Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 18:49, контрольная работа
Рыцарство зародилось в франкском государстве примерно в VIII веке в связи с усилением роли вассальной конницы на поле боя. Прообразом рыцарей является сословие эквитов (всадников) в Древнем Риме.
Изначально получить этот титул мог любой свободный человек, даже простолюдин, но впоследствии в связи с образованием рыцарских орденов рыцарство замкнулось на аристократии.
1. Введение 3
2. Духовно-рыцарские ордены 4
• Орден Госпитальеров 4
• Орден Тамплиеров 5
• Тевтонский Орден 7
3. Заключение 9
4. Список используемой литературы 10
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
У обычного человека при упоминании Средних Веков в голове сразу всплывает образ рыцаря закованного в латы с головы до ног. И действительно именно на средние века приходится появление и расцвет рыцарства. Рыцарь – это почетный дворянский титул, самый распространенный среди не титулованной знати. То есть, к примеру, некий граф мог быть дворянином, но не быть рыцарем, равно и на оборот, рыцарь мог не иметь других титулов.
Рыцарство зародилось в франкском государстве примерно в VIII веке в связи с усилением роли вассальной конницы на поле боя. Прообразом рыцарей является сословие эквитов (всадников) в Древнем Риме.
Изначально получить этот титул мог любой свободный человек, даже простолюдин, но впоследствии в связи с образованием рыцарских орденов рыцарство замкнулось на аристократии.
Рыцарские ордены оказали огромное влияние на всю историю Средневековой Европы как в военно-политическом, так и культурном плане. Их понятие о доблести, чести, великодушии и прочее, стали идеалом для многих поколений солдат и воинов тех времен и во многом сохранились до наших дней. Рыцарские ордены были пропитаны идеями христианства, в них декларировались идеи смирения и защиты слабых, мира и любви. Хотя конечно же все это в основном только декларировалось. Как пишет в своей книге Йохан Хeйзинга «Осень средневековья»: « Восприятие общества в свете рыцарского идеала придает своеобразную окраску всему окружающему. Но цвет этот оказывается нестойким» и приводит в пример французского хрониста Фруссара «его поистине журналистское перо описывает предательства и жестокости, хитроумную расчетливость и использование превосходства в силе — словом, повествует о воинском ремесле, коим двигает склюючительно корыстолюбие». Рассмотрим некоторые примеры рыцарских орденов и их виды.
ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ
Духовно-рыцарские ордены были военно–монашескими организациями, созданными сразу после первого крестового похода в 1099 г. Когда на базе амальфийского госпиталя в Иерусалиме, целью которого была забота о паломниках на Святую Землю, был создан первый духовно-рыцарский орден госпитальеров который в измененной форме дожил до наших дней. Целью ордена была защита и забота о Святой Земле. В последствии, было сформировано множество подобных орденов, с разными целями и в разное время, некоторые были более, некоторые менее успешными и известными. Но у все они обладали общими чертами. Такими как: принятие монашеских обетов (или схожих с монашескими), строгая иерархия в нутрии ордена, общая цель – борьба с еретиками, приверженность католической вере. В своем начале ордены старались соответствовать декларируемым ценностям, но очень быстро все свелось, по сути, к борьбе за власть и богатство, правители земель жаловали орденам земли и деньги взамен получали лояльность и защиту от мусульман, а иногда и от христианских соседей.
Рассмотрим несколько самых известных духовно-рыцарских орденов.
ГОСПИТАЛЬЕРЫ
Госпитальеры или иоанниты, полное название ордена «Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского». В XI веке мусульманское население притесняло паломников на Святой Земле, для зашиты и помощи был создан в 1048 году госпиталь часовня и мужской монастырь в Иерусалиме, купцы на чьи деньги строились сооружения были в основном выходцами из Италии и посвятили храм Иоанну Предтече. После захвата крестоносцами Иерусалима и был создан военно-монашеский орден. В 1113 у ордена появился устав утвержденный Папой Римским. Вступив в ряды ордена, рыцарь отрекался от всего своего имущества (в основном в пользу ордена, редко - в пользу наследников). Несколько позже госпитальеры получили право приобретать поместья, замки (но завещать приобретенное они могли только своему ордену). Рыцари принимали обеты: бедности, целомудрия и послушания, а также обет защищать христианскую веру и церковь. «Орден святого Иоанна Иерусалимского состоял из 3 классов: 1. Кавалеров юстицких (chevaliers de justice). 2. Капелланов конвентуальных (capellains conventuels). 3. Сервардармов или оруженосцев (servans d armes). Также были еще и священники-послушники (poetres d obedience), сервандофисы или прислужники (servans d offeces) и донаты или полукрестники (les dones on demi-croix). С 1155 года глава рыцарского ордена стал называться Великим магистром или гроссмейстером, а так- же присваивали титулы «страж Иерусалимского гостиного дома» и «блюститель рати Христовой». Великий магистр избирался на всю жизнь из самых знатных и доблестных рыцарей ордена. Рыцари ордена считались подданными Великого магистра и приносили ему присягу в верности. Были у главы ордена, как и у королей, символы власти: корона, «меч веры» и личная печать.»1 После поражения христиан на святой земле орден вынужден был покинут свою резиденцию в Иерусалиме и вначале обосновался на Кипре, из-за конфликта с королем Гвидо Лузиньяном, переселились на остров Родос, после героической обороны острова против войска султана Сулеймана в 1522 году, переселились на Мальту и стали называться Мальтийским орденом. И хотя на счету ордена было еще много побед, «К середине XIX века Мальтийский орден превращается из военной в духовную благотворительную корпорацию, коей остается и поныне»2. С 1961 года в орден стали принимать людей не знатного происхождения.
ТАМПЛИЕРЫ
Тамплиеры или Храмовники полное название ордена тамплиеров «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона». Этот орден был основан в 1118 году в Иерусалиме. Его основали 9 французских рыцарей, во главе которых стоял рыцарь Хуго де Пейнс, он и стал первым магистром ордена. В 1128 году орден получает благословение Папы Римского и устав.
Вступая в орден, рыцари клялись: «Посвятить свои мечи, руки, силу и жизнь на защиту христианской веры, беспрекословно повиноваться главе ордена - Великому магистру, а также подвергаться опасностям моря и войны, когда будет приказано, из любви к Христу, не отступать при встрече одного с тремя неверными врагами». Рыцари тамплиеры давали обет послушания, целомудрия и бедности. В орден принимались рыцари и монахи, происходившие из дворянских и аристократических семей. Символом тамплиеров был красный крест. Одежда и плащи рыцарей тамплиеров была белого цвета с отличительным знаком: с левой стороны - восьмиконечный красный крест. Одежда сержантов, послушников и конюших была черного цвета с красным крестом. Знамя тамплиеров состояло из двух цветов (белого и черного), на этом фоне размещался крест и девиз («Не нам, не нам, а имени Твоему»). В ордене существовала жестокая дисциплина, благодаря которой он быстро добился больших успехов в борьбе с мусульманами и набрал популярность. В орден пропагандирующий бедность рекой хлынули деньги и земли. Привилегии, полученные храмовниками в разное время от римских пап, фактически превратили орден в суверенное государство со своим правительством, налогами, судопроизводством, армией и т.п. Благодаря могуществу, скрупулезной честности в финансовых делах и прекрасно поставленной бухгалтерии тамплиеры быстро превратились в мощную и надежную финансовую державу. Они ссужали деньги под проценты из-за чего обогащались еще больше, ссужали даже обедневшим монархам. Естественно это не могло закончиться благополучно. Утром 13 октября 1307 года Великий магистр и все члены ордена тамплиеров, которые находились на французской земле, были арестованы. Нападение короля на орден было неожиданным и невероятным для тамплиеров, поэтому они не оказали ровным счетом никакого сопротивления. Все замки и дома, принадлежащие ордену, а также остальное имущество были конфискованы. Но королю Франции не удалось осуществить свою главную цель: захват сокровищ и документов ордена. Несмотря на секретность тайной операции короля, со- кровища, документы и архив ордена были вывезены из Парижа за пару дней до начала арестов. Их погрузили в порту Ла-Рошель на корабли, которые уплыли в неизвестном направлении. Преследования и суды над членами ордена тамплиеров продолжались. В 1310 году возле монастыря святого Антония (под Парижем) были сожжены на кострах 54 рыцаря тамплиера. Пытками из рыцарей вырывались признания в чудовищных преступлениях (ересь, служение сатане, противоестественные пороки), и на основании этих показаний 3 апреля 1312 года на заседании XV Вселенского собора Папа Климент V огласил постановление о расформировании ордена тамплиеров. Самый могущественный, богатый и влиятельный духовно-рыцарский орден в истории перестал существовать.
ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН
Тевтонский или Немецкий орден, полное название «Орден дома святой Марии Тевтонской. Был основан в 1190 году во время третьего Крестового похода. В 1199 году Папа Римский Инокентий III утвердил устав ордена. Орден состоял из пяти классов: 1. Братья - рыцари (представители рыцарского сословия). 2. Братья - священники (проводили церковную службу и занимались научной деятельностью). 3. Прочие братья (простые воины и монахи). 4. Полубратья (миряне, задействованные на различных хозяйственных работах). 5. Фамилиары (богатые миряне, которые подчинялись орде- ну и оказывали материальную поддержку, а также в случае своей смерти завещали все свое состояние ордену). Позже в XIV веке добавились сестры и полусестры, они набирались в орден из низших сословий и исполняли обязанности служанок, а также ухаживали за больными и ранеными. После завоевания Польши и присоединения к себе Ордена Меченосцев 1240 году Тевтоны двинулись на Русь. Они захва тили Копорье, Изборск, Псков и грабили земли Новгорода. Новгородский князь Александр Невский во главе русских войск выступил против Тевтонского ордена и уже к 1242 году освободил все русские земли от немецких рыцарей. К 1243 году тевтонские рыцари окончательно отказались от своих завоеваний в русских землях и заключили мирный договор с Новгородом. Одновременно с захватом новых земель Тевтонский орден, пользуясь безденежьем мелких земельных феодалов, скупал все земли до Одера. В результате своей деятельности Немецкий орден в Пруссии превратился в суверенное государство. Орденское государство приобрело международное признание, имело сильную, дисциплинированную и хорошо обученную армию и обладало правом чеканить свои монеты (золотые и серебряные монеты ордена имели хождение во всех странах Европы). До 1291 года резиденция Великого магистра Тевтонского ордена находилась в городе-крепости Акре, а после падения города и захвата его мусульманами резиденция была перенесена в Венецию. В 1309 году резиденция Тевтонского ордена переезжает в Мальборг. Продвижение и усиление ордена продолжалось вплоть до 15 века , до поражения ордена в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. В Грюнвальдской битве орден потерял убитыми 18000 человек, и 14000 было взято в плен. Погибли также Великий магистр Ульрих фон Юнгинген и почти весь руководящий состав Тевтонского ордена. После поражения под Грюнвальдом Тевтонский орден потерял былое могущество и не смог осуществить свои планы по овладению всеми землями Прибалтики.
В 1801 году Франция присоединила земли ордена к западу от Рейна, а в 1809 году Наполеон своим декретом закрыл орден и отдал его земли на правом берегу Рейна гер- манским союзникам. Тевтонский орден был восстановлен в Австрии в 1834 году в качестве католического дворянского союза. После 1918 года существует лишь священническая ветвь ордена (преобразованная папой Пием XI в духовный орден) с резиденцией в Вене. Орден продолжает существовать также в рамках протестантизма в Утрехте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, духовно-рыцарские ордены Средневековой Европы, оказывали огромное политическое, экономическое и культурное влияние. С ними заключались военные союзы, коммерческие договоры. И несмотря на то, что сами рыцари далеко не всегда следовали своим обетам, пропаганда христианских ценностей оказала большое влияние на гуманизацию средневекового общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Жарков, С. В. История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия, снаряжения рыцарей средневековой Европы. С.8
2 Там же С. 12