Серебряный век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:30, реферат

Описание работы

«Серебряный век» в русской культуре, будучи удивительно коротким (конец XIX- начало ХХ вв.), оставил свой след в истории России. Эта тема актуальна, так как культура России «серебряного века» отмечена высоким развитием, многими достижениями и открытиями.
Великие потрясения, которая пережила наша страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера и укрепляла свои связи с другими странами.

Содержание работы

Введение
1. Наука
2. Литература
3. Театр и музыка
4. Архитектура и скульптура
5. Живопись
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Серебряный век в русской культуре.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Вывод: век «модерна» был очень  коротким, но это была очень яркая  полоса в истории архитектуры. Кроме  Трубецкого, Коненкова и Эрьзи, в  России в то время работали и другие известные скульпторы, но именно этим трем мастерам с особой силой удалось выразить основные тенденции развития отечественного веяния в начале ХХ века – повышенное внимание к внутреннему миру человека и стремление к народности.

5.Живопись

На рубеже XIX-ХХ веков в русской живописи происходили значительные перемены. Отходили на второй план жанровые сцены. Пейзаж терял фотографичность и линейную перспективу, становился более демократичным, основываясь на сочетании и игре цветовых пятен. В портретах нередко сочетались орнаментальная условность фона и скульптурная четкость лица. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра.3 Художники этого направления: А.П.Рябушкин, А.В.Васнецов, М.В.Нестеров. Импрессионизм, как направление, представлен в работах таких художников, как И.И.Левитан («Березовая роща», «Март»); К.А.Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма («Париж»). Центральная фигура искусства рубежа веков В.А.Серов («Девушка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»). Представителями живописного символизма являлись М.Врубель и В.Борисов-Мусатов. М.А.Врубель был разносторонним мастером. Он с успехом работал над монументальными росписями, картинами, декорациями, рисунками для витражей. Центральный образ творчества Врубеля – Демон («Демон сидящий», «Демон подверженный»). В.Борисов-Мусатов создавал в своих полотнах прекрасный и возвышенный мир. Его творчество – одно из самых ярких и масштабных явлений. На рубеже веков появляется художественное объединение «Мир искусства». Художники этого направления: К.А.Сомов, Н.А.Бенуа, Е.Е.Лансере, М.В.Нестеров, Н.К.Рерих, С.П.Дягилев и др. «Мироискусников» тревожило наступление промышленной эры, когда разрастались огромные города, застроенные безликими фабричными зданиями. Их беспокоило, что искусство вытеснялось и становилось достоянием небольшого круга «избранных». С творчеством «мироискусников» связано возрождение книжной графики, искусства книги. Не ограничиваясь иллюстрациями, художники вводили в книги заставные листы, затейливые виньетки и концовки стиля «модерн». Пришло понимание того, что оформление книги должно тесно быть связано с ее содержанием. Художник-оформитель начал обращать внимание на такие детали, как формат книги, цвет бумаги, шрифт, обрез.

В 1907 г. в Москве возникло другое художественное объединение «Голубая роза», в которое  вошли художники-символисты, последователи  Борисова-Мусатова (П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян). «Голуборозовцы» испытывали влияние стилистики модерна, отсюда характерные черты их живописи – плоскостно-декоративная стилизация форм, поиск утонченных цветовых решений.

Художники объединения «Бубновый валет» (Р.Р.Фальк, И.И.Машков и др.), обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма, а также к приемам русского лубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. Исходный принцип их искусства составлял утверждение предмета в противовес пространственности. В связи с этим изображение неживой натуры – натюрморт – выдвигалось на первое место.

В 1910-х гг. в живописи зарождается примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка и народной игрушки. Представители этого направления – М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, М.З.Шагал, П.Н.Филонов. К этому времени относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, одним из первых манифестов которого явилась книга Ларионова «Лучизм» (1913), а подлинными теоретиками и практиками стали В.В.Кандинский и К.С.Малевич.

Таким образом, необычайное разнообразие и противоречивость художественных исканий, многочисленные группировки  со своими программными установками  отражали напряженную общественно-политическую и сложную духовную атмосферу своего времени.

 

В целом достижения русской культуры «серебряного века» получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Отечественная наука обогатилась рядом достижений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. Развивается творчество художников, создаются их объединения. Идут поиски новых решений и форм в архитектуре и скульптуре. Обогащается музыкальное искусство. Драматический театр переживает период расцвета. В отечественной литературе зародились новые художественные формы.

 

Заключение                                       

Период с конца XIX века до начала Мировой войны вошел в историю как «серебряный век русской культуры». Он имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью. Именно на рубеже веков в искусстве развиваются процессы, которые приводят к формированию типа массовой культуры со свойственным ей примитивизмом изображения человеческих отношений. Рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. Уходят в прошлое жизнеподобная опера, жанровая живопись. Рождается символистская и футуристическая поэзия, музыка, живопись, новый балет, театр, архитектурный модерн.  Начало ХХ века отложилось на библиотечных полках многими высококлассными образцами книжного искусства. В живописи большое значение имело объединение «Мир искусства», ставшее художественным символом границы двух веков. С ним связан целый этап в развитии русской живописи. Особое место в объединении занимали М.А.Врубель, М.В.Нестеров и Н.К.Рерих. Важной чертой развития культуры «серебряного века» является мощный подъем гуманитарных наук.

Самое важное заключается в том, что Россия обогатила мировую  культуру достижениями в самых разнообразных  областях. Русская культура все более и более являет миру себя и открывает мир для себя.      

 

 

 

                                                                                             

 

 

 

                          Список используемой литературы

  1. Балакина Т.И. «История русской культуры», Москва, «Аз»,1996
  2. Бальмонт К. Элементраные слова о символической поэзии//Соколов А.Г.2000
  3. Рапацкая Л.А. «Художественная культура России», Москва, «Владос», 1998.
  4. Ронен Омри. Серебряный век как умысел вымысел // Материалы и исследования по истории русской культуры, - М.,2000, Вып.4
  5. Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. Спб.: Лань, 2000.
  6. Е.Е.Вяземский, Л.В.Жуков. История России с древнейших времен до наших дней, 2005г.
  7. П.Н.Зырянов. История России XIX-начало ХХ вв., 1997г.
  8. А.С.Орлов, В.А.Георгиев. История России с древнейших времен до наших дней, 2000г.

1 П.Н.Зырянов. История России XIX-начало ХХ вв., 1997г.

2 А.С.Орлов, В.А.Георгиев. История России с древнейших времен до наших дней, 2000г.

3 Е.Е.Вяземский, Л.В.Жуков. История России с древнейших времен до наших дней, 2005г.




Информация о работе Серебряный век