Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:16, реферат
Цель данной работы: описать особенности возникновения древнерусского государства. Для этого в работе будут решаться следующие задачи:
-общее представление о наших предках, о предгосударственных формах восточных славян, на основе которых возникло древнерусское государство;
-где, когда и на какой основе формируется древнерусское государство;
-описывается социально-экономическое развитие Киевской Руси;
-основные направлениях внутренней и внешней политики государства;
-объяснение почему православная религия стала идеологической основой государства.
Завоевание и подчинение славянских, а также соседних с ними племён новому политическому центру, которым стал Киев, было отличительной чертой начального этапа Древнерусского государства. Так складывалась его территория. Наиболее ранние летописи начинали свое изложение, видимо, с изложения Кия – основателя Киевского княжества и города Киева. Легенда о возникновении Киева (о его построении Кием, Щеком, Хоривом) возникла до 9 в., т.к. она оказалась записанной в армянской хронике уже в 8 в. Другие летописцы началом государственности на Руси считали «призвание варягов» во второй половине 8 в. Они утверждали, что создателями русского государства были норманны.
Христианство с его учением о божественности власти идеологически укрепило феодальный строй и авторитет государства. Укрепились позиции самого Владимира, незаконнорожденного сына Святослава. Благодаря принятию христианства Русь ближе познакомилась с византийской культурой, восприняла наследие античности. Повысился международный престиж киевского князя, что способствовало сближению Руси с другими государствами.
Введение_____________________________________2
1. Восточные славяне в древности_________________3
2. Образование древнерусского государства__________4
3. Социально-экономическое развитие Киевской Руси_6
4. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси ____8
5. Идеологическое оформление Древнерусского государства___________________________________11
Заключение__________________________________14
Список используемой литературы _______________15
Киевские князья и их дружинники собирали с населения дань. Ежегодно в ноябре князья отправлялись в объезд по славянским землям, кормясь там в течении зимы. В апреле, когда вскрывался Днепр, они возвращались в Киев с данью. Во время такого объезда на земле древлян в 945 г. был убит князь Игорь, попытавшийся собрать дань вторично. Его вдова, княгиня Ольга, определила нормы повинностей «урок», наметила административные центры сбора дани «становища» и «погосты».
Внешняя политика Киевской Руси довольно активна. Ее основные задачи: расширение территории, развитие торговых отношений с соседями, захват и охрана новых торговых путей, охрана своей территории.
Восточное направление внешней политики было наиболее активным и опасным делом для Руси, т.к. здесь приходилось иметь дело с кочевыми племенами, вести постоянную борьбу за сохранение своих территорий и охранять торговые пути. Хазарский каганат держал в своих руках устье Дона, Керченский пролив, устье Волги, т.е. важнейшие пути пересечения торговых путей. Хазария жила за счёт торговых пошлин и грабежей. В начале 10 в. русские дружины овладели Керчью и Хазарским островом. В 965 г. Святославу удалось полностью разгромить Хазарский каганат, после чего Нижний Дон был вновь колонизован славянами. Город Тмутаракань на Чёрном море стал форпостом Руси. Здесь образовалось русское княжество, в состав которого входили племена Северного Кавказа – предки осетин и адыгейцев (ясы и касоги). В крнце 9 – 10 вв. русские дружины совершили ряд походов на Каспий и в страны Кавказа. Эти походы дали возможность открыть новые торговые пути в страны Востока.
В устьях рек, впадающих в Чёрное море, стояли русские города: Олешье (в устье Днепра), Белгород (в устье Днестра) и др. Византия стремилась ограничить влияние Руси в Причерноморье. Для подчинения Руси она пыталась использовать кочевников. Русских князей привлекали богатства Византии. Поэтому юго-западное направление внешней политики Руси тоже исключительно активное.
Известно, что на Византию ходили с дружинами Аскольд и Дир. После захвата власти в Киеве и создания Киевского государства (882 г.) в 907 и 911 гг. Олег ходил на Константинополь и подписал выгодный для Руси договор. В 944 г. Игорь после неудачного похода против Византии подписал новый договор, который был менее выгоден для Руси.
Но не только военными походами славятся отношения Руси и Византии. Ольга (945 - 957), правившая после смерти мужа, посетила Византию, встретилась с императором. Известно, что Ольге были оказаны неслыханные почести. Возможно, императору нужен был в то время союз с Русью? Безусловно, эта поездка повысила статус Русского государства в тогдашнем мире.
Святослав, (957 - 972) вёл войны с врагами Руси во всех направлениях, но более всего он стремился защитить интересы Руси на юге. Однако его поход на Балканы в конечном итоге закончился неудачно. По условиям мирного договора русские должны были уйти из Болгарии и не вмешиваться в болгаро-греческие отношения. На обратном пути в Киев, на днепровских порогах печенеги, по наущению Византии, разбили часть русского войска и убили Святослава. Но несмотря на поражение и не выгодный договор, Киевская Русь не дала Византии возможность оттеснить её от побережья Чёрного моря.
На севере внешняя политика Руси была мирной: Новгород торговал с Европой, варяги служили русским князьям, финно-угорские племена либо отходили под натиском славян дальше на север, либо ассимилировались славянами и сливались как составная часть в древнерусскую народность.
5.Идеологическое оформление Древнерусского государства
До образования государства у Славян Было распространено язычество.
Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был, по-видимому, Род, бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия — Рожаниц. Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило — бог солнца (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос) и Перун —бог грома и молнии. В России, до введения христианской веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии, которому славяне еще в VI веке поклонялись, обожая в нем верховного Мироправителя. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Известны также «скотий бог» Волос, или Белее, Даждьбог, Стрибог, Самаргла, Сварог (бог огня) Мокоша (богиня земли и плодородия) и др. Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники. Язычество сохранялось и в первое время существования Древнерусского государства, а его пережитки сказывались еще несколько веков. После образования Киевской Руси язычество продолжало существовать. Постепенно в языческом пантеоне произошли изменения: главным божеством князей и воинов стал бог грозы Перун, который превратился в славянского Марса (бога войны). Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Порядок в славянском пантеоне богов навёл князь Владимир (980 - 1015). Он был хорошим полководцем и умным государственным деятелем, подлинным реформатором. Владимир расширил границы государства, укрепил связь между его отдельными частями, построил на границах сильные крепости, усилил гарнизоны, стабилизировал положение внутри страны. Одной из его реформ была религиозная: попытка сделать язычество общей религией для всего государства, а Перуна главным богом славян. Но вскоре Владимир понял, что эта попытка не удалась, т.к. славяне клялись Перуном, но по-прежнему верили своим племенным богам и им поклонялись. Необходимо было идеологически укрепить государство и принять одну из монотеистических религий, которые тогда уже были хорошо известны на Руси. Представители разных конфессий проживали в Киеве. Но принять в тех условиях религию от какого-либо государства означало стать вассалом этого государства. Владимиру удалось обойти это правило благодаря удачно сложившейся международной обстановке. Владимир установил добрые отношения с Византией, которую разделили внутренние противоречия (там шла ожесточённая борьба за престол). Христианство с его учением о божественности власти идеологически укрепило феодальный строй и авторитет государства. Укрепились позиции самого Владимира. Благодаря принятию христианства Русь ближе познакомилась с византийской культурой, восприняла наследие античности. Повысился международный престиж киевского князя, что способствовало сближению Руси с другими государствами. С 988 г. на Руси началось утверждение христианства. Население вначале открыто сопротивлялось новой религии, и её приходилось утверждать в буквальном смысле «огнём и мечём». Известен случай, когда восстали новгородцы, и это восстание было жёстко подавлено Добрыней (дядей Владимира) и Путятой (тысяцким Владимира). Но и после крещения Русь не сразу стала православной. После того как христианство стало на Руси официальной религией, церковь получила от князей крупные земельные пожалования и десятую часть от государственных доходов. В церковно-административном отношении Русь делилась на епархии во главе с епископами, подчинявшимися киевскому митрополиту. Епископы обладали правом суда над служителями культа и зависимыми от церкви людьми, а по церковным делам – над всем населением страны. Духовные феодалы составили сильную группу господствующего класса на Руси.
Заключение
Восточные славяне – наиболее могущественная группа среди славянских племён – к 6 – 7 вв. сформировали крупный союз племён, а к 9 в. создали своё государство. Вопрос о возникновении русского государства интересовал историков-летописцев 11 – 12 вв.
Наиболее ранние летописи начинали своё изложение, видимо, с княжения Кия – основателя киевского княжества и города Киева. Легенда о возникновении Киева (о его построении Кием, Щеком и Хоривом), возникла до 11 в., т.к. она оказалась записанной в армянской хронике уже в 8 в. Другие летописцы началом государственности на Руси считали «призвание варягов» во второй половине 9 в. Немецкие учёные Байер, Миллер и Шлецер, работавшие в России в 18 в., создали теорию о несамостоятельном развитии русской государственности. Они утверждали, что создателями Русского государства были норманны. Славяне, согласно этой теории, в 9 – 10 вв. были ещё совершенно дикими людьми, не знавшими ни земледелия, ни ремесла, ни осёдлых поселений, ни военного дела, ни правовых норм. Всю культуру киевской Руси они приписывали варягам и даже само название государства связано с варягами
Киевская Русь проводила
активную внутреннюю и внешнюю политику,
воевала со своими соседями расширяла
территорию и укрепляла внутренние
связи между объединёнными
После принятия христианства Русь стала вровень с другими европейскими государствами, приобрела значительный авторитет и являлась самой значительной силой на востоке Европы.
Список используемой литературы
1. История России: IX-XXI вв. От Рюрика до Путина: Учебное пособие/ отв. ред. Я.А. Перехов. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: ИЦ «МарТ», 2003. – 672 с.
2. История России с древнейших времён до конца 17 в. / Отв. Ред. А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. – М.: АСТ, 1996.
3. Гумилёв Д. Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989.
4. Лонмяньский Х. Русь и норманны. – М., 1985.
5. История Отечества в лицах с древнейших времен до XIII в. – М., 1996