Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 19:35, курс лекций
Вопрос о специфике русской философии стал сегодня, в эпоху возрождения ранее "забытой и проклятой" отечественной религиозно-идеалистической мысли, одним из самых актуальных. Вокруг него ведутся острые дискуссии. Острота их не случайна: проблема специфики русской философии уходит своими корнями в осмысление особенностей отечественной культуры, русского национального самосознания и в исследование взаимодействия философствования в России с философскими идеями, концепциями Запада и Востока.
СЕМИНАР 4
1 СПЕЦИФИКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ
2СЛАВЯНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ
Древней религией
славян, их мировосприятием было язычество.
Оно охватывало всю сферу духовной
культуры и значительную часть культуры
материальной, вернее культуры производственной,
охотничьей и собирательской, т.к. эта
культура вся была проникнута убежденностью
ее носителей в постоянном присутствии
и участии сверхъестественной силы
во всех трудовых процессах.
Славянское язычество
не было обособлено от верований родственных
и соседствующих со славянами народов,
оно является самостоятельно развившимся
в первое тысячелетие нашей эры фрагментом
древней индоевропейской религии. Почти
полное отсутствие свидетельств о славянской
религии до 6 века и малое их число, относящееся
к периоду от 6 в. по 11 в., вынуждает ученых
восстанавливать древнейшую славянскую
религию, используя современный материал
(записи 19-20 вв.) и применяя сравнительно-исторический
метод, подобный тому, который применяется
в лингвистике. Сравнительно - исторический
метод вкупе с ареально - типологическим
и культурно - географическим (отчасти
и лингвогеографическим) дают возможность
выделить архаические явления из массы
инновационных и с относительной долей
вероятности представить их как праславянские,
т.е. древнеязыческие. При этом, в отличие
от христианства, представляющего собой
достаточно цельную, устойчивую, структурно
единообразную, закрытую систему догматов
и религиозных символов, славянское язычество
являлось неоднородной открытой системой,
в которой новое уживалось со старым, постоянно
дополняло его, образуя целый ряд напластований.
Действительно,
если воспользоваться традиционной научной
терминологией, можно сказать, что славянское
язычество содержало в себе не только
свойственные ранней стадии религиозного
развития аниматические верования (т.е.
убежденность, что все в природе живое
- и камень, и огонь, и дерево, и молния,
и т.п.), но и анимические (т.е. представления
о душе), сочетающиеся, вероятно, с более
поздними воззрениями о трансцендентности
души (т.е. способности переходить в другую
плоть) и о способности сверхъестественных
персонажей к различным метаморфозам,
превращениям то в козла, то в собаку, кота,
копну сена, черный клубок, в младенца
и т.п. Сверхъестественные персонажи, после
обращения славян в христианство получившие
название нечистой силы, имели человеческий
- антропоморфный, звериный - зооморфный
или смешанный антропоморфно-зооморфный
облик. Этой сверхъестественной силой,
по убеждению древнего славянина - язычника,
была населена вся вселенная, с нею приходилось
иметь дело, и она была опасна, хотя и не
всегда вела к плохому или трагическому
исходу. Эту силу можно было умилостивить
и даже отпугнуть, что и совершалось согласно
особым ритуалам и традициям.
Руси с древнейших времён
каждое существенное событие, будь то
праздник или беда, сопровождалось
и усваивалось определенным порядком
действий, временем, песнями и т.д.
Происхождение обрядов лежит
в глубине веков, когда люди, посредством
каких-то движений, заклинаний, пытались
определить будущее, изменить его, спросить
совета у богов, воздействовать на природу
и т.д. В языческое время обряды
вместе с мифологией, мировоззрением,
верой составляли сложный синтез
духовных сил народа, с помощью
которых они определяли для себя
наиболее оптимальный вариант
3 Христианство в Древней Руси существовало еще задол
В 980 году Владимир предпринял
первую религиозную реформу, суть которой
состояла в попытке слияния разнородных
богов всех племен Киевской Руси в
единый пантеон во главе с княжеским
богом Перуном.
Однако попытка повсеместного распространения
культа Перуна потерпела неудачу. Языческому
богу противостояли другие языческие
боги, которым поклонялись славянские
и неславянские племена Киевской Руси.
Язычество не обеспечивало этнокультурного
единства всех племен и земель Киевской
Руси.
Историческая практика показала, что это
единство лучше других обеспечивают так
называемые мировые религии: христианство
и ислам.
Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому
опыту Византии явились традиционные
политические, экономические, культурные
связи Киевской Руси с Византией. В системе
византийской государственности духовная
власть занимала подчиненное положение
от императора. Это соответствовало политическим
устремлениям князя Владимира. Не последнюю
роль сыграли и династические соображения.
Принятие православия открывало дорогу
для брака Владимира с сестрой византийского
императора принцессой Анной – и, таким
образом, еще в большей мере закрепило
дружеские отношения с такой влиятельной
державой, как Византия. Дружба с Византией
не только открывала дорогу к расширению
торгово-экономических и культурных связей,
но и в какой-то мере защищала Русь от набегов
многочисленных кочевых племен, населявших
Великую степь к северу от Черного моря,
которых Византия постоянно использовала
в борьбе со своим северным соседом.
В988 г. Русь приняла христианство из Византии по восточному образцу. Крещение растянулось на многие годы, это был длительный процесс, который не везде проходил мирно. Например, в летописях говорится, что народ в Новгороде не хотел креститься и «Путята крестил огнем, а Добрыня – мечом».
4 С закатом Киевской
Руси закончился первый
В XIV—XV веках на северо-востоке Руси складывается
централизованное государство со столицей
в Москве. Социально-политическая система,
формировавшаяся в Великорусском государстве,
несла на себе черты сильнейшего восточного
влияния, особенно с середины XIV века, когда
Орда приняла ислам. Подобная «исламизация»
некоторых сторон социальной культуры
не способствовала смягчению деспотических
начал русской жизни и системы государственного
управления. Страна оставалась христианской,
и драматические события истории восточно-христианской
церкви оказали решающее влияние на формирование
той системы ценностей и картины мира,
которые были характерны для средневековой
России. С падением Константинополя в
1454 году Русская православная церковь
постепенно обретает самостоятельность
и одновременно отдаляется от западного
христианского мира. Русь осознает себя
единственной защитницей христианства.
Она принимает миссию спасения, возрождения
и распространения по миру православия.
Таким образом, Московская Русь осознает
себя «Святой Русью», а Москва — «третьим
Римом».
Развитию московоцентризма способствовал
также внешний фактор — Великое княжество
Литовское, где в XV веке многие русские
города получили статус самоуправления
и пошли по пути развития по общеевропейской
модели. Культурный изоляционизм Москвы
был направлен против Запада, в его основе
— антагонизм между православием и католицизмом.