Самозванцы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 09:24, контрольная работа

Описание работы

Бедствия Смутного времени потрясли русских людей. Многие современники винили во всём самозванцев, в которых видели польских ставленников, однако это была лишь полу правда, так как почву для самозванства подготовили не соседи России, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество. Самозванство явилось одной из специфических и устойчивых форм антифеодального движения в России в XVII в.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………..3-5
2.Первый самозванец……………………………………………..……...6-8
3.Лжепетр……………………………………………………………......9-11
4.Лжедмитрий II……………………………………………..………...12-14
5.Лжедмитрий III………………………………………………….…..15-16
6. Емельян Иванович Пугачёв (1742--1775)……………………........17-23
7.Заключение……………………………………………………………...24
8.Список используемой литературы…………………………………….25

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 54.04 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Введение………………………………………………………………..3-5 

    2.Первый  самозванец……………………………………………..……...6-8 

    3.Лжепетр……………………………………………………………......9-11 

    4.Лжедмитрий  II……………………………………………..………...12-14 

    5.Лжедмитрий  III………………………………………………….…..15-16 

    6. Емельян Иванович Пугачёв (1742--1775)……………………........17-23 

    7.Заключение……………………………………………………………...24 

    8.Список используемой  литературы…………………………………….25 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

Бедствия Смутного времени потрясли русских людей. Многие современники винили во всём самозванцев, в которых видели польских ставленников, однако это была лишь полу правда, так  как почву для самозванства подготовили  не соседи России, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество. Самозванство явилось одной из специфических  и устойчивых форм антифеодального  движения в России в XVII в. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения  в конце XVI в., резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом  святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению  в народе легенды о пришествии царя-избавителя.

Самозванство  в указанный период приобрело  прямо-таки массовые масштабы. Помимо известных всем Лжедмитриев и  «царевича Петра», до нас дошли  сведения о существовании  «чудом спасшегося» сына Бориса Годунова, Фёдора, а также целой плеяды «сыновей» Ивана Грозного: царевичей Осиновика, Августа, Лавра и др.

Я же постараюсь рассказать о самозванцах, оставивших наиболее яркий след в истории  Смутного времени.

Самозванство  – явление очень загадочное и  по прихоти истории чаще всего  возникало именно в

России. Ни в  одной другой стране это явление  не было столь частым и не играло столь значительной роли. Даже если ограничиться подсчетом только лжецарей и лжецаревичей, то все равно в итоге получится внушительная цифра. В XVII столетии на территории Российского государства действовало около 20 самозванцев, век же восемнадцатый отмечен примерно 40 случаями самозванства. Обожествление царской власти в общественном сознании русского средневековья способствовала этому.

В переломные времена  появлялись люди, заявлявшие о своей  принадлежности к царской фамилии. История самозванчества в России тесно связана с династическими кризисами, время от времени сотрясавшими царский трон. Первый такой кризис относится к рубежу XVI и XVII веков, когда пресеклась династия Рюриковичей и на престоле оказались «боярские цари» — Борис Годунов и Василий Шуйский. Именно тогда появляются первые лжецари и рождаются массовые движения

в их поддержку. И позднее нарушения традиционного  порядка престолонаследия (например, появление на троне малолетних детей  или же воцарение женщин) обогащали  историю самозванчества новыми именами и событиями. Самозванство было и одной из форм антифеодального движения в России в XVII в. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI в резкая борьба Ивана Грозного с боярством, жесткая политика церкви, окружившей престол ореолом

святости вот  факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды  о пришествии царя-избавителя. Но не все самозванцы были связаны с  движением социального протеста. Одну из важных причин возникновения  самозванчества можно прежде всего увидеть в идейно-психологической особенности русского народного сознания XVII— XVIII веков. Бытует мнение, будто народ поддерживал самозванцев главным образом потому, что те обещали ему освобождение

от крепостного-гнета, сытую жизнь и повышение социального  статуса. При этом допускается возможность  того, что некоторые приверженцы (по крайней мере, их часть) могли  идти за самозванцами, не веря в их царское  происхождение, а просто используя  их в своих целях. Подразумевается, что «толпе» все равно, кто  взойдет с ее помощью на престол, — главное, чтобы новый царь был  «мужицким», «хорошим», чтобы он защищал  интересы народа.

Однако данная точка зрения далеко не бесспорна. Не секрет, что наряду с такими самозванцами, как Лжедмитрий I и Е. Пугачев, увлекавшими  за собой тысячи людей, в России были и другие, которые в лучшем случае могли похвастаться несколькими  десятками сторонников. Скорее всего, одни самозванцы лучше играли свою роль, их поступки в большей степени  соответствовали ожиданиям, а другие претенденты на престол не соблюдали  общепринятых «правил игры» или  же чаще их нарушали.

Феномен самозванства остается актуальной областью исследований российских и зарубежных историков. Эта проблема рассматривалась в  работах Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, Р.Г. Скрынникова, В.В. Мавродина и  др. Историки рассматривают эту проблему с разных сторон: В.О. Ключевской видит  причину появления самозванцев  в проблеме законной власти.

По мнению Н.И. Костомарова, основную роль в выдвижении самозванцев играли иностранцы, претендовавшие на российский престол и жаждавшие  распространить на Руси католичество. Всесторонне рассматривается деятельность самозванцев, причины их временного успеха и неминуемого поражения  в работах Р.Г. Скрынникова и  А. Низовского. Несмотря на обилие работ по данной проблематике, остаются открытыми многие вопросы, неоднозначна оценка влияния самозванцев на ход истории Российского государства. Эта противоречивость, однако, имеет историческое объяснение – зачастую, низвергнув самозванца, официальные власти стремились уничтожить все упоминания о нем, дабы «не мутить народ». Поэтому сведения, дошедшие до нас, носят далеко не полный характер. Цель данной работы – рассмотреть деятельность самозванцев, оставивших наиболее яркий след в нашей истории.

Попытаемся также  разобраться в причинах их появления, чьи интересы представляли самозванцы в разные исторические эпохи, и какова была реакция народа на их появление

Первый  самозванец

Под именем Дмитрия  Ивановича, или царевича Димитрия, сына Ивана IV Грозного и Марии Нагой, выступал, как считали тогда многие, Григорий Отрепьев. Он был мелким дворянином из Галича, ставшим после скитаний монахом, послушником у патриарха Иова в Москве.  Отрепьев бежал в Речь Посполитую, где назвал себя царевичем, чудесно спасшимся от убийц, подосланных Борисом Годуновым, и заявил права на престол московских государей. Его поддержали король Сигизмунд, магнаты(крупные феодалы), шляхта(дворяне) и католическое духовенство, мечтавшие о русских землях и иных богатствах. Папский нунций(посол) благословил «царевича», принявшего тайно католичество,- папский Рим надеялся ввести в Россию унию католичества и православия, подчинить ее своему влиянию.

Человек одаренный, авантюрист по натуре, «царевич» был  одержим мечтами о власти, славе, богатстве. Его стремление подогревали  польские авантюристы, в том числе  Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы Юрия Мнишека, в которую он влюбился. «Царевич» обручился с ней, обещая ее отцу, своему тестю, русские земли, деньги и привилегии.  

В октябре 1604 г. отряд Лжедмитрия I переправился через Днепр и вошёл в пограничные уезды России. Откликаясь на грамоты-призывы самозванца, местные жители- дворяне, крестьяне и холопы, посадские люди и казаки, тысячи беглецов, в том числе и соратники Хлопка,-встают под знамена «царевича Дмитрия». Все они надеялись, что новый царь облегчит их положение, сбросит ненавистную власть Годунова и его «злых бояр». «Царевич» обещал всем льготы, облегчение в налогах.

Лжедмитрию один за другим сдаются города Моравск и Чернигов, Путивль и Рыльск, Курск и Кромы. Приходят к нему и запорожские казаки. К январю 1605 г. его отряд, сначала небольшой, превратился в 15-тысячное войско. На его сторону перешли многие бояре, недовольные, по тем или иным причинам, Годуновым, его правительством. От самозванца они, как и дворяне, надеялись получит новые земли, крестьян, жалованье.

В 1605 г. у села Добрыничи, под Севском, встретились армия Лжедмитрия (23 тысячи человек) и войско боярина князя Ф. И. Мстиславского (20 тысяч). Самозванец потерял полное поражение, хотел бежать в Польшу, но местные жители не пустили его. С помощью населения юго-западной России он собрал новые силы и стал одерживать новые силы и стал одерживать вверх над воеводами Годунова, захватывал города и уезды. Самозванец шел к Москве, обещая сторонникам «вольности» и «благоденственное житие». 

7мая 1605 г.  под Кромами после известия  о смерти Б. Годунова вспыхивает восстание о царском войске, и оно заявляет о поддержке «царевича Дмитрия». 20 июня 1605 г. тот вступает в Москву, где 2 июня тоже вспыхнуло восстание против юного царя Федора Борисовича Годунова, который был убит. Месяц спустя «царевич» венчается на царство в кремлевском Успенском соборе.

Царь и великий  князь всея Руси Дмитрий Иванович предпринял некоторые шаги в пользу поддержавших его крестьян и холопов: дал свободу тем, кто попал  в кабальные холопы в голодные годы, освободил на 10 лет от налогов  жителей Комарицкой волости на юго-западе. Но в целом он продолжал крепостническую политику своих предшественников, нуждаясь прежде всего в поддержке дворян. Срок «урочных лет» был увеличен с 5 до 5,5-6 лет, дворяне жаловались землями и крестьянами. Из армии по его приказу «выбили» крестьян, холопов, посадских людей, распустили и казачье войско.

И сам Лжедмитрий, и его приближенные из русских  и особенно поляков, пришедших с  ним, расхищали казну. Пришельцы  смотрели на Россию как на завоеванную  страну: оскорбляли национальные, религиозные  чувства ее жителей. Всех возмутили  женитьба царя на Марине Мнишек, бесчинства шляхтичей, слухи о переходе правителя  в католичество. На эту свадьбу были приглашены только иноземные гости и придворные люди, новая царица не приняла православия, а сама свадьба проходила накануне праздника вопреки обычаям. Продолжение крепостнической политики, новые поборы с целью добыть обещанные польским магнатам средства, недовольство русского народа привели к организации против самозванца боярского заговора.

17 мая 1606 года  бояре во главе с Василием  Шуйским ударили в набат, они  устремили чернь на дома, занятые  поляками, а сами бросились во  дворец. Там они убили любимца  царя П.Ф.Басманова, затем настигли Лжедмитрия и убили его. Царицу Марину и ее приближенных арестовали и выслали в Ярославль.

В.О.Ключевский характеризует его следующим образом: «Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в свей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания.»1 
 
 
 
 
 
 

Лжепетр

В 1606 году, в последние  месяцы царствования «царя» Дмитрия  Ивановича, терские и волжские казаки, собравшись в круг, решили выдвинуть  из своей среды «царевича», используя  имя которого они могли бы давно  задуманному походу на Волгу за добычей. На «должность» царевича Петра, никогда  не существовавшего на самом деле сына царя Федора Ивановича, был выбран молодой казак Илейка, родом из Мурома, незаконный сын «посадской женки», ходивший прежде в бурлаках на Волге. Выбор казаков пал на Илейку, поскольку тот в свое время был в Москве и, по его словам, знал тамошние дела и царские обычаи.

Слух о том, что на Тереке явился царевич Пётр Фёдорович, привлёк под знамена  Илейки около четырех тысяч казаков. Казаки послали грамоту царю Дмитрию Ивановичу о том, что идут к нему на помощь.

В ответ самозванец в конце апреля 1606 года прислал  казакам грамоту, в которой писал, что если называющий себя Петром и  в самом деле царевич, то он ждёт его у себя на Москве. Встретив в  Самаре грамоту от Дмитрия, «царевич Пётр» двинулся дальше, сообщая всем, что едет к своему дяде-царю. Прикрываясь  царской грамотой, можно было чувствовать  себя в безопасности и спокойно грабить волжские города.

Добравшись до Свияжска, «царевич Пётр» узнал, что  «расстрига» убит, и казаки повернули  назад. Хитростью проскользнув мимо Казани, они поплыли далее, грабя встречные суда и прибрежные городки. Затем они переволоклись на Дон, где услышали о появлении нового Дмитрия…

В это время  в Путивле князь Шаховский, ярый сторонник убитого Лжедмитрия и активный участник самозванческой интриги, объявил жителям, что царь Дмитрий жив и находится в Польше. На эту роль ему нужен был любой самозванец. Он активно сносился с Польшей, где также искали кандидата на роль самозванца.

Между тем убийство царя в народе было однозначно воспринято как «боярская измена», а раз  царя свергли бояре, значит, царь пострадал  за народ. Эта легенда объединила самые различные социальные слои, и началось массовое восстание, которое  поспешили возглавить те же силы, что  привели к власти Лжедмитрия I. Войско «царевича Петра» устремляется в  Путивль. По дороге они нападают на пограничный городок Царев-Борисов  и берут его штурмом. Такая же участь постигла Оскол.

Информация о работе Самозванцы в России