Русско-японская война:причины, ход, последствия для России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:57, реферат

Описание работы

В данной работе кратко описаны события, происходящие во время русско-японской войны 1904–1905 гг., рассматриваются предпосылки к войне, анализ причин проигрыша войны в целом. Многие положения подтверждены официальными документами.

Содержание работы

Введение
Причины
Ход
Последствия для России
Заключение
Список литературы и использованных источников

Файлы: 1 файл

реферат по отч.истории.docx

— 47.39 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

НОУ ВПО «Сибирская академия управления и массовых коммуникаций (институт)»

 

 

 

 

Русско – японская война: причины, ход, последствия для России

Реферат по Отечественной  истории

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. 05 - Г

  Сукманова А.С.          

  Проверил: доцент Козлов И.Г.

 

 

Новосибирск 2012

Содержание

    Введение……………………………………………………………………...3

     Причины……………………………………………………………………...4

     Ход…………………………………………………………………………....8

     Последствия для России…………………………………………………...18

     Заключение…………………………………………………………………20

     Список литературы  и использованных источников……………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Существует много литературы, посвященной  русско-японской войне, в которой рассматриваются разные точки зрения происшедших событий, поэтому я решила самостоятельно выяснить каковы же были истинные причины поражения России в этой войне.  
 
      В данной работе кратко описаны события, происходящие  во время русско-японской войны 1904–1905 гг., рассматриваются предпосылки к войне, анализ причин проигрыша войны в целом. Многие положения подтверждены официальными документами.  
 
      Опыт русско-японской войны 1904-1905гг. внимательно изучался и зарубежной историографией. Интерес к этой теме объяснялся в первую очередь тем обстоятельством, что западные страны, принявшие участие в обострении противоречий между Россией и Японией, вынуждены были следить за ходом войны и ее последствиями. Дело в том, что со времени франко-прусской войны 1870-1871гг. и русско-турецкой войны 1877-1878гг. до начала XX столетия не велось войн крупного масштаба, которые требовали бы участия значительных сил армий и флотов. Отсюда изучение и обобщение опыта первых войн эпохи империализма, в том числе, русско-японской, должны были в известной мере способствовать освоению военными кругами стран Западной Европы тех новых явлений и тенденций в развитии способов и форм вооруженной борьбы, которые проявились в ходе этих конфликтов.

     Советские историки показали сложный характер международных отношений того времени: острейшую борьбу великих держав за господство на Дальнем Востоке, приведшую к военному столкновению двухимпериалистических соперников: Японии и царской России.  

Причины

     Одержав победу над Китаем в 1895 году, правящие круги Японии стремились укрепить свое присутствие в Корее. Поэтому окончание японо-китайской войны плавно переросло в подготовку к новой войне на этот раз с Россией. Японцы рассчитывали вытеснить Россию из Кореи и Маньчжурии наконец-то закрепить за собой Ляодунский полуостров и если повезет, захватить русские территории на Дальнем Востоке и вернуть себе, ускользающий буквально из под носа, Сахалин. 
 
     Россия же продолжала свои территориальные приобретения. Северный Китай и Корея входили в зону русских интересов. В 1895 г. пользуясь тем, что Китаю требовались деньги на уплату контрибуции Японии, русские дипломаты и министр финансов С.Ю Витте договорились о французском займе для Китая и создании русско-китайского банка, в правлении которого решающую роль играло русское министерство финансов. Одновременно было решено приступить к сооружению на китайской территории участка Сибирской железной дороги. 
 
     Была проделана огромная дипломатическая работа. Первым шагом стало создание специального фонда русско-китайского банка, обслуживающего подкуп высших китайских чиновников. Вторым шагом стало подписание в Москве в июне 1896 года договора «об оборонительном союзе против Японии». В 1896 г. Россия добилась права на строительство в Северном Китае – Маньчжурии – Китайско-Восточной железной дороги КВДЖ.[1] По настоянию китайской стороны концессия формально передавалась не русскому правительству, а Русско-китайскому банку, который в целях ее осуществления создал «Общество Китайско-Восточной железной дороги».Подписание этого договора позволяло не допускать иностранного присутствия в Маньчжурии и привязать экономику восточного Китая к сибирской магистрали. 
 
     Одновременно с продвижением в Маньчжурии Россия добилась успехов и в Корее. 14 мая 1896 г. по соглашению, подписанному в Сеуле, Япония и Россия получили право содержать в Корее свои войска, а договор, подписанный в Москве 9 июня того же года, признал за обеими державами взаимно равные права в этой стране. Основав Русско-корейский банк и направив в Сеул военных инструкторов и финансового советника, русское правительство на первых порах фактически приобрело в Корее большее политическое значение. Однако Япония, получив поддержку Англии, стала вытеснять Россию. Русское правительство было вынуждено признать преимущественные экономические интересы Японии в Корее, закрыть Русско-корейский банк и отозвать своего финансового советника при корейском короле. Это была первая серьёзная уступка Японии со стороны России. 
 
     «Мы явно отдали Корею под доминирующее влияние Японии,»—так оценил Витте создавшуюся обстановку»[2]. 
 
     Пользуюсь полной неспособностью Китайского правительства защищать свои территории, 14 ноября 1897 года немцы захватили Цзяочжоу (Циндао). Россия пользовалась в Цзянчжоу преимуществом якорной стоянки. И кайзер Вильгельм II предложил России компромисс. Германия не будет возражать против захвата Россией Порт-Артура, если Россия не будет возражать против захвата Цзяочжоу . 
 
     Вскоре (в декабре 1897 года) русские корабли бросили якорь в Порт-Артуре, а в марте 1898 г. Россия получила в аренду Южную часть Ляодунского полуострова с незамерзающей военно-морской базой Порт-Артуром.[3] В свою очередь, правящие круги Японии форсировали подготовку к новой, более широкой, экспансии, рассчитывая закончить эту подготовку раньше, чем Россия завершит строительство Китайско-восточной железной дороги. «Война стала неизбежной, - писал впоследствии генерал Куропаткин - но мы этого не осознавали, в должной мере не готовились к ней»[4]. 
 
     К 1904 году Япония была готова к действиям. Не обладая господством на море, японцы не могли успешно укрепиться на материке, поэтому, прежде всего им было необходимо уничтожить российский Тихоокеанский флот и захватить его базу Порт-Артур, расположенную на оконечности Ляодунского полуострова в Маньчжурии. Первой частью японского плана войны была блокада Порт-Артура с суши и с моря, захват его и уничтожение Порт-Артурской эскадры. Вторая часть плана японцев состояла в том, чтобы уничтожить русские сухопутные силы в Маньчжурии, и вынудить тем самым Россию отказаться от дальнейшего продолжения военных действий. Японцы хорошо знали, что у русских была единственная линия снабжения - Транссибирская железная дорога, представлявшая собой однолинейную магистраль, протяженностью 8 тысяч 850 км, соединявшая Москву с Порт-Артуром, причем 160-километровый разрыв этой трассы в районе озера Байкал. Переправа вагонов производились двумя паромами-ледоколами. Несмотря на громадное количество людей (крупнейшая в мире русская армия вместе с 3 миллионами подготовленных военнослужащих запаса насчитывала 4,5 миллиона человек), на востоке от озера Байкал русские одновременно могли разместить всего два корпуса общей численностью 98 тысяч человек, причем эти силы были разбросаны по огромной территории Маньчжурии, Приморья и Забайкалья. Численность охранной стражи Транссибирской магистрали достигала 24 тысяч человек. Обретя превосходство на море, японцы получали возможность быстро высадить на материк и противопоставить этим силам всю свою армию, состоявшую из 283 тысяч человек. В целом японские армия и флот, не имея большого материально преимущества, заметно превосходили силы русских в тактике и подготовке, а также имели лучшее командование. 
                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД

     Российская медлительность с ответом на ультиматум, была названа Японцами «наглой провокацией с отсрочкой ответа на самые простые вопросы, жизненно важные для благосостояния и существования Японии». И не найдя более лучшего повода японцы начали войну. 
 
     6 февраля 1904 г. Объединенная Японская эскадра под командой вице-адмирала Того оставила Сасебо и выдвинулась в Корейские воды. По дороге был захвачен российский торговый пароход под многообещающим названием «Россия» (удивительное предзнаменование). 7 числа эскадра разделилась. Основная часть под командой Того пошла в Порт-Артур. Другая же часть, под командой контр-адмирала Уриу, направилась в Чемульпо для блокады «Варяга» и «Корейца» и высадки десанта в этом порту. 
 
     8 февраля 1904 г. нападение на Порт-Артур. Ночью того же дня без предварительного объявления войны японские миноносцы предприняли   нападение на Порт-Артурскую эскадру. Внезапное нападение эскадренных миноносцев было важнейшим звеном всего стратегического плана японцев.  Суть идеи внезапного нападения была в том, чтобы вывести из строя как можно больше русских кораблей и, связав эскадру «хвостом» из изуродованных судов, заставить его надолго остаться в Порт-Артуре. Географические особенности этой базы — длинный извилистый выход, доступный только в большую воду, наличие неподалеку возможностей для создания наблюдательных постов и передовых пунктов снабжения, способствовали осуществлению блокадных действий. 
 
     Благодаря ошибкам русского военно-морского командования (вице-адмирал О. Старк) японцам удалось в полной мере использовать эффект внезапности. Русский флот понес значительные потери. Были повреждены и надолго вышли из строя лучшие русские броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», а также крейсер «Паллада». «Полтава», «Диана», «Аскольд» и «Новик» получили пробоины ниже ватер-линии, но остались на плаву. Досталось и флагманскому кораблю «Петропавловск»[5]  
 
     На следующее утро японский флот под командованием вице-адмирала Хэйхатиро Того, появившись в районе Порт-Артура, с дальней дистанции начал обстрел русской эскадры и береговых укреплений. Этими действиями адмирал  Того оценивал результаты атаки и демонстрировал уверенность в своих силах. Поскольку русский флот не решился выйти в открытое море и действовал только в зоне прикрытия своих береговых батарей, стало ясно, что он привязан к крепости. С этого момента Япония захватила господство на море и получили возможность начать десантные операции. 
 
    Затем адмирал Того приложил усилия к созданию временной передовой базы флота на островах Элиот и организации тесной блокады Порт-Артура. 
 
    Порт Чемульпо 8 февраля 1904 г. был блокирован японской эскадрой под командованием контр-адмирала Уриу в составе 2 броненосных и 5 бронепалубных крейсеров и 8 миноносцев. 9 февраля адмирал Уриу предъявил капитану Рудневу ультиматум, в котором, угрожая применением силы, потребовал, чтобы русские корабли покинули Чемульпо. Не имея возможности маневрировать на фарватере капитан Руднев тем не менее вывел корабли из Чемульпо и принял бой, пытаясь прорваться в Порт-Артур. В течение 45 минут по противнику было выпущено 1 тысяча 105 снарядов, нанесших японской эскадре существенный урон. Однако «Варяг» получил тяжелые повреждения. Была выведена из строя почти вся артиллерия, через подводные пробоины поступала вода, был ранен командир в бою, и от ран после боя погибло 33 человека, около 120 человек было ранено (из-за отсутствия броневых щитов больше всего пострадала орудийная прислуга). Русские корабли вышли из боя и вернулись в Чемульпо, где «Кореец» был затем взорван на внешнем рейде, а «Варяг» затоплен во внутренней гавани (чтобы мощным взрывом не повредить стоявшие поблизости иностранные корабли). Экипажи были приняты на борт кораблей нейтральных держав: 28 человек поднялись на французский крейсер «Паскаль», 30 на британский военный корабль «Телбот», остальных приняла итальянская «Эльба».Впоследствии русские моряки возвратились на родину (требование японцев о выдаче русских моряков в качестве военнопленных было решительно отклонено) В память о Чемульпинском сражении установлены памятники во Владивостоке на морском кладбище (куда в 1911 г. были перевезены из Кореи останки погибших) и на родине капитана Руднева-в Туле (1956 г.) . 
 
    10 февраля1904 г. Объявление войны. 
 
    13–14 февраля 1904 г. Вторая атака Порт-Артура. В ночь на 14 февраля японская флотилия снова подошла к Порт-Артуру. Но плохая погода и начинающийся шторм помешал активным боевым действиям.  На атаку в таких тяжелых условиях решились только два миноносца «Хайатори» и «Асагири». Торпеды, выпущенные с этих кораблей, причинили повреждения злополучному «Петропавловску» и эскадренному броненосцу «Севастополь».  
 
    24 февраля 1904 г. Попытка заблокировать Порт-Артур. Чувствуя, что внезапные атаки на Порт-Артур не имели ожидаемого, ошеломляющего успеха и Русская эскадра все еще представляла собой боевую силу, японцы предприняли неудачную попытку заблокировать вход в Порт-артурскую гавань. Для этого были отобраны  старые транспортные пароходы «Тенши-Мару» ( водоизмещением 2,943 тонн), «Хококу-Мару» (2,766 тонн), «Енсен-Мару» (2,331 тонны), «Бую-Мару» (1,163 тонн), и «Бушу-Мару» (1,249 тонн), чтобы затопить их при входе в гавань. Команда для этих судов подбиралась из числа добровольцев. Операцию возглавил капитан Арима с «Микасы». Под прикрытием флотилии миноносцев в 2 часа 30 минут транспорты приблизились к внешнему рейду Порт-артурской гавани. Береговые батареи открыли сильный огонь. Из за этого затопление транспортов прошло не совсем удачно. Из пяти судов, только одно — «Хококу-Мару» затонуло в горловине входа, одно было подбито береговой артиллерией, а «Тенши-Мару», отклонившись от курса сел на мель. Командам транспортов удалось спастись. 
 
    В последующие дни происходили небольшие перестрелки между русской и японской эскадрами, не причинивших особого вреда ни той, ни другой стороне. Русские флот по-прежнему не решался выходить в открытое море, а японцы не шли на сближение, опасаясь огня береговых батарей и минных заграждений. 
 
    8 марта – 13 апреля 1904 г. Военно-морские действия в районе Порт-Артура. Чтобы принять командование флотом на Дальний Восток прибыл энергичный и способный адмирал Степан Осипович Макаров (8 марта). Он стал настойчиво готовить эскадру к генеральному сражению, чтобы «попробовать взять море в свои руки».[6]24 марта была отбита очередная попытка японцев заблокировать вход в Порт-артурскую гавань. На этот раз японцы снарядили четыре транспорта, под сопровождением двух флотилий из 17 миноносцев. При входе в гавань японцев встретили русские миноносцы, завязался бой в ходе, которого один из транспортов был торпедирован,  другие же   отклонились от курса и затонули в неудачных местах. Блокада опять не удалась. 
 
    26 апреля–7 мая 1904 г сражение на реке Ялу. Выйдя к реке Ялу в районе Тюренчэна, 34-тысячная японская 1-я армия под командованием фельдмаршала Тамесады Курски была встречена Восточным отрядом русской армии под командованием генерала М.И. Засулича (около 19 тысяч человек) 1 мая разгорелся жаркий бой у Тюренчэна. Русская артиллерия была подавлена. Японцы обошли русские войска на левом фланге. По вине Засулича отряд вовремя не отступил. Эта первая неудача русских войск на суше открыла противнику дорогу в Маньчжурию.[7] Стратегические последствия сражения, как первого сражения войны, были весьма значительны: подорвано моральное состояние русских войск, побережье Ляодунского полуострова открывалось для беспрепятственной высадки японских армий. 
 
    Поражение на Ялу произвело тяжелое впечатление на русскую армию, Куропаткин вновь требует от войск «всеми мерами избегать решительного боя» до отхода «на главные силы нашей армии». Царю Куропаткин доложил, что «бой у Ялу явился случайным, как для начальников, так и для войск». С поражением отряда Засулича обстановка на театре войны улучшается для противника. По сути дела, японцы завладели стратегической инициативой. 
 
    21 февраля – 10 марта 1905 г. Мукденское сражение. Обе войсковые группировки, численностью приблизительно по 310 тысяч человек каждая, окопавшись, встретились друг с другом на линии, протяженностью 65 км. Стараясь окружить русских, маршал Ояма приказал 3-й армии генерала Маресукэ Ноги попытаться обойти их справа. К концу первого дня сражений правый фланг русских — армия А.В. Каульбарса — был отброшен назад и с юга переместился на запад. Атаки и контратаки быстро сменяли одна другую; генерал-адъютант А.Н. Куропаткин стягивал резервы, чтобы залатать рушащийся правый фланг. И хотя через две недели яростных сражений японские солдаты вошли в Мукден, попытка маркиза Ивао Оямы окружить русских успеха не имела. Подтянув резервы, японский фельдмаршал усилил 3-ю армию генерала Ноги, дав ему возможность еще раз попытаться окружить армию генерала А.В. Каульбарса. Через 3 дня боев правый фланг русских был отброшен назад так далеко, что генерал Куропаткин стал бояться за свои линии коммуникаций. Он искусно вышел из боя и отошел к Телину (175 км севернее Мукдена) и Харбину, побежденный, но не обращенный в бегство. В ходе сражения пало почти 100 тысяч русских, и было брошено множество снаряжения. Японцы потеряли 70 тысяч (или более) человек. После Мукденского сражения активных действий на суше больше не предпринималось. 
 
    27 мая 1905 г. Цусимское сражение. Флот вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского вошел в пролив развернутым строем. С северо-запада похожим строем подходил японский флот под командованием вице-адмирала Хэйхатиро Того. Оба адмирала возглавляли ядра своих сил - Рожественский на эскадренном броненосце «Князь Суворов», а Того - на эскадренном броненосце «Миказа». 
 
    «Миказа» — спущенный на воду в ноябре 1900 года, этот эскадренный броненосец был последним, построенным в рамках японской кораблестроительной программы 1896 года. Будучи флагманским кораблем адмирала Того, участвовал во всех крупных морских сражениях русско-японской войны, но в конце 1905 года из-за взрыва боеприпасов в погребе затонул в гавани Сасебо. Поднятый и отремонтированный в 1907 году, он вернулся в строй, а в 1921 году был переквалифицирован в броненосец береговой обороны, в каковом качестве и прослужил вплоть до 1923 года, когда сел на мель и из-за полученных повреждений был исключен из состава ВМФ. 
 
    Надеясь воспользоваться превосходством в скорости и рассечь Т-образный строй русских, японцы повернули к северо-востоку. Чтобы не попасть под обстрел продольным огнем, адмирал Рожественский сменил курс на северо-восточный, а затем на восточный. Сражение началось вскоре после полудня, когда флоты отстояли друг от друга приблизительно на 6 км. На скорости в 15 узлов флот адмирала Того обогнал идущих на 9 узлах русских и менее чем за 2 часа вывел из строя крейсер и два броненосца. Он блестяще маневрировал своими значительно более быстроходными силами вокруг несчастных русских, чьи потери стремительно росли. К наступлению ночи адмирал Рожественский был ранен, 3 броненосца (включая его флагман) были потоплены, а уцелевшие русские корабли - теперь во главе с адмиралом Небогатовым в смятении бежали. В ночную погоню за истощенными русскими силами адмирал Того отправил броненосные крейсеры адмирала Камимуры, а также отряд миноносцев. На следующий день разгром завершился. Одному крейсеру и двум эсминцам удалось прорваться и достигнуть Владивостока; 3 эсминца добрались до Манилы и были интернированы. Оставшаяся часть русского флота попала в плен или была потоплена. Японцы потеряли 3 миноносца. Жертвы русских достигли 10 тысяч человек (совокупно убитыми и ранеными); японские же потери не достигли и 1 тысячи человек [8]. 
 
     Поскольку к этому времени 1-я Тихоокеанская эскадра, блокированная японцами в Порт-Артуре, уже прекратила существование. Поэтому перед вице-адмиралом З.П. Рожественским встала одна задача - прорваться во Владивосток. Для прорыва был выбран кратчайший путь через Корейский пролив, т.е. в непосредственной близости от главных баз противника. В 120 (222 км) милях к югу от корейского порта Мозампо была развернута цепь японских дозорных крейсеров. Шедший в походном строю флот вице-адмирала Рожественского 14 мая в 4 ч. 25 мин. был впервые обнаружен японским вспомогательным крейсером «Синано-мару». В 6 ч. 30 мин. японский крейсер «Идзумо» занял место для наблюдения в 40-50 кабельтовых на правом траверзе русского флота. В 7 ч. 00 мин. вице-адмирал Рожественский перестроил свои главные силы в одну кильватерную колонну. 
     В начале 9-го часа Небогатов повернул на роковой курс NO 23 (на Владивосток) и по не вполне ясным причинам перестроил русский флот в две колонны.[9] Главные силы японцев, державшиеся севернее острова Окиносими, подошли в 13 ч. 30 мин. с юго-запада. Русские корабли вновь перестроились в одну колонну. Применив отработанный еще во время войны с Китаем маневр охвата головы колонны противника и сосредоточения всего огня на его головном корабле, главные силы японского флота пересекли курс русских, и вышли на левую от них сторону, ложась сперва на встречный курс русского флота, и затем еще влево ни сходящийся курс. Вице-адмирал Того поднял сигнал: «Судьба империи зависит от этого боя». Японские крейсерские отряды пошли ни юг с целью атаки русских крейсеров и транспортов. Эскадренный броненосец «Князь Суворов» (командир-капитан I ранга В.В. Игнициус) в 13 ч. 49 мин. с расстояния в 38 кабельтовых открыл огонь по «Миказе». Сократив дистанцию до 35 кабельтовых, в 13 ч. 52 мин. «Миказа», а затем и остальные японские корабли начали отвечать, сосредоточив огонь на «Князе Суворове» и «Ослябе» (командир-капитан I ранга В.И. Бэр). В 14 ч. 30 мин. «Князь Суворов» с заклиненным рулем под сильным огнем противники вышел из строя, а в 14 ч. 50 мин. «Осляба» затонул, получив несколько пробоин в носовой части около ватерлинии в небронированном борту. Линию повел эскадренный броненосец «Император Александр III» (командир-капитан I ранга Н.М. Бухвостов), склоняясь к востоку. Фактически проиграв первую фазу сражения, русский флот полностью утратил инициативу и, ведомый поочередно «Императором Александром III» и эскадренным броненосцем «Бородино» (командир-капитан I ранга П.И.Серебренников), малоуспешно маневрировал, пытаясь выйти из сферы действия огня японской артиллерии. Русский флот фактически остался без командования: раненный вице-адмирала Рожественский вместе со штабом был снят с пылающего «Князя Суворова» в 17 ч. 30 мин. миноносцем «Буйный» (командир-капитан II ранга Н.Н. Коломейцев). Контр-адмирала Н.И. Небогатов так и не смог осуществить командования разрозненными частями флота. В 18 ч. 50 мин. погиб «Император Александр III», в 19 ч. 00 мин. – «Князь Суворов», в 19 ч. 10 мин. – «Бородино», с которого спасся только один матрос. С наступлением темноты вице-адмирал Хэйхатиро Того отвел главные силы к острову Дажелет и бросил в бой миноносцы. В ночном бою русский флот потерял эскадренный броненосец «Наварин» (командир-капитан I ранга Б.А. Фитингоф): в свою очередь, русские корабли потопили 2 и повредили 12 японских миноносцев. 
 
     Утром 15 мая команды затопили свои корабли: тяжело поврежденный эскадренный броненосец «Сисой Великий» (командир-капитан I ранга М.В. Озеров), крейсеры «Владимир Мономах» (командир-капитан I ранга В.А. Попов) и «Адмирал Нахимов» (командир-капитан I ранга А.А. Родионов). В 8 ч. 00 мин. героически погиб крейсер «Дмитрий Донской» (командир-капитан I ранга И.Н. Лебедев). в 11 ч. 06 мин .- крейсер «Светлана» (командир-капитан I ранга С. П. Шеин), в 17 ч. 00 мин. - броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» (командир-капитан I ранга В.Н. Миклуха). Крейсеры «Олег» (командир-капитан I ранга Л.Ф. Добровольский, флаг контр-адмирала О.А. Энквиста), «Аврора» (командир-капитан I ранга Е.Р. Егорьев, пал в бою), «Жемчуг» (командир-капитан II ранга П.П. Левицкий) прорвались в Манилу. Миноносец «Бодрый» (командир-капитан II ранга П.В. Иванов) ушел в Шанхай. Во Владивосток прорвались только крейсер «Алмаз» (командир-капитан II ранга И.И. Чагин), миноносцы «Бравый» (командир-лейтенант П.П. Дурново) и «Грозный» (командир-капитан II ранга К.К. Андржеевский). В 10 ч 15 мин. 15 мая остатки русского флота под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова (эскадренные броненосцы «Орел», «Император Николай I», броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин», крейсер «Изумруд») были окружены превосходящими силами противника. Несмотря на готовность русских кораблей к сопротивлению, адмирал Небогатов отдал приказ о сдаче. Приказу не подчинился только крейсер «Изумруд» (командир-капитан II ранга В.Н. Ферзен), который прорвал строй японских кораблей и ушел, но 17 мая погиб на камнях в бухте Владимир. Миноносец «Бедовый» (командир-капитан II ранга Н.В. Баранов), куда с «Буйного» перешел раненый вице-адмирал З.П. Рожественский вместе со штабом, был захвачен японцами в 16 ч. 00 мин. 15 мая в районе острова Дажелет. Это трагическое поражение русского флота оказало решающее влияние на исход войны. Впоследствии адмиралы З.П. Рожественский и Н.И. Небогатов предстали перед военно-морским судом. Рожественский, которому вменялась в вину только сдача противнику миноносца «Бедовый», был оправдан ввиду героического поведения в бою, личного мужества и тяжелого ранения. Небогатов, которому инкриминировалась сдача остатков обеих эскадр, был признан виновным и приговорен к смертной казни, замененной десятью годами заточения в крепости. В 1909 году, как и сдавший японцам Порт-Артур генерал-лейтенант А.М. Стессель, контр-адмирал Н.И. Небогатов был освобожден. 
                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последствия для  России

     6 сентября 1905 г. Портсмутский мир (штат Нью-Гемпшир). Обе стороны были готовы к заключению мира. Военные притязания Японии были удовлетворены, тогда как Россия, кипящая недовольством изнутри, не имела возможности продолжать войну. Благодаря усилиям президента США Теодора Рузвельта в результате мирных переговоров было достигнуто мирное соглашение, по условиям которого Россия потеряла Порт-Артур, половину острова Сахалин и покинула Маньчжурию. Корея была отнесена к сфере влияния Японии. Рузвельт стоял на позиции не признания права Японии на контрибуцию, в результате чего война оказалась разорительной для японской экономики. Япония получила «без вознаграждения» железную дорогу между Куан-Чен-Цзы и Порт-Артуром со всем имуществом и каменноугольными копями. Китайско-Восточную железную дорогу Россия обязалась эксплуатировать исключительно в коммерческих и промышленных целях. Русский Тихоокеанский флот был ликвидирован. [10] 
 
 
    Россия могла и не потерять половины Сахалина. Поначалу позиция русского представительства во главе с Витте была непреклонной: контрибуции не платить, русские земли не отдавать. Япония же, в свою очередь, хотела получить и контрибуции и весь Сахалин. Постепенно переговоры заходили в тупик. Дальнейшая проволочка, прежде всего, была не выгодна Японии, которая хотела в кратчайший срок заняться восстановлением подорванной войной экономики. Японский император уже склонялся к мысли об отказе притязаний на Сахалин. Но тут на одном из светских приемов император Николай II на вопрос о позиции России в переговорах с Японией обронил нечаянную фразу: «Уведомите Витте, что можно отдать половину Сахалина». Эта фраза стала известна японскому шпиону при русском дворе и была доложена императору Муцихито. При этом японский чиновник докладывавший императору сильно рисковал, так как в случае дезинформации он должен был покончить жизнь самоубийством. На следующий день Японская сторона выдвинула требование о передаче половины Сахалина. Витте согласился с этим требованием. По приезде в столицу, Витте был пожалован царскими почестями и народным прозвищем «Полу-сахалинский».             
                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
     Видно, что одна из главнейших опор обороны — флот погиб от дезорганизации и в этом всецело виноват Главный морской штаб, руководимый накануне войны и в первые месяцы ее адмиралом Рождественским. Основные причины и факты можно сформулировать так:  
 
     1) штаб в своей работе не связывал стратегию с политикой, в результате флот оказался неподготовленным к войне; стала возможной атака японских миноносцев порт-артурской эскадры;  
 
     2) непродуманное боевое развертывание флота и сосредоточение главных его сил в Порт-Артуре создало японцам благоприятные условия для блокады эскадры;  
 
     3) так же большую роль сыграло то, что солдаты, да и многие офицеры не понимали причин ведущейся войны, не знали, за что они проливают свою кровь, что в связи с этим часто в войсках отсутствовало необходимое для достижения победы воодушевление и порыв к решительным действиям.  
 
      Оборона Порт-Артура подтвердила, что приморская крепость должна быть одинаково защищена от нападения противника, как с суши, так и с моря. Существенное значение при падении крепости имели стратегические ошибки в плане войны, материальная неподготовленность к длительной обороне, бездарность и предательство командования.  
 
     Между армией и флотом не было достаточно тесного взаимодействия. Во взаимоотношениях между морским и сухопутным командованием царила полная неразбериха. Приморская крепость, вместо того чтобы подчиняться командующему Тихоокеанским флотом, была подчинена командующему Маньчжурской армией, хотя прямой связи с ней не имела и только косвенно оказывала ей содействие, отвлекала на себя часть неприятельских сухопутных сил.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  
                                          И ЛИТЕРАТУРЫ 
    1. Капитанец И. М. Военные тайны XX века Флот в Русско-японской войне. М.: Вече, 2004 
     2. Крестьяников В. Я. Цусимское сражение. СПб.: Остров, 2003

     3. Яновский О. А. История России. М.; Ривш, 2005 
     4. http:// yandex.ru 
     5. http:// nova.rambler.ru 
     6. http.// yandex.ru

     7. http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/Thusima/index/htm

 

     [1]. Яновский О. А.. История России XX век. М., 2005 с.11. 
     [2]  http: // grandwar.kulichki/net/japanwar/index.html

     [3] Яновский О. А. История России XX век. М., 2005 с.11.

     [4] http://vscharodei/narod/ru/index.htm

     [5] http://www.dhs.com.ua/flot/index.htm

     [6] Капитанец И. М. Военные тайны XX века Флот в Русско-японской войне и современность. М.,2004 с.55.

     [7] Там же с.57.

     [8] http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/Tsushima/index.htm

     [9] Крестьяников В. Я. Цусимское сражение. СПб.,2003.С.191.

     [10] Капитанец И. М. Военные тайны XX века Флот в Русско-японской войне и современность. М.,2004.С.74.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Русско-японская война:причины, ход, последствия для России