Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:32, реферат
После путешествия по Европе Петр стал осуществлять развитие России по принципу европейских стран. Одним из наглядных доказательств является город Санкт-Петербург, построенный согласно всем европейским правилам. Именно это и является основной темой реферата.
Автор считает, что тема работы актуальна в наше время, так как Санкт-Петербург является второй столицей нашей Родины, а его основание – это исторически важное событие – «сорван железный занавес» между Россией и Европой.
Введение
Глава 1. Петр I - основатель Санкт-Петербурга
Глава 2. Санкт-Петербург. От основания до нашего времени
Заключение
Литература
В 1706 году земляные укрепления были заменены кирпичными. Как и земляная, она имела шесть бастионов, соединенных куртинами. Автором проекта каменной крепости был Петр.
Для строительства всех сооружений необходимо было много рабочих рук. Начиная с 1704 года, ежегодно на берега Невы со всей России сгоняли до сорока тысяч работных людей. Сюда же начали переселять мастеровых, ремесленников, купцов. По давно сложившейся традиции жили они слободами. Так начала складываться городская застройка.
Город, заветная мечта царя, действительно рождался, зримо заявляя о себе первыми дворцами и храмами, слободами ремесленников и торговцев, но северный климат давал о себе знать. Противоборство между городом и природой началось с момента рождения Петербурга. Вначале город планировали как морской порт, нечто в духе любимого Петром Амстердама или наподобие Венеции - вдоль улиц прорыли каналы, по которым суда должны были подходить из гавани под разгрузку. Однако очень скоро выяснилось, что для суровой северной природы Петербурга надо искать какие-то иные решения, отличные от венецианских (несмотря на это, Петербург нередко называют "северной Венецией"). Близость моря, обширность акватории, высокоширотное положение (60° северной широты и 30° восточной долготы) определяют многие особенности Петербурга - белые ночи летом, ранние зимние сумерки, частую резкую перемену погоды.
Но строился Петербург стойким подъемом, с такой невиданной концентрацией сил, что трудно найти аналогии, по крайней мере, в истории России. Масштаб развернувшихся работ был поистине гигантский. По всей России Петр ввел запрет на каменное строительство. Всякий приезжавший в Петербург был обязан везти с собой определенное количество камней или же заплатить налог. Огромная стройка росла не по дням, а по часам. И уже вскоре начали вырисовываться первые контуры будущего города. Строительство началось с Васильевского острова. В восточной части острова участки раздавались дворянам и другим именным особам. Начало их строительства положили «Красные хоромцы», предназначавшиеся для царя, в последствии называемые Домиком Петра I. Их срубили солдаты-плотники в конце мая 1703 г. по типу русской избы. На левом берегу Невы, возле Адмиралтейства, образовалась морская слобода. Прибрежные участки рядом с верфью получали адмиралы и корабельных дел мастера. Место, занятое сейчас Эрмитажным театром, принадлежало «корабельному мастеру Петру Михайловичу» – Петру I. Здесь сначала стояли его деревянные хоромы, а в 1718 года проекту немецкого архитектора Г. Маттарнови заложили Зимний дворец. Тогда же возле него был прорыт канал, позднее названный Зимней канавкой. Он соединил Неву с речкой Мьей (Мойкой), по которой проходила южная граница города.
Стремясь скорее превратить город в столицу, Петр I основал в 1710 года новый Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь, который в 1797 года стал лаврой.
В 1710-х годах город-крепость, город-порт начал играть все возрастающую роль в политической жизни страны. С 1711 года в Петербурге устраивались приемы иностранных послов, начали размещаться дипломатические миссии, совершались бракосочетания членов царской семьи. В 1712 г. в Петербург переехал царский двор, а с 1713 года заседал Сенат.
Несмотря на отсутствие документов, позволяющих точно дотировать перенесение столицы из Москвы на берега Невы, принято считать, что это событие произошло в 1712 году.
Превращение Петербурга в столицу заметно отразилось на характере его застройки, которая стала строго регламентированной. Это был первый город в России, который развивался по заранее разработанному плану. Его еще называли Северной Пальмирой (в честь античного города с правильной планировкой). Кроме уже широко применявшегося правила строить дома вдоль водных магистралей и прямых улиц, а не в глубине участков, теперь появились и другие. Например, возводить постройки «в один горизонт» или устраивать протии домов, сооружавшихся на берегах Невы, пристани-гавани, что придало своеобразный облик первым набережным. Внешний вид домов тоже регламентировался. Строительство их велось по «образцовым» (типовым) проектам. Введение «образцовых» проектов позволяло быстрее строить жилые дома, в которых была большая потребность, так как численность на селения в Петербурге с каждым годом возрастала. За несоблюдением установленных правил строительства виновных ожидали штрафы и наказания. Важнейшей мерой, регламентирующей правительство, стало составление плана столицы. План воплощал в чертежах точно сформулированные замыслы Петра по планировке острова.
В Москве российский император открыл Навигацкую школу, в северной столице основал Петербургскую академию наук, Кунсткамеру, экспонаты для которой были приобретены самим Петром.
В 1712 г. в центре Санкт-Петербургской крепости был заложен каменный собор, получивший название – Петропавловский. Именно под сводами этого собора в 1725 году был погребен Петр I (с этого времени храм стал царской усыпальницей).
Несмотря на кончину основателя, город мечты Петра Великого продолжал развиваться. Многое пришлось ему испытать, но об этом уже расскажет вторая глава.
Одним словом, Петр I вошел в историю России не только как первый император, но и как правитель, сумевший «сорвать железный занавес», разделяющий Российскую империю с развивающимися европейскими странами. Это случилось благодаря строительству прекрасного города на Неве. Основание Санкт-Петербурга имело огромное значение для превращения сухопутной Московии в сильную морскую европейскую державу, что сыграло немаловажную роль в истории Российской империи.
Начиная с основания, город Санкт-Петербург имел не простое существование, жизнь в нем текла и течет бурной рекой. В первой главе уже сообщалось о том, что место, на котором находится город, предназначалось сначала для строительства оборонительной крепости «Санкт-Питер-Бурх». Только потом крепость переросла в город Санкт-Петербург, а затем и во вторую столицу российской империи. В данной главе будет рассказываться об истории существования города и о том, как и при каких обстоятельствах менялось его названия.
Ранняя неожиданная смерть Петра замедлила невероятный, стремительно набранный темп, внеся сумятицу в престолонаследные дела. Возведена интригами влиятельных придворных, и, прежде всего Меньшикова, на престол Екатерина I, а затем коронована Анна, за которой к Петербургу потянулся за наживой длинный шлейф ливонских немцев во главе с Бироном. От недоброй памяти царствования Анны в современном Петербурге сохранился только воздвигнутый позже монумент у Сампсониевского собора на Выборгской стороне, где похоронены князь Волынский и его сподвижники Хрущев и Еропкин (один из архитекторов города), казненные ею за выступление против немецкого засилья. Правда, именно после восшествия на престол Анны Иоанновны столица, перенесенная в 1728 году Петром II в Москву, была возвращена в Петербург.
Но уже Елизавета, дочь Петра, пришедшая к власти при помощи воспитанного в петровских традициях Преображенского полка, несмотря на некоторое легкомыслие и увлечение балами и нарядами, успешно продолжила дело своего отца. При ней Бартоломео Франческо Растрелли приступил к сооружению современного здания Зимнего дворца и Смольного собора, возводился Никольский собор, и тот же Растрелли завершил строительство для императрицы замечательного дворца в Царском Селе. При Елизавете были открыты Пажеский корпус и Академия художеств. Однако, великие крепостные стены ветшали и темнели, сыпалась Путиловская плита, которой в 1756 году при Елизавете Петровне пытались облицевать их, и, несомненно, кирпичные, выветривающиеся стены крепости не гармонировали с великолепными зданиями столицы. [7; 11]
Особенно бурно развивался Петербург при Екатерине II. Считая себя наследницей идей Петра и, желая снискать лавры просвещенного монарха, Екатерина очень много сделала, укрепляя могущество России и способствуя развитию столицы. При Екатерине город уже обрел основные контуры и стал все больше привлекать внимание своей классической красотой. Началась работа по облицовке гранитом крепостных стен, обращенных к Неве. Работы продолжались с 1779 по 1786 год. Одетые камнем бастионы в 1790 г. были украшены на углах гранитными башенками для часовых. Помимо прочего, Екатерина придала начатому еще при Петре коллекционированию произведений искусства систематический характер. Именно она заложила основы ныне всемирно известного эрмитажного собрания. К концу ее правления в Эрмитаже насчитывалось более 2000 картин. В их числе были прославленные произведения Тициана, Рембрандта. Рафаэля, Пуссена. Одновременно щедро пополнялись и другие коллекции. Достойным памятником блистательному царствованию Екатерины стал возведенный в центре Невского проспекта монумент, где она изображена в окружении тех, кто содействовал успеху ее правления – Потемкина, Суворова, Румянцева, Орлова, Безбородко, Дашковой, Державина. [8; 104]
Сына Екатерины II, императора Павел ненавидел все, что было связано с матерью, и годы до восшествия на престол он провел вдали от Петербурга, в Гатчине. Недолгий период правления неуравновешенного Павла, ознаменовавшийся усилением казарменной дисциплины и цензуры, насаждением муштры, обычно оценивался историками крайне негативно, хотя в результате современных, более объективных исследований вырисовывается скорее трагическая фигура, нежели полусумасшедший, взбалмошный деспот, каким его нередко изображали прежде. Однако практически ни одна из разумных реформ, задуманных Павлом, не пошла дальше проекта.
Самые трагические события связаны с Михайловским замком, построенным Павлом для себя в Петербурге, на пересечении Мойки и Фонтанки. Именно в Михайловском замке, изолированном от остального города, в результате придворного заговора, при молчаливом согласии сына-наследника, произошло убийство императора.
Царствование Александра I ознаменовалось многими
архитектурными достижениями. Успешный
исход войны с Наполеоном, завершившейся
победой союзников и торжественным вступлением
русских войск в Париж, способствовал
всеобщему подъему настроения и росту
популярности императора. При Александре
I строились Биржа (Тома де Томон), Смольный
институт благородных девиц (Кваренги),
Елагин дворец (Росси), Адмиралтейство
(Захаров). В 1811 году Воронихин возвел в
самом центре Невского проспекта Казанский
собор, ставший его украшением. При Александре
были открыты Царскосельский лицей и Горный
институт. Память Александра I увековечена
монументальной колонной на Дворцовой
площади.
В конце 1825 года Александр внезапно скончался.
Неожиданная кончина императора послужила
поводом для вооруженного восстания "декабристов"
- офицеров – заговорщиков, сторонников
республики французского типа. Восстание
было подавлено.
Пришедший к власти Николай I придерживался жестко консервативных взглядов. Неуклонно проводимые царем идеи абсолютной монархии вызвали острое недовольство в обществе, причем критиковали его как "западники", либеральные сторонники европейского демократического развития, так и "славянофилы", ориентировавшиеся на национальные традиции. Жесткий консерватизм, насаждение бюрократических порядков привели постепенно к отчуждению власти от народа, дав толчок мощному нигилистическому движению, которое приобрело необратимый характер уже после смерти Николая I. [8; 138]
Однако поразителен такой факт: именно в николаевское время расцвел гений Пушкина, раскрылись таланты Жуковского, Гоголя, Грибоедова. Тургенева, Достоевского. Основные ансамбли, построенные Росси (Дворцовая площадь, Сенат и Синод, Александринский театр), де Монферраном (Исаакиевская площадь, Александровская колонна) и Тома де Томоном (Стрелка Васильевского острова) в значительной мере определяющие величественный облик северной столицы, сложились при Николае I. [3; 324] Своего рода символом самодержавного правления Николая I стал огромный собор св. Исаакия – одна из главных архитектурных достопримечательностей Петербурга.
Ставший преемником Николая Александр II вошел в историю России как "царь-освободитель" – в 1861 году он издал указ, положивший конец крепостному праву. Однако по злой иронии судьбы уже ставшее самоцелью революционное движение избрало именно этого царя жертвой своих террористических покушений, одно из которых завершилось успехом. В память об Александре II на месте покушения, близ Невского проспекта, возведен великолепный храм Воскресения Христова, более известный в народе как "Спас на крови". [2; 97]
Александр III, сменивший на троне отца, отличался более консервативной политикой. При нем шло бурное капиталистическое развитие страны, в частности, строилась, огромная Транссибирская магистраль. Интенсивное строительство шло и в Петербурге. В этот период было возведено множество роскошных дворцов, богатых особняков, храмов, однако ни особой оригинальностью, ни единством стиля они не отличались. При Александре III в основном был построен Русский музей, ставший крупнейшим в мире собранием произведений русского искусства, среди которых знаменитые полотна Брюллова, Венецианова, Шишкина, Айвазовского, Репина, Сурикова, Врубеля. [2; 162]
В художественном отношении царствование Николая II , взошедшего на трон в 1894 году, – это эпоха проникновения стиля модерн в петербургскую архитектуру. Был построен Троицкий мост, и строительная лихорадка охватила Петроградскую сторону, которая долгое время считалась тихой окраиной. Множество домов на Петроградской стороне выстроено в более современном стиле. Яркий Образец такого рода зданий – особняк балерины Матильды Кшесинской, расположенный недалеко от входа в Петропавловскую крепость. Во время правления Николая II 18 августа 1914 году Санкт-Петербург был переименован в Петроград.
Судьба последнего царя из династии Романовых – Николая II сложилась наиболее трагично. На время его правления пришлась «перестройка», начал меняться политический строй – в результате мученическая кончина царской семьи.
23 февраля (8 марта по новому стилю) 1917 года в Петрограде началась февральская революция со стихийных антивоенных демонстраций. Приход к власти большевиков положил начало совершенно особому периоду в жизни, как всей страны, так и городу. В Петрограде в феврале 1917 года был низвергнут герб с двуглавым орлом царской династии. Стремление решительно переделать прошлое, прежде всего, избавиться от следов монархии и религии, привело к большим художественным утратам. Больше всего пострадала Москва, вновь ставшая в 1918 году столицей страны. Петрограду повезло все же больше, но и здесь было разрушено множество храмов и памятников истории.
Во время гражданской войны (весна 1918-1920 г.г.) весной и летом 1919 года белые армии начали наступление на республику Советов с востока, юга и севера. Осенью 1919 года белый генерал Юденич организовал поход на Петроград, который закончился провалом. Победу в Гражданской войне одержали большевики, полноправным правителем России и союзных государств стал Владимир Ильич Ленин.
Информация о работе Санкт-Петербург. От основания до нашего времени