Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 17:18, реферат
Шариат(мусульманское право) органически связан с Исламом, и его учением. Согласно юридической энциклопедии «Шариат-свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права.
Введение………………………………………………………………………….3 1 Ислам…………………………………………………………………………….4 1.1. Посланник Аллаха……………………………………………………………5 2. Общая характеристика мусульманского права………………………………9 3. Источники шариата…………………………………………………………...11 Заключение………………………………………………………………………15Список литературы………………………………………………………………16
- обязательные,
- рекомендуемые,
- дозволенные,
- предосительные, но не влекущие за собой применения накзания;
- запрещенные и подлежащие наказанию.
Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породила и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека .
Для шариата
не к правам мусульманина, а
к его обязанностям по
Одной из характерных
черт средневекового
Как конфиссеональное
право шариат отличался от канонического
права в странах Европы в том
отношении, что он регулировал не
строго очерченные сферы общественной
и церковной жизни, а выступал
в качестве всеохватывающей и
всеобъемлющей нормативной
3. Источники мусульманского права.
Коран.
Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммадом между 610 и 632 г.г. Исследователи находят в Коране пложения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.
Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник."
Коран состоит
из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов
стихов (аята). Большая часть этих
стихов имеет мифологический
характер, и лишь около 500 стихов
содержит предписания,
Большая часть положений Корана носит казуальный харктер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того. какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях
Чтобы не быть голословным, привязываясь к тексту Корана, хочу продемонстрировать, как, откуда и почему появилось грозное понятие "священная война".
Дело Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через добровольную преданность и через вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его мечом. Когда еще до хиджры Мухаммад взял с ансаров "клятву мужей", т.е. обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже, очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея утверждается с большей настойчивостью.
"Сражайтесь
с врагами вашими на войне
за веру, но не нападайтье первые.
Бог ненавидит нападающих. Убивайте
врагов ваших везде, где
Сунна.
Другим авторитетным
и обзательным для всех мусульман
источником права была Сунна ("священное
предание"), состоящая из многочисленных
рассказов (хадисов) о суждениях
и поступках самого Мухаммада. В
хадисах также можно встьретить
различные правовые напластования,
отражающие развитие социальных отношений
в арабском обществе. Окончательное
редактирование хадисов было осуществлено
в 9 веке, когда были составлены в
ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую
известность из которых получил
Бухари (умер в 870 г.). Из сунны также
выводятся нормы брачного и наследственного,
доказательственного и
Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь Мухаммада, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих .
Иджма.
Третье место
в иерархии источников мусульманского
права занимала иджма, которая рассматривалась
как "общее согласие мусульманской
общины". Наряду с Кораном и
Сунной она относилась к группе авторитетных
источников шариата. Практически иджма
складывалась из совпадающих мнений
по религиозным и правовым вопросам,
которые были высказаны сподвижниками
Мухаммада или впоследствии наиболее
влиятельными мусульманскими теологами-правоведами
(имамами, муфтиями, муджатахидами). Иджма
развивалась как в виде интерпретаций
текста Корана или Сунны, так и
путем формирования новых норм, которые
уже не связывались с Мухаммадом.
Они предусматривали
Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммада : "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".
Болшая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва- решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.
Кияс.
Одним из наиболее
спорных источников мусульманского
права, вызывающим острые разногласия
между разными направлениями, был
кияс- решение правовых дел по аналогии.
Согласно киясу правило, установленное
в Коране, Сунне или иджме, может
быть применено к делу, которое
прямо не предусмотрено в этих
источниках права. Кияс не только позволял
быстро урегулировать новые
Но вруках мусульманских судей кияс часто становился и оружием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями- ханифатами.
В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (араты), в частности у народов, населяющих нашу страну.
Фирманы, кануны.
И наконец, призводным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением.
Итак, подводя итоги проделанной работы хочу обобщить : подробно рассмотрен процесс возникновения и формирования ислама, уделено большое внимание отцу "религии покорных"- пророку Мухаммаду, представлена общая характеристика шариата и рассмотрены основные его источники
Список использованной литературы .
1. Религии мира.
Энциклопедия. т.6.Москва "Аванта +".1996г.