Русские земли и княжества в XII - первой половине XIII веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:11, контрольная работа

Описание работы

Феодальная раздробленность Руси - это закономерный итог развития раннефеодального русского общества. Причинами феодальной раздробленности на Руси можно назвать экономические и политические. Экономические заключались в распространении на тот период натурального хозяйства, а следовательно, в возможности обособится от государства, т.к. производство велось не для продажи, а «для себя». Возникновение городов и развитие ремесел приводило к обогащению вотчины. Дружинники князя превращались в землевладельцев и «оседали» на своих землях.

Содержание работы

1.Феодальная раздробленность на Руси и ее причины.
2.Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынское княжества.
3. Новгородская феодальная боярская республика.
4. Последствия феодальной раздробленности.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 43.80 Кб (Скачать файл)

Задание 3. Русские земли и княжества  в XII- первой половине XIII в.

1.Феодальная раздробленность  на Руси и ее причины.

2.Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынское княжества.

3. Новгородская  феодальная боярская республика.

4. Последствия  феодальной раздробленности.

 

 

1.Феодальная раздробленность  на Руси и ее причины.

 

  Феодальная раздробленность  Руси - это закономерный итог развития  раннефеодального русского общества.

         Причинами феодальной раздробленности  на Руси можно назвать экономические  и политические.

        Экономические  заключались в распространении  на тот период натурального  хозяйства, а следовательно, в возможности обособится от государства, т.к. производство велось не для продажи, а «для себя». Возникновение городов и развитие ремесел приводило к обогащению вотчины. Дружинники князя превращались в землевладельцев и «оседали» на своих землях. Росло число зависимых людей-холопов, которых нужно был держать в узде, а для этого требовалось наличие полицейского аппарата, но без государственного вмешательства. Развитие производства приводило к экономическому и политическому обособлению. Местные бояре не собирались делить свои доходы с великим киевским князем и активно поддерживали в борьбе за самостоятельность и укрепление собственного княжества их правителей.

         Политические заключались в том,  что все князья и вотчинники  являлись родственниками и считали  себя равными друг другу. Внешне  распад Киевской Руси представлял  собой раздел территорий между  представителями княжеской семьи,  разросшейся за это время. 

Этапы распада.

        Первые  попытки отделиться от Киевской  Руси были предприняты после  смерти Владимира Святого в  1052 году. Но князь Ярослав Мудрый  силой и хитростью объединил  русские земли. В 1097 году произошла  попытка объединения русских  земель по договору. Русские князья  Святополк , Владимир , Давыд Святославич , Давыд Игоревич, Олег и Василько съехались в г.Любечь на съезд, где были решены два вопроса:

1)кому где править;

2)на каких условиях  сохранять единое государство.

       Столицей  русских городов был признан  Киев, куда платится дань - сколько  не жалко. В зависимости от  суммы дани из Киева приходит  помощь.

Но уже по дороге из Киева  в свои земли два князя убивают  князя Василько, чтобы поделить его земли. Навести порядок смог только Владимир Мономах, который княжил с 1113 по 1125 гг. в Киеве, но после его смерти остановить распад стало невозможно.

Во второй четверти 12 века половцы были полностью разгромлены, количество набегов кочевников на русские  земли резко сократилось, объединение  стало ненужным и, начиная с 12 века, Киевское княжество постепенно угасает.

Причины феодальной раздробленности. Вы помните, что все раннефеодальные  государства в Западной Европе после  кратковременного и бурного расцвета вступали в полосу кризиса и распада. Можно сделать вывод, что, во-первых, распад раннефеодальных государств — закономерное и неизбежное явление  и, во-вторых, в основании распада  этих государств лежат общие причины, свойственные как Западной, так и  Восточной Европе. И это общее  — дальнейшее развитие феодальных отношений, в результате чего разрушаются  одни политические образования и  на их месте возникают новые.

Внешне это проявляется  как постепенный переход, перемещение  политической жизни от центра —  Киева — на окраины. Уже в начале XII в. формируются новые политические силы, которые могли обходиться без Киева. Сначала это Полоцкое княжество, издавна мало считавшееся с киевским князем. Затем Ростово-Суздальская, Черниговская, Галицко-Волынская, Смоленская, Новгородская и другие земли. Общественная и политическая жизнь дробится и замыкается на местных центрах. Это происходит прежде всего потому, что местные князья и их дружины прочно связывают свои интересы с отдельными княжествами. После Любечского съезда для князей они — наследственные отчины, о процветании которых следует более всего заботиться. Отныне если князь и поглядывает вожделенно на Киев, то часто не порывая отношений со своей отчиной, источником своего могущества. При этом борьба за киевский стол нередко ведется не из-за того, что какой-то князь стремится перейти туда, а чтобы не допустить возвышения соперников. Потому и сажают победившие князья в Киеве своих наместников, не желая покидать родовые гнезда.

Из истории Киевской Руси мы уже знаем, что рядом с княжеским  доменом возникают усадьбы бояр, старших дружинников. Бояре превращаются в феодалов-землевладельцев, интересы которых мало связаны с далеким  киевским князем и крепко — с  местным. Отныне не дань, а доходы, получаемые от вотчин, становятся для них главным  средством существования. Сам по себе этот процесс чрезвычайно важен: землевладение при феодализме —  источник политической и социальной силы, и князья уже не могут не считаться со своим боярством. Нетрудно заметить, что все перечисленное  — результат развития феодальных отношений.

Ослаблению Киева способствуют и другие факторы.

Напор со стороны степи  сдвигает на север границу: Киев утрачивает свое центральное положение, обращается в форпост борьбы с половцами. Население начинает уходить из Киевской и соседних областей в поисках мест безопасных, недоступных степным кочевникам. Один поток миграции устремляется на северо-восток, в далекий Залесский край; другой идет на юго-запад, в галицко-волынские земли. В средневековье плотность населения и экономическое процветание — понятия взаимосвязанные, и понятно, что перемещение населения отрицательно сказалось на положении центра.

Половцы, утвердившись по нижнему  течению Днепра, подорвали торговлю с Византией и Востоком. «Путь  из варяг в греки» приходит в упадок. Но окончательный удар ему был нанесен перемещением мировых торговых путей. Быстро набиравшие силу североитальянские города прибирают торговлю с Востоком в свои руки. Это не проходит бесследно для древнерусских городов. Будущее было за теми городами, которые сумели найти свое место, утвердиться на новых путях. Новгород ориентируется на торговлю с северогерманскими городами. Другой путь, минуя Киев, пролег через относительно безопасную Галицию. Древняя Русь утрачивает роль участника и посредника в торговых сношениях между византийским, западноевропейским и восточным мирами. То, что раньше связывало, оказалось утраченным. Центробежные силы и здесь уступают место силам центростремительным.

Перемены отразились на сознании князей. Защиту Русской земли многие из них уже не почитают общим делом. Напрасно автор знаменитого «Слова о полку Игореве» взывал к князьям  суздальским, смоленским и галицким о совместном выступлении против половцев. Свои действия они подчиняли собственным интересам.

Конечно, распаду Древнерусского государства способствовали разделы  земель и бесконечные усобицы  между князьями. Но даже если бы мы представили  невозможное — появление в XII в. всего одного-единственного претендента на Киев, он бы сумел лишь временно приостановить, но не прекратить дробление. Княжеские усобицы — одна из причин распада. Но одновременно они — отражение экономического и политического обособления земель, изменения ориентации окрепших городов и феодальных кланов. Местный, прочно осевший в собственной отчине свой князь устраивал их куда больше властителя Киевского государства. Он лучше и полнее мог выразить интересы земли. Он заботился о том, чтобы передать ее не чужому, пришлому князю, а своим прямым наследникам. В обособившихся княжествах — новых политических и экономических центрах — быстрее развивались ремесла, интенсивнее шло строительство, процветала культура.

С распадом единого государства  наступил период феодальной раздробленности.  Иногда используется другое определение: удельный период. В самом деле, после  смерти Владимира Мономаха и его  сына Мстислава Киевская земля стала  распадаться на самостоятельные  политические образования — уделы. К середине XII в. их насчитывалось 15. Спустя полвека — уже около 50.

Феодальная раздробленность  на Руси существовала до конца 15 века, когда большая часть территории бывшего Киевского княжества  вошла в состав Московского.

 

 

2.Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынское княжества.

Владимиро-Суздальское княжество - типичный образец русского княжества  периода феодальной раздробленности. Занимавшая большую территорию - от Северной Двины до Оки и от истоков  Волги до ее слияния с Окой, Владимиро-Суздальская  Русь со временем стала центром, вокруг которого объединились русские земли, сложилось Русское централизованное государство. На ее территории была основана Москва. Росту влияния этого крупного княжества в немалой степени  способствовало то, что именно туда перешел из Киева великокняжеский  титул. Все владимиро-суздальские  князья, потомки Владимира Мономаха, - от Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.) и до Даниила Московского (1276-1303 гг.) - носили этот титул.

Туда же была перенесена и митрополичья кафедра. После разорения  Батыем Киева в 1240 г. на смену греку  Иосифу константинопольский патриарх поставил в качестве главы русской  Православной церкви митрополита Кирилла, русского по происхождению, который  во время разъездов по епархиям явно отдавал предпочтение Северо-восточной  Руси. Следующий митрополит Максим в 1299 г., "не терпя насилья татарского", окончательно покинул Киев и "седе в Володимире со всем клиром своим". Он же первым из митрополитов стал называться митрополитом "всея Руси".

 Ростов Великий и  Суздаль, два древнейших русских  города, издревле давались великими  киевскими князьями в уделы  своим сыновьям. Владимир основал  в 1108 г. Владимир Мономах и  дал его в удел сыну своему  Андрею. Город вошел в состав  Ростово-Суздальского княжества,  где княжеский престол занимал  старший брат Андрея - Юрий Долгорукий, после смерти которого его сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) перенес столицу княжества из Ростова во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество.

Владимиро-Суздальское княжество  недолго сохраняло единство и  целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде  Большое Гнездо (1176-1212 гг.) оно распалось  на мелкие княжества. В 70-х гг. XIII в. стало самостоятельным и Московское княжество.

Общественный строй. Структура  класса феодалов во Владимиро-Суздальском  княжестве мало чем отличалась от киевской. Однако здесь возникает новая категория мелких феодалов - так называемые дети боярские. В XII в. появляется и новый термин - "дворяне". К господствующему классу относилось также духовенство, которое во всех русских землях периода феодальной раздробленности, и во Владимиро-Суздальском княжестве в том числе, сохранило свою организацию, строившуюся по церковным уставам первых русских христианских князей - Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Покорив Русь, татаро-монголы оставили неизменной организацию православной церкви. Привилегии церкви они подтвердили ханскими ярлыками. Древнейший из них, выданный ханом Менгу-Темиром (1266-1267 гг.), гарантировал неприкосновенность веры, богослужения и церковных канонов, сохранил подсудность духовенства и других церковных лиц церковным судам (за исключением дел о разбое, убийствах, освобождении от податей, повинностей и пошлин). Митрополит и епископы Владимирской земли имели своих вассалов - бояр, детей боярских и дворян, которые несли у них военную службу.

Основную массу населения  Владимиро-Суздальского княжества  составляли сельские жители, называвшиеся здесь сиротами, христианами, а впоследствии - крестьянами. Они платили феодалам оброк и постепенно лишались права  свободного перехода от одного хозяина  к другому.

Политическая система. Владимиро-Суздальское  княжество представляло собой раннефеодальную  монархию с сильной великокняжеской  властью. Уже первый ростово-суздальский  князь - Юрий Долгорукий - был сильным  правителем, сумевшим покорить Киев в 1154 г. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь покорил "матерь городов русских", но столицу свою туда не перенес -вернулся во Владимир, тем самым вновь утвердив его столичный статус. Он же сумел подчинить своей власти ростовских бояр, за что и был прозван "самовластием" Владимиро-Суздальской земли. Даже в пору татаро-монгольского ига владимирский стол продолжал считаться первейшим великокняжеским престолом на Руси. Татаро-монголы предпочли оставить нетронутыми внутреннее государственное устройство Владимиро-Суздальского княжества и родовой порядок преемства великокняжеской власти.

Великий князь владимирский опирался на дружину, из числа которой, как и во времена Киевской Руси, формировался Совет при князе. Кроме  дружинников, в совет входили  представители высшего духовенства, а после перенесения митрополичьей  кафедры во Владимир - и сам митрополит.

Великокняжеским двором управлял дворский (дворецкий) - второе по значению лицо в государственном аппарате. Ипатьевская летопись (1175 г.) в числе княжеских помощников упоминает также тиунов, мечников, детских, что свидетельствует о том, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления.

Власть на местах принадлежала наместникам (в городах) и волостелям (в сельских районах). Они же вершили  суд в подведомственных им землях, проявляя при этом не столько заботу об отправлении правосудия, сколько стремление к личному обогащению за счет местного населения и пополнению великокняжеской казны, ибо, как говорит та же Ипатьевская летопись, "много тяготу людем сим створиша продажами и вирами".

Право. Источники права  Владимиро-Суздальского княжества  до нас не дошли, но не подлежит сомнению, что в нем действовали общенациональные законодательные своды Киевской Руси. Правовая система княжества  включала источники светского и  церковного права. Светское право было представлено Русской Правдой (многие ее списки были составлены именно в  этом княжестве в XIII-XIV вв.). Церковное  право исходило из норм общерусских  уставов киевских князей более раннего  времени - Устава князя Владимира  о десятинах, церковных судах  и людях церковных, Устава князя  Ярослава о церковных судах. Эти  источники опять же дошли до нас  в списках, составленных во Владимиро-Суздальской  земле. Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество отличалось высокой степенью правопреемства с Древнерусским государством.

Информация о работе Русские земли и княжества в XII - первой половине XIII веков