Русская культура в царствование Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

18 в. в России, или "век Русского Просвещения", - период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре 19 в. ), начало которому положили петровские реформы (первая последовательная попытка модернизации России "сверху"). Главное содержание петровских реформ составила секуляризация культуры, разрушившая средневековую цельность древнерусской культуры, несмотря на все ее внутренние противоречия, сплошь религиозной и "застывшей" как система готовых эталонов, клише, форм этикета.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3стр.

1.Основные тенденции в развитии русской культуры в
XVIIIвеке:
1.1 Литература……………………………………………………………….4-6стр.
1.2 Живопись………………………………………………………………..7-10стр.
1.3 Архитектура……………………………………………………………11-14стр.
2.Просвещение и наука. Формирование интеллигенции……………….15-19стр.
Заключение……………………………………………………………………20стр.

Файлы: 1 файл

Екатерина II.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОУ ВПО РЫБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ  им.  П.А. СОЛОВЬЕВА

 

 

                                             Кафедра социологии

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Отечественная история»

 

Тема: «Русская культура в  царствование Екатерины II».

 

 

 

 

                                                       Выполнила:                                    Осипова Е.А.

                                                        Группа ЗКЗ-09    _________________ 

                                                Руководитель:                Дергачева И.С.

        Оценка:     _____________________________

                                                Подпись преподавателя _______________

                                                Дата: _______________________________

.

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Рыбинск 2009 г

                                                                        План.

 

 

Введение………………………………………………………………………..3стр.

 

1.Основные тенденции в развитии русской культуры в

XVIIIвеке:

1.1 Литература……………………………………………………………….4-6стр.

1.2 Живопись………………………………………………………………..7-10стр.

1.3 Архитектура……………………………………………………………11-14стр.

2.Просвещение и наука. Формирование интеллигенции……………….15-19стр.

Заключение……………………………………………………………………20стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение.

 

 

       18 в. в России, или "век Русского Просвещения", - период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре 19 в. ), начало которому положили петровские реформы (первая последовательная попытка модернизации России "сверху"). Главное содержание петровских реформ составила секуляризация культуры, разрушившая средневековую цельность древнерусской культуры, несмотря на все ее внутренние противоречия, сплошь религиозной и "застывшей" как система готовых эталонов, клише, форм этикета. Будучи логическим продолжением драматических процессов русского религиозного раскола 17 в., полоса петровских реформ, проникнутая пафосом секуляризации, расчленила единую до того русскую культуру (синкретическую "культуру-веру") на собственно "культуру" и собственно "веру", т.е. фактически на две культуры: светскую и религиозную (духовную). При этом религиозная часть русской культуры уходила на периферию национально-исторического развития, а новообразовавшаяся секулярная, светская культура укоренялась в центре культурной и общественной жизни, приобретая самодовлеющий характер.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные  тенденции в развитии русской  культуры в

XVIIIвеке:

1.1 Литература.

Мятежное поэтическое творчество неизменно сопутствует народу на протяжении всей его истории, являясь художественным откликом на крупнейшие события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало разные формы. Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и образов, вызванных к жизни изменившимися историческими условиями.

Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве. Недаром А. С. Пушкин ценил в них “печать живой современности”. Эти песни создавались в ходе боев восставших с Царскими войсками. Народ видит в Пугачеве не “государственного вора, изверга, злодея и самозванца”, как именовали его царские манифесты, а народного царя, крестьянского заступника и мстителя. В народных преданиях Пугачев — богатырь, герой-полководец, кровно связанный с народом и противостоящий дворянству; он стал во главе восставших, которые

...задумали дело правое,

Дело правое, думу честную:

Мы дворян господ —  на веревочки,

Мы дьяков да ярыг —  на ошейнички,

Мы заводчиков — на березоньки.

Народ не поверил даже смерти Пугачева — настолько велика была уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими: башкиры, мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя народных чаяний. Вместе с Пугачевым в башкирских песнях прославлен и его соратник Салават Юлаев.

Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популярностью ранее созданные песни о Разине, о “добрых молодцах, вольных людях”. Такова знаменитая песня “Не шуми, мати зеленая дубравушка”.

В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного творчества — былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые песни и т. д. Нельзя считать случайностью, что в XVIII в. были записаны пословицы, отражающие представление о воле: “воля господину, а неволя холопу”, “воля неволи не хочет”, “в поле-воля”. В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных рогаток. Таков “Плач холопов”, который выразительными сравнениями раскрывает “свирепство” бар и подневольное положение крепостных. “Куда бы ты ни сунься — везде господа”, — горестно восклицает неизвестный автор “Плача”; смерть — вот единственное избавление от тяжелой судьбы. Трудная жизнь голодающих дворовых отразилась в крестьянской “Повести пахринской деревни Камкина”. То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в рукописных пародиях на официальные документы. В “Глухом паспорте” автор с горечью говорит о невозможности беглому крестьянину найти работу; нищета толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана в рукописных повестях солдатского происхождения — в пародийной челобитной к богу и в “Горестном сказании”. Народная сатира проникает и в лубочные листы — такова картинка “Бык не захотел быть быком”, где в иносказательной форме выражаются мечты народа о социальной справедливости. Основные мотивы устной народной драмы — резкое обличение царя-злодея (драма “Царь Максимилиан”), насмешка слуги над разорившимся дворянином (“Мнимый барин”), призывы к расправе над дворянами (“Лодка”). Этот жанр устного народного творчества отразил в доходчивой игровой форме классовые противоречия того времени. Русский демократический театр XVIII в. также показывал дворян и церковников в их истинном неприглядном виде, сатирически разоблачал глупость судейского чиновника, алчность и невежество чужеземного доктора-шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного театра характерны резкий гротеск в обрисовке характеров, выразительность жеста и диалога, частая импровизация текста с использованием общеполитических и местных житейских тем. Эти народные представления послужили одной из национальных основ русской бытовой и сатирической драматургии второй половины XVIII в. Художественные вкусы трудового народа находят яркое воплощение в произведениях прикладного искусства. В творениях народных мастеров встречаются изображения народного быта, сатирические зарисовки представителей правящих классов, сказочные образы, растительный и геометрический орнамент. Украшались резьбой или росписью прялки, ткацкие станки и т. д. Расписные детские игрушки XVIII в. в гротескной форме высмеивают жеманную, изнеженную барыню, самодовольного купца, модника-вельможу. Изображения животных и птиц (петуха, сокола, коня, лебедя и т. д.) можно найти на всевозможных предметах бытового обихода, мебели, пряничных досках и т. п. Бедна была посуда крестьянина, но как любовно расписаны глиняные и деревянные чаши и ковши, какой тонкой резьбой покрыты берестяные туеса и деревянные шкатулки, сколько строгого вкуса вложено в узорные ткани, тонкие кружева и красочные вышивки! Русская  культура  второй  половины XVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы. Главное содержание культурного процесса середины XVIII в. — становление русского классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти, утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии.

Хотя русские писатели и художники  обращались к опыту опередившего их в развитии западноевропейского классицизма, они стремились придать этому течению черты национального своеобразия. Хорошо об этом сказал Ломоносов: “Чтобы ничего неугодного не ввести, а хорошего не оставить, надобно смотреть, кому и в чем лучше последовать”. В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме, полном пафоса гражданственности, были сильны просветительные тенденции и резкая обличительная сатирическая струя.

В литературе русский классицизм представлен  произведениями А. Д. Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова. А. Д. Кантемир явился родоначальником русского классицизма, основоположником наиболее жизненного в нем реально-сатирического направления — таковы известные его сатиры. В. К. Тредьяковский своими теоретическими трудами способствовал утверждению классицизма, однако в его поэтических произведениях новое идейное содержание не нашло соответствующей художественной формы. Это было достигнуто в жанре торжественной и философской оды М. В. Ломоносовым, для которого и эта форма и обращение к монарху были поводом для пропаганды идеи общенародного культурного прогресса. По-иному традиции русского классицизма проявились в сочинениях А. П. Сумарокова и его школы (М. М. Херасков, В И Майков Я. Б. Княжнин и др.), которая защищала идею неразрывности интересов дворянства и монархии. Сумароков положил начало драматургической системе классицизма. В трагедиях он под влиянием действительности того времени, часто обращается к теме восстания против царизма, например в политической трагедии “Дмитрий Самозванец”. В своем творчестве Сумароков преследовал общественно-воспитательные цели, выступая с проповедью высоких гражданских чувств и благородных поступков; “свойство комедии - издевкой править нрав”, - писал А. П. Сумароков.

С 70-х годов XVIII в. русский классицизм в литературе переживает кризис; обострение социальных противоречий и классовой борьбы приводит к проникновению в литературу новых тем и настроений. Так, республиканские мотивы появились в трагедии Я. Б. Княжнина “Вадим Новгородский”. Но в то же время гражданская тематика оттесняется любовной лирикой. Из ведущего литературного направления классицизм становится литературой узких реакционно-крепостнических кругов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Живопись.

 

 

Разнообразие и полнота жанровой структуры в последние десятилетия XVIII в. Широкое распространение живописи: обогащение царских собраний, сложение фамильных коллекций, в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. Первые художественные выставки и продажа произведений, роль профессионального мнения по вопросам искусства, первые эстетические трактаты.  

Федор Степанович Рокотов (1735? - 1808). История  изучения его творчества. Москва в  жизни художника. Эволюция типологических особенностей и стилевая характеристика произведений. Камерный и интимный портрет. Портреты Н.Е. и А.П. Струйских (1772, ГТГ), "Неизвестного в треуголке" (начало 1770-х, ГТГ), "Неизвестной в розовом платье" (1770-е гг. XVIII в. ГТГ). Однородная социальная платформа и взаимопонимание модели и художника как основа портретной концепции интимного полотна. Вопрос о московской фронде и круг моделей этого периода. Колорит и живописная манера. Особенности тяготеющей к монохромности гаммы и колористические эксперименты. Идеальность и автопортретность произведений этого круга. Традиции "улыбчивости" рококо и эмоциональный тонус этого периода. Произведения 1780-90 - х гг. Портреты В. Е. Новосильцевой (1780, ГТГ), Е.Н. Орловой (Около 1779, ГТГ), В.Н. Суровцевой (вторая половина 1780-х, ГРМ). Нарастание объективного видения. Проблема духовной исключительности. Тип "екатерининской "красоты. Наглядность живописной маэстрии и особенности фактуры. Вопрос о приоритете цвета и светотеневых приемов. Рокотов и Левицкий. Рокотов и западноевропейские мастера. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Многогранность типологических предпочтений мастера. Парадный портрет ("Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия", 1783, ГРМ). "Портрет П.А. Демидова (1773, ГТГ) и французский тип портрета дезабилье. Серия "Смольнянок" (воспитанниц Смольного института) (1772-1776, ГРМ). Проблема костюмированного портрета - двойного преображения модели. "Портрет Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме" (1789, ГТГ) и предромантические тенденции в творчестве Левицкого. "Портрет А.Д. (Агаши) Левицкой 1785, ГТГ, ГРМ). Камерные портреты - "Портрет М.А. Дьяковой" (1778, ГТГ). Портреты актрисы Анны Давиа- Бернуцци (1782) и графини Урсулы Мнишек (1782, оба в ГТГ) - дань светской тенденции. Левицкий и "старые мастера". "Портрет священника (Г.К. Левицкого ?)" (1779, ГТГ) - произведение "в духе старых мастеров" - образец рембандтесок на русской почве. Левицкий и портретный класс Академии художеств. Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Деятельность до приезда в Петербург. Роль кружка А.А. Безбородко в становлении художника. Круг заказчиков. Типология портретного наследия мастера. Периодизация его творчества: конец XVIII - начало 1800-х гг и первые десятилетия XIX в. Малоформатный и миниатюрный портрет. "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке" (1794, ГТГ) и "Портрет Д.А. Державиной" (181З, ГТГ) как отечественный вариант английского "портрета - прогулки". Сентиментализм в женских образах художника - портреты М.И. Лопухиной (1797), Е.А. Нарышкиной (1799), Е.Г. Темкиной (1798, все в ГТГ). Роль пейзажа в композиции полотен. Особенности "фарфоровой" гаммы Боровиковского. Парадоксы портретной концепции: модель желает выглядеть как все, но уверена, что ее "Я" - лучшее из возможных. Особенности мужских портретов Боровиковского. "Портрет князя А.Б. Куракина" (1801-1802, ГТГ).

Эволюция пластических и колористических  особенностей мастера в XIX в. Двойные  и семейные групповые портреты сестер А.Г. и В.Г. Гагариных (1802, ГТГ), сестер Е.А. и А.А. Куракиных (1802, Лувр), "Портрет  А.И. Безбородко с дочерьми" (180З, ГРМ). "Портрет княгини М.И. Долгорукой" (1811, ГТГ). Предромантические тенденции в творчестве Степана Семеновича Щукина (1762-1828). "Портрет Павла I" (1796, ГТГ). Художественная культура русской провинции во второй половине XVIII века. Состав заказчиков и исполнителей. Творчество Григория Островского. Портреты семьи Черевиных из усадьбы Нероново Солигаличского уезда Костромской губернии, портреты Тишининых работы К. Березина из усадьбы Тихвино-Никольское. Особенности провинциального портрета в сопоставлении с произведениями, близкими "магистральной" ветви изобразительного искусства. Индифферентность по отношению к проблеме стиля при "консервации" принципов барочного полотна. Эстетическая и этическая самостоятельность провинциального портрета. Особое понимание ритма жизни, сугубо позитивный характер портретной концепции. Фиксационная задача как первостепенная обязанность мастера, отсутствие недомолвок и поводов для двоякого толкования. Роль надписи на оборотной стороне холста, удостоверяющей имя модели, возраст и другие черты биографии изображенного.  

Французская ветвь россики. Александр  Рослин (1718-1793, в России в 1775-1777 гг.) - швед, долгие годы работавший во Франции. Его высокая репутация у русского заказчика. Портреты Н.И. Панина (1777, ГМИИ), графини Е.А. Чернышевой (1776), князя В.М. Долгорукова-Крымского (1776, оба в ГТГ). Непринужденность и легкость в обращении с русской моделью. Трезвость и жизнерадостность мировоззрения Рослина. Способность показать черты, которые остаются за пределами более сдержанного восприятия русских мастеров. Бюргерский оттенок портрета Екатерины II и отрицательная реакция заказчицы.

Жан-Луи Вуаль (1744-после 1803), прожил в России более 30 лет. Строгановы и  Панины - заказчики Вуаля. Парные портреты супругов Н.П. Панина (1792) и С.В. Паниной (1791, оба в ГТГ). Сдержанность и деликатность манеры Вуаля - основание для суждения французских исследователей о его преимущественной близости к русской школе. Л.-Э. Виже-Лебрен (1755-1842, в России с 1795 по 1801 гг.). Работа в качестве придворной портретистки Марии Антуанетты. Эмиграция. Пребывание в России. "Сувенир" Виже Лебрен. Стиль "красивой жизни" в произведениях художницы. Женственность, изящество и оттенок салонности в портретах А.С. Строгановой с сыном ( 1793, ГЭ), А.П. Голицыной с сыном (между 1795 и 1801, ГМИИ). Особенности мужских портретов ("Портрет Г.И. Чернышева с маской в руке" 1793. ГЭ). 

Датский живописец Вигилиус Эриксен (1722-1782, в России с 1757 по 1772) - типичный придворный мастер. Парадные портреты Эриксена. Успех изображений Екатерины II на коне в гвардейском мундире и великого князя Павла Петровича в учебной комнате. Другие образы императрицы. "Карусельные" портреты Г.Г. и А.Г. Орловых работы Эриксена (ГЭ). Австрийский живописец Иоганн Баптист Лампи - старший (1751-1830). Его деятельность в Петербурге (1792-1797 гг.). Лампи - модный художник двора. Портрет "Екатерины II с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории" (1793, ГЭ). Портреты В.А. (1796) и П.А. Зубовых (1796 ?, оба в ГРМ) и создание стереотипа удачливого царедворца. 

Информация о работе Русская культура в царствование Екатерины II