Шаманизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 09:55, реферат

Описание работы

Шамани́зм — устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, в первую очередь — с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм связан с магией,анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов.

Содержание работы

• 1 Особенности шаманизма
• 2 Шаманизм в истории человечества
o 2.1 Шаманизм у древних греков
o 2.2 Шаманизм в Восточной Азии
o 2.3 Шаманизм и эволюция религиозных взглядов
o 2.4 Шаманизм в современной науке и массовой культуре
• 3 Национальные и региональные формы шаманизма
• 4 Примечания
• 5 Литература
• 6 См. также
• 7 Ссылки

Файлы: 1 файл

шаманизм.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Шамани́зм — устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, в первую очередь — с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм связан с магией,анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии иАфрики. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов.

Понятие «шаман» используется во многих языках. Основная версия его происхождения — отэвенкийского слова saman[1].

Существует другая версия происхождения слова шаман:

Слово samana не тунгусского  происхождения. В китайском языке sha men – одновременно может означать и буддийского монаха и колдуна-повелителя духов. В Китай слово это пришло из Индии, видимо, вместе с буддизмом. А на древнем священном языке индоариев, на санскрите, sramana – означает «бродяга», «скиталец». Так издревле именовали в Индии странствующих аскетов-саньясинов.

У казахов и киргизов прорицателей и целителей заклинаниями именуют баксы. У туркмен бакса – исполнитель народных песен и танцев. Однако у калмыков, монголов и маньчжуров бахши – лица высокого духовного звания; и есть все основания предполагать, что слово баксы, бахши 315] происходит от санскритского бхикшу – странника, то есть от имени, которым называли себя, начиная с самого Сиддхарты Гаутамы, буддийские монахи. Не только для дальневосточных, но и для центральноазиатских народов колдовство, знахарство оказалось генетически связано с идущей из Индии буддистской проповедью[2].

Содержание  

[убрать] 

  • 1 Особенности шаманизма
  • 2 Шаманизм в истории человечества
    • 2.1 Шаманизм у древних греков
    • 2.2 Шаманизм в Восточной Азии
    • 2.3 Шаманизм и эволюция религиозных взглядов
    • 2.4 Шаманизм в современной науке и массовой культуре
  • 3 Национальные и региональные формы шаманизма
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки

 

[править]Особенности шаманизма


Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона к региону:

  • Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается терминшаманская болезнь.
  • Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.
  • Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.
  • Шаман может изучать духа, опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.
  • Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется бубен или варган, определённые танцы и заклинания.
  • Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.
  • Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов)

Шаман предпринимает экстатическое путешествие, чтобы

  • встретиться лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношения от своей общины
  • отыскать душу больного, которая, как считается, заблудилась вдали от тела или была похищена демонами;
  • доставить душу умершего к её новому пристанищу;
  • наконец, обогатить свои знания за счет общения со сверхъестественными существами.

Готовясь к  экстатическому путешествию, шаман  надевает ритуальный костюм и бьёт в бубен (или играет на специальном инструменте). Во время экстаза он может превратиться в дикого зверя и наброситься на других шаманов. Способность шамана путешествовать в иные миры и видеть сверхъестественные существа (богов, демонов, духов умерших и т. п.) послужила решающим фактором познания смерти.

Распространённым  представлением в сибирском шаманизме  является представление о трёх мирах: верхнем (небесном), среднем (земном) и  нижнем (подземном). Шаман — человек, который, благодаря небесному избранию, способен посредствомМирового Дерева перемещаться между мирами для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывание дождя и т. д.

На шаманизм опираются анимистические религии, утверждающие, что все в мире наделено душой. В своих развитых формах анимистические религии содержат политеистические представления, где природные явления, такие, как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь и т. д., уже являются персонифицированными в виде божеств (небожителей).

[править]Шаманизм в истории человечества


 

Алтайская шаманка. Начало XX века

По данным археологии, шаманские ритуалы практиковались в Сибири ещё в эпохунеолита и в бронзовом веке. В отличие от большинства религиозных учений, созданных тем или иным основателем, шаманизм сложился естественным, историческим путем. На определённом этапе отражения мира в сознании людей образ мифической Вселенной стал настолько значимым и разработанным, что разобраться в нём могли только личности, имевшие особые способности и прошедшие специальную подготовку[3]. В большинстве обществ появилась потребность в «посреднике» между человеческим и потусторонним мирами[4].

[править]Шаманизм у древних греков

Шаманизм был  глобальным явлением, затронувшим большинство  народов древней Евразии. Историки обнаруживают следы его присутствия даже в античнойкультуре. Ряд исследователей во главе с Э. Р. Доддсом объясняют распространение шаманской практики и мифологии у древних греков контактами греческих колоний в Геллеспонте и на Чёрном море с иранскими племенамискифов. К. Мойли первым описал шаманскую природу ряда скифских обычаев и указал на их отражение в греческой традиции, а также обнаружил шаманские элементы в греческой эпической поэзии[5].

[править]Шаманизм в Восточной Азии

См. также: Шаманизм в Китае

"Речения  царств" (Го юй 國語 《楚語下》) приводят наиболее полное классическое описание шаманизма в китайской культуре. Выделяются шаманы мужского 覡 и женского 巫 пола, которые разбираются в ритуалах ответственных за взаимодействие с духами.

[править]Шаманизм и эволюция религиозных взглядов

В разных регионах, у разных народов в ходе накопления и осмысления шаманского опыта примитивные  и аморфные системы религиозных взглядов (а также связанные с ними религиозные институты) развивались в более сложные и устойчивые. Примером результата такой эволюции является даосизм — всеобъемлющее мировоззрение, аккумулирующее представления о природе, душе, мире добрых и злых духов и т. д.

[править]Шаманизм в современной науке и массовой культуре

В XX веке шаманские техники стали активно применяться вне традиционного контекста — в школах и религиях Нью-эйдж, и в различных системах психотерапии.

 

 

Бурятский шаман  Будажап Ширеторов

 

 

Шаман с бубном

Большое распространение  получили книги о шаманизме американского  антрополога и писателя Карлоса Кастанеды. В 2011 году немецкий художникКристиан Тоннис организовал во Франкфурте-на-Майне выставку "Шаманизм большого Алтая".[6]

В 2011 году в Иркутской области на базе филиала Бурятского государственного университета был открыт Центр изучения древней бурятской религии с целью изучения шаманизма.[7]

[править]Национальные и региональные формы шаманизма


  • Алтайский шаманизм
  • Бурятский шаманизм
  • Тувинский шаманизм
  • Чукотский шаманизм
  • Якутский шаманизм
  • Шаманизм в Корее
  • Шаманизм в Перу
  • Шаманизм в Сибири

[править]Примечания


  1. ↑ Eliade M. Shamanism. Archaic Techniques of Ecstasy. — L.: 1964. P. 4
  2. ↑ А. Б. Зубов. «История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии». М., «Планета детей», 1997.
  3. ↑ Арефьев В. Е. Введение в туризм: учебное пособие. — Барнаул: АГУ, 2002. — 282 с.
  4. ↑ Пример общества-исключения, где явление профессионального «посредничества» не получило распространения — ительмены, у которых функции шамана мог исполнять любой член общины. См.: Религия ительменов
  5. ↑ Элиаде М. Греческий шаманизм // От Залмоксиса до Чингиз-хана
  6. ↑ Алтайские художники шаманят в Германии (Контрабанда, 10 сентября 2011 года)
  7. ↑ В Иркутской области будут изучать шаманизм

[править]Литература


  • Басилов В.Н. Шаманство как ранняя форма мистицизма. // Вопросы научного атеизма. Вып.33. М., 1989. с.94-108.
  • Галданова Г.Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее // Сибирь: этносы и культура ( традиционная культура бурят). Москва-Улан-Удэ, 1998.
  • Горшунова О.В. Тяжкое бремя шаманского дара: судьба современной ферганской бахши // Шаманский Дар. Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, т.6. Москва: ИЭА РАН, 2000. Сс. 191-204.
  • Горшунова О.В. Образы духов-покровителей среднеазиатских шаманов (бахши): К вопросу о психоментальном аспекте в этнографическом исследовании // Материалы международного интердисциплинарного научно-практического симпозиума. Экология и традиционное религиозно-магическое знание. Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, том 7, часть 2. Москва: ИЭА РАН, 2001. Сс. 22-33.
  • Зомонов М.Д., Манжигеев И.А. Словарь бурятского шаманизма. Улан-Удэ: Буряад Унэн, 1998.
  • Зомонов М.Д. Концепты шаманизма: семиотико-компаративистский подход // Диалог философских культур и становление трансверсальной философии. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2010. С. 187-192.
  • Ксенофонтов Г.В. Хрестес, шаманизм и христианство: (факты и выводы). Иркутск, 1929.
  • Ксенофонтов Г.В. Шаманизм: Избр. труды. Якутск, 1992.
  • Кызласов Л.Р. О шаманизме древнейших тюрков // СА. 1990. №3. С. 261-264.
  • Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. — М.: Вост. лит., 2004. — ISBN 5-02-018475-6
  • Стивенс Д. Секреты шаманизма. М: Киев- София, 2001.
  • Токарев С.А. - «Шаманизм» в книге "Ранние формы религии". - М.: Политиздат, 1990
  • Торчинов Е. А. Шаманизм // Религии мира: Опыт запредельного. — СПб.: Азбука-классика, 2005. C. 115—150. — ISBN 5-352-01370-7
  • Хаккарайнен М. В. Трансформация традиционного знания: шаманизм без шаманов // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 116—121. — ISBN 5-88925-009-4
  • Шаманизм и ранние религиозные представления / отв. ред. Д. А. Функ. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1995.
  • Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII — XX вв. — СПб.: СПбГУ, 2006. — ISBN 5-8465-0424-8
  • Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. — Киев: София, 2000. — ISBN 5-220-00304-6
  • Gorshunova O. Tajik shamanism (Central Asia) //Shamanism. An Encyclopedia of World Beliefs, Practices, and Culture, vol.1.Edited by Eva Jane Neumann Fridman and Mariko Namba Walter. Santa Barbara, CA.: ABC-CLIO, 2004. Pp. 629-633.
  • Thiel J. Shamanism im Alten China // Sinologica. Vol. 10 (1968).

Информация о работе Шаманизм