Рождение империи..Петр 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра I. По моему мнению, реформы Петра I были подготовлены всей предшествующей историей народа, можно сказать, что они "требовались самим народом". Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло продлиться не один ряд поколений. Реформы, как бы они ни были исполнены Петром I, они были его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.

Содержание работы

Введение 3
1. Россия на рубеже XVII–XVIII вв. Необходимость модернизации российского общества 4
1.1 Предпосылки петровских реформ 6
2. Реформы Петра I: цели, содержание 7
2.1 Реформы государственного управления 7
2.2 Реформы армии и флота 9
2.3 Церковная 10
2.4 Финансовая реформа Петра I 10
2.5 Податная реформа 13
2.6 Преобразования в сфере культуры 14
2.7 Образование 14
3. Последствия петровских преобразований. Различные точки зрения на данную проблему в исторической литературе 15
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории.docx

— 50.62 Кб (Скачать файл)

- основное бремя модернизации страны, проходящей к тому же в экстремальных условиях войны, несло на себе крестьянство, составлявшее 92 % населения России. Десятки тысяч крестьян, насильственно мобилизованных государством, строили верфи, крепости, заводы, возводили на болотах новую столицу - Санкт-Петербург. Крестьяне составляли и основной костяк русской армии. На них давили постоянно увеличивающиеся налоги, а также государственные и барские повинности.

2.5 Податная реформа. 

Так как налоги собирались с каждого двора, то крестьяне и посадские люди, стремясь уменьшить уплату податей, нередко объединялись и несколькими семьями жили одним двором. Государство, проводя с 1718 г. перепись населения, перешло к подушному налогообложению. С 1724 г. многообразные налоги были заменены единой подушной податью. (74 копеек  с помещичьего крестьянина мужского полу и 1 руб. 14 копеек с посадского или государственного крестьянина).

2.6 Преобразования в сфере культуры

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы, и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Первым шагом стала своеобразная реформа смеха начала 1690-х гг. Развлекаясь, Петр организовал всешутейший собор, члены которого проводили время в поклонении Бахусу, то есть в пьянстве и безобразиях, оскорблявших церковь. Но благодаря этим забавам царь вольно или невольно готовил кадры для будущих реформ, направленных против устоявшихся норм и традиций.

Петр под страхом штрафов и порки приказал служилым людям носить европейскую одежду и брить бороду, считавшуюся символом христианской веры человека, созданного по образу и подобию божьему, а, следовательно - с бородой. Для Петра борода стала символом ненавистной старины, несущей, например, в лице стрельцов, угрозу ему и его планам. Эти меры подрывали устои (не случайно церковь брадобритие объявляла смертным грехом) и также призваны были ускорить формирование кадров реформаторов.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Таким образом, знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.

2.7 Образование

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 год в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась, но, тем не менее, в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

3. Последствия  петровских преобразований. Различные  точки зрения на данную  проблему в исторической литературе

Конец XVII- первая четверть XVIII в. – переломный период в истории нашей Родины, ознаменованный значительными сдвигами в экономике, государственном строительстве…

Победа России в Северной войне стала событием всемирно-исторического значения. Заключение Ништадтского мира означало решение наиважнейших задач русской внешней политики, стоявшей перед нашей Родиной на протяжении двух столетий.

Утверждение России на берегах Балтийского моря создало благоприятные предпосылки для развития и беспрепятственных экономических, культурных и политических связей с передовыми в те времена странами Западной Европы. Что привело существенным сдвигом в социально-экономическом развитии России и мело прямую связь с ростом производительных сил страны, укреплением элементов буржуазных отношений, которые к концу XVIII в. сложились в капиталистический уклад.

Приобретение Россией ранга великой державы нашло своё отражение в официальном признании ведущими державами Европы императорского титула за русскими государями. Признание России империей, неотделимое, в сущности, от признания её новых границ, определённых Ништадтским миром, свидетельствовало о возросшем международном авторитете.

Говоря о значении реформ Петра I, в заключение следует, прежде всего, отметить, что они означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе.

Одни историки считают, что деятельность Петра привела к полному и бесповоротному разрыву с прошлым, прервав шедшую из глубины веков линию исторической преемственности, и тем нарушали органическое развитие России. Другие, наоборот, утверждали, что Пётр I реализовал те тенденции, которые уже были заложены в России в XVIII в., довёл их до логического завершения. Для одних он – работник на троне, для других – злодей, наподобие Ивана Грозного. По методам проведения. Насущная необходимость преобразований при недостаточной зрелости их предпосылок, неготовности общества к качественным изменениям, порождали насильственный характер реформ, что и дало некоторым исследователям основание назвать их революцией сверху.

Внешне резкий разрыв с Московской Россией и православной традицией при весьма низком уровне средств и ресурсов, накопленных обществом в предшествующее время, привел к парадоксальным результатам: обновление и европеизация сочетались с укреплением сущностных основ российской цивилизации - самодержавия и крепостничества. Это дало основание некоторым историкам квалифицировать преобразования Петра I как контрреформы и даже как контрреволюцию.

Таким образом, в первой четверти XVIII в. политика Российского государства была нацелена на превращение страны в великую европейскую державу с тем, чтобы ответить на исторический вызов модернизирующейся Европы. Создав сильную армию и обеспечивающий её военно-промышленный комплекс, внедрив организационно-технические формы и основы европейского образования, Пётр сделал Россию великой с точки зрения военного могущества. Однако это могущество основывалось не на либерализации общества и создании новых свободных социальных групп населения, а на ужесточении крепостничества, огосударствлении всей жизни своих подданных.

Петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опиравшейся на крепостническую экономику, сильную армию.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Мне остается подвести итоги и кратко ответить на вопрос, какой стала Россия? после преобразований  на рубеже XVII–XVIII вв., что нового появилось в стране и какой должна быть социальная оценка этих новшеств? В итоге в стране возникла армия, однородная по национальному составу, отличавшаяся высокой боевой выучкой, боеспособностью, снабженная уставом и с собственным опытом ведения войны. Точно так же обстояло дело и с мануфактурной промышленностью. В первой четверти XVIII вв. возникло около сотни крупных предприятий. Качественно новое состояние мануфактурной промышленности выражалось в том, что крупное производство проникло в различные отрасли хозяйства: Другим свидетельством качественно нового состояния мануфактурной промышленности являлась ее способность обеспечить независимость России от промышленно развитых стран Западной Европы. Более того, некоторые изделия мануфактур Россия стала экспортировать. Металлургические заводы в конце XVII в. не обеспечивали страну необходимым количеством железа, и его крупными партиями приобретали за границей. Россия не располагала профессиональными учебными заведениями. В ходе преобразований они появились. Расширилась сеть общеобразовательных школ. В России не существовало научного центра. Петром I была создана Академия наук. Что дали преобразования крестьянам и горожанам, то есть трудовому населению России? Если коротко ответить, то преобразования несли им новые тяготы. Иного и быть не могло, ибо в классовом обществе всякий прогресс достигается за счет ужесточения эксплуатации. Война, строительство каналов, городов и крепостей, сооружение кораблей и промышленных предприятий требовали мобилизации огромных ресурсов. Жертвами мобилизации эти ресурсов были крестьяне и горожане. Это с них взимались новые налоги, введенные в царствование Петра I, это их трудовыми усилиями сооружалась новая столица империи, создавался военно-морской флот, это их кровью одерживались победы на театрах войны. Ну и, конечно же, в церковной реформе произошли большие изменения и отнюдь не в лучшую сторону. В наибольшем выигрыше от преобразований оказались дворянство и отчасти купечество. Многочисленные  льготы купцам, создававшим крупные промышленные предприятия, ставили мануфактуристов в привилегированное положение.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Андреева Л. А. Секулярное и религиозное в преобразованиях Петра I [Текст] / Л. А. Андреева / Общественные науки и современность. 2006. № 4.

Валькович, А. Чада мои возлюбленные: петровская гвардия – основа крепости российских войск [Текст] / А. Валькович / Родина. 2000. № 11.

Каменский, А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа [Текст] / А. Б. Каменский. М., 1999.

Каменский, А. Б. Российская империя в ХVIII веке традиции и модернизация [Текст] / А. Б. Каменский. М., 1999.

Сахаров, А. Н. Конституционные проекты и цивилизационные судьбы России [Текст] / А. Н. Сахаров / Отечественная история. 2000. № 5.

Тертышный, А. Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А. Т. Тертышный, А. В. Трофимов. Екатеринбург, 2005.

 

 

 

 

 


Информация о работе Рождение империи..Петр 1