Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:46, контрольная работа
Крупнейшим памятником русского права является Русская Правда. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве, но их единая классификация до сих пор отсутствует.
Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Русская Правда. Характеристика. Источники…………………..4
1.1 Общая характеристика «Русской правды»……………………………4
1.2 Источники «Русской Правды»…………………………………………6
Глава 2. Уголовное право. Уголовный процесс………………………….8
2.1 Общая характеристика уголовного права…………………………….8
2.2 Судебный процесс по «Русской правде»……………………………..12
Заключение………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Русская Правда. Характеристика. Источники………………….. |
4 |
1.1 Общая характеристика «Русской правды»…………………………… |
4 |
1.2 Источники «Русской Правды»………… |
6 |
Глава 2. Уголовное право. Уголовный процесс…………………………. |
8 |
2.1 Общая характеристика уголовного права……………………………. |
8 |
2.2 Судебный процесс по «Русской правде»…………………………….. |
12 |
Заключение…………………………………………………… |
16 |
Список литературы………………………………… |
17 |
Введение
Крупнейшим памятником русского права является Русская Правда. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве, но их единая классификация до сих пор отсутствует.
Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права.
В статьях Русской Правды говорится об установлении права феодальной собственности не только на землю и угодья, но и на движимое имущество: коней, бобров, орудия производства и др.
Для эпохи предшествовавшей Русской Правде характерным объединением сельского населения была соседская община. Она выросла в процессе разложения семейной общины.
Древнейшая часть Русской
Глава 1. Русская Правда. Характеристика. Источники
1.1 Общая характеристика «Русской правды»
Крупнейшим памятником древнерусского права и основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды, сохранивший свое значение и в более поздние периоды истории. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права. До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Первоначальный текст Русской Правды к сожалению до нас не дошел. Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати известным российским историком В.Н. Татищевым в 1738 г. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки - закон, законник. На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «обычай», но документ обозначен легально-нравственным термином «Правда»1. Он представляет собой целый комплекс юридических документов XI - XII вв, составными частями которого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г), Правда Ярославичей (около 1072 г.) , Устав Мономаха (около 1120-1130 гг.). Русская Правда в зависимости от редакции подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную.
Краткая Правда - древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Её первая часть была принята в 30-е гг. XI в.. Место издания этой части Русской Правды спорно, летопись указывает на Новгород, но многие авторы допускают, что она была создана в центре земли Русской - Киеве и связывают ее с именем князя Ярослава Мудрого ( Правда Ярослава ). Она включала в себя 18 статей (1- 18 ) и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком ( 1015 – 1019 гг. ). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав задобрил новгородцев « дав им Правду и устав списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите»2. За этими словами в Новгородской 1 летописи помещен текст Древнейшей Правды. Характерными особенностями первой части Русской Правды являются следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1086 г. и получила название Правды Ярославичей. Она состояла из 25 статей ( 19- 43 ), но в некоторых источниках статьи 42-43 являются отдельными частями и именуются соответственно: Покон вирный и Урок мостников. В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1077 г. ( год смерти одного из его сыновей).
Вторая часть Русской Правды
отражает процесс развития феодальных
отношений: отмена кровной мести, защита
жизни и имущества феодалов повышенными
мерами наказания. Большая часть
статей Краткой Правды содержит нормы
уголовного права и судебного процесса.
Пространная Правда была составлена после
подавления восстания в Киеве 1113 год. Она
состояла из двух частей - Суда Ярослава
и Устава Владимира Мономаха. Пространная
редакция Русской Правды содержит 121 статью.
Пространная Правда - это более
развитый кодекс феодального права,
в котором закреплялись привилегии
феодалов, зависимое положение смердов,
закупов, бесправие холопов. Пространная
Правда свидетельствовала о процессе
дальнейшего развития феодального
землевладения, уделяя много внимания
охране права собственности на землю и
другое имущество. Отдельные нормы Пространной
Правды определяли порядок передачи имущества
по наследству, заключения договоров.
Большинство же статей относятся к уголовному
праву и судебному процессу.
Сокращенная Правда сложилась в середине
XV в. из переработанной Пространной Правды.
Бесспорно, что, как и любой другой правовой акт, Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права.
1.2 Источники «Русской Правды»
Источниками кодификации являются нормы обычного права и княжеская судебная практика.
Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы, и прежде всего суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей. Когда обычай санкционируется государственной властью, он становится нормой обычного права3. К числу норм обычного права относятся, прежде всего, положения о кровной мести (ст.1 КП) и о круговой поруке (ст.20 КП). Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом - вирой (наблюдается сходство с "Салической правдой", где кровная месть также была заменена денежным штрафом); в отличие от кровной мести круговая порука сохраняется как мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление ("Дикая вира" налагалась на всю общину).
Ещё одним из
источников Русской Правды был Закон
Русский (нормы уголовного, наследственного,
семейного, процессуального права).
До сих пор не прекращаются споры
о его сущности. В истории русского
права нет единого мнения об этом
документе. Известно, что он частично отражён
в договорах Руси с греками в 911 и 944 годах
и в Русской Правде. Например, в договоре
911 года записано: "Аще ли ударить мечем
или бьеть кацем либо сосудом, за то ударение
или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону
Русскому".
Ссылки договоров на закон молодого Русского
государства, используемый как источник
права наряду с законами Византийской
империи, стали темой оживлённой дискуссии
в исторической и юридической литературе.
Так, например, сторонники норманнской
теории происхождения Древнерусского
государства считали Закон Русский скандинавским
правом. В. О. Ключевский считал, что Закон
Русский являлся "юридическим обычаем",
а в качестве источника Русской Правды
представляет собой "не первобытный
юридический обычай восточных славян,
а право городской Руси, сложившееся из
довольно разнообразных элементов в IX
- XI веках". По мнению В. В. Мавродина,
Закон Русский являлся обычным правом,
создававшимся на Руси в течение веков.
Л. В. Черепнин предположил, что между 882
годом и 911 годом был создан княжеский
правовой кодекс, необходимый для проведения
княжеской политики в присоединённых
славянских и неславянских землях. По
его мнению, кодекс отражал отношения
социального неравенства. Это было "право
раннефеодального общества, находящегося
на более низкой стадии процесса феодализации,
чем та, на которой возникла Древнейшая
Правда". А. А. Зимин также допускал складывание
в конце IX - начале X века раннефеодального
права. Он считал, что при Олеге существовало
ещё обычное право, а при Игоре появляются
княжеские законы - "уставы", "поконы",
которые вводили денежную кару за нарушение
права собственности и нанесение увечий,
ограничивали кровную месть, заменяли
её в отдельных случаях денежной компенсацией,
начали использовать институты свидетелей-видоков,
свода, поединков, присяги. Эти нормы вошли
позднее в КП. Хотя некоторые выводы А.
А. Зимина и Л. В. Черепнина остаются дискуссионными
(о развитии раннефеодального древнерусского
права в IX - X веках от правового обычая
и обычного права), их наблюдения доказывают,
что Русская Правда - это не просто запись
обычного права отдельного племени.
Во второй половине IX века в среднем Поднепровье произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд славянских племён в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Закон Русский представляет собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства. Также в Русской Правде присутствуют многочисленные нормы, выработанные княжеской судебной практикой.
Глава 2. Уголовное право. Уголовный процесс
2.1 Общая характеристика уголовного права
О системе уголовного права Древнерусского государства можно говорить, лишь понимая под ней те нормы Русской Правды, за нарушения которых прямо предусматривались наказания. Основными причинами, повлиявшими на становление уголовного права, было дальнейшее развитие феодальных отношений, наличие антагонистических классов и обострение борьбы между ними. Именно они определяли направление карательной деятельности государства.
Частный характер древнего права проявился в сфере уголовного права. Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как "обида", т.е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Уголовное правонарушение не отграничивалось в законе от гражданско-правового. Объектами преступления были личность и имущество. Объективная сторона преступления распадалась на две стадии: покушение на преступление (например, наказывался человек, обнаживший меч, но не ударивший) и оконченное преступление. Закон намечал понятие соучастия (упомянут случай разбойного нападения "скопом"), но еще не разделял ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т. д.). В Русской Правде уже существует представление о превышении пределов необходимой обороны (если вора убьют после его задержания, спустя некоторое время, когда непосредственная опасность от его действий уже не исходит). К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние опьянения преступника, к отягчающим - корыстный умысел. Законодатель знал понятие рецидива, повторности преступления (в случае конокрадства).
Одной из особенностей Русской Правды было отсутствие четкого разграничения между уголовными преступлениями и гражданскими правонарушениями. Все они объединялись понятием «обида», но не в смысле оскорбления чести, а в смысле причинения вреда (физического, материального и морального).
В понятие «обида» входило как убийство, так и неплатеж долга: «аще убиють огнищанина в обиду, то платить дань 80 гривен убийце». В порядки преследования обидчиков разницы не существовало: то и другое возникало по инициативе потерпевшего.
Субъектами преступления по Русской Правде являлись феодалы, городские люди и феодальнозависимые крестьяне. Холопы не являлись субъектами права, и за свои преступления и поступки они подлежали наказанию иногда более жестокому, нежели остальные члены общества. Так, по ст. 65, раба, ударившего свободного мужа, можно было убить. Отсутствие имущества делало невозможным для них уплату денежных штрафов. Поэтому за совершение преступления холопы подлежали иной ответственности. Уплату денежного штрафа, возмещение ущерба причиненного холопом, производил его хозяин и наказание холопа за совершение преступления было делом уже не государства, а феодала4.
Четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности еще не существовало, но они уже намечались в законе. Ст.6 ПП упоминает случай убийства "на пиру явлено", а ст.7 ПП - убийство "на разбое без всякой свады". В первом случае подразумевается неумышленное, открыто совершенное убийство (а "на пиру" - значит еще и в состоянии опьянения). Во втором случае - разбойное, корыстное, предумышленное убийство (хотя на практике умышленно можно убить и на пиру, а неумышленно - в разбое). Тяжелым преступлением против личности считалось нанесение увечий (усечение руки, ноги) и других телесных повреждений. От них следует отличать оскорбление действием (удар чашей, рогом, мечом в ножнах), которое наказывалось еще строже, чем легкие телесные повреждения, побои.
Имущественные преступления по Русской Правде включали разбой (не отличимый еще от грабежа), кражу ("татьбу"), уничтожение чужого имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство (как особый вид кражи), злостную неуплату долга и пр. Наиболее подробно регламентировалось понятие "татьба". Известны такие ее виды, как кража из закрытых помещений, конокрадство, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов, и пр. Закон допускал безнаказанное убийство вора, что толковалось как необходимая оборона.
При определении наказания за кражу учитывалось откуда было похищено имущество (со двора, хлева, поля и т. д.).
Если «Краткая Правда» (ст. 13) установила за конокрадство и кражу из закрытых помещений 3 гривны, то «Пространная Правда», защищая интересы феодалов, усиливает уголовную репрессию и предусматривает за аналогичные преступления высшую меру наказания - поток и разграбление (ст. 35).
Также особо опасными преступлениями являлись поджог двора и гумна.
Стадий подготовки и совершения уголовных преступлений Русская Правда не знает.
В период существования Киевского
государства в обществе еще не
сложилось абстрактное
Информация о работе Русская правда. Характеристика, источники. Уголовное право