"Русская правда" - первый законодательный акт Средневековой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Русская Правда является крупнейшими памятником русского права. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве, но их единая классификация до сих пор отсутствует.
Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права, ее нормы лежали в основе Псковской и Новгородской судных грамот и после-дующих законодательных актов не только русского, но и литовского права.
Цель и задачи работы. Целью курсовой работы является комплексное исследование Русской правды, как первого законодательного акта средневековой Руси.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Происхождение и структура Русской Правды……………………………….5
1.1 Особенности создания Русской правды….……………………….….5
1.2 Основные редакции Русской правды…………………………………10
2. Содержание Русской Правды………………………………………………...12
2.1 Правовое положение населения……………………………………….12
2.2 Основные черты гражданского права по Русской Правде…………..17
2.3 Уголовное право по Русской Правде………………………………….22
2.4 Судебный процесс по Русской Правде………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

2курсач новый.docx

— 68.20 Кб (Скачать файл)

    Совокупность  всех этих наблюдений приводит Ключевского  к тому, что текст Русской Правды сложился в сфере не княжеского, а церковного суда, в среде церковной  юрисдикции, нуждами и целями которой  и руководился составитель Правды в своей работе. Церковный суд по духовным делам над всеми христианами производился на основании Номоканона, принесённого из Византии, и церковных уставов, изданных первыми христианскими князьями Руси. Церковный суд по нецерковным уголовным и гражданским делам, простиравшийся только на церковных людей, должен был производиться по местному праву и вызывал потребность в письменном своде местных законов, каким и явилась, по Ключевскому, Русская Правда. 

1.2 Основные редакции Русской правды 

    Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты Русской Правды разделяются на 3 основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков), «Пространная» (более 100 списков) и «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной редакции»

    Краткая редакция состоит из следующих правовых текстов:

    «Правда Ярослава», от 1016 или 1036 г. (ст. 1-18);

    «Правда Ярославичей» (Изяслава, Святослава, Всеволода), от 1072 г. (ст. 19-41);

    Покон вирный — определение порядка  кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е  гг. (ст. 42);

    Урок  мостникам (регулировал оплату труда  мостников (строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов), 1020-е или 1030-е гг. (ст 43).

    «Краткая  Правда» состояла из 43 статей. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще  о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 18 — ст. 43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания.

    Списки  «Пространной Правды» находят в  списках церковных законов, в летописях, в статьях и. Св. Писания судебного и законодательного характера («Мерила Праведные»). "Пространная правда" состояла из двух частей — Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха, входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. «Пространная Правда» была составлена в XII в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб. Она значительно отличалась от «Краткой Правды». Число статей- 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передаче имущества по наследству.

    «Сокращенная  Правда» относилась к значительно  более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве после присоединения территории "Пермь Великая"[12, c. 212]. По Тихомирову она как раз там и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте.

 

2. Содержание Русской  Правды 

2.1   Правовое положение населения 

    Все   феодальные  общества  были  строго  стратифицированы,  то  есть  состояли  из  сословий, права  и  обязанности,  которых  четко  определялись   законом,  как  неравные  по   отношению  друг  к  другу  и  к  государству. Иными  словами,  каждое  сословие  имело  свой  юридический  статус.   Было  бы  большим  упрощением  рассматривать  феодальное  общество  с  точки  зрения  эксплуататоров  и  эксплуатируемых.  Сословие  феодалов,  составляя  боевую  силу  княжеских  дружин,  несмотря  на  все  свои  материальные  выгоды,  могло  потерять  жизнь – самое ценное – проще  и  вероятнее,  нежели  бедное  сословие  крестьян.  Класс  феодалов  формировался   постепенно. В него  входили  князья,  бояре,  дружина, местная  знать,  посадники,  тиуны. Феодалы осуществляли    гражданское управление  и отвечали  за  профессиональную  военную   организацию.  Они  были  взаимно  связаны  системой  вассалитета,  регулирующей  права  и  обязанности  друг  перед  другом  и  перед   государством.  Для  обеспечения  функций  управления  население   платило  дань  и  судебные  штрафы. Материальные  потребности военной  организации обеспечивались  земельной  собственностью. [5, c.71].

    Феодальное  общество  было  религиозно-статичным,  не  склонным  к  резкой  эволюции. Стремясь  закрепить  эту  статичность,  государство  консервировало  отношения  с  сословиями  в  законодательном  порядке.

    В  Русской  Правде  содержится  ряд  норм,  определяющих  правовое  положение  отдельных  групп  населения. Особое  место занимает  личность  князя.  Он   рассматривается в качестве  физического лица ,  что свидетельствует  о  его  высоком  положении  и  привилегиях .  Но  дальше по  ее  тексту  достаточно  трудно  провести  грань,  разделяющую  правовой  статус  правящего  слоя  и  остальной  массы  населения.. Мы  находим  лишь  два юридических  критерия,  особо  выделяющих  эти  группы  в  составе  общества :  нормы  о  повышенной  ( двойной )  уголовной  ответственности – двойная  вира     ( 80  гривен )  за убийство  представителя  привилегированного   слоя  княжеских  слуг, конюхов,  тиунов,  огнищан.  Но  о самих   боярах и дружинниках кодекс  молчит. Вероятно,  за  посягательство  на  них применялась смертная  казнь.  В летописях неоднократно  описывается применение  казни во  время народных  волнений. И также   нормы об  особом  порядке наследования недвижимости  (земли)  для   представителей   этого  слоя. В  феодальной  прослойке  раннее  всего  произошла  отмена  ограничений  на  женское  наследование.  В церковных  уставах  за  насилие  над  боярскими  женами  и  дочерьми  устанавливаются  высокие  штрафы  от 1 до  5  гривен  серебра. Также  ряд статей  защищает  собственность феодалов.  Устанавливается штраф в 12  гривен  за  нарушение земельной  межи,  также штрафы  взимаются  за  разорение  пчельников,  боярских  угодий,  за   кражу ловчих  соколов и ястребов.[5, c.112].

    Основная  масса  населения  разделялась  на свободных и зависимых людей,    существовали  также промежуточные и переходные  категории. Городское население делилось  на ряд  социальных  групп:  боярство, духовенство,  купечество, «низы» (ремесленники,  мелкие  торговцы,  рабочие  и  пр. ) В  науке  вопрос  о  его  правовом   положении  в  должной   мере   не  решен  из-за  недостатка  источников.  Трудно  определить,  в  какой  степени  население   русских  городов  пользовалось  городскими  вольностями. По  подсчетам историка  М.Н. Тихомирова, на Руси в до монгольский  период  существовало до 300 городов.

    Свободные жители городов пользовались правовой защитой Русской Правды, на них  распространялись все статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое  сто» действовало при какой-либо церкви.

    Юридически  и  экономически  независимой  группой  были   также  смерды – общинники (они  уплачивали  налоги  и  выполняли  повинности  только  в  пользу  государства).

    В  науке  существует  ряд  мнений   о  смердах,  их  считают  свободными  крестьянами,  феодально - зависимыми,  лицами  рабского  состояния,  крепостными и даже  категорией  сходной с мелким  рыцарством. Но  основная  полемика  ведется  по  линии:   свободные  или  зависимые (рабы).[16, c.94].

    Смерд   выступает,  как  крестьянин, владеющий домом,  имуществом,  лошадью. За  кражу  его  коня  закон  устанавливает  штраф  2  гривны. За  « муку»   смерда   устанавливается  штраф  в  3  гривны.  Русская  Правда  нигде  конкретно  не  указывает  на  ограничение  правоспособности  смердов,  есть  указания на  то,  что они выплачивают штрафы (продажу)  характерные  для  свободных  граждан. Закон  защищал  личность  и  имущество  смерда. За  совершенные  проступки  и  преступления,  а  также  по  обязательствам  и договорам  он  нес  личную  и имущественную ответственность, за  долги смерду  грозило превращение в феодально-зависимого  закупа, в судебном  процессе, смерд выступал  полноправным  участником.

    Русская  Правда  всегда  указывает  при  необходимости  на  принадлежность  к   конкретной социальной  группе (дружинник, холоп ит.д.) В массе статей   о свободных людях,  именно  свободные   подразумеваются,  о смердах,  речь  заходит лишь  там,  где их  статус  необходимо  выделить.

    Дани, полюдье  и  прочие  поборы  подрывали  устои  общины,  и  многие ее члены,  чтобы  уплатить  дань  сполна  и  самим  как-нибудь  просуществовать  были вынуждены,   иди в долговую  кабалу  к своим богатым соседям. Долговая  кабала  стала  важнейшим  источником  формирования  экономически  зависимых  людей.  Они  превращались  в  челядь  и  холопов, гнувших   спины  на   своих  хозяев  и  не  имевших  практических  никаких  прав  Одной  из  таких  категорий  были  рядовичи ( от  слова «ряд» – договор) -  те  кто  заключает  договор  о  своем  временном  холопском  положении,  а  жизнь  его  оценивалась  в  5  гривн.  Быть  рядовичем  было  не  всегда  плохо,  он  мог оказаться  ключником   или   распорядителем. Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая Правда не упоминает закупа, зато в Пространной Правде помещен специальный устав о закупах. Закуп- человек, работавший в хозяйстве феодала за “купу”, заем, в который могли включаться различные ценности: земля, скот, деньги и прочее. Этот долг следовало отработать, причем не существовало нормативов. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость увеличивалась и могла продолжаться долгое время. Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха после  восстания  закупов  в 1113 г. Устанавливались  предельные  размеры  процентов  на  долг. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть выдан головой, т.е. превращен в  полного холопа. Его  правовой  статус  резко  менялся.  За  попытку  уйти  от  господина  не  расплатившись,  закуп  обращался  в холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях:  по  малозначительным  делам («в малых исках»)  или  в  случае  отсутствия  других  свидетелей (« по нужде»). Закуп был той юридической фигурой,  которая наиболее  ярко  иллюстрировала  процесс «феодализации»,  закабаления,  закрепощения  бывших  свободных  общинников.[2, c.77] 

      В  Русской  Правде  «ролейный» (пахотный) закуп,  работавший  на  чужой земле,  по   своему  правовому статусу не  отличался от  закупа  «неролейного». От  наемных работников те  и другие  отличались, в частности тем,  что  получали  плату  за  работу  впрок,  а  не  после выполнения. Ролейные  закупы,   работая  на  чужой земле, обрабатывали  ее  частью  на  господина,  частью  на  себя. Неролейные  закупы  оказывали  личные  услуги  господину  в его  доме. В феодальном хозяйстве широко применялся труд рабов- холопов, ряды которых пополнялись пленными, а также разорившимися соплеменниками. Положение холопов было крайне тяжким - они “ниже хлеба ржаного ели и без соли от последней нищеты”. Феодальные путы цепко держали человека в рабском положении. Иногда, вконец отчаявшись и изверившись во всех земных и небесных надеждах, холопы пытались разорвать их, поднимали руку на обидчиков- хозяев. Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Его личность как субъекта права не защищалась законом, В судебном процессе холоп не может выступать в качестве стороны, (истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на “слова холопа”. Закон регламентировал различные источники холопства Русской Правды и предусматривал следующие случаи: само продажа в рабство, рождение от рабы, женитьба на рабе, “ключничество”, т.е. поступление в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека. Наиболее  распространненым  источником  холопства,   не упомянутым,  однако.  В Русской Правде, был плен.  Но если  холоп был пленным - “от рати взят”, то соплеменники могли выкупить его. Цена за пленного была высока- 10 златников, полновесных золотых монет русской или византийской чеканки. Не каждый надеялся, что заплатят за него такой выкуп. А если раб происходил из своего русского рода- племени, тогда ждал он и желал он смерти своего господина. Хозяин мог завещанием своим духовным, надеясь искупить земные грехи, отпустить холопов на волю. После этого превращался холоп в пущенника, то есть отпущенного на волю. Холопы стояли на низшей ступени уже и в те древние времена лестницы социальных отношений. Источники холопства были также: совершение  преступления (такое  наказание, как  «поток  и  разграбление» предусматривало выдачу  преступника  «головой», превращение в холопа), бегства закупа от господина, злостное банкротство (купец  проигрывает  или  транжирит чужое  имущество) Жизнь становилась сложнее, дани и оброки увеличивались. Разорение непосильными поборами смердов- общинников породило еще одну категорию зависимых людей- изгоев. Изгой- это человек, изгнанный силой тяжелых жизненных обстоятельств из своего круга, разорившийся, потерявший дом, семью, хозяйство. Изгойство как социальное явление широко распространилось в Древней Руси, и феодальным законодателям пришлось включить в своды древних законов статьи об изгоях, а отцам церкви то и дело поминать их в своих проповедях.[5, c.127] 

2.2 Основные черты гражданского права по Русской Правде 

    Право собственности (вещное право).

    Русская Правда и другие источники не знают  единого общего термина для обозначения  права собственности. Причина, очевидно, заключается в том, что содержание этого права было тогда различным  в зависимости от того, кто был субъектом и что фигурировало в качестве объекта права собственности.

    В Русской Правде в подавляющем  большинстве случаев речь идет о  праве собственности людей на движимое имущество, движимые вещи, носившие общее название «имения» (того, что можно взять, «имати»).

    В качестве объекта «имения» фигурируют одежда, оружие, кони, другой скот, орудия труда, торговые товары и пр. Право  частной собственности на них  было полным и неограниченным. Собственник  мог ими владеть (фактически обладать ими), пользоваться (извлекать доходы) и распоряжаться (определять юридическую судьбу вещей) до их уничтожения, вступать в договоры, связанные с вещами, требовать защиты своих прав на вещи и др. То есть можно говорить, что собственность на Руси - весьма древний институт, считавшийся во времена Русской Правды объектом полного господства собственника.

    Можно предполагать, что субъектами права  собственности в указанное время  были все свободные люди (без холопов, ибо последние относились к разряду имущества). Собственник имел право на возврат своего имущества из чужого незаконного владения на основе строго установленной в Русской Правде процедуры.

    Гораздо сложнее обстоит дело с собственностью недвижимой и, в первую очередь, с земельной собственностью.

    Собственность оформляется в виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. [12, c.24].

    Обязательственное право.

    Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой.

    Для древнерусского обязательственного права  характерно обращение взыскания  не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма.

Информация о работе "Русская правда" - первый законодательный акт Средневековой Руси