Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 22:34, реферат
Анархизм (от греч. airarchia - безначалие, безвластие) - общественно- политическое учение, основными принципами которою являются отрицание государства и всякой власти, а также программное требование освобождения личности от всех форм политической, экономической и духовной зависимости.
В Европе анархизм, как политическое течение окончательно оформился в 40-50-е гг. XIX века. У истоков анархизма в России стояли П.- Ж, Прудом, Макс Штирнер и М.А.Бакунин. Их учение развивали Петр Кропоткин, Иоганн Мост, Жорж Сорель и др.
Русское анарходвижение.
План.
1. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ АНАРХИЗМА В РОССИИ (1840-1917)
2. АНАРХИЗМ В РОССР1И В 1917 ГОДУ.
1 Краткий очерк истории анархизма в России (1840-1917).
Анархизм (от греч. airarchia - безначалие, безвластие) - общественно- политическое учение, основными принципами которою являются отрицание государства и всякой власти, а также программное требование освобождения личности от всех форм политической, экономической и духовной зависимости.
В Европе анархизм, как политическое течение окончательно оформился в 40-50-е гг. XIX века. У истоков анархизма в России стояли П.- Ж, Прудом, Макс Штирнер и М.А.Бакунин. Их учение развивали Петр Кропоткин, Иоганн Мост, Жорж Сорель и др.
В 40-50-е гг. XIX в, в России непрерывно нарастал кризис крепостнического строя, отразившийся на всех сторонах общественной жизни, В сложившейся ситуации по всей России стали возникать кружки революционно настроенной молодежи. Не последнее место среди западных теоретиков, имевших немалое влияние на российских революционеров, занимали Прудон (1809-1865) и Штирнер (1806-1856), теории которых начинают появляться в России в 40-е годы.
Первой анархически настроенной работой, появившейся в России, была книга Прудона "Что такое собственность?". Прудон заявлял, что собственность влечет за собой неравенство, "ведет к эксплуатации слабого сильным". Он требовал, чтобы "она была уничтожена для всех". Работа Прудона произвела, фурор в российской общественности,
Начало распространение анархических идей в России связано также с именем Макса Штирнер и его работой "Единственный и его собственность" (издана в 1844). В нем проповедовалась теория, названная позже индивидуалистическим анархизмом. Исходным пунктом своего анархистского учения Штирнер берет '"Я" (личность). Личность, согласно его теории, должна стать эгоистом: эгоистически зрелый человек ставит собственный интерес превыше всего. "Нет ничего выше меня". В России работа Штирнера воспринялась неоднозначно. Но его идеи были развиты в своих работах В. Г. Белинским, А, И, Герценом, Н. Г, Чернышевским.
Во второй половине 50-х - начале 60-х гг. общественно-политическая ситуация России обострилась, В этих условиях образовывались определенные политические направления, каждое из которых выдвигало собственную программу решения назревших социально-экономических и политических проблем. Основной движущей силой большинства движений 60-70-х гт. были разночинцы. Своим идеологом разночинцы считали А. Г. Чернышевского. С конца. 50-х и, в России складывается нигилизм, внутри которого возникают первые зародыши анархистского движения. В основе нигилистского движения лежал безусловный индивидуализм .
Идейным вождем нигилистского движения в 60-е годы считался Д.Ж. Писарев (1840-1868). Трибуной нигилистскому движению служил журнал "Русское слово". Выступления Писарева в русском слове привлекали внимание демократических читателей. В своем творчестве Писарев выражал круг идеи и настроении революционного нигилизма. Он опирался на теорию 'разумного эгоизма" как на орудие борьбы против "внешнею принуждения и средство преодоления самоограничения человека".
Нигилизм, не имевший четкой программы и объединявший людей с радикальны отрицанием, неприятием существующей действительности, не мог быть принят сторонниками Чернышевского, но после многочисленных арестов последователей Чернышевского, нигилизм в РОССИИ расширил свое влияние.
Нигилистской движение не представляло собой однородной массы. Здесь имелись люди различных взглядов. Типичным представителем нигилисте кого движении Писарев считал героя романа - И. С. Тургенева "Отцы и дети" - Базарова. В 60-е годы идеологи революционно-анархических движений усиленно работали над теорией революции, но появилась она лишь в 70-х и связана с именем М, А. Бакунина.
В предыдущие два десятилетия анархизм лишь существовал в России окончательно оформился как революционное движение и начал играть определенную роль только в системе общественно-политических взглядов народников в 70-х гг. XIX века под влиянием выдающегося мыслителя и революционера А. Бакунина (1814-1876).
Михаил Александрович Бакунин родился в Тверской губернии, в дворянской семье. В 14 лет он поступает в Артиллерийское училище, после ею окончания в чине прапорщика он служил в воинской части, но в 1835- ом г. выходит в отставку и в 1840-ом уезжает в Германию. Там Бакунин поступает в Берлинский университет и вступает в некоторые кружки. Затем, покинув университет, он отправляется во Францию, где живет некоторое время в Париже. Большое влияние на политическое мировоззрение Бакунина оказали Французские социалисты-утописты. После Французской революции 1848-49 гг. Бакунин был арестован, дважды приговорен к смертной казни, но приговор был заменен пожизненным заключением. Бакунин сидел в Ольмюце, затем в Петропавловской крепости, а в 1857 г, он был отправлен на поселение в Восточную Сибирь, откуда бежал в Лондон в 61. затем Бакунин участвовал в Польском восстании 63-ю г., жил в Италии, побывал и в США, Умер Бакунин 1 июля 1876 г, в Берлине, где и был похоронен.
Бакунин стремился осуществить в России социальную революцию, на. первое место он выдвигал борьбу с государственностью, ибо государственность была для него источником всякою социального неравенства. Бакунин знал только единственную форму революционной борьбы — немедленно все народное восстание рабочих масс для разрушения государственного буржуазного строя. Он указывал— долг каждого честного революционера поддерживать в народе инстинктивный дух протеста, его постоянную готовность к революции.
По мнению Бакунина, главным недостатком, парализующим и дела невозможным всеобщее народное восстание в стране, были замкнутость общин, уединение и разъединение крестьянских местных миров. Поэтому, предлагал он, надо разбить эту замкнутость и привести между отдельными лицами "живой ток революционной мысли, воли и дела". Это можно было сделать лишь посредством установления связи между городскими фабричными рабочими и крестьянством. Из лучших Бакунин предлагал сделать несокрушимую силу, которая и должна была общим натиском провести в России социальную революцию,
Под влиянием этих бакунистстких идей среди российской молодежи из первых революционных кружков зарождается идея «хождения в народ» с целью подготовки крестьянских выступлений,
В 70-х годах начинает формироваться анархическое мировоззрение князя П. Кропоткина. Кропоткин в 70-х был действительным членом кружка "чайковцев". Он впервые выдвигает идею об объединенном восстании среди крестьянства и среди городских рабочих - «только тогда революция может рассчитывать на успех». Свое дальней шее развитие анархистские идеи в России получили благодаря Кропоткину в 70-80-х годах.
Дальнейшее развитие анархических идей в России связано с работами
П. Кропоткина (1842-1876). Петр Алексеевич Кропоткин был выходцем из княжеской семьи, родословная которой восходила к Рюриковичам. После окончания Пажеского корпуса живет в Москве, а в
1872 г. отправляется в Швейцарию, где живет в Цюрихе. Из Цюриха он отправляется в Женеву, В Россию в
1873 г. Кропоткин возвращается уже убежденным анархистом. В России Кропоткин входит в кружок
чайковцев, но после его выступлений в 1874 г, он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость» откуда бежали июне 76 г, Кропоткин сначала эмигрирует в Англию, а. затем в Швейцарию, где с 1879 г. издает газету "Be Revolte" ("Бунтовщик"). Так как Кропоткин принимал непосредственное участие в событиях описанных ниже, то к дальнейшей судьбе Петра, Алексеевича мы еще будем возвращаться не раз.
В своих работах 70-90-х годов ("Речи бунтовщика", "Завоевание хлеба", "Анархия, ее философия, ее идеал". "Государство и его роль в истории" и др.). Кропоткин вывел собственную теорию анархизма, положившую начало такому течению как анархо-коммунизм. Но в своей теории Кропоткин не отрицал революцию, однако считал, что Россия еще не готова к "немедленному революционному выступлению". Он считал необходимым прежде создать анархистские группы, которые будут вести "тихую подготовительную идейную работу". Социальная революция, но ею мнению, есть закономерное явление исторического процесса. В будущем она должна привести Россию к полному уничтожению все государственных институтов и учреждений. Анархо-коммунизм, считал Кропоткин, можно вводить сразу после разрушения старых порядков в ходе революции. В отличие от предыдущих идеологов анархизма Кропоткин относил к движущей массе социальной революции не только крестьянство и рабочих, но и "трудовые элементы из интеллигенции'. При этом он допускал возможность как мирной, так и "кровавой" революции.
Он так же отрицал необходимость революционного правительства и не признавал никакой революционной диктатуры, так как при диктатуре, по его мнению, "революция неизбежно вырождается в произвол и деспотизм".
Течения в русском анархизме на рубеже веков.
К времени 1-ой русской революции в анархизме явственно определились основных направления (анархо-коммуинизм, анархо- синдикализм и анархо-индивидуализм) с наличием у каждого из них более мелких фракций. Эти течения помимо различных программ имели собственные печатные органы, определенные сферы социального влияния, регионы действий.
Накануне революции 1905 г. большинство анархистов были приверженцами идей анархо-коммунистов. Свои задачи и хлебоволъцы утвердили на их 1-ом съезде в Лондоне (декабрь 1904 г.). Главным своим идеологом хлебовольцы считали П.А. Кропоткина. В их программе выделялись следующие пункты:
•
• Началом революции должна была явиться "всеобщая стачка обездоленных как в городах, так и в деревнях".
Главными методами борьбы в России провозглашались "восстание и прямое нападение как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров". Вопрос о применении личных террористических актов должен был решаться только местными жителями, в зависимости от конкретной ситуации.
• Формой организации анархистов должно было быть "добровольное соглашение личностей в группы и групп между собою".
• Анархисты отвергали возможность вхождения их в какие-либо органы управление (Государственная Дума или "учредительное собрание), а так же возможность сотрудничества анархистов с другими политическими партиями или течениями. В вопросах организации Кропоткин всячески поощряя самостоятельность анархических групп.
Существенными для хлебовольцев был вопрос о будущем обществе, созданном в модели анархо-коммунизма. Сторонники Кропоткина представляли будущее общество как союз или федерацию вольных общин, объединенных свободным договором, где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности дата развития. Для планомерного развит им экономики Кропоткин предлагал децентрализовать промышленность. В аграрном вопросе Кропоткин и его соратники считали необходимым передать всю землю, захваченную в результате восстания, народу, тем, кто сам ее обрабатывает, но не в личное владение, а общине,
В условиях революции 1905-07 гг. в российском анархо-коммунизме образовалось еще несколько
течений:
Безначальцы возглавляемые С. М. Романовым (Бидбей) и Н.В. Толстой. В основу этою течения были положены проповедь террора и грабежей как способов борьбы с самодержавием и отрицание всяких нравственных устоев общества. Уничтожить самодержавие они хотели путем "кровавой народной расправы" с власть имущими.
Осенью 1905 г. оформились чернознаменцы. Организатором и идеологом чернознаменцев в России был И. С. Гроссман (Рощин). В революции 1905-07 гг. это течение играло одну из ведущих ролей. Социальную базу чернознаменцев составляли отдельные представители интеллигенции, часть пролетариата и рабочие - ремесленники. Своей задачей они считали создание широкого массового анархического движения, установление связи со всеми направлениями анархизма. В ходе боевых действий конца 1905 г чернознаменцы раскололись на безмотивных террористов во главе с В. Лапидусом (Стргой) и анархистов- коммунистов. Первые считали основной целью организацию "безмотивного антибуржуазного террора', а анархисты-коммунисты высказывались за сочетание антибуржуазной войны с серией частных восстаний.
Крупными идеологами и организаторами следующего течения (синдикализма) в РОССИИ ЯВЛЯЛИСЬ ЯКОВ Исаевич Кирилловский (Д.И. Новомирский), Борис Наумович Кричевский, Владимир Александрович Поссе. Основной целью своей деятельности синдикалисты считали полное, всестороннее освобождение труда от всех форм эксплуатации и создание свободных профессиональных объединений трудящихся как крайний и высшей фирмы их организации.
Из всех видов борьбы синдикалисты признавали только прямую борьбу рабочих с капиталом, а так же бойкот, стачки, уничтожение имущества, (саботаж) и насилие над капиталистами.
В России времен 1-ой революции так же оформились такие разновидные индивидуалистического анархизма '.Мистический анархизм, основными
представителями которого были интеллигенция: поэты и писатели — С, М, Гордецкий, В, И. Иванов, Г, И, Чулков, Л. Шестов, К Эрберг и др.Ассоциационный анархизм. Был представлен в России в лице Льва. Чернова, {псевдоним П.Д. Турчанинова), взявшего за основу труды Штирнера, Прудона и американского анархиста. В.Р. Тзккера, Турчанинов выступал за создание политической ассоциации производителей. Основным методом борьбы считал систематический террор. Махаевцы (махаевисты). Махаевцы высказывали враждебное отношение к интеллигенции, власти и капиталу. Создателем и теоретиком течения был польский, революционер Я. В. Махайский.
Деятельность русских анархистов в период революции 1905-07.
По своему социально-экономическому и политическому характеру 1-ая русская революция была буржуазной и должна была устранить препятствия для дальнейшего развития капитализма.