Шамани́зм — устоявшееся в науке название
комплекса представлений людей о способах
осознанного и целенаправленного взаимодействия
с трансцендентальным («потусторонним») миром, в первую
очередь — с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм связан с магией,анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться
в различных религиозных
системах. Шаманизм был развит у народов Сибири, Дальнего
Востока, Юго-Восточной
Азии иАфрики. В той или иной форме он существовал
у большинства народов Земли. В этом смысле
шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий.
Однако такое понимание несколько условно,
поскольку современные религии предполагают
единую мифологическую основу. В шаманизме
же мифологическая основа даже в пределах
Евразии может отличаться достаточно
сильно, а африканский и американский
шаманизмы вообще опираются на собственные
системы мифов.
Понятие «шаман» используется во многих языках.
Основная версия его происхождения —
отэвенкийского слова saman[1].
Существует другая версия
происхождения слова шаман:
Слово samana не тунгусского
происхождения. В китайском языке
sha men – одновременно может означать
и буддийского монаха и колдуна-повелителя
духов. В Китай слово это пришло
из Индии, видимо, вместе с буддизмом.
А на древнем священном языке индоариев,
на санскрите, sramana – означает «бродяга»,
«скиталец». Так издревле именовали в
Индии странствующих аскетов-саньясинов.
У казахов и киргизов прорицателей
и целителей заклинаниями именуют баксы. У туркмен бакса – исполнитель
народных песен и танцев. Однако у калмыков,
монголов и маньчжуров бахши – лица высокого
духовного звания; и есть все основания
предполагать, что слово баксы, бахши 315]
происходит от санскритского бхикшу –
странника, то есть от имени, которым называли
себя, начиная с самого Сиддхарты Гаутамы,
буддийские монахи. Не только для дальневосточных,
но и для центральноазиатских народов
колдовство, знахарство оказалось генетически
связано с идущей из Индии буддистской
проповедью[2].
Содержание
[убрать]
- 1 Особенности шаманизма
- 2 Шаманизм в истории
человечества
- 2.1 Шаманизм у древних греков
- 2.2 Шаманизм в Восточной Азии
- 2.3 Шаманизм и эволюция религиозных взглядов
- 2.4 Шаманизм в современной науке
и массовой культуре
- 3 Национальные и региональные
формы шаманизма
- 4 Примечания
- 5 Литература
- 6 См. также
- 7 Ссылки
|
[править]Особенности шаманизма
Шаманизм обладает следующими особенностями,
которые могут значительно варьироваться
от региона к региону:
- Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается терминшаманская болезнь.
- Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.
- Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.
- Шаман может изучать духа, опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.
- Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется бубен или варган, определённые танцы и заклинания.
- Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.
- Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов)
Шаман предпринимает экстатическое
путешествие, чтобы
- встретиться лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношения от своей общины
- отыскать душу больного, которая, как считается, заблудилась вдали от тела или была похищена демонами;
- доставить душу умершего к её новому пристанищу;
- наконец, обогатить свои знания за счет общения со сверхъестественными существами.
Готовясь к
экстатическому путешествию, шаман
надевает ритуальный костюм и бьёт
в бубен (или играет на специальном
инструменте). Во время экстаза он может
превратиться в дикого зверя и наброситься
на других шаманов. Способность шамана
путешествовать в иные миры и видеть сверхъестественные
существа (богов, демонов, духов умерших
и т. п.) послужила решающим фактором познания
смерти.
Распространённым
представлением в сибирском шаманизме
является представление о трёх мирах:
верхнем (небесном), среднем (земном) и
нижнем (подземном). Шаман — человек, который, благодаря
небесному избранию, способен посредствомМирового
Дерева перемещаться между мирами
для достижения практических целей: исцеления
больного, предсказания, вызывание дождя
и т. д.
На шаманизм
опираются анимистические религии, утверждающие, что все в мире
наделено душой. В своих развитых формах
анимистические религии содержат политеистические представления, где природные
явления, такие, как Солнце, Луна, звезды,
гром и молнии, огонь и т. д., уже являются
персонифицированными в виде божеств
(небожителей).
[править]Шаманизм в истории человечества
Алтайская шаманка. Начало XX века
По данным археологии,
шаманские ритуалы практиковались
в Сибири ещё в эпохунеолита и в бронзовом
веке. В отличие от большинства религиозных
учений, созданных тем или иным основателем,
шаманизм сложился естественным, историческим
путем. На определённом этапе отражения
мира в сознании людей образ мифической
Вселенной стал настолько значимым и разработанным,
что разобраться в нём могли только личности,
имевшие особые способности и прошедшие
специальную подготовку[3]. В большинстве обществ появилась
потребность в «посреднике» между человеческим
и потусторонним мирами[4].
[править]Шаманизм у древних греков
Шаманизм был
глобальным явлением, затронувшим большинство
народов древней Евразии. Историки обнаруживают следы
его присутствия даже в античнойкультуре. Ряд исследователей
во главе с Э. Р. Доддсом объясняют распространение
шаманской практики и мифологии у древних
греков контактами греческих колоний в Геллеспонте и на Чёрном
море с иранскими племенамискифов. К. Мойли первым описал шаманскую природу
ряда скифских обычаев и указал на их отражение
в греческой традиции, а также обнаружил
шаманские элементы в греческой эпической поэзии[5].
[править]Шаманизм в Восточной Азии
См.
также: Шаманизм в Китае
"Речения
царств" (Го юй 國語 《楚語下》) приводят наиболее полное
классическое описание шаманизма в китайской
культуре. Выделяются шаманы мужского 覡 и женского 巫 пола, которые разбираются
в ритуалах ответственных за взаимодействие
с духами.
[править]Шаманизм и эволюция религиозных
взглядов
В разных регионах,
у разных народов в ходе накопления
и осмысления шаманского опыта примитивные
и аморфные системы религиозных взглядов (а также
связанные с ними религиозные институты) развивались в более сложные
и устойчивые. Примером результата такой
эволюции является даосизм — всеобъемлющее мировоззрение,
аккумулирующее представления о природе,
душе, мире добрых и злых духов и т. д.
[править]Шаманизм в современной науке
и массовой культуре
В XX веке шаманские техники стали активно
применяться вне традиционного контекста
— в школах и религиях Нью-эйдж, и в различных системах психотерапии.
Бурятский шаман
Будажап Ширеторов
Шаман с бубном
Большое распространение
получили книги о шаманизме американского
антрополога и писателя Карлоса
Кастанеды. В 2011 году немецкий художникКристиан
Тоннис организовал во Франкфурте-на-Майне
выставку "Шаманизм большого Алтая".[6]
В 2011 году в Иркутской области на
базе филиала Бурятского государственного
университета был открыт Центр изучения
древней бурятской религии с целью изучения
шаманизма.[7]
[править]Национальные и региональные
формы шаманизма
- Алтайский
шаманизм
- Бурятский
шаманизм
- Тувинский
шаманизм
- Чукотский
шаманизм
- Якутский
шаманизм
- Шаманизм
в Корее
- Шаманизм
в Перу
- Шаманизм
в Сибири
[править]Примечания
- ↑ Eliade M. Shamanism. Archaic Techniques of Ecstasy. — L.: 1964.
P. 4
- ↑ А. Б. Зубов. «История религии.
Кн. 1. Доисторические и внеисторические
религии». М., «Планета детей», 1997.
- ↑ Арефьев В. Е. Введение в туризм: учебное пособие. —
Барнаул: АГУ, 2002. — 282 с.
- ↑ Пример общества-исключения, где явление
профессионального «посредничества»
не получило распространения — ительмены, у которых функции шамана мог исполнять любой член общины. См.: Религия
ительменов
- ↑ Элиаде М. Греческий
шаманизм // От Залмоксиса
до Чингиз-хана
- ↑ Алтайские
художники шаманят в Германии (Контрабанда, 10 сентября 2011 года)
- ↑ В Иркутской
области будут изучать шаманизм
[править]Литература
- Басилов В.Н. Шаманство как ранняя форма мистицизма. // Вопросы научного атеизма. Вып.33. М., 1989. с.94-108.
- Галданова Г.Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее // Сибирь: этносы и культура ( традиционная культура бурят). Москва-Улан-Удэ, 1998.
- Горшунова О.В. Тяжкое бремя шаманского дара: судьба современной ферганской бахши // Шаманский Дар. Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, т.6. Москва: ИЭА РАН, 2000. Сс. 191-204.
- Горшунова О.В. Образы духов-покровителей среднеазиатских шаманов (бахши): К вопросу о психоментальном аспекте в этнографическом исследовании // Материалы международного интердисциплинарного научно-практического симпозиума. Экология и традиционное религиозно-магическое знание. Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, том 7, часть 2. Москва: ИЭА РАН, 2001. Сс. 22-33.
- Зомонов М.Д., Манжигеев И.А. Словарь бурятского шаманизма. Улан-Удэ: Буряад Унэн, 1998.
- Зомонов М.Д. Концепты шаманизма: семиотико-компаративистский подход // Диалог философских культур и становление трансверсальной философии. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2010. С. 187-192.
- Ксенофонтов
Г.В. Хрестес, шаманизм и христианство: (факты и выводы). Иркутск, 1929.
- Ксенофонтов Г.В. Шаманизм: Избр. труды. Якутск, 1992.
- Кызласов Л.Р. О шаманизме древнейших тюрков // СА. 1990. №3. С. 261-264.
- Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. — М.: Вост. лит., 2004. — ISBN 5-02-018475-6
- Стивенс Д. Секреты шаманизма. М: Киев- София, 2001.
- Токарев
С.А. - «Шаманизм» в книге "Ранние формы религии". - М.: Политиздат, 1990
- Торчинов Е. А. Шаманизм // Религии
мира: Опыт запредельного. — СПб.: Азбука-классика, 2005. C. 115—150. — ISBN 5-352-01370-7
- Хаккарайнен М. В. Трансформация
традиционного знания: шаманизм без шаманов // Смыслы
мифа: мифология в истории и культуре. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 116—121. — ISBN 5-88925-009-4
- Шаманизм и ранние религиозные представления / отв. ред. Д. А. Функ. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1995.
- Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII — XX вв. — СПб.: СПбГУ, 2006. — ISBN 5-8465-0424-8
- Элиаде М. Шаманизм:
архаические техники экстаза. — Киев: София, 2000. — ISBN 5-220-00304-6
- Gorshunova O. Tajik shamanism
(Central Asia) //Shamanism. An Encyclopedia of World Beliefs, Practices,
and Culture, vol.1.Edited by Eva Jane Neumann Fridman and Mariko Namba
Walter. Santa Barbara, CA.: ABC-CLIO, 2004. Pp. 629-633.
- Thiel J. Shamanism im Alten
China // Sinologica. Vol. 10 (1968).