Введение.
Самозванство
явилось одной из специфических
и устойчивых форм антифеодального
движения в России в начале
XVII века. Закрепощение крестьян и
ухудшение их положения в конце
XVI века, резкие формы борьбы Ивана
Грозного с боярством, политика
церкви, окружившей престол ореолом
святости, - вот некоторые факторы,
благоприятствовавшие широкому
распространению в народе легенды
о пришествии царя-избавителя. Я
постараюсь рассказать о самозванцах,
оставивших наиболее яркий след
в истории Смутного времени.
Ситуация
в России на рубеже 16-17вв.: предпосылки
Смуты
На рубеже
XVI-XVII веков Русское государство
вступило в полосу глубокого
государственно-политического и
социально-экономического, структурного
кризиса, корни которого уходили
в эпоху правления Ивана Грозного.
Настало Смутное время, ввергшее
народ в пучину бедствий. Эти
годы (1598-1613) называют также эпохой
самозванцев.
В событиях
начала XVII века участвовали все
сословия, и каждое выдвинуло
своих вождей. Из среды боярства
вышли такие яркие фигуры, как
Федор-Филарет Романов и Михаил
Скопин-Шуйский. Дворянство дало
стране Дмитрия Пожарского и
Прокопия Ляпунова, вольные казаки
– Ивана Болотникова и Ивана
Заруцкого, посадские люди – Кузьму
Минина, духовенство – патриарха
Гермогена и целую плеяду самозванцев.
Бедствия
Смутного времени потрясли ум
и душу русских людей. Современники
винили во всем проклятых самозванцев,
посыпавшихся на страну как
из мешка. В самозванцах видели
польских ставленников, орудие иноземного
вмешательства. Но то была лишь
полуправда. Почву для самозванства
подготовили не соседи России,
а глубокий внутренний недуг,
поразивший русское общество.
Столкновение
интересов феодального государства
и дворянства, с одной стороны,
закрепощенных крестьян, тяглых
посадских людей, холопов и других
групп зависимых людей – с
другой, явилось источником социального
кризиса, породившего Смуту.
Кризис
феодального сословия стал одним
из главных факторов гражданской
войны в России. К началу XVII века
поместье подверглось такому
же дроблению, как и боярские
вотчины в XV веке. Численность феодалов
вновь увеличилась, тогда как
фонды феодальных земель оставались
прежними. На этот раз кризис
приобрел более глубокий характер.
Низшие и наиболее многочисленные
прослойки поместного дворянства
оказались затронуты процессом
социальной деградации.
Коллизии
гражданской войны затронули
не только низы, но и верхи
русского общества. От времен
феодальной раздробленности Россия
унаследовала могущественную аристократию,
представительным органом которой
была Боярская дума. Московские
государи принуждены были делить
власть со своими боярами. Опираясь
на опричнину и дворян, Иван VI
попытался избавиться от опеки
Боярской думы и ввести самодержавную
систему управления. Могущество
знати было поколеблено, но не
сломлено опричниной. Знать ждала
своего часа. Этот час пришел,
едва настало Смутное время.
Вторжение
самозванца, принявшего имя младшего
сына Грозного – Дмитрия, положило
начало новому этапу в развитии
Смуты. Самозванство явилось одной
из специфических и устойчивых
форм антифеодального движения
в России в начале XVII века. Закрепощение
крестьян и ухудшение их положения
в конце XVI века, резкие формы борьбы
Ивана Грозного с боярством, политика
церкви, окружившей престол ореолом
святости, - вот некоторые факторы,
благоприятствовавшие широкому
распространению в народе легенды
о пришествии царя-избавителя.
Конец
законной династии и вопрос о престолонаследии.
Династия
Ивана Калиты, внука Александра
Невского, правила Московским государством
почти триста лет. Основы ее
могущества были заложены в
то время, когда над Русью тяготело
проклятие татарского ига. При
Иване III в конце XV века Россия
наконец освободилась от господства
иноземных завоевателей.
Иван VI
был последним потомком Калиты,
имевшим многочисленную семью. Его
первая жена, Анастасия Романова,
родила трех сыновей – Дмитрия,
Ивана, Федора и несколько дочерей.
Вторая царица, Мария Темрюковна,
родила сына Василия, последняя (седьмая)
жена, Мария Нагая, - сына Дмитрия.
Все дочери Грозного и царевич
Василий умерли в младенческом
возрасте. Царевич Иван Иванович,
достигший 27-летнего возраста и
объявленный наследником престола,
умер от нервного потрясения,
претерпев жестокие побои от
отца. Единственный внук Грозного
появился на свет мертвым, и
в этом случае виноват был
сам царь, подверженный страшным
припадкам ярости. Род Грозного
был обречен на исчезновение.
Причиной послужило не только
несчастное стечение обстоятельств,
но и факторы природного характера.
Браки внутри одного и того
же круга знатных семей имели
отрицательные биологические последствия.
В середине XVI века стали явственно
видны признаки вырождения царствующей
династии. Брат Ивана VI Юрий Васильевич,
глухонемой от рождения, умер
без потомства. Сын Грозного царь
Федор Иванович был слабоумным
и хилым и тоже не оставил
детей. Младший сын царя Ивана
Дмитрий страдал эпилепсией. Шансы
на то, что царевич доживет
до зрелых лет и оставит
наследника, были невелики. Но как
первенцу Грозного – Дмитрию-старшему,
так и его младшему сыну
Дмитрию суждена была нечаянная
и преждевременная смерть.
Умирая,
в марте 1584 г. царь передал трон
любимому сыну Федору, а двухлетнему
Дмитрию выделил удельное княжество
со столицей в Угличе, где он
жил вместе со своей матерью.
Наследник престола Федор (1584-1598),
болезненный, религиозный, суеверный,
был мягким по натуре, но не
способным к делам правления
государством. Его советниками и
блюстителями державы стали князья
И.П.Шуйский, И.Ф.Мстиславский, бояре
Н.Р.Юрьев, Б.Я.Бельский и Б.Ф.Годунов.
Особо царь жаловал Бориса Годунова, который
приходился ему шурином (был родным братом
его
жены Ирины). Годунов стал фактически
правителем государства.
Человек
для своего времени малообразованный,
Годунов отличался живым и
гибким умом, умением ладить с
людьми в любых сложных ситуациях,
что и предопределило его быстрое
восхождение к власти. В течение
3-х лет после коронации Федора
Иоановича опытный придворный
политик Годунов поочередно устранил
соперников и с 1587г., умело используя
имя царя Федора, стал единолично
управлять страной.
Первым
крупным успехом его как правителя
стало учреждение в 1589 г. самостоятельной
Московской патриархии. Это возвысило
международный авторитет Москвы
и укрепило позиции государства
по отношению к церкви. В области
внешней политики ему также
удалось проявить себя в качестве
способного государственного деятеля:
Россия добилась частичного пересмотра
итогов Ливонской войны и укрепила
безопасность своих южных рубежей,
отразив нападение крымского
хана. В области внутренней политики
самым значительным актом правительства
Годунова стало завершение процесса
закрепощения крестьянства.
На
личной судьбе Бориса Годунова
и на оценке его неспокойного
правления сказалось так называемое
«углическое дело». 15 мая 1591 года
Дмитрий-младший погиб в Угличе.
Согласно официальной версии, он
нечаянно нанес себе рану, которая
оказалась смертельной. К такому
заключению пришла комиссия бояр
Шуйского. По слухам царевич Дмитрий
был злодейски зарезан людьми,
подосланными Борисом Годуновым.
Однако историки не располагают
убедительными документами, которые
доказывали бы виновность Годунова.
В 1598 г.
царь Федор Иванович умер, не
оставив после себя наследника.
Династия Рюриковичей, правившая
с 862 г., оборвалась навсегда.
Страна
стала скатываться в пучину
гражданской войны. Все признаки
социальной катастрофы были налицо:
кризис власти и отсутствие
претендента с твердыми правами
на престол; недовольство, бунт народа
(повсеместно происходили восстания,
наиболее крупное из них –
под руководством Болотникова); ослабление,
а затем и распад государства;
иностранная интервенция (шведы
захватили Новгородскую землю, в
Москве хозяйничали поляки). Во
время Смуты у страны появилась
альтернатива: или по-прежнему идти
путем, близким к восточному, или
вернуться на европейскую стезю
развития, что означало необходимость
ограничения власти, предоставления
свободы обществу. На разных этапах
Смуты борьба за лучшую жизнь
протекала по-разному, но всегда
присутствовала тенденция перехода
к европейскому типу.
Лжедмитрий
I.
В феврале
1598 г. в Москве состоялся Земский
Собор, в котором приняли участие
люди разных сословий: бояре, дворяне,
приказные, купцы, представители всех
крестьян. Собор высказался за
венчание на царство Бориса
Годунова.
Мирное
течение московской жизни, нарушенное
голодом 1601-1603 гг., было окончательно
прервано самозванческой смутой.
В 1603 году распространились слухи
о том, что в Польше (по некоторым
данным в Литве[1]) появился человек,
назвавшийся «чудесно спасшимся»
угличским царевичем Дмитрием
Ивановичем. Сначала он объявился
у польского магната Адама
Вишневецкого, а затем перешел
пол покровительство Юрия Мнишек.
В России
было объявлено, что под именем
Дмитрия скрывается беглый монах
Чудова Монастыря Григорий (в
миру – мелкий дворянин Юрий
Богданович Отрепьев). Точных доказательств
этому нет, но большинство специалистов
склоняются именно к этой версии.
Отрепьев обладал незаурядными
способностями: он знал латинский
и польский языки, имел каллиграфический
подчерк, обладал редкой способностью
быстро ориентироваться в конкретной
обстановке. В молодости он был
слугой Федора Романова, после
ссылки которого постригся в
монахи. Из Москвы с тремя другими
монахами он бежал в Литву
и Польшу. По всей видимости, Отрепьев
сам верил в свое царское
происхождение и не боялся
никаких обличений в самозванстве.
В.О.Ключевский
справедливо заметил, что Лжедмитрий
был лишь «испечен в польской
печке, а заквашен в Москве»[2].
Заручившись поддержкой польско-литовских
магнатов, Лжедмитрий тайно принял
католичество и обещал римскому
папе распространить католицизм
в России. Он также обещал передать
Речи Посполитой и своей невесте
Марине Мнишек Северные и Смоленские
земли, Новгород и Псков. Лжедмитрий
понадобился польским магнатам
для того, чтобы начать агрессию
против России, замаскировав ее
видимостью борьбы за возвращение
престола законному наследнику.
Это была скрытая интервенция.
Осенью
1604 года с войском в 2 тысячи
человек самозванец пошел на
Московское государство, избрав
при этом длинный путь –
через Чернигов, где скопилось
много людей, недовольных Годуновым.
Ситуация в стране способствовала
успеху его похода. Беглые крестьяне,
казаки присоединялись к войску
Лжедмитрия. Решающее сражение проходило
под г. Кромы, где царские войска
перешли на сторону самозванца.
В это же время, 13 апреля 1605 г.,
неожиданно умер царь Борис.
На трон
взошел 16-летний сын Бориса Федор.
Юный царь и его мать по
требованию самозванца были тайно
убиты. 20 июня 1605 года Лжедмитрий
вступил в столицу. Вскоре его
«опознала» мать, инокиня Марфа,
а 30 июня 1605 г. «Дмитрий» был провозглашен
царем.
Новый
царь был небывалым явлением
на престоле московских государей.
В.О.Ключевский характеризует его
следующим образом: «Молодой человек,
роста ниже среднего, некрасивый,
рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым
выражением лица, он в свей
наружности вовсе не отражал
своей духовной природы: богато
одаренный, с бойким умом, легко
разрешавшим в Боярской думе
самые трудные вопросы, с живым,
даже пылким темпераментом, в
опасные минуты доводившим его
храбрость до удальства, податливый
на увлечения, он был мастер
говорить, обнаруживал и довольно
разнообразные знания.[3]»
Оказавшись
в Кремле, самозванец распустил
свое войско и как бы забыл
об обещаниях, раздававшихся в
Польше. Он держал себя независимо
от папы и короля. Самозванец
показывал себя православным
и не собирался вводить католичество
на Русь. Земельных уступок он
также не сделал.
Деятельность
нового управителя вызвала неудовольствие
как в Польше, так и в Москве.
Он был мало похож не только
на государя, но и на благовоспитанного
человека: не был богомолен, не
держал постов, кутил и пьянствовал,
был слишком близок к полякам,
пришедшим с ним в Москву, в
целом он не умел сохранять
своего достоинства так, как это
соответствовало царскому чину.
Он управлял с помощью немногих
любимцев, отстранив от влияния
на дела знатнейших бояр. Окончательно
озлобило народ против самозванца
его свадьба с Мариной Мнишек.
На эту свадьбу были приглашены
только иноземные гости и придворные
люди, новая царица не приняла
православия, а сама свадьба проходила
накануне праздника вопреки обычаям.
Продолжение
крепостнической политики, новые
поборы с целью добыть обещанные
польским магнатам средства, недовольство
русского народа привели к
организации против самозванца
боярского заговора. 17 мая 1606 года
бояре во главе с Василием
Шуйским ударили в набат, они
устремили чернь на дома, занятые
поляками, а сами бросились во
дворец. Там они убили любимца
царя П.Ф.Басманова, затем настигли
Лжедмитрия и убили его. Царицу
Марину и ее приближенных арестовали
и выслали в Ярославль.
Лжедмитрий
II.
19 мая 1606 г.,
без земского собора был провозглашен
царем князь Василий Иванович Шуйский
(1606-1610), главный руководитель заговора.
Он дал оформленное в виде крестоцеловальной
записи обязательство сохранить привилегии
боярства, не отнимать у них вотчин и не
казнить без суда. Знать пыталась разрешить
создавшиеся глубокие внутренние и внешние
противоречия с помощью боярского царя.