Рыцарские ордены Средневековой Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 18:49, контрольная работа

Описание работы

Рыцарство зародилось в франкском государстве примерно в VIII веке в связи с усилением роли вассальной конницы на поле боя. Прообразом рыцарей является сословие эквитов (всадников) в Древнем Риме.
Изначально получить этот титул мог любой свободный человек, даже простолюдин, но впоследствии в связи с образованием рыцарских орденов рыцарство замкнулось на аристократии.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Духовно-рыцарские ордены 4
• Орден Госпитальеров 4
• Орден Тамплиеров 5
• Тевтонский Орден 7
3. Заключение 9
4. Список используемой литературы 10

Файлы: 1 файл

средние века.кр.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение                                                     3
  2. Духовно-рыцарские ордены                     4
    • Орден Госпитальеров                     4
    • Орден Тамплиеров                          5
    • Тевтонский Орден                           7
  3. Заключение                                                 9
  4. Список используемой литературы           10

 

ВВЕДЕНИЕ

У обычного человека при упоминании Средних Веков в голове сразу всплывает образ рыцаря закованного в латы с головы до ног. И действительно именно на средние века приходится появление и расцвет рыцарства. Рыцарь – это почетный дворянский титул, самый распространенный среди не титулованной знати. То есть, к примеру, некий граф мог быть дворянином, но не быть рыцарем, равно и на оборот, рыцарь мог не иметь других титулов.

Рыцарство зародилось в франкском государстве примерно в VIII веке в связи с усилением роли вассальной конницы на поле боя. Прообразом рыцарей является сословие эквитов (всадников) в Древнем Риме.

Изначально получить этот титул мог любой свободный человек, даже простолюдин, но впоследствии в связи с образованием рыцарских орденов рыцарство замкнулось на аристократии.

Рыцарские ордены оказали огромное влияние на всю историю Средневековой Европы как в военно-политическом, так и  культурном плане. Их понятие о доблести, чести, великодушии и прочее, стали идеалом для многих поколений солдат и воинов тех времен и во многом сохранились до наших дней.  Рыцарские ордены были пропитаны идеями христианства, в них декларировались идеи смирения и защиты слабых, мира и любви. Хотя конечно же все это в основном только декларировалось. Как пишет в своей книге Йохан Хeйзинга «Осень средневековья»: « Восприятие общества в свете рыцарского идеала придает своеобразную окраску всему окружающему. Но цвет этот оказывается нестойким» и приводит в пример французского хрониста Фруссара «его поистине журналистское перо описывает предательства и жестокости, хитроумную расчетливость и использование превосходства в силе — словом, повествует о воинском ремесле, коим двигает склюючительно корыстолюбие». Рассмотрим некоторые примеры рыцарских орденов и их виды.

 

ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ

Духовно-рыцарские ордены были военно–монашескими организациями, созданными сразу после первого крестового похода в 1099 г. Когда на базе амальфийского госпиталя в Иерусалиме, целью которого была забота о паломниках на Святую Землю, был создан первый духовно-рыцарский орден  госпитальеров который в измененной форме дожил до наших дней. Целью ордена была защита и забота о Святой Земле. В последствии, было сформировано множество подобных орденов, с разными целями и в разное время, некоторые были более, некоторые менее успешными и известными. Но у все они обладали общими чертами. Такими как: принятие монашеских обетов (или схожих с монашескими), строгая иерархия в нутрии ордена, общая цель – борьба с еретиками, приверженность католической вере. В своем начале ордены старались соответствовать декларируемым ценностям, но очень быстро все свелось, по сути, к борьбе за власть и богатство, правители земель жаловали орденам земли и деньги взамен получали лояльность и защиту от мусульман, а иногда и от христианских соседей.

Рассмотрим несколько самых известных духовно-рыцарских орденов.

ГОСПИТАЛЬЕРЫ

Госпитальеры или иоанниты, полное название ордена «Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского». В XI веке мусульманское население притесняло паломников на Святой Земле, для зашиты и помощи был создан в 1048 году госпиталь часовня и мужской монастырь в Иерусалиме, купцы на чьи деньги строились сооружения были в основном выходцами из Италии и посвятили храм Иоанну Предтече. После захвата крестоносцами Иерусалима и был создан военно-монашеский орден. В 1113 у ордена появился устав утвержденный Папой Римским. Вступив в ряды ордена, рыцарь отрекался от всего своего имущества (в основном в пользу ордена, редко - в пользу наследников). Несколько позже госпитальеры получили право приобретать поместья, замки (но завещать приобретенное они могли только своему ордену). Рыцари принимали обеты: бедности, целомудрия и послушания, а также обет защищать христианскую веру и церковь. «Орден святого Иоанна Иерусалимского состоял из 3 классов: 1. Кавалеров юстицких (chevaliers de justice). 2. Капелланов конвентуальных (capellains conventuels). 3. Сервардармов или оруженосцев (servans d armes). Также были еще и священники-послушники (poetres d obedience), сервандофисы или прислужники (servans d offeces) и донаты или полукрестники (les dones on demi-croix). С 1155 года глава рыцарского ордена стал называться Великим магистром или гроссмейстером, а так- же присваивали титулы «страж Иерусалимского гостиного дома» и «блюститель рати Христовой». Великий магистр избирался на всю жизнь из самых знатных и доблестных рыцарей ордена. Рыцари ордена считались подданными Великого магистра и приносили ему присягу в верности. Были у главы ордена, как и у королей, символы власти: корона, «меч веры» и личная печать.»1 После поражения христиан на святой земле орден вынужден был покинут свою резиденцию в Иерусалиме и вначале обосновался на Кипре, из-за конфликта с королем Гвидо Лузиньяном, переселились на остров Родос, после героической обороны острова против войска султана Сулеймана в 1522 году, переселились на Мальту и стали называться Мальтийским орденом. И хотя на счету ордена было еще много побед, «К середине XIX века Мальтийский орден превращается из военной в духовную благотворительную корпорацию, коей остается и поныне»2. С 1961 года в орден стали принимать людей не знатного происхождения.

ТАМПЛИЕРЫ

Тамплиеры или Храмовники полное название ордена тамплиеров «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона». Этот орден был основан в 1118 году в Иерусалиме. Его основали 9 французских рыцарей, во главе которых стоял рыцарь Хуго де Пейнс, он и стал первым магистром ордена. В 1128 году орден получает благословение Папы Римского и устав.

Вступая в орден, рыцари клялись: «Посвятить свои мечи, руки, силу и жизнь на защиту христианской веры, беспрекословно повиноваться главе ордена - Великому магистру, а также подвергаться опасностям моря и войны, когда будет приказано, из любви к Христу, не отступать при встрече одного с тремя неверными врагами». Рыцари тамплиеры давали обет послушания, целомудрия и бедности. В орден принимались рыцари и монахи, происходившие из дворянских и аристократических семей. Символом тамплиеров был красный крест. Одежда и плащи рыцарей тамплиеров была белого цвета с отличительным знаком: с левой стороны - восьмиконечный красный крест. Одежда сержантов, послушников и конюших была черного цвета с красным крестом. Знамя тамплиеров состояло из двух цветов (белого и черного), на этом фоне размещался крест и девиз («Не нам, не нам, а имени Твоему»). В ордене существовала жестокая дисциплина, благодаря которой он быстро добился больших успехов в борьбе с мусульманами и набрал популярность. В орден пропагандирующий бедность рекой хлынули деньги и земли. Привилегии, полученные храмовниками в разное время от римских пап, фактически превратили орден в суверенное государство со своим правительством, налогами, судопроизводством, армией и т.п. Благодаря могуществу, скрупулезной честности в финансовых делах и прекрасно поставленной бухгалтерии тамплиеры быстро превратились в мощную и надежную финансовую державу. Они ссужали деньги под проценты из-за чего обогащались еще больше, ссужали даже обедневшим монархам. Естественно это не могло закончиться благополучно. Утром 13 октября 1307 года Великий магистр и все члены ордена тамплиеров, которые находились на французской земле, были арестованы. Нападение короля на орден было неожиданным и невероятным для тамплиеров, поэтому они не оказали ровным счетом никакого сопротивления. Все замки и дома, принадлежащие ордену, а также остальное имущество были конфискованы. Но королю Франции не удалось осуществить свою главную цель: захват сокровищ и документов ордена. Несмотря на секретность тайной операции короля, со- кровища, документы и архив ордена были вывезены из Парижа за пару дней до начала арестов. Их погрузили в порту Ла-Рошель на корабли, которые уплыли в неизвестном направлении. Преследования и суды над членами ордена тамплиеров продолжались. В 1310 году возле монастыря святого Антония (под Парижем) были сожжены на кострах 54 рыцаря тамплиера. Пытками из рыцарей вырывались признания в чудовищных преступлениях (ересь, служение сатане, противоестественные пороки), и на основании этих показаний 3 апреля 1312 года на заседании XV Вселенского собора Папа Климент V огласил постановление о расформировании ордена тамплиеров. Самый могущественный, богатый и влиятельный духовно-рыцарский орден в истории перестал существовать.

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН

Тевтонский или Немецкий орден, полное название «Орден дома святой Марии Тевтонской. Был основан в 1190 году во время третьего Крестового похода. В 1199 году Папа Римский Инокентий III утвердил устав ордена. Орден состоял из пяти классов: 1. Братья - рыцари (представители рыцарского сословия). 2. Братья - священники (проводили церковную службу и занимались научной деятельностью). 3. Прочие братья (простые воины и монахи). 4. Полубратья (миряне, задействованные на различных хозяйственных работах). 5. Фамилиары (богатые миряне, которые подчинялись орде- ну и оказывали материальную поддержку, а также в случае своей смерти завещали все свое состояние ордену). Позже в XIV веке добавились сестры и полусестры, они набирались в орден из низших сословий и исполняли обязанности служанок, а также ухаживали за больными и ранеными. После завоевания Польши и присоединения к себе Ордена Меченосцев 1240 году Тевтоны двинулись на Русь. Они захва тили Копорье, Изборск, Псков и грабили земли Новгорода. Новгородский князь Александр Невский во главе русских войск выступил против Тевтонского ордена и уже к 1242 году освободил все русские земли от немецких рыцарей. К 1243 году тевтонские рыцари окончательно отказались от своих завоеваний в русских землях и заключили мирный договор с Новгородом. Одновременно с захватом новых земель Тевтонский орден, пользуясь безденежьем мелких земельных феодалов, скупал все земли до Одера. В результате своей деятельности Немецкий орден в Пруссии превратился в суверенное государство. Орденское государство приобрело международное признание, имело сильную, дисциплинированную и хорошо обученную армию и обладало правом чеканить свои монеты (золотые и серебряные монеты ордена имели хождение во всех странах Европы). До 1291 года резиденция Великого магистра Тевтонского ордена находилась в городе-крепости Акре, а после падения города и захвата его мусульманами резиденция была перенесена в Венецию. В 1309 году резиденция Тевтонского ордена переезжает в Мальборг. Продвижение и усиление ордена продолжалось вплоть до 15 века , до поражения ордена в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. В Грюнвальдской битве орден потерял убитыми 18000 человек, и 14000 было взято в плен. Погибли также Великий магистр Ульрих фон Юнгинген и почти весь руководящий состав Тевтонского ордена. После поражения под Грюнвальдом Тевтонский орден потерял былое могущество и не смог осуществить свои планы по овладению всеми землями Прибалтики.

В 1801 году Франция присоединила земли ордена к западу от Рейна, а в 1809 году Наполеон своим декретом закрыл орден и отдал его земли на правом берегу Рейна гер- манским союзникам. Тевтонский орден был восстановлен в Австрии в 1834 году в качестве католического дворянского союза. После 1918 года существует лишь священническая ветвь ордена (преобразованная папой Пием XI в духовный орден) с резиденцией в Вене. Орден продолжает существовать также в рамках протестантизма в Утрехте.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, духовно-рыцарские ордены Средневековой Европы, оказывали огромное политическое, экономическое и культурное влияние. С ними заключались военные союзы, коммерческие договоры. И несмотря на то, что сами рыцари далеко не всегда следовали своим обетам, пропаганда христианских ценностей  оказала большое влияние на гуманизацию средневекового общества.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Жарков, С. В. История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия, снаряжения рыцарей средневековой Европы / Жарков СВ . - Брест : Академия, 2005. - 108 с, [15] л. Ил
    2. Й. Хейзинга. Осень Средневековья, М., "Айрис-пресс", 2003
    3. Мори с Кин РЫЦАРСТВО. - M.: Научный мир, 2000. - 520 с.
    4. Малов В.И. Рыцари. — М: АСТ /Астрель, 2004. — 480 с. Тираж 5000 экз.
    5. https://ru.wikipedia.org/

1 Жарков, С. В. История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия, снаряжения рыцарей средневековой Европы. С.8

2 Там же С. 12

 


 



Информация о работе Рыцарские ордены Средневековой Европы