Самозванство на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 21:41, реферат

Описание работы

Самозванство явилось одной из специфических и устойчивых форм антифеодального движения в России в начале XVII века. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI века, резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя. Я постараюсь рассказать о самозванцах, оставивших наиболее яркий след в истории Смутного времени.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 26.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

         

          Самозванство  явилось одной из специфических  и устойчивых форм антифеодального  движения в России в начале XVII века. Закрепощение крестьян и  ухудшение их положения в конце XVI века, резкие формы борьбы Ивана  Грозного с боярством, политика  церкви, окружившей престол ореолом  святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому  распространению в народе легенды  о пришествии царя-избавителя. Я  постараюсь рассказать о самозванцах, оставивших наиболее яркий след  в истории Смутного времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Ситуация в России на рубеже 16-17вв.: предпосылки Смуты

 

 

 

          На рубеже XVI-XVII веков Русское государство  вступило в полосу глубокого  государственно-политического и  социально-экономического, структурного  кризиса, корни которого уходили  в эпоху правления Ивана Грозного. Настало Смутное время, ввергшее  народ в пучину бедствий. Эти  годы (1598-1613) называют также эпохой  самозванцев.

 

          В событиях  начала XVII века участвовали все  сословия, и каждое выдвинуло  своих вождей. Из среды боярства  вышли такие яркие фигуры, как  Федор-Филарет Романов и Михаил  Скопин-Шуйский. Дворянство дало  стране Дмитрия Пожарского и  Прокопия Ляпунова, вольные казаки  – Ивана Болотникова и Ивана  Заруцкого, посадские люди – Кузьму  Минина, духовенство – патриарха  Гермогена и целую плеяду самозванцев.

 

          Бедствия  Смутного времени потрясли ум  и душу русских людей. Современники  винили во всем проклятых самозванцев, посыпавшихся на страну как  из мешка. В самозванцах видели  польских ставленников, орудие иноземного  вмешательства. Но то была лишь  полуправда. Почву для самозванства  подготовили не соседи России, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество.

 

          Столкновение  интересов феодального государства  и дворянства, с одной стороны, закрепощенных крестьян, тяглых  посадских людей, холопов и других  групп зависимых людей – с  другой, явилось источником социального  кризиса, породившего Смуту.

 

          Кризис  феодального сословия стал одним  из главных факторов гражданской  войны в России. К началу XVII века  поместье подверглось такому  же дроблению, как и боярские  вотчины в XV веке. Численность феодалов  вновь увеличилась, тогда как  фонды феодальных земель оставались  прежними. На этот раз кризис  приобрел более глубокий характер. Низшие и наиболее многочисленные  прослойки поместного дворянства  оказались затронуты процессом  социальной деградации.

 

          Коллизии  гражданской войны затронули  не только низы, но и верхи  русского общества. От времен  феодальной раздробленности Россия  унаследовала могущественную аристократию, представительным органом которой  была Боярская дума.  Московские  государи принуждены были делить  власть со своими боярами. Опираясь  на опричнину и дворян, Иван VI попытался избавиться от опеки  Боярской думы и ввести самодержавную  систему управления. Могущество  знати было поколеблено, но не  сломлено опричниной. Знать ждала  своего часа. Этот час пришел, едва настало Смутное время.

 

         

          Вторжение  самозванца, принявшего имя младшего  сына Грозного – Дмитрия, положило  начало новому этапу в развитии  Смуты. Самозванство явилось одной  из специфических и устойчивых  форм антифеодального движения  в России в начале XVII века. Закрепощение  крестьян и ухудшение их положения  в конце XVI века, резкие формы борьбы  Ивана Грозного с боярством, политика  церкви, окружившей престол ореолом  святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому  распространению в народе легенды  о пришествии царя-избавителя.

 

 

 

 

 

Конец законной династии и вопрос о престолонаследии.

 

 

 

          Династия  Ивана Калиты, внука Александра  Невского, правила Московским государством  почти триста лет. Основы ее  могущества были заложены в  то время, когда над Русью тяготело  проклятие татарского ига. При  Иване III в конце XV века Россия  наконец освободилась от господства  иноземных завоевателей.

 

          Иван VI был последним потомком Калиты, имевшим многочисленную семью. Его  первая жена, Анастасия Романова, родила трех сыновей – Дмитрия, Ивана, Федора и несколько дочерей. Вторая царица, Мария Темрюковна, родила сына Василия, последняя (седьмая) жена, Мария Нагая, - сына Дмитрия. Все дочери Грозного и царевич  Василий умерли в младенческом  возрасте. Царевич Иван Иванович, достигший 27-летнего возраста и  объявленный наследником престола, умер от нервного потрясения, претерпев жестокие побои от  отца. Единственный внук Грозного  появился на свет мертвым, и  в этом случае виноват был  сам царь, подверженный страшным  припадкам ярости. Род Грозного  был обречен на исчезновение. Причиной послужило не только  несчастное стечение обстоятельств, но и факторы природного характера. Браки внутри одного и того  же круга знатных семей имели  отрицательные биологические последствия. В середине XVI века стали явственно  видны признаки вырождения царствующей  династии. Брат Ивана VI Юрий Васильевич, глухонемой от рождения, умер  без потомства. Сын Грозного царь  Федор Иванович был слабоумным  и хилым и тоже не оставил  детей. Младший сын царя Ивана  Дмитрий страдал эпилепсией. Шансы  на то, что царевич доживет  до зрелых лет и оставит  наследника, были невелики. Но как  первенцу Грозного – Дмитрию-старшему, так и его младшему сыну  Дмитрию суждена была нечаянная  и преждевременная смерть.

 

          Умирая,  в марте 1584 г. царь передал трон  любимому сыну Федору, а двухлетнему  Дмитрию выделил удельное княжество  со столицей в Угличе, где он  жил вместе со своей матерью. Наследник престола Федор (1584-1598), болезненный, религиозный, суеверный, был мягким по натуре, но не  способным к делам правления  государством. Его советниками и  блюстителями державы стали князья  И.П.Шуйский, И.Ф.Мстиславский, бояре  Н.Р.Юрьев, Б.Я.Бельский и Б.Ф.Годунов. Особо царь жаловал Бориса Годунова, который приходился ему шурином (был родным братом его

жены Ирины). Годунов стал фактически правителем государства.

 

           Человек  для своего времени малообразованный, Годунов отличался живым и  гибким умом, умением ладить с  людьми в любых сложных ситуациях, что и предопределило его быстрое  восхождение к власти. В течение 3-х лет после коронации Федора  Иоановича  опытный придворный  политик Годунов поочередно устранил  соперников и с 1587г., умело используя  имя царя Федора, стал единолично  управлять страной.

 

          Первым  крупным успехом его как правителя  стало учреждение в 1589 г. самостоятельной  Московской патриархии. Это возвысило  международный авторитет Москвы  и укрепило позиции государства  по отношению к церкви. В области  внешней политики ему также  удалось проявить себя в качестве  способного государственного деятеля: Россия добилась частичного пересмотра  итогов Ливонской войны и укрепила  безопасность своих южных рубежей, отразив нападение крымского  хана. В области внутренней политики  самым значительным актом правительства  Годунова стало завершение процесса  закрепощения крестьянства.

 

           На  личной судьбе Бориса Годунова  и на оценке его неспокойного  правления сказалось так называемое  «углическое дело». 15 мая 1591 года  Дмитрий-младший погиб в Угличе. Согласно официальной версии, он  нечаянно нанес себе рану, которая  оказалась смертельной. К такому  заключению пришла комиссия бояр  Шуйского. По слухам царевич Дмитрий  был злодейски зарезан людьми, подосланными Борисом Годуновым. Однако историки не располагают  убедительными документами, которые  доказывали бы виновность Годунова.

 

          В 1598 г. царь Федор Иванович умер, не  оставив после себя наследника. Династия Рюриковичей, правившая  с 862 г., оборвалась навсегда.

 

          Страна  стала скатываться в пучину  гражданской   войны. Все признаки  социальной катастрофы были налицо: кризис власти и отсутствие  претендента с твердыми правами  на престол; недовольство, бунт народа (повсеместно происходили восстания, наиболее крупное из них –  под руководством Болотникова); ослабление, а затем и распад государства; иностранная интервенция (шведы  захватили Новгородскую землю, в  Москве хозяйничали поляки). Во  время Смуты у страны появилась  альтернатива: или по-прежнему идти  путем, близким к восточному, или  вернуться на европейскую стезю  развития, что означало необходимость  ограничения власти, предоставления  свободы обществу. На разных этапах  Смуты борьба за лучшую жизнь  протекала по-разному, но всегда  присутствовала тенденция перехода  к европейскому типу.

 

 

 

 

 

 

Лжедмитрий I.

 

 

 

          В феврале 1598 г. в Москве состоялся Земский  Собор, в котором приняли участие  люди разных сословий: бояре, дворяне, приказные, купцы, представители всех  крестьян. Собор высказался за  венчание на царство Бориса  Годунова.

 

           Мирное  течение московской жизни, нарушенное  голодом 1601-1603 гг., было окончательно  прервано самозванческой смутой. В 1603 году распространились слухи  о том, что в Польше (по некоторым  данным в Литве[1]) появился человек, назвавшийся  «чудесно спасшимся»  угличским царевичем Дмитрием  Ивановичем. Сначала он объявился  у польского магната Адама  Вишневецкого, а затем перешел  пол покровительство Юрия Мнишек.

 

          В России  было объявлено, что под именем  Дмитрия скрывается беглый монах  Чудова Монастыря Григорий (в  миру – мелкий дворянин Юрий  Богданович Отрепьев). Точных доказательств  этому нет, но большинство специалистов  склоняются именно к этой версии. Отрепьев обладал незаурядными  способностями: он знал латинский  и польский языки, имел каллиграфический  подчерк, обладал редкой способностью  быстро ориентироваться в конкретной  обстановке. В молодости он был  слугой Федора Романова, после  ссылки которого постригся в  монахи. Из Москвы с тремя другими  монахами он бежал в Литву  и Польшу. По всей видимости, Отрепьев  сам верил в свое царское  происхождение и не боялся  никаких обличений в самозванстве.

 

          В.О.Ключевский  справедливо заметил, что Лжедмитрий  был лишь «испечен в польской  печке, а заквашен в Москве»[2]. Заручившись поддержкой польско-литовских  магнатов, Лжедмитрий тайно принял  католичество и обещал римскому  папе распространить католицизм  в России. Он также обещал передать  Речи Посполитой и своей невесте  Марине Мнишек Северные и Смоленские  земли, Новгород и Псков. Лжедмитрий  понадобился польским магнатам  для того, чтобы начать агрессию  против России, замаскировав ее  видимостью борьбы за возвращение  престола законному наследнику. Это была скрытая интервенция.

 

          Осенью 1604 года с войском в 2 тысячи  человек самозванец пошел на  Московское государство, избрав  при этом длинный путь –  через Чернигов, где скопилось  много людей, недовольных Годуновым. Ситуация в стране способствовала  успеху его похода. Беглые крестьяне, казаки присоединялись к войску  Лжедмитрия. Решающее сражение проходило  под г. Кромы, где царские войска  перешли на сторону самозванца. В это же время, 13 апреля 1605 г., неожиданно умер царь Борис.

 

          На трон  взошел 16-летний сын Бориса Федор. Юный царь и его мать по  требованию самозванца были тайно  убиты. 20 июня 1605 года Лжедмитрий  вступил  в столицу. Вскоре его  «опознала» мать, инокиня Марфа, а 30 июня 1605 г. «Дмитрий» был провозглашен  царем.

 

       

          Новый  царь был небывалым явлением  на престоле московских государей. В.О.Ключевский характеризует его  следующим образом: «Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым  выражением лица, он в свей  наружности вовсе не отражал  своей духовной природы: богато  одаренный, с бойким умом, легко  разрешавшим в Боярской думе  самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в  опасные минуты доводившим его  храбрость до удальства, податливый  на увлечения, он был мастер  говорить, обнаруживал и довольно  разнообразные знания.[3]»

 

          Оказавшись  в Кремле, самозванец распустил  свое войско и как бы забыл  об обещаниях, раздававшихся в  Польше. Он держал себя независимо  от папы и короля. Самозванец  показывал себя православным  и не собирался вводить католичество  на Русь. Земельных уступок он  также не сделал.

 

          Деятельность  нового управителя вызвала неудовольствие  как в Польше, так и в Москве. Он был мало похож не только  на государя, но и на благовоспитанного  человека: не был богомолен, не  держал постов, кутил и пьянствовал, был слишком близок к полякам, пришедшим с ним в Москву, в  целом он не умел сохранять  своего достоинства так, как это  соответствовало царскому чину. Он управлял с помощью немногих  любимцев, отстранив от влияния  на дела знатнейших бояр. Окончательно  озлобило народ против самозванца  его свадьба с Мариной Мнишек. На эту свадьбу были приглашены  только иноземные гости и придворные  люди, новая царица не приняла  православия, а сама свадьба проходила  накануне праздника вопреки обычаям.

 

           Продолжение  крепостнической политики, новые  поборы с целью добыть обещанные  польским магнатам средства, недовольство  русского народа привели к  организации против самозванца  боярского заговора. 17 мая 1606 года  бояре во главе с Василием  Шуйским ударили в набат, они  устремили чернь на дома, занятые  поляками, а сами бросились во  дворец. Там они убили любимца  царя П.Ф.Басманова, затем настигли  Лжедмитрия и убили его. Царицу  Марину и ее приближенных арестовали  и выслали в Ярославль.

 

 

 

Лжедмитрий II.

 

 

 

          19 мая 1606 г., без земского собора был провозглашен царем князь Василий Иванович Шуйский (1606-1610), главный руководитель заговора. Он дал оформленное в виде крестоцеловальной записи обязательство сохранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не казнить без суда. Знать пыталась разрешить создавшиеся глубокие внутренние и внешние противоречия с помощью боярского царя.

Информация о работе Самозванство на Руси