Шигабутдин Марджани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:59, реферат

Описание работы

Характеризуя личность Ш. Марджани, следует отметить присущие ему высокие гражданские качества. Как гуманист он постоянно стремился помочь человеку труда. В этом он видел и основную цель науки. Ш. Марджани отличался беззаветной преданностью науке, безоговорочно принося в жертву ей личное. Ученому были свойственны также непоколебимая стойкость идеалов, верность избранному пути и высокая принципиальность.

Содержание работы

Введение 3
Религиозно-реформаторский этап. 5
Просветительский этап (70-80 е годы 19 в.). 8
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

Iskandar_tat.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Ш. Марджани осуждал подавление национальных свобод со стороны царского самодержавия. Он сочувственно относился к освободительной борьбе дагестанского народа во главе с Шамилем. Однако утверждение X. Хисматуллина о том, что Ш. Марджани переписывался с вождем дагестанского освободительного движения Шамилем, не соответствует действительности. Ш. Марджани подчеркивает, что встречаться или же переписываться с Шамилем ему не приходилось. В автографе второго тома "Мустафад ал-ахбар..." имеется биография Шамиля, а также описывается выступление татарского населения во главе с Ишбулатом против "подвигов" Луки Канашевича по насильственной христианизации нерусского населения, приводятся различные факты национального и колониального гнета царизма по отношению к народам Среднего Поволжья, из'ятые царской цензурой при опубликовании книги.

Ученого заботят и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа, беспокоят его благосостояние, социально-экономическое и политическое положение. Считая просвещение самым мощным орудием прогресса, ученый пытался вызволить свой народ из "спячки".

Марджани - предвестник джадидского движения в России, и именно он заложил его основы - реформу преподавания в медресе, усвоение татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

    Итак, истоки формирования исторических взглядов Марджани можно найти как в восточной, так и в западной культуре. Если влияние первой было сильным и непосредственным, что видно из содержания сочинений Ш. Марджани, то влияние второй было опосредствованным, оно менее ярко выражено и в основном вытекает лишь из контекстов его трудов.

Марджани написал  более 30 произведений, большая часть  которых была издана в основном на арабском языке. Только некоторые сочинения  написаны на татарском языке арабским шрифтом. Не все произведения, написанные ученым, еще обнаружены. Например, "Рисалятун фи масаилин-нахв" ("Трактат о вопросах грамматики"), "Ат-тахрират аль-муфрада" ("Отдельные редактирования").

Марджани пытался  освободить свой народ от «спячки», опираясь на просвещение, которое считал наиболее мощным орудием прогресса. Марджани стремился дать ответы на многочисленные вопросы, которые поднимались татарским обществом, развивающемуся по буржуазному пути: поднять культурный и социально-политический уровень татарского народа, одновременно «обновив его веру» и приобщив его к более современной цивилизации. Марджани открыто проявляет свои религиозные взгляды, при этом резко критикуя вопросы каляма. Марджани является настоящим предвестником, заложившим основы джадидского движения России, ведь это он провел реформу преподавания в медресе, способствуя усвоению татарским народом множественных передовых достижений науки, как впрочем и культуры, всего мира. За свою жизнь Марджани смог написать свыше 30 произведений, не все из них еще обнаружены, а большая часть из найденных издана на арабском языке. Деятельность в качестве просветителя, историка, религиозного деятеля, педагога и философа, а также идейно-философские взгляды, исповедуемые Марджани навсегда останутся в памяти отечественной истории.

 

Список использованной литературы

 

  1. Татарские интеллектуалы :Исторические портреты. Сост.Р.М. Мухаметшин.-Казань изд. «Магариф» 2005
  2. История Татарстана. - Казань: ТАРИХ, 2001. - 544с.
  3. Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению.- Казань.: Иман, 1997. - 80 с.

4.  Махмутов М. И. Педагогика и ментальность татарского народа в контексте «Запад - Восток».//Очерки по истории татарской культуры в контексте «Запад-Восток».- Казань: Фикер, 2001 - 624 с. - с. 252-300.

5. Тагиров И. Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХ век).- Казань: Татарское книжное издательство, 1999. - 468с.

6. Ханбиков Я. И. История развития педагогической мысли татарского народа. - Казань, 1975 - 162с.

7. Харисов Ф. Ф. Национальная культура и образование. - Москва.: Педагогика, 2000 - 272с.

 


Информация о работе Шигабутдин Марджани