Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:10, реферат
Семья - ячейка общества. Можно бесконечно долго говорить о философских, нравственных моментах семейной организации человеческого рода. Однако я не буду сильно распространяться о высоком предназначении этого крепчайшего союза людей, ибо нас интересуют государственный и правовой аспекты семейной организации.
Введение 3
Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство 4
Брак. 6
Личные и имущественные отношения между супругами. 12
Patria potestas. 16
Заключение 22
Список источников и литературы 23
Отцовская власть над детьми прекращалась только со смертью домовладыки или посредством особого высвобождения из-под власти. Высвобождение было либо добровольным актом домовладыки (manumissio), который приравнивался к высвобождению раба на свободу; или принудительно-правовым (за нарушение обязанности родителя в отношении детей); или по силе частного права. После emantipatio отец сохранял право на пользование половиной имущества сына.
Наконец, стоит кратко рассказать об опеке и попечительстве.
Лицо sui iuris в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторым особым положением может нуждаться в помощи и охране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Этим целям служили в римском праве опека (tutela) над несовершеннолетними, над расточителями, а также рано утратившая практическое значение опека над женщинами·, и попечительство (cura) над безумными, над минорами, над расточителями. Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия придает юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный неспособен; попечитель же выражает свое согласие неформально, возможно даже неодновременно со сделкой.
Например, женщина, которая оставалась в зависимости от опекуна, не может составлять завещания без его согласия; в противном случае, завещание ее по гражданскому праву, будет недействительно.20
Заключение
Таковы основные явления в общей истории римского брака. В ряду других народов не только старого, но и нового мира Рим занимает в этом отношении совершенно исключительное место. Везде развитие брачных отношений начиналось с патриархальной семьи, в которой муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти: идея права мужа над личностью жены сменяется идеей опеки над нею; а эта последняя – идеей главенства мужа в общесемейных делах.
Римское право, знавшее в начале также только патриархальный брак брак с властью мужа (cum manu mariti); созданием брака без власти мужа (sine manu), совершило сразу огромный исторический прыжок: оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи; оба супруга равны друг другу и независимы один от другого. С другой стороны, римское право смотрит на этот брак, как на союз совершенно свободный, зиждущийся только на продолжающемся согласии супругов; по желанию каждого он может быть расторгнут. Всякий контроль государства, приводящий по необходимости – то в большем, то в меньшем количестве случаев (при отсутствии законных причин развода) – к принудительному продолжению брака, римскому праву был противен. Здесь римское право далеко оставляет за собою все, даже самые современные, законодательства и свидетельствует о том, что признание полной свободы разводов отнюдь не ведет ни к разрушению семьи, ни к гибели общества.
Такова общая основная идея римского свободного брака от первого момента его появления в истории до законодательства Юстиниана, и даже христианская религия в Риме этого принципа не уничтожила. Таким последовательным проведением принципа равенства и свободы обеих сторон в браке римское право явило чрезвычайно любопытный пример разрешения трудной и острой проблемы.
Список источников и литературы
Новицкий И. Б. Римское право. М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 1993.
Омельченко О. А. Основы римского права. М.: "Манускрипт", 1994.
Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского. М.: Юристъ, 1996.
Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву. М.: Юрид. лит., 1991.
Всеобщая история государства и права/ под ред. К. Батыра. М.: Былина, 1995.
Косарев А. И. Римское право. М.: Юрид. лит., 1986.
Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М.: Гардарика, 1996.
1 Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву, с. 63.
2 Косарев А. И. Римское право, с. 55.
3 Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского, с. 124.
4 Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву, с. 64.
5 Омельченко О. А. Основы римского права, с. 132.
6 Новицкий И. Б. Римское право, с. 63.
7 Законы XII таблиц, таблица VI, п. 4.// Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, с. 50.
8 Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского, с. 127.
9 Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского, с. 130
10 Омельченко О. Указ. соч., с. 133
11 Омельченко О. Указ. соч. с. 135.
12 Новицкий И. Б. Указ соч. с. 65.
13 Всеобщая история государства и права/ под ред. К. Батыра, с. 101.
14 Новицкий И. Б. Указ. соч. с. 66.
15 Омельченко О. Указ. соч. с. 139.
16 Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского, с. 140
17 Институции Гая, Книга 1, п. 109// Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, с. 57.
18 Омельченко О. Указ. соч. с. 139.
19 См. Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву, с. 75.
· В XII таблицах сказано: "предки утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою. Исключение допускалось только для дев-весталок, которых римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки. Так оно было постановлено законом XII таблиц". (таблица V п.1)
20 Институции Гая, книга II, п. 118// Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, с. 62.
Информация о работе Семейно-брачные отношения по римскому праву