Русская культура XIII -XV вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Одним из самых тяжелых последствий нашествия и установления ига было резкое ослабление городов, от развития которых зависел общественный прогресс в средневековую эпоху. Разрушение городов, подрыв экономики замедлили темпы их развития.
Но завоеватели, причинив огромный ущерб русской культуре, не смогли уничтожить ее. Культура Руси, возрождавшаяся на базе прочных традиций, которые были созданы в домонгольский период, сохранила свой национальный облик, оставаясь европейской по типу и направленности.

Содержание работы

Введение
1. Фольклор
2. Просвещение. Книжное дело
3. Литература. Общественная мысль
4. Архитектура. Живопись
Заключение
Список использованной литературы
3
5
7
10
15
21
22

Файлы: 1 файл

История Русская культура 13-15 в.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Рублев родился около 1360 г. Он был монахом Троице-Сергиева, а затем — Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1405 г. он вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 г. Рублев вместе с Даниилом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем они украсили фресками и иконами Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни живописец расписал собор Андроникова монастыря, в котором впоследствии был похоронен (умер около 1430 г.). 

Наиболее ранними из известных в настоящее время работ Рублева считаются фрески Успенского собора во Владимире (одна из известных — «Шествие праведников в рай»). В них проявились характерные черты рублевского стиля, которому свойственна лирическая умиротворенность. Персонажи Рублева мягче, человечнее, чем в живописи Феофана.

Самая известная работа этого древнерусского мастера - «Троица», написанная им для иконостаса Троицкого собора. В ней с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты. Замечательны по глубине психологической характеристики и мастерству исполнения изображения архангела Гавриила и апостола Павла из того же иконостаса Троицкого собора. Национальный характер творчества иконописца нашел особенно яркое выражение в его «Спасе» из Звенигорода.

В творчестве Рублева получает свое логическое завершение процесс обособления русской живописи от византийской, наметившийся уже в XII веке и развивавшийся в непрерывном нарастании вплоть до XV века. Рублев окончательно отказывается от византийской суровости и византийского аскетизма.

Культурное развитие русских земель в XIII—XV вв. было чрезвычайно важным этапом формирования общерусской культуры, вобравшей в себя достижения местных культур. Завершение этого процесса относится к концу XV в.

 

Заключение

 

Культура Руси складывалась в те же века, что и становление русской государственности. Русь складывалась и развивалась  как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государства, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и т.д.

В историко-культурном процессе XIII—XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов. Второй период (11-ая половина XIV —XV вв.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Иноземные вторжения особенно пагубными оказались для южных и западных земель. Поэтому центр общественно-политической и культурной жизни постепенно сместился на северо-восток, где в силу ряда причин с середины XIV в. установилась гегемония Москвы. Именно Московскому княжеству было суждено, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавить борьбу против Золотой Орды и к концу XV в. завершить оба процесса созданием единого и независимого государства. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Сысоева Е.К., Зезина М.Р. Пособие для вузов — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.
  2. Кондаков И.В. Русская культура: Краткий очерк истории и теории Учебное пособие. — М.: 1998.
  3. Муравьёв А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. - М.: Просвещение,1984.
  4. История русского и советского искусства/Под ред. Д. В. Сарабьянова. - М., 1979.
  5. История русского искусства/Под. общей ред. И. Э. Грабаря.- М., 1960.
  6. Межуев В. М. Культура и история. - М., 1977.
  7. Кузаков В. К. Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в Х - XVII вв. М., 1976.
  8. Соловьев В.М. Русская культура с древнейших времен и до новейших дней. – М.: Белый город, 2004
  9. История России с древнейших времен и до наших дней.: И90 учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков: под ред. А.Н. Сахарова. – Проспект, 2008
  10. Грабарь И.Э., Каменнова В.Н. История русского искусства. III том, - М, 1954

 

 


Информация о работе Русская культура XIII -XV вв