизма" были либеральные идеи Просвещения, то подлинной его идеологией стал макиавеллизм: "Во всем должно иметь и лисий хвост и волчий рот" (Екатерина II).  
 
Во второй половине XVIII в. сложилась такая практика, когда государственные дела решали фавориты (Бирон, Орловы, Потемкин и др.), как правило, из низших слоев, а родовая знать все больше оказывалась невостребованной. Это порождало аристократическую реакцию на чрезмерную самостоятельность власти. Так появилась идеология феодальной аристократии. Наиболее видным ее представителем был князь М.М. Щербатов (1733-1790), в своих работах пытавшийся доказать "химеричность равенства сословий". Люди имеют разные способности. Это естественное неравенство связано с сословным неравенством, возникшим исторически в период образования государства и разделения труда, когда "люди уступили свою вольность для общей пользы". Эта польза сохраняется и обеспечивается сословным делением.  
 
Отмена Петром III (1762) обязательной службы дворян потребовала нового обоснования их привилегий. Щербатов ее решает следующим образом. Прежде всего, привилегии дворян и земли передаются по наследству за особые заслуги перед государством их предков. На этом основании и власть императора держится. Далее, дворяне имеют "особенное образование, Просвещение и воспитание". Дворяне служат государству, выполняя его функции в управлении крестьянами. Он был против права купечества владеть крестьянами ("равный не может владеть равным") и присвоения дворянских званий выходцам из других сословий, против просвещения народа ("не произведет ли это бунта?").  
 
Отношение к самодержавию у Щербатова было сложным: там, где речь шла о защите феодального строя, он отдавал все силы и знания, где ставился вопрос о привилегии дворянства, - выступал с резкой критикой. Порицал хаотичность законодательства, жестокость законов, бездарность чиновников, неустроенность правосудия. Для ограничения самовластия Щербатов предлагал передать законодательную власть дворянскому собранию и ограничить власть монарха "основательными законами".  
 
В сочинении "Путешествие в землю Офирскую господина С. швецкого дворянина" он рисует свой идеал кастового рабовладельческого общества. Во главе офирцев стоит царь, подчиненный законам, издаваемым сословными дворянскими собраниями, и правящий совместно с ними (верховный совет, высшее правительство). Все стороны жизни, быта, правовое положение каст регламентирует "Катехизма законов". "Благородные" имеют монопольное право на рабов и занятие государственных должностей. Особые привилегии - у вельможной знати.  
 
Отдельные представители господствующих классов в России ставили вопрос о реализации хотя бы части идей Просвещения. Некоторые из них выражали взгляды дворянского либерализма - создание условий для развития капитализма при сохранении феодализма. Одним из первых представителей либерализма был профессор Московского университета С.Е. Десницкий (ок. 1740-1789). Десницкий изучал математику, медицину, юриспруденцию в университете Глазго, слушал лекции А. Смита. По возвращении в Россию читал курс римского права в Московском университете, занимал кафедру российского законоведения. Будучи первым русским профессором, первым начал читать лекции на русском языке, его начинание поддержала Екатерина II.  
 
Десницкий, под влиянием А. Смита, связывал развитие общества, государства и права с хозяйственной деятельностью народа, способом добывания средств к жизни. И делил историю человечества на четыре этапа: "первоначальное" (охота и собирательство), "пастушеское", или "скотоводческое", "хлебопашествен-ное" (земледельческое) и "коммерческое" (современное). Этим этапам (состояниям) соответствовали различные формы собственности, брака, сословности деления, религиозных и юридических представлений. Государство возникает только в коммерческом состоянии. Ранние "первовозникающие государства", соответствующие "хлебопашескому состоянию", государством в собственном смысле не были, поскольку не имели ни права ни средств для его реализации. Хотя власть была у тех, кто обладал богатством.  
 
Десницкий признавал существование "природных прав" человека: права на жизнь, здоровье, честь, собственность. Право частной собственности складывается в эпоху "хлебопашеского состояния" как результат трудовых затрат (по Локку).  
 
Историческое, географическое или другие условия могут обусловить такое явление, как рабство. К примеру Рим, территория обширная, "подлого" сословия много, оно склонно к бунтам, а потому лучше его держать в неволе. Это же он переносит и на крестьян, "нет возможности без нарушения общего спокойствия дать крестьянам права". Но продавать их надо лишь с их согласия.  
 
Цель государства - достижение наибольшего количества благ наибольшим числом людей. А лучшая форма организации власти - конституционная монархия.  
 
Десницкий был сторонником теории разделения властей.  
 
Законодательная власть, по проекту Десницкого, осуществляется монархом совместно с однопалатным Сенатом (600-800 депутатов). Сенату дозволено ... с приказанием и по усмотрению монархов российских делать указы вновь, старые поправлять или уничтожать ... и сверх того, пошлины в государстве налагать... войну продолжать и заключение трактатов с соседними державами наблюдать.  
 
Но "конечное повеление" принадлежит только монарху. Сенату вручается и высшая судебная власть.  
 
В предложениях по учреждению судебной власти Десницкий считал необходимым полное отделение судопроизводства от администрации, введение суда присяжных, установление гласности и непрерывности процесса, предоставление права защиты.  
 
Исполнительная власть у него осуществляется монархом, имеющим право отлагательного вето, и высшими органами управления - коллегии с двойным подчинением: монарху и сенату.  
 
Наказателъная власть вручена воеводам, назначаемым монархом и подотчетным губернскому суду.  
 
Гражданская власть (ведает вопросами градостроительства, благоустройства, устанавливает цены, пошлины) принадлежит органам местного самоуправления.  
 
Компетенция всех пяти властей должна строго определяться законом, с тем чтоб одна власть не входила из своего предела в другую.  
 
В правовой сфере Десницкий разработал ряд институтов, предложил деление права на государственное, гражданское, уголовное и судебное, выступал за строжайшее соблюдение законности в практике государственной жизни. Был он также за ограничение смертной казни - за умышленное убийство и измену родине. Выступал против крепостного права, требовал ликвидации торговли людьми, улучшения их благосостояния за счет упорядочения крестьянских служб и повинностей. В крестьянах Десницкий видел нужных и полезных граждан для страны. А в вопросах внешней политики придерживался мирной ориентации, но признавал необходимость армии как средства "защищения от неприятельских нападений" и считал священным долгом каждого подданного защиту своего отечества.  
 
В целом просветительская доктрина Десницкого была направлена не на утверждение просвещенного абсолютизма, а на создание конституционного варианта монархического правления в России.  
 
Таким образом, дворянский либерализм отличался от буржуазного тем, что не содержал проектов политических реформ. Это естественно. Их принадлежность к привилегированному сословию защищала дворян от произвола чиновников. Иное дело - положение торгово-промышленного сословия. Если в экономическом отношении они не требовали более прав приобретения крестьян, то в области политико-правовой им нужны были юридические гарантии и защита.  
 
Политические сооытия XVIIl в. (Крестьянская война Пугачева) стимулировали поиск совершенствования форм правления российского государства. Наметилось несколько вариантов: превращение абсолютной монархии в просвещенную, и ее конституционное ограничение, и республиканский образ правления. Александр Николаевич Радищев (1749-1802), начальник Петербургской таможни, предложил радикальные ответы на волновавшие общество проблемы.  
 
В 1790 г. он опубликовал книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", за что, по указанию Екатерины II, суд приговорил Радищева к смертной казни, через 40 дней замененной ссылкой в Илимский острог "на десятилетнее безысходное пребывание".  
 
Крепостное право Радищев впервые назвал как "звериный обычай порабощать себе подобного человека", а "крестьянин в законе мертв". Отталкиваясь от теории естественного права, Радищев пишет, что по природе все люди равны, а крепостное право - насилие. Положительный закон должен основываться на естественном законе. А так как крепостное право - насилие, то и ему следует противопоставить насилие. К тому же оно противоречит общественному договору, так как общество создано для обеспечения интересов каждого.  
 
Самодержавие он отождествляет с тиранией и называет "наипротивнейшим состоянием" и ему надо противопоставить народную революцию. Само положение монарха таково, что он не может быть просвещенным, он недоступен .просвещению, а его союзником в угнетении и подавлении народа является церковь. И они друг другу в этом помогают.  
 
Власть царска веру охраняет, власть царску вера утверждает; союзно общество гнетут; одно сковать рассудок тщится, другое волю стерть стремится, на пользу общую - рекут.  
 
Поэтому надежд на реформы "просвещенного монарха" нет. Ему нет выгоды ограничивать свой собственный произвол. Из этого Радищев делает вывод: "Из мучительства рождается вольность". Так появилась концепция народной революции. Но считая революцию правомерной, он опасался, что народ из-за "темноты своей", вместо "сотрясения уз пойдет по пути мщения (убийство помещиков) и поиска самозванцев.  
 
Следовательно, народу необходима позитивная программа, дабы исключить царистские иллюзии. В будущей России необходима республика, где "на вече весь течет народ", а аналоги он искал в ее истории: Новгород, Псков, Киев. По Радищеву, вече - это государь, а так как в большом государстве сложно осуществить демократию, то Россия ему представляется как союз республик. Основа союза - частная собственность (естественное право человека). Но собственность (земля) принадлежит тем, кто ее обрабатывает, а не помещикам. Таким образом, частная собственность - трудовая собственность. Этот тезис был сформулирован в России впервые.  
 
Республиканский политический идеал для России Радищев видел следующим образом: форма правления - республика, форма государственного устройства - федерация, политический режим - народовластие. В этой республике существует разделение властей на законодательную (однопалатное народное собрание), исполнительную (избираемые народом чиновники) и судебную (выборные судебные органы).  
 
Права, понимаемые как естественные права личности и свободы граждан, включают вольность, право на самозащиту, собственность и восстания, свободу мысли, слова и совести, равноправие всех. Социальной основой общества является мелкая частная собственность ("себе всяк сеет, себе жнет"). Путь преобразования - революционный, а столица - Нижний Новгород.  
 
Революционно-демократическая программа Радищева, по мнению современных исследователей, была выражением интересов крепостного крестьянства. При этом он везде отстаивал естественные права личности. Это, конечно, не означает, что его взгляды были идентичны тем, которые поднимали на восстание Болотникова или Пугачева. Они не содержали ни царских иллюзий, ни их стихийно-бунтарских устремлений. Позиция Радищева, отражая интересы крестьянства, поднималась над уровнем их обыденных, стихийных представлений, обладала глубокой теоретической осмысленностью.  
 
Жизнь Радищева закончилась трагично. В 1801 г. вступивший на престол Александр 1 разрешил Радищеву вернуться в столицу и привлек к работе Законодательной комиссии, где он выступил с вольнолюбивыми требованиями в защиту народа. Начались новые преследования, и в 1802 г. Радищев покончил жизнь самоубийством.  
 
В XVIII в. Россия прочно включилась в борьбу рационализма и религии в области политико-правовых идей. Для просвещенного абсолютизма был характерен резкий контраст между логико-теоретическими посылками и реальной действительностью. Наряду с признанием антигуманности крепостного права, сохраняется утверждение о вредности для спокойствия его отмены. К концу века зародился российский либерализм: дворянский - искал наиболее выгодные пути отмены крепостного права, буржуазный - больше заботился о создании правовых гарантий для своей деятельности.  
 
Наиболее значимое событие в истории политико-правовых учений века - создание революционно-демократической теории. Радищев, используя идеи школы естественного права, впервые подверг резкой критике крепостничество и самодержавие как систему, сделал конкретные выводы и определил программу антифеодальной революции. Именно идеи Радищева оказали наиболее заметное влияние на развитие политико-правовых учений в России.


Информация о работе Россия XVIII века - период просвещенного абсолютизма