Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:54, контрольная работа
Целью исследования является исследование и анализ статей Салической правды, посвященных преступлениям и наказаниям салических франков.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
дать общую характеристику «Салической правды»;
проанализировать статьи «Салической правды», посвященные преступлениям и наказаниям;
3) исследовать судебный процесс по «Салической правде».
Введение………………………………………………………………………
3
1.Общая характеристика «Салической правды»…………………………...
5
2.Преступление и наказание по «Салической правде»……………………
11
3. Судебный процесс по «Салической правде»…………………………….
15
Заключение…………………………………………………………………...
17
Библиография………………………………………………………………...
В Салической правде выделяется ряд правонарушений, приближающихся к понятию преступления в собственном смысле слова, уже упоминаются наказания в виде государственной кары за содеянное, например за должностные преступления графа, если он «осмелился взять что-нибудь сверх законного» при взыскании долга или отказался восстановить «справедливость и правосудие». Характерно и наказание за эти преступления - смертная казнь, если граф не смог «выкупить себя за столько, сколько следует». Содержатся в Салической правде и косвенные указания на воинские преступления, например дезертирство. Простое оскорбление словом «дезертир» влекло за собой штраф.
Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен ее устанавливается выкуп: вергельд - за убийство и пеня - за менее тяжкие преступления. Размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.
Говоря о наказаниях в Салической правде, следует отметить четко выявившуюся тенденцию почти полной замены штрафами всех старых наказаний родового строя.
Штраф должен был предотвратить самосуд, затяжные распри. Некоторые статьи Салической правды прямо пресекали самосуд, например, наказывалась попытка самовольно увести чужой скот, причинивший потраву полю, отобрать свое животное у владельца - без суда при «преследовании по следу» вора и др. Салическая правда знает и такой вид наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне закона. Такому человеку нельзя было давать пищу и приют, даже жена и родители штрафовались за помощь ему.1
Смертная казнь через повешение, колесование применялась в качестве наказания в Салической правде в основном к рабам. Она прямо предписывалась лишь в редких случаях за преступления, совершенные свободными, например при поджоге и неявке после вызова на суд без уважительных причин и др.
Салическая правда знала ответственность без вины, когда, например, наказывались «скопом» все присутствующие на месте насилия над женщиной, если они были на этом месте и не знали о насилии. Соучастник, покушавшийся на преступление, наказывался, как правило, менее строго, чем исполнитель преступления. Вместе с тем подстрекающий к краже или убийству с помощью подкупа наказывался строже, чем исполнитель преступления.
Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение общепризнанных понятий чести - нападение на спящего, женщину, ребенка, надругательство над трупом. Ограбление могилы наказывалось штрафом в 200 сол., в то время как открытое нападение на свободного франка с целью ограбления - в 63 сол.
Салической правде были известны и такие преступления, как кража свободных людей, кража рабов, которая приравнивалась к краже коня или упряжного животного, поджог дома, амбара, риги, разрушение чужого дома, поломка изгороди, самовольное использование чужой вещи.
Особую группу составляли преступления против нравственности. Сюда относились по Салической правде такие преступления, как «насилие над свободной девушкой», караемое штрафом в 63 сол., сожительство с ней «по ее доброй воле», караемое штрафом в 45 сол. Для сравнения можно указать, что оскорбление женщины словами «пособница ведьмы» наказывалось почти в три раза большим штрафом, чем насилие над ней. Раб, «причинивший насилие чужой рабыне», после которого наступила ее смерть, кастрировался или уплачивал 6 сол.1
Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Стороны лично вели процесс, а суд лишь наблюдал за состязанием сторон и выносил решение по делу. Даже наказание для ответчика и истца (в случае проигрыша дела) было одинаковым. Истец подвергался тому наказанию, которое грозило ответчику в случае недоказанности его вины. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.
Отыскание украденной вещи, вызов в суд ответчика, свидетелей было обязанностью самого потерпевшего. Салическая правда предписывала штраф за неявку ответчика и свидетеля в суд без уважительных причин. К числу уважительных причин относились королевская служба, болезнь, смерть родственников, пожар в доме. Лжесвидетельство сурово наказывалось, так же как отказ свидетеля говорить в суде то, что он знал по делу. Такие свидетели объявлялись вне закона и штрафовались.
Салическая правда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники - это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Соприсяжники в торжественной форме клялись перед судом, что обвиняемый в силу присущих ему качеств не мог совершить данного преступления. Малейшее отступление от установленной формулы клятвы влекло для обвиняемого проигрыш дела.
Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства были ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи «божественной силы». Салическая правда описывает «суд божий» в форме испытания «котелком». В котелок с кипящей водой опускалась рука обвиняемого. Обожженная и плохо заживающая рука была свидетельством его виновности. От испытания котелком можно было откупиться, причем сумма выкупа зависела от суммы предполагаемого штрафа в случае проигранного дела, но была значительно ниже, чем сам штраф. Например, если штраф равнялся 15 сол., то выкуп - 3 сол., если штраф был равен 35 сол., то выкуп - 6 сол. Возможность «выкупа руки от котелка» была социальной привилегией богатого преступника. К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников.
Нарушение установленного ритуала ордалии влекло её недействительность или проигрыш дела. Своеобразной формой ордалии был судебный поединок.
Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды «лучших» людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.1
Заключение
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что Салическая правда является уникальным документом из эпохи франкского общества. Она дает возможность частично представить социальную структуру народа, его правовые воззрения. По форме изложения Салическая правда не свод законов и не кодекс, а фиксированный перечень правовых обычаев. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи.
Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам: 1) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие); 2) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж); 3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушение предписаний короля.
Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.
Салическая правда предусматривает телесные наказания, большие штрафы (вергельд) за убийство. Наказание было дифференцировано в зависимости от положения человека. Штраф исчислялся в солидах и денах.
Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Он же был обязан предоставить суду доказательства, привести соприсяжников, которые могли бы подтвердить его хорошую репутацию. Для проверки истинности показаний обвиняемого разрешалось применять «суд божий» (ордалии) – испытание раскаленным железом или кипятком. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания.
Библиография
1 См.: Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. –
М.: Евразийский открытый институт, 2007. – С. 79
1 См.: Серёгин А.В., Скоков А.М. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. –
Ростов-н/Дону, 2006. – С. 102
1 См.: Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Издательство
НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА * М), 2002. – С. 214
1 См.: История государства и права зарубежных стран: учеб./ К.И. Батыр, И.А. Исаев и др.; под ред. К.И.
Батыра. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 199
1 См.: Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. –
М.: Евразийский открытый институт, 2007. – С.82
1 См.: Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. –
М.: Евразийский открытый институт, 2007. – С. 85
1 См: История государства и права зарубежных стран: учеб./ К.И. Батыр, И.А. Исаев и др.; под ред. К.И.
Батыра. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 231
1 См.: История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов: в 2 т. Т.1: Древний мир и Средние
века / отв. ред. д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинникова и д.ю.н., проф. О.А. Жидков. – 3-е изд., перераб. и
доп. – М.: Норма, 2007. – С. 254