Самодержавие и реформы Александра III

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:57, доклад

Описание работы

Основная причина резкой смены правительственного курса в начале 80-х гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности Александра III и его сподвижников. Решающую роль сыграла напряжённая
внутриполитическая обстановка, вызванная террористической деятельностью народовольцев, и прежде всего убийством Александра II. Продолжать начатый отцом курс будущий император был не расположен уже при восшествии на престол, хотя на второй день после гибели отца, собрав высшие чины и свиту, сказал: «Я принимаю венец с решимостью. Буду пытаться следовать отцу моему и закончить дело, начатое им.

Файлы: 1 файл

контрреформы Александра3.docx

— 24.35 Кб (Скачать файл)

Основная причина резкой смены правительственного курса  в  начале  80-х

гг. XIX столетия заключалась  не только  в  своеобразии  личности  Александра

III   и   его    сподвижников.    Решающую    роль    сыграла    напряжённая

внутриполитическая  обстановка,  вызванная  террористической   деятельностью

народовольцев, и прежде всего убийством  Александра  II.

Продолжать начатый отцом  курс будущий император был не расположен  уже

при восшествии на престол, хотя на второй день  после  гибели  отца,  собрав

высшие чины и свиту, сказал: «Я принимаю венец с решимостью.  Буду  пытаться

следовать отцу моему и  закончить дело, начатое им. Если бы  Всевышний  и не

судил мне ту же участь, как  ему, то, надеюся, вы  будете  моему сыну  также

верны, как моему отцу».

 

Первые шаги Александра III на троне  были  крайне  осторожными.  Новый

самодержец как бы выжидал  и оценивал  расстановку  сил  в  правительственных

верхах. Заседание Совета министров 8 и 21 марта с участием  великих князей,

посвященное обсуждению проектов Лорис-Меликова  продемонстрировало  заметное

преобладание сторонников  преобразований. Однако  Александр  III,  интуитивно

осознавая ту опасность для  своей единоличной  власти,  которая  исходила  от

замыслов конституционных  реформ, отложил их выполнение.

 

  В  первые  месяцы  царствования  Александр   III   проводил   политику

лавирования  между  двумя  противостоящими  политическими  группировками   –

«либеральной» и «охранительной» (возглавляли  их  соответственно  М.Т.Лорис-

Меликов, А.А.Абаза, Д.А.Милютин - с одной стороны,  К.П.Победоносцев  -  с

другой) – Александр III склонился  в  пользу  последней.  Уже в марте был

«похоронен»  конституционный  проект  министра  внутренних  дел   М.Т.Лорис-

Меликова, предполагавший введение общероссийского представительного органа.

 

Новый царь питал отвращение ко всяким сколько-нибудь прогрессивным движениям века. Поэтому суть внутренней политики Александра III содержала постепенный возврат к старому: укрепление сословного строя и самодержавия.

 

Первые мероприятия правительства  Александра III подтвердили  решимость

властей твёрдо проводить  провозглашённый “охранительный»  курс:  14  августа

1881  г.  было  принято   «Положение  о  мерах  к   охранению  государственной

безопасности  и  общественного  спокойствия».  Теперь   в   любой   губернии

разрешалось вводить чрезвычайное положение  «для  водворения  спокойствия  и

искоренения крамолы». Любого её жителя  могли  подвергнуть  аресту,  сослать

без суда на пять лет, предать  военному суду. Но так как  шкалы  чрезвычайных

ситуаций не существовало, то в губерниях  начался  беспредел.  Увеличиваются

штаты отдельного корпуса  жандармов, создаются новые охранные отделения, а  в

1882 г. – секретная полиция.  Губернаторы  получили  право   закрывать  органы

печати,   торговые   и   промышленные   предприятия,   учебные    заведения;

приостанавливать  деятельность  земств  и  городских   дум.   Изданное   как

«временное», сроком на три  года, это «Положение» постоянно  возобновлялась  и

действовало вплоть до 1917 г.

 

Особая роль в укреплении и охранении режима отводилось Департаменту полиции, деятельность которого приобрела невиданный размах после назначения на пост его директора В.К. Плеве, а затем И.Н. Друнова. В 1882 г. политический розыск в России

возглавил подполковник Отдельного корпуса жандармов Г.П. Судейкин. Этот

умный, предприимчивый и  честолюбивый чиновник тщательно изучил опыт работы

тайной полиции европейских  стран. На посту инспектора секретной  полиции и

начальника Петербургского охранного отделения он создал в  России

продуманную систему политического  сыска, основанную на провокаторской

деятельности, шпионаже и  шантаже.


ОБРАЗОВАНИЕ

Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских и идей и всякого рода смуты, российские университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован университетский суд, запрещены любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь руководил государственный чиновник – попечитель учебного округа: он назначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладал правом созывать учёный совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдать за преподавателем. Государство не забыло напомнить студентам и об «обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призыву в армию для лиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный срок военной службы увеличен.

1884 год был ознаменован  введением нового университетского  устава – военные гимназии преобразовывались в кадетские корпуса. 

ПЕЧАТЬ

По временным правилам от 27 августа 1882 г. правительство создавало  специальный контрольный орган, ведавший прессой, - Особое совещание  четырех министров (внутренних дел, юстиции, народного просвещения  и обер-прокурора Синода). По этим новым Правилам, во-первых, вводилось такое положение, что те органы печати, которые были временно приостановлены после трех предостережений, могли вновь начать выходить исключительно только под особого рода предварительной цензурой, именно: для газет устанавливалось, что каждая подвергшаяся этой каре газета вновь может выходить только с таким условием, чтобы каждый ее номер накануне выхода в свет, не позже 11 часов вечера, представлялся в цензуру. Это, разумеется, было почти совершенно неосуществимо для ежедневных газет, потому что газеты, на обязанности которых лежит именно сообщать самые последние новости, печатаются ночью, вплоть до самого момента рассылки, и, таким образом, не могут быть готовы к 11 часам вечера накануне или же должны поступаться новизной сведений. Вторым правилом, которое было вновь введено, являлось учреждение особого ареопага из четырех министров: министра народного просвещения, министра внутренних дел, министра юстиции и обер-прокурора Святейшего Синода, которым предоставлялось право в случае обнаружения вредного направления какого-нибудь журнала или газеты навсегда прекращать это издание, причем они могли вместе с тем и совершенно лишать права также навсегда редактора этой газеты или журнала издавать какие бы то ни было органы печати.

СУД

Судебная реформа  России – наиболее удачное детище отстраненных от власти реформаторов – не потерпела в это время каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела а насильственных действиях против должностных лиц. Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировые судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.

Крестьянство

 

На первом плане стоял  вопрос об облегчении положения тех  крестьян, которые уже раньше перешли  на выкуп, т.е. вопрос о понижении  выкупных платежей. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временнообязанное положение, понижались выкупные платежи.

Был разработан и проведен ряд мер, направленных к борьбе с  крестьянским малоземельем. В этом отношении следует указать три  главные меры: во-первых, учреждение Крестьянского банка, при помощи которого крестьяне могли бы иметь  дешевый кредит для покупки земель; во-вторых, облегчение аренды казенных земель и оброчных статей, которые  отдавались или могли отдаваться в аренду, и, наконец, в-третьих, урегулирование поселений.

Было постановлено, что  Крестьянский банк должен помогать крестьянам независимо от того, какие крестьяне  и в каком размере покупают землю.

Что касается до переселенческого вопроса, который стал в это время заявлять о себе в довольно острых формах, то следует заметить, что были утверждены правила о порядке переселения  малоземельных крестьян за Урал (1889).

Следует упомянуть о тех законах по рабочему вопросу, которые были изданы начиная с 1882 г. Впервые русское правительство стало с этого времени на путь защиты – если не всех рабочих, то, по крайней мере, малолетних и женщин – от произвола фабрикантов. Законом 1882 г. впервые ограничена была продолжительность рабочего времени малолетних и женщин и более или менее поставлены под контроль правительственных отраслей условия их работы, а для надзора за исполнением этих постановлений были учреждены первые должности фабричных инспекторов.

Однако эти меры в целом не улучшили благосостояния крестьянского  населения.

ЗЕМСТВО

По новому «Положению о губернских и уездных земских  учреждениях» 1880г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%). Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю того или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений) понижался до дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать в выборах. Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически это перечёркивало главную идею земства – независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима) людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти.

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами государственного самоуправления, и расширить сферу правительственных полномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате число избирателей в Москве, например, сократилось в три раза. Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. Правительство получало право не утверждать официально избранного городского голову – председателя городской думы. Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной службы.

Заключение

Разумеется, царствование Александра III не было для России абсолютно беспросветным. Внутри страны, благодаря таланту  и энергии Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте, царизм сумел обеспечить экономический подъем – не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, хотя и дорогой ценой.

Все мероприятия, проводимые в противовес предыдущим реформам, обладали одной общей ярко выраженной чертой. Государство, построенное по принципу пирамиды, вершиной которой является императорский трон, стремилось ничего не оставлять вне своего контроля. Отсюда и всегдашнее стремление властей повсюду иметь за всем следящего и всем руководящего «государева чиновника – будь то губернатор, земский начальник, цензор или попечитель учебного округа. Это стало итогом развития российской самодержавной государственности, достигшей при Александре III своей вершины.

Земская контрреформа не остановила земского движения, но настроила значительную часть земцев против самодержавия. Контрреформы в сфере образования также дали результат, прямо противоположный ожидаемому: в университетах усилился дух свободомыслия. Не имели успеха и мероприятия правительства в области печати: количество изданий в России год от года увеличивалось. Росло и число желающих вставить где-нибудь свою статейку – за всем не уследишь, как бы не мечтали об этом сторонники российской державности. Реальные итоги контрреформ в полной мере дали знать о себе тяжелейшими социальными потрясениями в начале XX в.


Информация о работе Самодержавие и реформы Александра III