Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:29, контрольная работа
В IX-XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как "первый среди равных". Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам (герцогам Бургундии и Нормандии, графам Фландрии, Тулузы, Шампани и др.). Франция вступила в период сеньоральной монархии.
Введение……………………………………………………………………….....2-4
1.Формирование феодального сословного строя…………………….……..…5-6
2.Возникновение и развитие сеньориальной монархии………………..………..6
3.Центральное управление и местное управление…………………….……...…7
4.Реформы Людовика IX (1226-1270)…………………………………..…..…8-11
Заключение……………………………………………………………….……12-13
Список используемых источников………………………………………....……14
Первоначально вассальные договоры считались на срок жизни сторон и носили персональный характер. Затем обязанности и земля начали передаваться по наследству. Таким образом, феод начал утверждаться как основная форма земельной собственности уже к XI веку.
Договор вассалитета мог прекращать свое действие, если вассал не выполнял своих обязательств и нарушал клятву верности сеньору. Однако из-за того, что юридический механизм разрешения споров в суде сеньора был недостаточно эффективен, и крупные вассалы, обладавшие собственной военной силой, просто-напросто не подчинялись решениям суда. Это приводило к многочисленным распрям и военным конфликтам между феодалами.
О положении крестьян надо заметить отдельно. Зависимые крестьяне делились на две основные группы: сервы и вилланы. Еще в IX-XI веках происходит окончательное формирование класса феодально-зависимых крестьян. Подавляющее большинство крестьян превращается в сервов, правовой статус которых был в определенной степени был унаследован от рабства. Сервы платили шеваж (подушная подать), ежегодный оброк, выполняли барщину.
Однако личная зависимость сервов не привела к превращению их (сервов) в крепостных людей. Объем их повинностей, как правило, регулировался правовыми обычаями. Серв мог продать свой надел или просто уйти от сеньора, так как во Франции не было общегосударственного сыска беглых крестьян.
Вилланы считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Вилланы уплачивали сеньору талью (оброк), размер которого также фиксировался обычаем, но был более легким, чем у сервов.
До XII века вилланы уплачивали и шеваж, но он рассматривался как оказание чести сеньору. Как и все сельские жители, они должны были получать у сеньора (выкупать за плату) формарьяж - разрешение на женитьбу.
С XII века большая часть вилланов освобождается от этой обязанности, просто внеся единовременную выкупную плату. В это же время начинают выкупать лежащую на них обязанность уплачивать сеньору специальный взнос (менморт) при получении ими земельных участков по наследству.
Все крестьянское население
было обязано соблюдать феодальные
монополии земельных
Заключение
Таким образом, можно подвести итоги в теме обсуждения сеньориальной монархии во Франции, и реформ Людовика IX.
В IX-XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как "первый среди равных" (primus inter pares). Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными вассалами. Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, может быть определена как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней фактически была разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями, и приобрела тем самым частноправовой характер.
Становление сеньориальной монархии (IX-XI вв.) означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны, ослабление ее внешнеполитического положения. На данном этапе развития средневекового общества во Франции эта форма государства наиболее точно отражала существующую социальную политическую реальность. В условиях экономической и политической децентрализации отдельные феодалы более эффективно осуществляли государственные функции, чем это делала королевская власть. Сеньориальную монархию нельзя рассматривать лишь как проявление политического регресса. Она непосредственно вытекала из отношений, связанных с натуральным хозяйством и феодальной собственностью на землю, в рамках которой имело место экономическое развитие, хотя и медленное.
Политическая раздробленность не могла остановить поступательного движения общества во Франции. Когда в XII--XIII вв. постепенно начинают вызревать новые экономические потребности, связанные с развитием городов и товарно-денежного хозяйства, политическая децентрализация постепенно прекращается, уступая место противоположной тенденции -неуклонному усилению королевской власти. В XIII в., особенно после реформ Людовика IX, центр политической власти в сеньориальной монархии постепенно перемещается к королю, уже реально выступающему в качестве сюзерена всех феодалов во Франции.
В IX-Х вв. во Франции, когда королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа. В 987 году с избранием королем Гуго Капета прекращается и сама династия Каролингов. При первых Капетингах выборность короля сохраняется, но будущий преемник правящего короля избирается еще при жизни последнего. В XII в. утверждается порядок передачи трона по наследству.
Первоначально функции королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского войска, законодательствовал, осуществлял суд. Но при первых Капетингах королевское законодательство (издание капитуляриев) фактически прекратилось. Другие королевские полномочия также существовали лишь в теории, а не на практике. На короля возлагались обязанности "защиты королевства и церкви", а также "поддержания мира" в стране, но он не имел реальной власти для их осуществления. Судебную власть король имел только в пределах своего домена.
С XII в. положение короля постепенно меняется, некоторые функции реализуются им более активно. Так, восстанавливается практика издания королем законодательных актов -установлений (etablissement), хотя для этого требовалось согласие крупных феодалов (Большого совета). В XIII в. признается, что королевский акт, которому присягнули вассалы, обязателен и
для отсутствующих феодалов. Расширяется Сфера судебной юрисдикции короля.
Список используемых источников
-М.: «Юриспруденция», 2007г., 376с.
1 “Всемирная История”, под ред. Е.М. Жукова, 349 с.
2 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник -М.: «Юриспруденция», 2007г.
Информация о работе Сеньориальной монархии и реформы Людовика IX (1226-1270)