Шариат и его основные источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 17:18, реферат

Описание работы

Шариат(мусульманское право) органически связан с Исламом, и его учением. Согласно юридической энциклопедии «Шариат-свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3 1 Ислам…………………………………………………………………………….4 1.1. Посланник Аллаха……………………………………………………………5 2. Общая характеристика мусульманского права………………………………9 3. Источники шариата…………………………………………………………...11 Заключение………………………………………………………………………15Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

«История государства и права зарубежных стран».docx

— 36.07 Кб (Скачать файл)

- обязательные,   

- рекомендуемые,

    - дозволенные,  

- предосительные, но не влекущие за собой  применения     накзания; 

- запрещенные и  подлежащие наказанию.

Признание божественного  предопределения в шариате с  неизбежностью породила и большую  значимость вопроса о свободе  воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека .

 Для шариата  не к правам мусульманина, а  к его обязанностям по отношению  к Аллаху. Нормы, содержащие также  обязанности, определили всю жизнь  правоверного мусульманина (ежедневное  совершение молитвы, соблюдение  поста и правил захоронения  и т.д.). Не случайно особенностью  норм, составляющих шариат, является  то, что они применяются только  к мусульманам и в отношениях  между мусульманами. Раннему исламу  и шариату были присущи нормы,  восходящие еще к общинному  строю, содержащие элементы коллективизма,  милосердие, заботы о калеках.  Но в шариате нашли свое  отражение и представлении о  бессилии человека перед богом,  о вытекающей отсюда созерцательности  и покорности. В Коране особенно  подчеркивалась необходимость для  мусульманина проявлять терпение  и смирение: "Терпение, ведь Аллах  с терпеливыми." Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас."

 Одной из характерных  черт средневекового мусульманского  права была его целостность.  Вместе с предствлением о едином  боге - Аллахе - утвердилась идея  единого правового порядка, имеющего  универсальный порядок. мусульманское  право на первый план выдвигало  не территориальный, а конфессиальныЙ  принцип. Мусульманин, находясь  в любой другой стране, должен  был соблюдать шариат, сохранить  верность исламу. Постепенно  с распространением ислама  и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права.

Как конфиссеональное право шариат отличался от канонического  права в странах Европы в том  отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и  всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран  Азии и Африки. Со временем нормы  шариата вышли далеко за пределы  Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и  часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое  распространение ислама и шариата  повлекло за собой и все большее  проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных  правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных напрвлений в исламе соответсвующим образом  произошел раскол в шариате, где  наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление  - шиизм.

                 3. Источники мусульманского права.

Коран.

Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая  из притч, молитв и проповедей, произнесенных  Мухаммадом между 610 и 632 г.г. Исследователи  находят в Коране пложения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской  Аравии.

Сначала пророческие  откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические  записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной  редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В  самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник."

 Коран состоит  из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов  стихов (аята). Большая часть этих  стихов имеет мифологический  характер, и лишь около 500 стихов  содержит предписания, относящиеся  к правилам поведения мусульман.  При этом не более чем 80 из  них можно рассматривать как  собственно правовые (в основном  это правила, относящиеся к  браку и семье), остальные касаются  религиозного ритуала и обязанностей  .

Большая часть положений  Корана носит казуальный харктер  и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи  с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид  и могут приобретать разный смысл  в зависимости от того. какое содержание в них вкладывается. В последующей  судебно-богословской практике и в  правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих  правовых предписаниях

Чтобы не быть голословным, привязываясь к тексту Корана, хочу продемонстрировать, как, откуда и почему появилось грозное понятие "священная  война".

Дело Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует  через добровольную преданность  и через вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его мечом. Когда еще до хиджры Мухаммад взял с ансаров "клятву мужей", т.е. обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже, очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея утверждается с большей настойчивостью.

"Сражайтесь  с врагами вашими на войне  за веру, но не нападайтье первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте  врагов ваших везде, где найдете  их; изгоняйте их оттуда, откуда  они вас изгоняли. Отступничество  хуже убийства. Не сражайтесь  с ними у святого храма, разве  только они вызовут вас. Если  нападут на вас - купайтесь  в крови их. Такова награда  неверных. Если покинут заблуждение  свое - Господь снисходителен и  милостив. Сражайтесь с врагами,  доколе не утвердится ислам.  Ваша ненависть да воспламеняется  только против превратных. Если  нападут на вас в священном  месте, - и в священном месте  воздайте им тем же

 Сунна.

Другим авторитетным и обзательным для всех мусульман  источником права была Сунна ("священное  предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях  и поступках самого Мухаммада. В  хадисах также можно встьретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений  в арабском обществе. Окончательное  редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в  ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил  Бухари (умер в 870 г.). Из сунны также  выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного  права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые  были пересказаны сподвижниками  Мухаммада, причем. в отличие от суннитов, шииты признавали действительными  лишь те хадисы, которые восходили  к халифу Али и к его сторонникам  .

Таким образом, "Сунна  посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь  Мухаммада, его слова и дела, а  в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий  Коран и почитаемый наравне с  ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны  и следование ей - один из главных  критериев авторитетных предводителей  верующих .

Иджма.

Третье место  в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась  как "общее согласие мусульманской  общины". Наряду с Кораном и  Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма  складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками  Мухаммада или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Иджма  развивалась как в виде интерпретаций  текста Корана или Сунны, так и  путем формирования новых норм, которые  уже не связывались с Мухаммадом. Они предусматривали самостоятельные  правила поведения и становились  обязательными в силу единодушной  поддержки муфтиев и муджатахидов.

Такой способ развития норм мусульманского права получил  название "иджтихад". Правомерность  иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммада : "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

Болшая роль иджмы  в развитии шариата состояла в  том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского  халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие  специфику завоеванных стран. К  иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и  фетва- решения и мнения отдельных  муфтиев по правовым вопросам.

Кияс.

 

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия  между разными направлениями, был  кияс- решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное  в Коране, Сунне или иджме, может  быть применено к делу, которое  прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал оссвобождению  шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

Но вруках мусульманских  судей кияс часто становился и  оружием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован  Абу Ханифа и его последователями- ханифатами.

В качестве дополнительного  источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно  в само мусульманское право в  период его становления, но не противоречившие  прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию  мусульманского права (араты), в частности  у народов, населяющих нашу страну.

Фирманы, кануны.

 

И наконец, призводным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем в  других мусульманских государствах с развитием законодательной  деятельности в качестве источника  права стали рассматриваться  и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам  шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими  деятельность государственной власти с населением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Заключение

 

Итак, подводя итоги  проделанной работы хочу обобщить : подробно рассмотрен процесс возникновения  и формирования ислама, уделено большое  внимание отцу "религии покорных"- пророку Мухаммаду, представлена общая  характеристика шариата и рассмотрены  основные его источники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы .

 

1. Религии мира. Энциклопедия. т.6.Москва "Аванта +".1996г.                         2. Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола. Библиографическая библиотека Ф.Павленкова. Москва. Республика.1995       3. История государства и права зарубежных стран. Учебник под ред. П.Н.Галазны. Москва. Юрид. лит-ра. 1980.                                                          4. Ислам. Проблемы идеологии, права,политики и экономики. Под ред. Г.Ф.Ким. Москва. Наука. 1985.                                                                               5. Юридическая энциклопедия под ред. М. Ю.Тихомирова. М.1997г.                       6. История государства и права зарубежных стран. Под ред. О.П.Жидкова. ч.1 Норма. Москва.1996.  

 
 

 


Информация о работе Шариат и его основные источники