Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 05:36, реферат
Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Детство……………………………………………………………….…….4
Глава 2 Начало обучения………………………………………………….….……6
Глава 3 Московский период (1866-1878)……………………………………..…..8
3.1 Создание крупных произведений…………………………………………….8
3.2. Педагогическая работа……………………………………………………....10
Глава 4 Новый этап творчества (1880- 1890)………………………………….…12
4.1 Надежда Филаретовна фон Мек………………………………………….14
4.2 Литературное творчество…………………………………………………1
4.3 Музыкально-общественная деятельность………………………….….…16
Заключение. Последние дни жизни композитора…………………………………....18
Список используемой литературы…………………………………………………….20
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Химикотехнологический
факультет заочно-
Реферат
По истории на тему
“Русский композитор Петр Ильич Чайковский”
Принял:
__________ /Кульбижеков В.Н./
_________________________
Оценка, дата
Выполнил:
Студент группы 2207.11с
__________ /Степаненко Н.В../
"___" ____________ 20____
_________________________
Номер зачетной книжки
Красноярск
2013 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1
Детство……………………………………………………………
Глава 2
Начало обучения………………………………………………….….
Глава 3
Московский период (1866-1878)……………………………………..…..
3.1 Создание
крупных произведений…………………………
3.2. Педагогическая
работа……………………………………………………....
Глава 4 Новый этап творчества (1880- 1890)………………………………….…12
4.1 Надежда Филаретовна фон Мек………………………………………….14
4.2
Литературное творчество…………………
4.3
Музыкально-общественная
Заключение. Последние дни
жизни композитора…………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Введение
Пётр Ильи́ч Чайко́вский русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.
Считается одним из величайших
композиторов в истории музыки. Автор
более 80 произведений, в том числе
десяти опер и трёх балетов. Его концерты
и другие произведения для фортепиано,
семь симфоний (шесть пронумерованных
и симфония «Манфред»), четыре сюиты,
программная симфоническая
В произведениях Чайковского соединяются совершенство композиции и огромная выразительная сила, европейский стиль и традиция русской музыки. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии).
Детство
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско - Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец — Илья Петрович Чайковский (1795—1880) — выдающийся русский инженер, был сыном Петра Фёдоровича Чайки, который родился в 1745 году в селе Николаевка близ Полтавы (Украина), позже сменил свою фамилию на Чайковский. Он был вторым ребёнком Фёдора Чайки и его жены Анны. Пётр Фёдорович учился в семинарии в Киеве, позже получил медицинское образование в Петербурге. С 1770 по 1777 год служил в армии ассистентом военного врача, позже стал офицером медслужбы в Кунгуре, Пермской губернии. В 1782 году был переведён в Вятку (Казанская губерния). В 1776 году женился на Анастасии Степановне Посоховой (1751 года рождения), у них было 11 детей. Илья Петрович, отец композитора, был 10-м ребёнком. Он, окончив Горный кадетский корпус в Петербурге, был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев в 1833 году, он женился на Александре Андреевне Ассиер, с которой в 1837 году переехал на Урал, куда получил назначение на пост начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода. Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший брат Николай, в 1842 году — сестра Александра и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.
Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».
В многодетной семье горного инженера Ильи Петровича Чайковского один ребенок с младенчества отличался особой музыкальностью. Стоило матери, Александре Андреевне, сесть за фортепьяно, как Петя тут же оказывался рядом. За необычную впечатлительность, ранимость, хрупкость его прозвали в семье «стеклянным мальчиком»
Начало обучения
В 1849 году семья переехала
в город Алапаевск (об этом этапе
жизни композитора можно узнать
из книги «12 путешествий по Среднему
Уралу»), а в 1850 году — в Санкт-Петербург.
Чувствуя себя низшими по статусу
из-за скромного происхождения, в 1850
году родители отправляют Чайковского
в Императорское училище
В 1852 году, поступив в училище,
он начал серьёзно заниматься музыкой,
которую преподавали
Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.
В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке.
Свою первую симфонию Чайковский
назвал "Зимние грезы". Это первая
симфония, созданная русским
В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости»; другие его консерваторские работы — увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в оперу «Воевода».
Московский период (1866-1878)
По окончании консерватории,
по приглашению Николая
В 1868 году впервые выступил
в печати как музыкальный критик
и познакомился с группой петербургских
композиторов ― членов «Могучей кучки».
Несмотря на разность творческих взглядов,
между ним и «кучкистами» сложились
дружеские отношения. У Чайковского
проявляется интерес к
1870-е годы в творчестве
Чайковского ― период
К московскому
периоду относится создание большого
количества самых разнообразных
произведений: в их числе - оперы "Воевода"
(1869), "Ундина" (1869), "Опричник"
(1874), "Кузнец Вакула" (1876), три первые
симфонии (1866, 1872 и 1875), несколько программных
увертюр-фантазий для оркестра (среди
них "Франческа да Римини", 1876 год),
три квартета (1871, 1874 и 1876), Первый фортепианный
концерт (1875), музыка к сказке Островского
"Снегурочка" (1873), цикл фортепианных
пьес "Времена года" (1876) и ряд других
камерно-инструментальных сочинений и
романсов.
Большая часть произведений московского
периода связана с народными песнями.
В них Чайковский нередко включал подлинные
народные песни - русские или украинские.
Так, например, записанная под Москвой
с голоса крестьянки песня "Коса ль
моя, косынька" вошла в оперу "Воевода"
("Соловушка в дубравушке"). Песня
"Сидел Ваня на диване", услышанная
Чайковским на Украине в Каменке, стала
главной темой медленной части Первого
струнного квартета.
Некоторые сочинения этих лет содержат
яркие зарисовки народного быта, живо
передают народный юмор и веселье (например,
финалы Первой и Второй симфоний), поэтические
образы природы - цикл "Времена года".
В других же сочинениях московского периода
звучат порой иные настроения: в них выражена
неудовлетворённость жизнью. Такова увертюра-фантазия
"Ромео и Джульетта" (1869).
Драматичен по своему характеру
также созданный в эти годы
балет "Лебединое озеро" (1877).
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
- яркий пример того обобщенного подхода
к воплощению идеи произведения, который
характерен для Чайковского. С шекспировской
глубиной композитор раскрыл в музыке
красоту и верность человеческого чувства.
Вместе с поэтом он вынес суровый приговор
жестокости, предрассудкам и косности
общественной среды, окружающей героев.
Увертюра - выражение глубокой скорби
о юных Джульетте и Ромео. Но одновременно
это утверждение нерушимости светлых
возвышенных идеалов человека, его душевной
красоты.
Новаторство "Лебединого озера" -
необычность и непохожесть его на всё
предшествующее - если и было не до конца
сразу понято, то сразу же отмечено и публикой
и критикой, хотя порой и вызывало недоумение
просвещённых меломанов. Одни упрекали
композитора в бедности творческой фантазии,
однообразии тем и мелодий, в некоторой
монотонности. Другие считали, что музыка
прекрасна, более того - даже слишком хороша
для балета. Тем не менее, премьера
балета в московском Большом театре (20
февраля 1877 года) прошла с успехом, и спектакль
оставался в репертуаре до 1883 года, когда
пришли в полную негодность декорации
этой постановки. Первый отзыв в прессе,
где создание нового балета было оценено
по достоинству, принадлежал Г.А. Ларошу:
"По музыке "Лебединое озеро" -
лучший балет, который я когда-нибудь слышал...
Мелодии, одна другой пластичнее, певучее
и увлекательнее, льются как из рога изобилия;
ритм вальса, преобладающий между танцевальными
номерами, воплощён в таких разнообразных
грациозных и подкупающих рисунках, что
никогда мелодическое изображение даровитого
и многостороннего композитора не выдерживало
более блистательного испытания..."
Жанровое разнообразие характерно для
оперного творчества Чайковского этих
лет: здесь - и лирико-бытовая драма (по
Островскому) "Воевода", и лирико-фантастическая
опера "Ундина" (на сюжет, переведённый
Жуковским), историко-бытовая опера "Опричник"
(по роману Лажечникова), наконец, лучшее
из оперных произведений "доонегинского"
периода - лирико-комическая опера "Кузнец
Вакула" по повести Гоголя. Уже этим
ранним операм присущ целый ряд ярких
творческих достижений. Однако им чаще
недостает достаточной драматургической
цельности, завершённости. Вот почему
некоторые из своих ранних опер Чайковский
впоследствии уничтожил, а оперу "Кузнец
Вакула" в 1880-х годах значительно переработал.
Опера в новом варианте получила название
"Черевички".
Педагогическая работа
Несмотря на интенсивное
творчество, Чайковский в эти годы
уделял много времени педагогической
и музыкально-критической
В июле 1877 года, увлёкшись
сочинением оперы «Евгений Онегин»,
а также чтобы покончить с
различными слухами и сплетнями
по поводу своей личной жизни, импульсивно
женился на бывшей консерваторской студентке
Антонине Милюковой, которая была младше
его на 8 лет. Но сам Чайковский испытывал
к ней лишь платонические чувства. Особенности
личной жизни композитора объясняются
его гомосексуальностью, ставшей причиной
того, что его брак через несколько недель
распался, по мнению ряда искусствоведов
этот факт биографии имел отражение в
его творчестве. В силу различных обстоятельств
супруги так и не смогли никогда развестись
и жили раздельно. Неудачная женитьба,
нервное заболевание, вызванное напряженной
работой, послужили причиной отъезда Чайковского
в конце 1877 года из Москвы за границу. В
Италии композитором были завершены Четвёртая
симфония и опера "Евгений Онегин".
Огромным было их значение в биографии
Чайковского, Подытожив предшествующий
опыт, он одновременно открыл в них новые,
широкие горизонты для дальнейшей творческой
деятельности. Появление этих произведений
стало выдающимся событием и в жизни всего
русского искусства.
В романе "Евгений Онегин" композитор
видел реальные и правдивые образы, глубокую
жизненную драму, которая происходила
в условиях реальных, правдивых. Он глубоко
проникся пушкинскими образами, чистотой
любви героев, верностью и пониманием
их чувства долга и чести, их возвышенной
мечтой и стремлением к идеалу. Музыкальная
драматургия произведения создана на
едином мелодическом дыхании, где один
номер органически переходит в другой,
где вокальная мелодия монологов (арий
или ариозо) по своей певучести и интонационной
выразительности не отличается от речитативов
- "музыкальных разговоров" - диалогов.
Композитор словно распевает стихи Пушкина,
подобно тому, как поют романсы на стихи
поэтов, и сочиняет необычайно широкие
мелодии, покоряющие одухотворенностью.
Новый этап творчества
В 1880-х и в начале 1890-х
годов Чайковский обращается к новой
тематике, новым образам, новым музыкальным
жанрам и формам. Так, после лирической
оперы "Евгений Онегин" он создаёт
в 1879 году героико-патриотическую оперу
"Орлеанская дева" по трагедии Шиллера.
К историческому прошлому относится
и сюжет следующей оперы - "Мазепа"
(1883) по поэме "Полтава" Пушкина. В
ней на фоне исторических событий
раскрывается лирическая драма дочери
Кочубея - Марии. Следующая опера
этого десятилетия - "Чародейка"
(1887) по драме И.А. Шпажинского - лирико-трагическая
и одновременно народно-бытовая опера.
На рубеже нового десятилетия - в 1890 году
- появляется выдающееся произведение
мировой музыкальной классики - опера
"Пиковая дама" на сюжет одноименной
повести Пушкина.
"Пиковую даму" Чайковский создавал
как монооперу: через образ Германа - героя
драмы, - как сквозь призму "пропускал"
все события и развитие действия. В музыке
он раскрывал смысл, подтекст происходящего
не только на сцене, но и в душе каждого
персонажа "Пиковой дамы". Подобно
тому, как в своих симфониях, в этой опере
композитор разрабатывал две основные
темы. Одну из них, связанную с тайной трёх
карт, составляют два мотива, из интонаций
которых вырастают многие темы оперы.
Другая - тема любви. На разработке этих
тем построена музыкальная драматургия
всего сочинения.
В 1880-е годы композитор пишет большое количество
разнообразных симфонических и камерных
произведений. Впервые он обращается к
жанру сюиты, пишет программную симфонию
"Манфред" (1885), Пятую симфонию (1888).
Появляются новые увертюры - "1812 год"
(1880), "Гамлет" (1888). В начале 1880-х годов
он создал блестящее, ярко народное по
языку "Итальянское каприччио" для
симфонического оркестра, продолжившее
традиции испанских увертюр Глинки. В
те же годы Чайковский впервые обратился
к жанру трио и написал своё известное
сочинение для рояля, скрипки и виолончели,
посвящённое памяти Н. Рубинштейна. В 1880-е
годы он написал большое количество психологических
романсов (например, трагический романс
"На нивы желтые..."), а наряду с этим
- цикл светлых поэтических детских песен.
Информация о работе Русский композитор Петр Ильич Чайковский