Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:54, доклад
Итак, архитектура - (лат. architectura, от греч. architekthon строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область градостроительство. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота).
Оба выдающихся памятника русского деревянного зодчества—церкви в Вытегре и Кижах—так прочно связаны узами генетического родства, что их можно считать кровными сестрами.
Но у Вытегорской церкви есть три характерные особенности, отличающие ее от церкви в Кижах. Первая из них состоит в том, что ее основной массив образуют не три последовательно уменьшающихся восьмерика, а только два, и самый верхний, третий восьмерик, несущий центральную главу, здесь заменен крещатой бочкой. Вторая особенность— в конфигурации трапезной. В Кижской церкви трапезная с западной стороны прямоугольная, а в Вытегорской—со скошенными углами. Благодаря этому обстоятельству центричность Покровской церкви несколько нарушается в сравнении с Преображенской. И, наконец, третья особенность—в построении алтаря. В Преображенской церкви алтарный прируб один, а в Покровской— их три. Членение алтаря вносит некоторую дробность в построение восточного фасада, опять-таки снижая идею центричности всего объема Вытегорской церкви.
Однако эти особенности двух памятников не вносят в их общую композицию существенных различий. Именно в индивидуальных особенностях этих двух однотипных памятников раскрываются многогранные оттенки приемов и методов народного деревянного зодчества, всегда неповторимых даже при кажущейся повторяемости.
Вытегорская церковь не раз перестраивалась. Самые значительные ее переделки были проведены в 80-х годах прошлого столетия. “Олонецкие губернские ведомости” за 1873 год, описывая Вытегорскую церковь и ее переделки, сообщали прежде всего, что “крыльцо о двух входах на юг и на север недавно разобрано и сделано без главы об одном ходе с запада”. Здесь же есть ссылка на народное предание, которое говорит, что “при первоначальном построении было поставлено 25 глав, но при перестройке на верхнем осьмиугольнике уничтожено четыре главы и, впоследствии, одна глава над крыльцом”.
И, наконец, с благочестивым
сожалением автор написанного
И действительно, подлинная архитектура интерьера Покровской церкви— строгая и величественная в своей простоте—вскоре была искажена до неузнаваемости. Местный меценат, купец первой гильдии “почетный потомственный гражданин” А. Лопарев на свои средства привел помещение церкви к благолепному виду в новом вкусе. Могучие бревна ее стен были обшиты тесом и украшены яркими живописными картинами на библейские сюжеты в духе натуралистических литографий своего времени. На западной стене северного придела была надпись: “Выполнена сия стенная живопись усердием Александра Федорова Лопарева в 1898 г.”.
О подлинном облике Покровской церкви можно судить по проекту реставрации. В нем прежде всего воспроизведена общая объемно-пространственная композиция двадцатичетырехглавой церкви. Именно двадцатичетырех-, а не двадцатипятиглавой, как говорилось в упомянутых “Олонецких ведомостях”.
Маленькая главка над
крыльцом в первоначальном облике церкви
не существовала, как не было ее и
на аналогичных крыльцах Кижской и Яндомозерской церквей.
Кстати сказать, для восстановления недостающих
частей крыльца и конструктивных узлов
входа Вытегорской церкви—ступеней, поручней,
водостока—были привлечены в качестве
аналогов подобные же элементы именно
этих двух церквей в Кижах и в Яндомозере.
( Автор статьи, вероятно, ошибся—ярусов
в ико-ностасе Покровской церкви было
три, а не четыре.)
Историко-художественную ценность Покровской
церкви трудно переоценить; она, как и
другой, кижский, храм, являясь, по существу,
одним из высочайших достижений русского
деревянного зодчества, вместе с тем представляет
собой и типичное монументальное сооружение
Обонежья петровской эпохи.
Среди памятников Обонежья одним из наименее изученных можно смело назвать шатровую церковь в селе Росляково близ древнего города Пудожа.
Из Онежского озера вверх по реке Водле , на берегу которой раскинулся Пудож, пароходы подходят прямо к пристани.
К городу подходят и автомобильные дороги, соединяющие его с Каргопольем, Северодвиньем, Вологодчиной, а также с северными заонежскими землями.
Как новгородское поселение Никольский Пудожский монастырь, или Пудога, известен с 1391 года, но сами новгородцы здесь появились намного раньше. По Пудожской земле шел важнейший путь из Новгорода на северо-восток, к рекам Онеге, Двине и дальше “за волоки”—в Заволочье к богатым, но еще малообжитым Мезенским и Печерским краям, а оттуда—“за Камень”, в таинственную Югру. Однако после падения Новгорода этот путь потерял свое значение.
Церковь в Рослякове была обмерена в 1947 году. С тех пор прошло немало времени, но памятник не привлекал к себе внимания ни реставраторов, ни искусствоведов. Это происходило, наверное, потому, что он настолько искажен позднейшими перестройками XIX века, что производит впечатление сравнительно “нового” памятника, малоинтересного на фоне знаменитых реликвий Обонежья. Но с каждым днем дороже нам следы былого, наша память, наша история.
И церковь в Рослякове
Самая древняя и самая интересная
ее часть—центральный столп, рубленный
“восьмериком на четверике” и крытый
невысоким шатром. Замечательно то, что
при перестройке памятника поверх старого
шатра был поставлен новый. Удивительное
явление! На память приходит маленькая
Лазаревская церковь, которая до перевозки
в Кижи скрывалась под другой, более значительной
по своим размерам церковью. А сам Муромский
монастырь, где стояла церковь, находился
сравнительно недалеко от Пудожа, в Обонежье.
Столь заботливое и бережное отношение
старых мастеров-плотников, строивших
деревянные храмы, можно объяснить лишь
одной —единственной причиной: их приверженностью
к старине. Однако приверженность эта
не была бессознательно-слепой, мол, лишь
бы старое. Нет, они глубоко понимали, а
потому и чтили мудрость былого; понимали
ее образное преломление в архитектурных
и конструктивных формах древнерусских
деревянных построек; умели читать мысли,
заложенные в них.