Русь в период феодальной раздробленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:56, контрольная работа

Описание работы

Начиная с 30-х годов XII в. Русь необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период раннего средневековья. Если ее ранние проявления еще гасились силой инерции, волей таких выдающихся государственных деятелей, как Владимир Мономах и Мстислав, то после их ухода с исторической арены новые экономические, политические, социальные тенденции властно заявили о себе.

Содержание работы

1. Причины распада Древнерусского государства.
2. Три основных политических центра на территории Руси: политический строй и управление.

Файлы: 1 файл

История России.docx

— 30.98 Кб (Скачать файл)

Тема 34: Русь в период феодальной раздробленности.

ПЛАН

  1. Причины распада Древнерусского государства.
  2. Три основных политических центра на территории Руси: политический строй и управление.

Список используемой литературы.

  1. Павленко Н.И. История России с древнейших времён до 1861 года. М.: Высшая школа, 2001 г.
  2. История России: учебник для вузов под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. М.: Высшая школа 2000г.
  3. Боханов А.Н., Горилов М.М. История России с древнейших времен до конца XVII века.
  4. Моряков В.И. История России XI-XVII вв. М.: Филологическое издание «СЛОВО»
  5. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М.:1982 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начиная с 30-х годов XII в. Русь необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период раннего средневековья. Если ее ранние проявления еще гасились силой инерции, волей таких выдающихся государственных деятелей, как Владимир Мономах и Мстислав, то после их ухода с исторической арены новые  экономические, политические, социальные тенденции властно заявили о  себе.

     К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. В начале XIII в. их стало уже около 50. В течение XII в. Русь политически стала похожа на лоскутное одеяло.

     Конечно, одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные княжеские разделы земель между Рюриковичами, их бесконечные междоусобные войны и новые переделы земель. Однако не политические причины лежали в основе этого явления. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились и развились крупные вотчинные хозяйства, владения монастырей и церквей. В каждом из этих центров за спиной местных князей встали выросшие и сплотившиеся феодальные кланы — боярство со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи.

      Становление в рамках Руси самостоятельных княжеств проходило на фоне бурного развития производительных сил общества, прогресса сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли, усиливавшегося обмена товарами между отдельными русскими землями.

      Усложнилась и социальная структура русского общества, более определенными стали его слои в отдельных землях и городах: крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, включая холопов. Развивалась зависимость сельских жителей от землевладельцев. Вся эта новая Русь уже не нуждалась в прежней раннесредневековой централизации. Земли, отличавшиеся от других природными, экономическими данными, в новых условиях все более обособлялись. Для новой структуры хозяйства нужны были иные, чем прежде, масштабы государства. Огромная Киевская Русь с ее весьма поверхностным политическим сцеплением, необходимым прежде всего дли обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов с их разветвленной феодальной иерархией, развитыми торгово-ремесленными слоями, нуждами вотчинников, стремящихся иметь власть, близкую их интересам, — и не в Киеве, и даже не в лице киевского наместника, а свою, близкую, здесь на месте, которая могла бы полно и решительно отстаивать их интересы.

      Зарождалось дворянство, в основу жизнедеятельности которого была положена служба сюзерену в обмен на земельное пожалование на время этой службы. Эта система еще более укрепляла позиции местных князей. Они также нередко опирались в борьбе со своеволием боярства на возросшую политическую активность горожан. Городские слои стали превращаться в определенный противовес в отношениях между князьями и боярством. Все это определило смещение исторических акцентов с центра на периферию, с Киева на центры отдельных княжеств.

       Потеря Киевом своей исторической роли была в известной мере связана и с перемещением основных торговых путей в Европе и Передней Азии. В связи с 'бурным ростом итальянских городов и активизацией итальянского купечества в Южной Европе и Средиземноморье теснее стали связи между Западной и Центральной Европой, между Византией и Малой Азией. Крестовые походы приблизили Ближний Восток к Европе. Эти связи развивались, обходя Киев стороной. В Северной Европе набирали силу германские города, на которые все более стал ориентироваться Новгород и другие города русского северо-запада. Померк былой блеск некогда славного «пути из варяг в греки».

        Не могли для Киева и Русской земли пройти бесследно и столетия напряженной борьбы с кочевниками — печенегами, торками, половцами. Эта борьба истощала народные силы, замедляла общий прогресс края, обрекала его в новых экономических, социальных и политических условиях на отставание. Преимущество получали те районы страны, которые, хотя и находились в менее благоприятных природных условиях (Новгородская земля, Ростово-Суздальская Русь), не испытывали такого постоянного и изнуряющего давления со стороны кочевников, как Среднее Поднепровье.

Все это вместе взятое и определило ослабление Киева, власти великих князей и обусловило начало политического  распада Руси.

        Ожесточенная борьба князей друг с другом, нескончаемая междоусобица являлись лишь внешним выражением глубинных процессов развития русских земель. Если раньше междоусобицы являлись отражением тенденций либо племенного сепаратизма, либо были связаны с кризисами власти после смерти великих князей, то теперь эти войны были следствием новых обстоятельств русской жизни. В них отстаивалось право князей решать судьбу своих владений. А за князьями стояли выросшие, сформировавшиеся общественные миры. Как образно сказал один историк, Киевская Русь вынянчила и вырастила другие русские княжества и теперь они как самостоятельные птенцы разлетелись по свету.

        В сознании последующих поколений политический распад Руси на отдельные части понимался как большое несчастье, как откат общества назад. Тем более, что такой распад привел к активизации противников Руси — половцев. В дальнейшем раздробленная Русь не смогла противостоять полчищам монголо-татар. Все это так. Но история меряет не годами и даже не десятилетиями, а столетиями. С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси — лишь закономерный этап на пути к будущей централизации страны и будущему экономическому и политическому взлету уже на новой цивилизационной основе. Об этом говорит и бурный рост городов и вотчинного хозяйства в отдельных княжествах, и выход этих практически самостоятельных государств на внешнеполитическую арену: собственные договоры с прибалтийскими землями, с немецкими городами заключали позднее Новгород и Смоленск; Галич активно вел дипломатические сношения с Польшей, Венгрией и даже с папским Римом. В каждом из этих княжеств-государств продолжала развиваться культура, строились замечательные архитектурные сооружения, создавались летописные своды, расцветала литература, публицистика. Знаменитое «Слово о полку Игореве» родилось как раз в пору этого политического распада некогда единой Руси.

         В рамках княжеств-государств набирала силу русская церковь. Из кругов духовенства вышло в эти годы немало замечательных литературных, философско-богословских творений. А главное — в условиях становления новых экономических районов и оформления новых политических образований шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли, происходило расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее прогрессивной формой ведения крупного комплексного хозяйства, хотя и происходило это за счет подневольного труда зависимого крестьянского населения либо отданного князем вотчиннику вместе с землями, либо попавшего по бедности в кабалу к богатому землевладельцу. Но таковы парадоксы истории, где прогресс порой основывается на страдании и где будущий расцвет страны порой проходит через ее великие трудности.

         К тому же политический распад Руси никогда не был полным. Сохранялись центростремительные силы, которые постоянно противостояли силам центробежным. В первую очередь, это была власть великих киевских князей. Пусть порой призрачная, но она существовала и даже Юрий Долгорукий, оставаясь на дальнем северо-востоке, именовал себя великим киевским князем. И позднее: среди других русских княжеств существовало Киевское княжество, которое пусть и формально, но цементировало всю Русь. Недаром для автора «Слова о полку Игореве» власть и авторитет киевского князя стояли на высоком политическом и нравственном пьедестале.

        Сохраняла свое влияние и общерусская церковь. Киевские митрополиты являлись руководителями всей церковной организации. Церковь, как правило, выступала за единство Руси, осуждала междоусобные войны князей, играла большую миротворческую роль. Клятва на кресте в присутствии церковных деятелей являлась одной из форм мирных договоренностей враждующих сторон.

       Противовесом силам распада и сепаратизма была и постоянно существовавшая внешняя опасность для русских земель со стороны половцев. С одной стороны, соперничающие княжеские кланы привлекали половцев в качестве союзников и те разоряли русские земли, с другой — в общерусском сознании постоянно жила идея единения сил в борьбе с внешним врагом, сохранялся идеал князя — радетеля за русскую землю, — каким были Владимир I и Владимир Мономах. Недаром в русских былинах образы этих двух князей слились в один идеальный образ защитника русской земли от злых врагов.

       Всем этим противоречивым силам русского общества еще предстояло пройти испытания временем. Но этого времени история отвела удивительно мало — всего несколько десятков лет, с Востока надвигалась новая грозная опасность — монголо-татары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Заметную роль в развитии и консолидации Руси сыграли следующие княжества: Киевское, Владимирско-Суздальское, Галицко-Волынское, Полоцкое, Смоленское, Черниговское, Муромо-Рязанское, а также Новгородская земля.

       Галицко-Волынское княжество образовалось в конце XII в. в результате слияния Галицкой и Волынской земель. Оно простиралось от Днестровско-Дунайского Причерноморья на юге до Полоцкой и Литовской земель на севере, на западе граничило с Польшей и Венгрией, а на востоке - с землей Киева и Половецкой степью. В этом княжестве были благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и промыслов (мягкий климат, плодородные почвы, многочисленные реки, леса и степи). Здесь сравнительно рано расцвета достигло феодальное княжеское и боярское землевладения, развивалось ремесло, росли города. Наиболее крупные Владимир-Волынский, Перемышль, Теребовль, Галич, Холм, Дрогичин, Берестов. В городах было много ремесленников и торговых людей. По территории Галицко-Волынского княжества проходил второй торговый путь из Балтийского в Черное море - по Висле, Западному Бугу и Днестру, проходили сухопутные пути из Руси в страны Центральной Европы.

         До середины XII в. Галицкая земля была разделена на несколько мелких княжеств. Перемышльский князь Владимирко объединил их и столицей сделал город Галич в 1141 г. При его сыне Ярославле Осмомысле (1153-1178 гг.) княжество достигло наибольшего расцвета. Он поднял международный престиж своего княжества и успешно защищал общерусские интересы во взаимоотношениях с Византией и другими европейскими странами. После смерти Осмомысла Галицкая земля стала ареной борьбы князей с местными боярами. Боярское землевладелие в этом княжестве значительно превосходило по своим размерам княжеское. Боярство оказывало противодействие неугодным князьям, организовывало против них заговоры и мятежи. На галицких бояр влияло соседство с польскими и венгерскими феодалами.

      Волынская земля в середине XII в. досталась Изяславу Мстиславовичу (внуку Владимира Мономаха). Он стал основателем местной княжеской династии. В 1199 г. Роман Мстиславович объединил Галицкое и Владимиро-Волынское княжества. В 1202 г. ему удалось подчинить себе Киев. В его княжение наблюдался рост ремесла, торговли и городов. Прекратились боярские междоусобицы. Роман Мстиславович проводил активную внешнюю политику.

      Вмешавшись в междоусобицу польских князей, Роман Мстиславович в 1205 г. погиб. Его наследнику Даниилу было четыре года. Галицкое боярство вступило в борьбу за власть и призвало на помощь венгерское и польское войска. Они захватили Галицкую землю и часть Волынской. И только в 1234 г. Даниил Романович при поддержке городов занял Галич, в 1239 г. - Киев, в 1245 г. в битве у города Ярослава разбил объединенные силы Венгрии, Польши и галицких бояр и вновь объединил всю Юго-Западную Русь. Даниил долго уклонялся от признания над собой власти хана, но в 1250 г. вынужден был подчиниться, однако не оставлял мысли об организации крестового похода против татар с помощью Запада. Папа Иннокентий IV прислал Даниилу корону и скипетр, и Даниил в 1255 году торжественно короновался в городе Дрогичине. Но реальной помощи Запад Даниилу не оказал. После смерти Даниила Романовича в 1264 г. в Галицкой земле снова начались боярские интриги, раздоры князей, смуты и усобицы. Этим воспользовались соседи. В середине XIV в. Литва захватила Волынь, а Польша овладела Галицией.

Новгородская земля  в истории Руси играла заметную роль. Столица ее - Великий Новгород располагался по обоим берегам реки Волхов и делился на две стороны Торговую и Софийскую. Новгород - столица огромной территории, занимавшей весь север Великой Русской равнины. Ядро составляли пять земель, которые с конца XV в. назывались пятинами (Водьская, Обонежская, Деревская, Шелонская, Бежецкая). Новгородские земли увеличивались за счет военно-промышленной колонизации. В колонизации участвовало новгородское войско и дружины ушкуйников (лодочников), создаваемые по частной инициативе. По форме правления Новгородская земля представляла боярскую феодальную республику.

       Местное население составляли преимущественно финские племена (лопари и самоеды), русских было мало. Они компактно проживали на юго-западе Новгородской земли. Во главе новгородского общества стоял класс бояр (землевладельцы, рабовладельцы, капиталисты, использующие наемный труд). Средний класс или "житьи люди" (новгородские домовладельцы, земледельцы средний руки, собственники средних промышленных предприятий). Новгородские купцы осуществляли торговые операции с немцами и русскими. Они объединялись в сотни, сотни составляли артели по направлением торговли (заморские, низовые) или по предметам торговли (суконники, хлебники, рыбники). "Черные люди" - это мелкие ремесленники и наемные рабочие (портные, гончары, каменщики). Все свободное население пользовалось одинаковыми гражданскими и политическими правами и принимало участие в вечевых собраниях.

         Сельское население состояло из земцев (мелких землевладельцев - собственников) и смердов, живших на государственных землях, церковных и частных собственников. Крестьяне половники, третники, четники обрабатывали чужие земли за часть урожая. В течение XV в. правовое и экономическое положение крестьян ухудшалось. Холопы были слугами в боярских дворах и работали в крупных боярских вотчинах. Земли Новгородской боярской республики были мало пригодны для земледелия. Хлеба своего не хватало, его получали в основном в Ростово-Суздальской земле.

          В X-XI вв. Новгород был под властью Киева: платил дань и принимал наместника. Перемены в отношениях Киева и Новгорода произошли при Ярославе (1015 г.), когда он дал "грамоту" или "Устав", определявший отношения Киева и Новгорода.

         Князь - предводитель войска. Новгородцы ценили князя - воина. Князю не давали возможность самостоятельно вести внешнюю политику, от него требовали присяги на права и вольности новгородцев, князь должен был жить за чертой города, запрещалось ему принимать новгородцев в личную зависимость, приобретать земли.

Информация о работе Русь в период феодальной раздробленности