Русская Правда – как свод законов Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Становление светского права Древней Руси было длительным процессом. Его истоки восходят к племенным Правдам восточных славян. Они представляли собой обычно правовые системы, предназначенные для юридического регулирования всей совокупности социально-экономических и правовых отношений в каждом племени или союзе племен.
Ко второй половине XIX в. в Среднем Поднепровье - Русской земле произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве.

Содержание работы

Введение
1. Источники права Древней Руси.
1.1 Обычай, как источник права Древней Руси
1.2 Договорное право в Древней Руси
1.3 Религиозная норма, как источник права в Древней Руси
1.4 Княжеское законодательство в Древней Руси.
2. Русская Правда – как свод законов Древней Руси.
2.1 Характеристика Русской Правды
2.2 Основные черты гражданского права по Русской Правде
2.3 Уголовное право по Русской Правде Введение
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Источники права Древней руси.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Источники права Древней Руси.

1.1 Обычай, как источник права Древней Руси

1.2 Договорное право в Древней Руси

1.3 Религиозная норма, как источник права в Древней Руси

1.4 Княжеское законодательство в Древней Руси.

2. Русская Правда – как свод законов Древней Руси.

2.1 Характеристика Русской Правды

 2.2 Основные черты гражданского права по Русской Правде

 2.3 Уголовное право по Русской Правде Введение

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

Становление светского права Древней Руси было длительным процессом. Его истоки восходят к племенным Правдам восточных славян. Они представляли собой обычно правовые системы, предназначенные для юридического регулирования всей совокупности социально-экономических и правовых отношений в каждом племени или союзе племен.

Ко второй половине XIX в. в Среднем Поднепровье - Русской земле произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Данной системой права руководствовались в судебной практике великие киевские князья и контролируемые ими княжеские и местные общинные суды.

Переворот, произведенный в древнерусском обществе и праве христианством и византийским правом, сказался, в первую очередь, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковных уставах, принятых русскими князьями до нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в., оно внесло изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие периоды отечественной истории. Русская Правда - первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI-XII вв. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV-XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре.

    1. Источники права Древней Руси.

1.1 Обычай - как источник права Древней Руси.

Как и у других народов, один из главных источников права у славян - обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих нерадивых или выбивающихся каким-либо другим образом из общинной жизни сочленов, можно говорить о появлении обычного права. Непосредственно определение обычного права дается в обществоведческом словаре Н.Е. Яценко. Итак, обычное право - это система норм (правил поведения, основывающихся на обычае), регулирующая общественные отношения в данном государстве, в определенной местности либо в данной этнической или социальной группе. Таким образом, обычное право - это совокупность норм неписаного права, обязательных для исполнения наряду с законом и находящихся под такой же правовой защитой со стороны государства, как и нормы писаного права. Следует отметить, что исторически обычное право складывалось в процессе долгого и однообразного соблюдения определенных норм и правил, которые олицетворяли собой преобладающие в обществе правовые воззрения.

 Обычное право выражается  в юридических действиях (фактах), в их однообразном повторении (скажем, община при любых обстоятельствах  защищает каждого общинника круговой порукой). Оно выражается также в юридических сделках или судебных актах (применение кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах): «Вор ворует, мир горюет»; «Муж крепок по жене, а жена по мужу»9 Мулукаева Р.С. История отечественного государства и права: Учебник.- М.: Юнити-Дана, 2012 , - с 10.

Обычное право весьма консервативно, оно часто долго соседствует с правом публичным в условиях, когда уже складывается государство и все институты права. На Руси долго считали, что поступать по старине, значит поступать по праву. «Что старее, то правее»2 Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. - М.:Норма, 2000. C. 79., - говорит пословица. В то же время обычное право, не будучи закреплено в законе, способно изменяться вместе с жизнью. К древнейшим нормам обычного права восточных славян относились кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, многожёнство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др. Часть их мы обнаруживаем в древнерусском законодательстве уже в качестве норм публичного права, часть их видоизменяется, некоторые утрачиваются. Кровная месть, к примеру, запрещается в XI в. и заменяется денежным штрафом.

По мнению Портнова В.П., право у восточных славян возникло одновременно с государством, никакого так называемого общинного права до возникновения государства не существовало. Источником права в этот период было, прежде всего - обычное право, нормы которого до нас не дошли. Известно, что примерно в IX веке действовал так называемый Закон русский. Вероятнее всего, что это был сборник письменный, в котором имелись нормы обычного права7 Исаев И.А. История отечественного государства и права: Учебник.- М.: Проспект, 2012 – с. 15

Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником, которого были правовые обычаи - нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникающим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона - «равным за равное». Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют «Законом русским».

1.2 Договорное право в Древней Руси

Важными источниками древнерусского права являлись русско-византийские договоры (860, 907, 911, 944 гг.). Несмотря на то, что тексты договоров (860 и 907 гг.) не дошли до наших дней, о них упоминается в более поздних договорах. Исследователи считают, что в них отражены нормы древнерусского права. Юшков С.В. Отмечает, что «эти памятники демонстрируют довольно высокий уровень права не только Византийской Империи, но и Руси, выступавших в них как равные партнеры. В текстах договоров 911 (ст. 5) и 944 (ст. 6) годов прямо указывается на существование уже к этому времени Закона русского (в первом случае) и Устава и Закона русского (во втором), на основе которых законодатель разрешает спорные вопросы».

Состав данных договоров свидетельствует нам о том, что они регулировали торговые отношения, определявшие права, которыми пользовались русские купцы в Византии. Они регулировали торговые, союзные и военные отношения между двумя государствами, а также устанавливали разные виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершённые на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Например, договор (911 г.) содержит статьи, регулирующие порядок наследования имущества лиц, которые были на службе в Византии, исключительно русскими потомками.

Международные договоры содержат немало других норм, которые устанавливают ответственность за кражу, телесные повреждения, разбой, ограбление.

Заслуживает внимания тот факт, что отдельные нормы, содержащиеся в русско-византийских договорах, не утратили актуальности и ныне. Так, например, интересно положение договора 911 г., устанавливающая обязанности «руссов и византийцев, связанные с сохранностью имущества разбитого о берег чужеземного корабля, пока не появится законный обладатель».

Таким образом, договоры Руси с Византией явились важными источниками древнерусского права и содержали ряд норм гражданского, уголовного, международного и процессуального права.

1.3 Религиозная норма как источник древнерусского права

В конце X в. (988 г.) отношения с Византией привели к принятию христианства, что произвело настоящий переворот во всех сферах правовой жизни: обычное русское право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковного права.

На протяжении двух последующих столетий, XI и XII, Русь перенимала чужое право, приспосабливая его к условиям своей жизни. В русскую культуру был привнесен огромный объем переводной греческой литературы, как светского, так, главным образом, религиозного содержания: евангелия, псалтыри, жития святых, хроники, апокрифические сочинения и пр., составлявшие круг чтения средневекового русского читателя. В этом потоке немаловажное значение занимали кодексы византийского права, которые стали изучаться и применяться и в законотворчестве, и в судебной практике.

Первыми пришли сборники церковного права: Номоканон (законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг (сборники канонических и юридических установлений).

С точки зрения Хачатурова Р. Л., такой всеобъемлющий переворот мог бы повести к полной замене местного права чужим, но благодаря устойчивости русского обычного права он привел только к необходимому усвоению церковного права и к частичной и свободной рецензии некоторых кодексов византийского светского права. Действительно такие кодексы были реципированы с самого принятия христианства, это доказывается тем, что светские кодексы включались в состав греческих Номоканонов (и русских кормчих книг), которые в своей сфере были обязательны в полном своем составе.

Таким образом, под влиянием византийского права уже в XI в. членовредительные и болезненные наказания уступили место денежным штрафам, вместе с тем, произошли серьезные изменения в семейно-брачном праве, появились нормы в праве, защищающие честь и достоинство личности и др.

Переворот, произведенный в древнерусском обществе и праве христианством и византийским правом, сказался, в первую очередь, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковных уставах, принятых русскими князьями: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др.

Вместе с новой религией на языческую Русь приходят византийские законодательные акты, содержащие фундаментальные основы церковно-византийского права, основанные, прежде всего, на Своде законов Юстиниана. Вскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов, имеющий довольно широкую компетенцию: за определенные противоправные деяния церковному суду подлежат практически все сословия Древнерусского государства.

Таким образом, религиозные нормы христианства были восприняты древнерусским правом сквозь призму языческих обычаев Руси и закреплены в различных видах источников, являясь при этом основой регулирования многих общественных отношений.

 

 

 

1.4 Княжеское законодательство

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

Устав Владимира определял взаимоотношения княжеской власти с церковью. Он предусматривал установление налога в пользу церкви так называемая десятина. Во времена Владимира церковное землевладение ещё не получило развития, поэтому тогда десятина являлась основным источником дохода духовенства. Церковь по Уставу получала право суда в отношении духовенства и всех людей подвластных церкви. Кроме того, перечислялись дела, которые рассматривались церковным судом в отношении любых лиц. К компетенции церкви относились главным образом дела в области семейно-брачных отношений.

Устав Ярослава посвящался главным образом семейно-брачным отношениям, преступлениям против семьи и нравственности. Встречались наказания за эти деяния как бы двойственные и от; князя и от епископа. Почти все наказания имущественного характера. Только в одном случае предусматривалась смертная казнь - ст. 13 Устава. В этой статье устанавливалась ответственность мужа за двоежёнство. Устанавливалось наказание 40 гривен в пользу епископа, а незаконная жена (как правило, молодая) заключалась в монастырь. Если же муж причинял зло своей законной жене (например, убьет раздосадованный на то, что его разлучали с более молодой), то в этом случае, возможно, было применение смертной казни. В Устав Ярослава встречаются статьи, которые носят ярко выраженный классовый характер. За изнасилование и оскорбление женщины устанавливался штраф, размер которого зависел от положения потерпевшей. Если потерпевшая была женой или дочерью боярина, то наибольшая сумма. Если малого боярина, то меньше, если простого человека, то ещё меньше11 Чибиряев С.А. История государства и права России. - М.: Былина, 2000. C. 122..

От церковных уставов князей пошла история церковного законодательства. В качестве источников использовались статьи из правовых сборников других славянских народов. Использовался, например, «Закон Судный людом» из Болгарии. Значение имели и Кормчие книги - византийские сборники церковно-гражданских постановлений, большей частью относящиеся к области семейно-брачного права.

Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие периоды отечественной истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Русская Правда как  свод законов Древней Руси

2.1 Характеристика Русской  Правды

Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени (в Х1-Х11 вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 г. Русская Правда - первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI-XII вв. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV-XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре. О происхождении этого законодательного памятника в литературе не выработано единого мнения, как, собственно, и о толковании его содержания. Учёные спорят об этом на протяжении более 250 лет, с того времени, когда в 1738 г. В.Н. Татищевым был обнаружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.

Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращённую. Древнейшая из них Краткая Правда, состоящая из двух главных частей: Правды Ярослава и Правды Яросяавичей. Правда Ярослава включает в себя первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Пытаясь заручиться поддержкой новгородцев, конфликтовавших с его наёмной варяжской дружиной, Ярослав, стремясь задобрить новгородцев, «дал» им Правду, повелев им «по ее грамоте ходите».

Правда Ярославичей (ст. 19-43 Краткой Правды) вобрала в себя законодательную и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и может быть датирована временем между 1054 (годом смерти Ярослава) и 1072 - годом смерти одного из его сыновей. Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции (так называемый Академический список). Как явствует из ее заголовка, сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в.

Информация о работе Русская Правда – как свод законов Древней Руси